Особенности построения как факторы, влияющие на построение периодов спортивной тренировки
В фазовости развития спортивной формы заключена самая первая естественная предпосылка периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий, характер которых закономерно меняется в зависимости от фазы развития спортивной формы. Соответственно в тренировочном процессе чередуются три периода:
● Первый период, в течение которого создают предпосылки и обеспечивают непосредственное становление спортивной формы (подготовительный период).
● Второй период, во время которого обеспечивают сохранение спортивной формы и реализуют ее в спортивных достижениях (соревновательный период).
● Третий период, возникающий в силу необходимости предупредить перерастание суммарного эффекта тренировки и состязаний в перетренированность, обеспечить восстановление приспособительных возможностей организма и гарантировать вместе с тем преемственность между двумя ступенями спортивного совершенствования (переходный период).
Эти периоды представляют, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы.Объективные возможности позволяют направленно влиять на фазы ее развития, целесообразно изменяя их как в сторону сокращения, так и в сторону удлинения. Разумеется, ни беспредельно удлинять, ни безгранично сокращать эти фазы нельзя, поскольку их сроки во многом определяются также внутренними закономерностями развития организма и зависят от ряда конкретных условий (уровня предварительной подготовленности спортсмена, его индивидуальных особенностей и особенностей видов спорта, календаря соревнований и т.д.). Подготовительный период, в принципе, не может быть короче, чем это необходимо в данных конкретных условиях для приобретения спортивной формы. Соревновательный период не должен быть длиннее, чем это допускается возможностями поддержания спортивной формы без ущерба для дальнейшего прогресса. Сроки переходного периода зависят в первую очередь от суммарной величины предшествующих нагрузок и сроков, необходимых для полноценной реабилитации (восстановления) организма.
Общую продолжительность большого цикла тренировки, а, следовательно, и обусловленные ею временные границы одного цикла развития спортивной формы часто приурочивают к окологодичным срокам. Как показывает опыт и исследования, этого времени во многих случаях вполне достаточно, чтобы обеспечить поступательное развитие спортивной формы. В ряде видов спорта (прежде всего в видах спорта скоростно-силового характера) имеется возможность обновлять спортивную форму как в годичных, так и в полугодичных циклах. Сроки меньшие, чем полугодичные, слишком коротки для больших циклов тренировки.
Ориентировочно можно указать следующие оправданные границы периодов таких циклов:
подготовительный период - от 3-4 месяцев (главным образом в полугодичных циклах) до 5-7 месяцев (в годичных циклах);
соревновательный период - от 1,5-2 месяцев до 4- 5 месяцев;
переходный период - от 3-4 до 6 недель.
В этих границах могут быть выбраны рациональные сроки периодов при достаточно разнообразных условиях построения тренировки в большинстве видов спорта и для спортсменов различной квалификации. Различия в сроках периодов будут тем значительнее, чем больше разница в уровнях предварительной подготовленности спортсменов, а также степени нагрузок, применяемых в тренировке, и в особенностях спортивной специализации (6).
Подготовительный период - период фундаментальной подготовки – такое название более точное, подчеркивает фундаментальный характер подготовки, проводимой в первом периоде макроцикла, и подчеркивает, что подготовка в широком смысле осуществляется в различных формах на протяжении всего макроцикла. Термин «подготовительный период» поэтому не вполне удачен, но он более краток и закрепился в специальной терминологии.
Подготовительный период подразделяется на два крупных этапа - так называемые «общеподготовительный» и «специально-подготовительный». Первый из них, как правило, более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов.
Общеподготовительный этап.Основная направленность тренировки на этом этапе - создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главные из таких предпосылок состоят в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннем развитии физических способностей (силовых, скоростных, выносливости), а также в пополнении фонда двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей частью содержания тренировки является общая подготовка (отсюда и название этапа - «общеподготовительный»).
Но конкретные пропорции этапов существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, его специализации, спортивного стажа и других обстоятельств. На общеподготовительном этапе шире представлены упражнения разностороннего (по отношению к избранному виду спорта) воздействия, причем допускаются более свободные вариации в использовании упражнений.
Специальная подготовка на первом этапе создает специфические предпосылки спортивной формы, обеспечивая развитие отдельных компонентов специальной тренированности, освоение или перестройку навыков и умений, входящих в состав избранной спортивной техники и тактики. Основными средствами при этом служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Целостные соревновательные упражнения используются вограниченном объеме и главным образом в форме моделирования предстоящих соревновательных действий. Следует помнить, что частое воспроизведение соревновательных действий в том самом виде, в каком они были освоены ранее, лишь закрепляло бы старые навыки и тем самым ограничивало бы возможность продвижения вновом цикле на более высокий уровень спортивного мастерства.
Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. На этом этапе выполняется основная по объему подготовительная работа, создающая устойчивый фундамент спортивной формы. Суммарная интенсивность нагрузки возрастает при этом лишь постольку, поскольку это не исключает возможности увеличения ее общего объема вплоть до начала следующего этапа тренировки. Такая динамика нагрузок на первом этапе закономерна, так как ускоренное наращивание общей интенсивности означало бы форсирование тренировки, что хотя и не исключает иногда быстрого роста тренированности, но не может гарантировать устойчивости спортивной формы, стабильность которой зависит в первую очередь от объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполнена. Эта закономерность как раз и учитывается при построении тренировки в подготовительном периоде. Современная методика спорта отвергает любые попытки заменить этот период тем, что получило хотя и грубое, но меткое название «натаскивание».
Типичные формы мезоциклов первого этапа - «втягивающие» и «базовые». Последние часто имеют более значительную протяженность, чем на последующих этапах, что обусловлено более низким уровнем интенсивности нагрузок. Число мезоциклов данного типа зависит от степени предварительной тренированности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств.
Специально-подготовительный этап.Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Если на первом этапе создавались и улучшались ее фундаментальные предпосылки, теперь они должны быть развиты и сведены воедино как гармонические .компоненты оптимальной готовности спортсмена к целевым достижениям. Исходя из этого, все стороны содержания тренировки сосредоточивают так, чтобы обеспечить высокие темпы развития специальной тренированности вместе с углубленным освоением и совершенствованием избранных технических и тактических навыков и умений в том виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно осуществляется и специальная психическая подготовка спортсмена к этим состязаниям.
Спортивная форма непосредственно формируется в процессе и в результате упражнений, которые моделируют, а затем и полностью воспроизводят во всех деталях предстоящие соревновательные действия. Поэтому на втором этапе подготовительного периода удельный вес ОФП уменьшается и соответственно возрастает удельный вес специальной подготовки (ориентировочно до 60-70% и более от всего времени, отводимого на тренировку). Изменяется также состав средств специальной подготовки - постепенно возрастает доля соревновательных упражнений.
Соревнования по мере завершения подготовительного периода занимают все более значительное место в тренировке. В то же время они не теряют подготовительного характера («прикидки», контрольно-тренировочные состязания и т.п.) и органически входят в структуру тренировки как важнейшее средство подготовки к предстоящим основным состязаниям. В связи с этим одной из типичных форм построения тренировки на втором этапе служит контрольно - подготовительный мезоцикл, включающий серию состязаний с ограниченной ответственностью (они могут быть официальными при условии, что это не лишает их по существу подготовительного значения). Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Повышается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых характеристик движений. По мере роста интенсивности общий объем нагрузок вначале стабилизируется, а затем начинает сокращаться.
Это объясняется, во-первых, необходимостью создать условия для существенного повышения интенсивности - ведущего фактора развития тренированности на втором этапе, а во-вторых, потребностью облегчить протекание долговременных перестроек, вызванных в организме по механизму «запаздывающей трансформации» большим объемом подготовительной работы, выполненной на первом этапе. Лишь снизив на определенное время общий объем нагрузок и соответственно повысив интенсивность, можно трансформировать результаты предыдущей работы (если она достаточно велика) в стремительный рост спортивных показателей. Степень снижения объема зависит при этом от его величины на предыдущем этапе.
В силу повышения общей напряженности тренировки соответственно изменяется структура мезоциклов тренировки, в них чаще вводятся «ударные» и «разгрузочные» микроциклы.
Если сразу же за подготовительным периодом следует одно из наиболее ответственных соревнований, то заключительная часть периода строится в виде предсоревновательного мезоцикла. При этом стремятся создать такой ритм нагрузок и отдыха и так смоделировать конкретные условия предстоящих стартов, чтобы подвести к ним спортсмена в состоянии наивысшей работоспособности.
Соревновательный период -период основных соревнований и этап непосредственно предсоревновательной подготовки. На протяжении соревновательного периода ближайшие задачи в тренировке сводятся к тому, чтобы создать наиболее благоприятные условия для реализации приобретенной спортивной формы в высокие спортивные результаты. Если период продолжителен (включает не одно, а несколько основных состязаний), возникает, кроме того, задача обеспечить сохранение спортивной формы. Коренные перестройки в этот период невозможны, поскольку они привели бы к утрате спортивной формы и тем самым исключили бы возможность успешного участия в состязаниях.
Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям. Она направлена на достижение максимальной (для данного макроцикла) специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне и поддержание достигнутой, общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это, с одной стороны, предполагает закрепление освоенных ранее навыков и умений, а с другой - увеличение их вариативности, применимости в различных условиях спортивной борьбы путем тончайшей шлифовки координации движений, совершенствования в комплексах различных технико-тактических действий и развития тактического мышления. В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений в процессе состязаний, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса.
Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тесно сближаются. Важнейшим средством и методом, на основе которого строится вся подготовка, становятся целостные соревновательные упражнения, которые занимают центральное место в тренировке и систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний.
Особый физиологический и эмоциональный фон, создаваемый обстановкой и самим процессом состязания, усиливает воздействие физических упражнений и способствует высшему проявлению функциональных возможностей организма за счет резервов, которые трудно полностью мобилизовать в обыденных тренировочных занятиях. Незаменима и роль соревнований как фактора совершенствования спортивно-технического мастерства, накопления спортивного опыта, воспитания специфической выносливости и психической устойчивости. Поэтому после того, как приобретена спортивная форма, соревнования становятся ведущим средством и методом дальнейшего совершенствования.
Основой целесообразной структуры предсоревновательного этапа подготовки следует считать системное чередование собственно-тренировочных и модельно-соревновательных (или комбинированных) микроциклов.
В последние годы проходит апробацию нетрадиционный вариант построения предсоревновательной подготовки, получивший условное наименование «принцип маятника». «Принципом маятника» предусматривается подчеркнуто ритмичное чередование микроциклов модельно-соревновательного типа и контрастных микроциклов. При этом по мере приближения основного состязания степень специализированности модельно-соревновательных микроциклов увеличивается (содержание, режим и условия занятий все полнее воспроизводят характер соревновательных действий, распорядок и другие условия предстоящего выступления), в контрастных же микроциклах обеспечивается противоположная тенденция (увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирования условий занятий, соревновательные упражнения выполняются главным образом поэлементно и т.д.). Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной мобилизации совпадала в итоге повторений с днями, на которые намечено основное соревнование. Опытная проверка такого построения тренировки во многих видах спорта дала обнадеживающие результаты (особенно в отношении направленного формирования ритма проявления спортивной работоспособности и противодействия монотонности в тренировке). В общем, справедливо правило: чем значительнее месячный объем нагрузок накануне предсоревновательного этапа, тем больше вероятность, что эффективным вариантом распределения нагрузок на этом этапе окажется постепенное уменьшение недельного объема.
При включении в структуру соревновательного периода промежуточных мезоциклов в динамике спортивных результатов появляются обычно волнообразные перепады, число которых соответствует числу промежуточных этапов. Эти перепады надо отличать от действительной утраты спортивной формы, так как ее основные компоненты в представленных случаях сохраняются, временно снимается лишь специфическая оперативная «настройка» на спортивный результат.
Таким образом, закономерным для длительного и насыщенного стартами соревновательного периода следует признать системное чередование основных - соревновательных и промежуточных мезоциклов, которые в совокупности образуют в различных случаях разные варианты его структуры.
Переходный период - это довольно своеобразное звено в системе круглогодичной тренировки. Здесь обеспечивается в первую очередь активный отдых в широком смысле этого слова, цель которого - предупредить перерастания кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в «перетренировку». В то же время это не перерывы в тренировке: должны быть созданы условия для сохранения определенной тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным большими циклами тренировки. Очевидно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальный уровень тренированности, особенно специальной, но можно сохранить ее на таком уровне, который позволил бы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.
Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. Последний понимается в данном случае широко: это не только и не столько чередование работы отдельных мышечных групп (узкое значение термина «активный отдых»), но и смена всего характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В определенных случаях используется и комплекс специально-подготовительных упражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки. Но это оправдано лишь в тех случаях,- когда не возникает, помех для полноценного активного отдыха.
В переходном периоде противопоказаны однотипные, монотонные нагрузки. Здесь особенно необходимы разнообразие упражнений, варьирование условий (в частности, проведение занятий на разнообразной местности: в лесу, в горах и т.д.), ярко выраженные положительные эмоции. Спортсмену предоставляются широкие возможности для выбора и варьирования предмета занятий, лишь бы они доставляли удовольствие и не превращались в принудительную нагрузку.
Переходный период включает обычно не более 2-3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных. При этом составляющие их микроциклы не отличаются жесткой организацией. То же самое относится и к режиму отдельных занятий. Например, основой организации занятий в значительной части переходного периода может стать свободный режим многодневного туристского похода.
Переходный период не имеет резких, одномоментных границ. По мере восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена этот период переходит в подготовительный период очередного большого цикла тренировки.
Методика построения тренировочных макроциклов, в первую очередь, обусловливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совершенствования. Поэтому вполне естественно, что построение тренировочных макроциклов на первом этапе многолетней подготовки (основная задача его - создание на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки в дальнейшем) принципиально отличается от построения макроциклов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
На первом и втором этапах многолетней подготовки тренировочный процесс строится преимущественно на основе годичных макроциклов, в которых главным образом параллельно, а в отдельных случаях последовательно (когда есть необходимость уделить особое внимание совершенствованию одной из сторон подготовленности, устранению явно выраженных недостатков или диспропорций) решаются задачи технико-тактической, физической, психологической подготовки спортсменов.
В дальнейшем, когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, макроструктура тренировки приобретает значительно более сложный (и конкретный в каждом отдельном случае) характер.
Продолжительность и структура макроциклов обусловливается многими факторами. В их числе в первую очередь следует назвать специфические особенности вида спорта и закономерности становления основных составляющих спортивного мастерства; необходимость подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях (например, чемпионате Европы или мира, Олимпийских играх); индивидуальные адаптационные возможности спортсмена, структуру его подготовленности, содержание предшествовавшей тренировки.
В макроструктуре тренировки выделяют различные макроциклы, продолжительность которых может колебаться от нескольких месяцев до 4 лет. Четырехлетние макроциклы вызваны необходимостью организации планомерной подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач, определенных целью подготовки спортсменов к главным соревнованиям четырехлетия.
Тенденция к постоянному расширению календаря спортивных соревнований, в числе которых достаточно много ответственных, распределенных более или менее равномерно в течение года, вызвала появление 3-4 макроциклов (в борьбе, боксе, тяжелой атлетике). Этому же способствовало и улучшение материальной базы. Появление манежей, велотреков, зимних стадионов, широкая сеть бассейнов позволили отказаться от сезонности во многих видах спорта. Так появились 2 годичные макроциклы (велоспорт - трек, легкая атлетика, плавание). Одновременно закономерности становления мастерства в видах спорта, связанных с длительной и напряженной соревновательной деятельностью (велоспорт - шоссе, марафонский бег) и требующих большого времени для подготовительной работы, требуют сохранения одного годичного макроцикла. В отдельных видах спорта могут планироваться двухлетние циклы, что связано с освоением новых и особо сложных программ (в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках). Однако в различных периодах таких циклов спортсмены могут участвовать в соревнованиях по старой программе.
Если в течение года планируются два или более макроциклов, они существенно различаются по продолжительности и содержанию. Например, при трехцикловом планировании подготовки спортсменов высокого класса первый макроцикл носит в основном базовый характер, предполагает преимущественно комплексную подготовку и выступление в соревнованиях, менее ответственных, чем основные соревнования сезона; во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфическим, предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных соревнованиях цикла; в третьем макроцикле, нацеленном на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях сезона, объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин.
В подготовительном периоде закладывается прочная функциональная база для успешной подготовки к основным соревнованиям и участия в них, обеспечивается становление различных сторон подготовленности.
Продолжительность и содержание периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта - структурой эффективной соревновательной деятельности и структурой подготовленности спортсменов, обеспечивающей такую деятельность, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие - с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т.п.; третьи - с существующим календарем спортивных соревнований, задачами, которые ставятся перед спортсменом во время участия в тех или иных соревнованиях; четвертые - с индивидуальными морфологическими и функциональными особенностями спортсменов, их адаптационными ресурсами, особенностями тренировки в предшествовавших макроциклах, индивидуальным спортивным календарем, обусловленным числом и уровнем соревнований, продолжительностью этапа важнейших соревнований; пятые - с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т.п.). Все это многообразие факторов обусловливает направленность тренировочного процесса и, как следствие, структуру макроциклов, периодов, этапов и более мелких его образований. Направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию, а не наоборот. Деление на периоды и этапы помогает планировать процесс тренировки, эффективнее оформлять содержание подготовки по задачам и по времени». Большое число факторов, определяющих структуру макроциклов, и существенная роль каждого из них в достижении конечного результата обусловливают исключительную сложность построения тренировочного процесса в макроциклах.