Режимы отображения трехмерных объектов
Практическое занятие № 20
Каркасное и поверхностное моделирование
Цель работы: Рассмотреть способы отображения и просмотра трехмерных объектов. Изучить способы создания каркасных и поверхностных моделей.
Общие сведения
Типы моделей трехмерных объектов
В AutoCAD можно создавать три типа моделей трехмерных объектов: каркасные, поверхностные и твердотельные.
Каркасные моделипредставляют собой как будто модели объектов, созданные из проволоки. При этом они не имеют поверхностей, а просто дают представление о форме трехмерных объектов, показывая их ребра. Для каркасной модели понятие объема отсутствует.
Поверхностные моделиуже несут информацию о поверхности модели, формирующей внешний вид объекта. При этом поверхности могут быть окрашены, а сами поверхностные модели могут закрывать объекты, находящиеся позади них. В общем, поверхностная модель представляет собой, по сути, каркасную модель, обтянутую каким-либо материалом (бумагой, тканью). При этом она дает представление о внешнем виде объекта, но абсолютно не учитывает то, что находится внутри объекта.
Поверхностная модель имеет объем, но массу она не учитывает, так как не учитывается толщина стенок модели.
Наибольшую информацию о моделируемых объектах несут твердотельные модели(их еще называют просто телами). Они позволяют учитывать то, что внутри объект не является полым. Благодаря этому можно комбинировать тела, объединяя и вычитая их, и создавать, таким образом, новые более сложные объекты.
Система AutoCAD может строить примитивы не только в плоскости XY, которая до сих пор была единственной плоскостью построений, но и в любой плоскости трехмерного пространства. Кроме того, в системе AutoCAD существует большой набор пространственных примитивов (сетей, тел и др.), которые позволяют выполнять построения трехмерных моделей зданий, сооружений и машиностроительных изделий.
Трехмерное моделирование обеспечивает следующие возможности:
Ø просмотр модели из любой точки пространства;
Ø выполнение сечения модели;
Ø автоматическое построение двухмерных чертежей модели;
Ø получение реалистичного отображения модели;
Ø добавление характеристик материала и внешнего освещения.
Режимы отображения трехмерных объектов
Каркасное представлениене всегда позволяет определить форму модели, поскольку, модель является прозрачной.
Для изменения внешнего вида поверхностных и твердотельных моделей используется команды: Раскрашивание, Скрыть линии,Тонировать. На каркасные модели, которые не имеют поверхностей, эти команды не влияют. Команда Вид – Раскрашивание позволяет представить поверхностные модели в цветном или черно-белом изображении, со скрытыми ребрами, а также поддерживает каркасный вид и четыре типа заливки цветом.
После выбора команды открывается подменю, с помощью которого вызываются опции команды, представленные на рис. 1.
Рисунок 1 – Опции команды Раскрашивание
Их можно также активизировать, используя панель инструментов Раскрашивание (рис. 2).
Рисунок 2 – Панель инструментов Раскрашивание
Опции команды задают следующие режимы отображения объекта:
Ø 2M каркас – отображаются лишь отрезки и кривые, с учетом типа и веса линий. Модель определяется только ребрами, которые представляют границы поверхностей. При этом растровые объекты также отображаются. Как правило, режим используется в двухмерных чертежах, однако иногда (если необходимо показать вес и тип линий) его применяют и в трехмерном моделировании.
Ø 3M каркас – обычно используется для отображения трехмерной модели в каркасном виде. Ребра модели представлены отрезками и кривыми. Тип и вес линий не учитываются, растровые объекты не отображаются. При использовании материалов цвет линий определяется цветом материала. Поскольку все ребра видны, в этом режиме удобно выполнять построение и редактирование модели.
Ø Скрытие линий – похож на режим 3M каркас, однако скрытые непрозрачными поверхностями ребра модели не видны. Таким образом, режим действует аналогично команде Hide. Заметим, что хотя режим позволяет улучшить визуальное представление, для создания и правки модели он не очень удобен, поскольку некоторые ребра на экране не отображаются
Ø Плоское– позволяет выполнить заливку поверхностей цветом, который определяется цветом объекта или слоя либо типом материала. При этом наложение теней на поверхности осуществляется так, как будто в точке размещения наблюдателя имеется источник света. Искривленные поверхности имеют вид многогранных и поэтому кажутся более выпуклыми, чем при использовании метода Гуро.
Ø Гуро – для закрашивания объектов применяется метод Гуро. Поверхности выглядят сглаженными, а цветовые переходы плавными, что придает объектам более реалистичный вид. Если для объектов не назначен материал, они будут закрашены цветом объекта или слоя.
Ø Плоское с кромками – применяется при необходимости скомбинировать режимы Плоское и ЗМ каркас. В результате модель будет иметь простую заливку граней и выделенные ребра.
Ø Гуро с кромками – позволяет скомбинировать режимы Гуро и 3M каркас. Заливка объектов в данном случае выполняется по методу Гуро, но при этом ребра их поверхностей просматриваются. Режим применяется в тех случаях, когда наряду с реалистичным представлением объектов необходимо обеспечить возможность их правки (поскольку ребра хорошо видны, выполнить правку несложно).