Игры и упражнения для развития ротового выдоха

Цели:

— развивать длительный, непрерывный ротовой выдох;

— активировать губные мышцы.

Листопад

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

* * *

Логопед выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

Логопед. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер — подуем на листья!

Логопед вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.

Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Чей одуванчик раньше улетит?

* * *

Игра проводится на воздухе. Логопед предлагает сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть с одуванчика все пушинки нужно за 3—4 раза.

Осенние листочки

Оборудование: несколько сухих разноцветных листьев деревьев.

* * *

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков.

Инструкция. По команде логопеда медленно набирать воздух через нос. Следить, чтобы не поднимались плечи. Вытягивать губы трубочкой. Дуть на листочки, не раздувая щек. Повторить 3—5 раз.

Лети, бабочка

Оборудование: 2—3 яркие бумажные бабочки.

* * *

Перед началом занятия к каждой бабочке нужно привязать нитку длиной 20—40 см, прикрепить их к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Инструкция[1].

Рыбки

Оборудование: 2—3 яркие бумажные рыбки.

* * *

На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

Логопед. Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.

Инструкция.

Ветерок

Оборудование: бумажные султанчики (метелки).

* * *

Перед началом необходимо подготовить метелки. Для этого нужно прикрепить полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу или елочное украшение «дождик».

Логопед предлагает поиграть с метелочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Инструкция.

Снег идет!

Оборудование: кусочки ваты.

* * *

Логопед раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

Логопед. Представьте, что сейчас зима. На улице падает снежок. Давайте подуем на снежинки!

Логопед показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

Инструкция.

Дождик

Оборудование: новогодний дождик, бумажная туча.

* * *

Ребенок перед собой держит бумажную тучу, к которой прикреплен новогодний дождик.

Логопед. Давай сделаем так, чтобы из тучи пошел дождь. Смотри, я дую на дождинки, они колышутся, очень похоже на настоящий дождь. Попробуй и ты,,

Логопед показывает, как правильно дуть, чтобы колыхались дождинки, дети повторяют.

Инструкция.

Самолеты летят

Оборудование: 2—3 бумажных самолета.

* * *

На уровне рта ребенка на ниточках подвешены бумажные самолетики.

Логопед. Давай сделаем так, чтобы самолетика полетели. Подуй на них вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть, чтобы «полетели» самолетики, дети повторяют.

Инструкция.

В гости к Мухе-цокотухе

Оборудование: 2—3 бумажных насекомых.

* * *

Перед ребенком на ниточках висят бумажные насекомые.

Логопед. Пчела, шмель, бабочка очень спешат в гости к Мухе-цокотухе. Давай поможем им. Подуйте на них, и они полетят быстрее.

Логопед показывает, как правильно дуть на насекомых, дети повторяют.

Инструкция.

Фигуристка

Оборудование: вырезанная из бумаги фигуристка.

* * *

Перед ребенком на ниточке висит вырезанная из бумаги фигуристка.

Логопед. Наша фигуристка очень любит вращаться. Подуй на нее вот так, и она начнет вращение.

Логопед показывает, как правильно дуть на фигуристку, дети повторяют.

Инструкция.

Шаловливый ветерок

Оборудование: узкие атласные ленточки одного или разного цвета.

* * *

Перед ребенком на ниточке висят атласные ленточки — «занавески».

Логопед. Маленький ветерок очень любит играть. Сегодня он прилетел к окну. Ему очень понравились эти занавески. Он подул на них, они стали колыхаться и играть с ветерком. Смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на ленточки-«занавески», дети повторяют.

Инструкция.

Травушка-муравушка

Оборудование: узкие атласные ленты зеленого цвета.

* * *

Перед ребенком висят несколько узких ленточек зеленого цвета — «трава».

Логопед. Это травушка. Ветра нет, она неподвижна. Но вот налетел ветерок, он колышет нашу травушку-муравушку. Смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на ленточки-«травушку», дети повторяют.

Инструкция.

Веселые обезьянки

Оборудование: 2—3 бумажные обезьянки.

* * *

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках обезьянки. Дети стоят напротив них.

Логопед. Веселые обезьянки очень любят играть, прыгать по деревьям, качаться на них. Смотри, я дую на них, и они качаются. Попробуй и ты.

Логопед показывает, как дуть на обезьянок, дети повторяют.

Инструкция.

Летите, птички!

Оборудование: 2—3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

* * *

Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Логопед предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше.

Инструкция.

Бумажные флажки

Оборудование: гирлянда из бумажных флажков.

* * *

На уровне рта ребенка подвешена гирлянда из бумажных флажков.

Логопед. Флажки полощутся на ветру!

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на флажки.

Инструкция.

Лыжники

Оборудование: бумажные фигурки лыжников.

* * *

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на краю стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на лыжника. Продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет — «проскользит по столу». Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Инструкция.

Наши рекомендации