Слуховой предупредительный диктант

В густом лесу живёт лесной царь Берендей. Много у него дочерей. Назвал он их красивыми именами: Ивушка, Рябинушка, Ёлочка, Яблонька, Берёзонька, Черёмуха.

В Новый год люди идут в лес и зовут старого Берендея и его дочерей на праздник. Обойдут всех. Спит у ручья Ивушка. Склонила свои ветки Берёзонька. Кутается в снежное одеяло Рябинушка. И только Ёлочка не спит. Она стоит зелёная, свежая.

Как только засверкает весеннее солнце, дочери лесного царя просыпаются, сбрасывают снежные одеяла. Берендей хлопочет. Он шьёт белое кружевное платье Черёмухе, розовое — Яблоньке. Берёзоньке готовит зелёный шёлковый наряд.

Слуховой предупредительный диктант - student2.ru Почему названия деревьев в данном случае мы пишем с большой буквы?

Упражнение 20. Творческий диктант.

Прочитай текст. Перескажи его своими словами. Напиши этот рассказ, используя местоимения мой, твой, наш, ваш.

Знакомство

— Вы наша новая соседка? Давайте познакомимся. Меня зовут Нина. А как ваше имя и отчество?

— Клавдия Александровна.

В дверях появилась девочка. Она услышала разговор и весело воскликнула:

— Меня зовут Катя! Моя фамилия Иванова. А как твоё имя?

— Нина.

— Вот, девочки, вы и познакомились, — сказала Катина мама.

Упражнение 21.Составь рассказы по опорным словам.

а) Кукольный театр, учитель Иван Павлович, сказка Маршака, Ваня Лебедев, роль Петрушки.

б) Лето, город Ялта, Чёрное море.

в) Москва, столица, Кремль, красивый город, большие дома, Тверская улица, река Москва.

Упражнение 22.Прочитай стихотворение. Выпиши из текста названия городов.

Поезда

В пургу и в дождь, Быстрее ветра

В жару и холода Мчатся поезда.

Слуховой предупредительный диктант - student2.ru Они летят Они спешат:

В Москву, Их всюду,

Ташкент, Всюду ждут.
Сургут. И.Мельничук

• Вставь пропущенные буквы в названия городов.

_ анкт-_ тербург, _ фа, __ альчик, _ ухуми,

_ олг_ град,__ евастоп_ ль.

• Какие ещё названия городов ты знаешь? Запиши их в виде цепочки слов так, чтобы каждое последующее название начиналось на последнюю букву предыдущего.

Упражнение 23. Прочитай месостих1 В.Брюсова. Выделенные прописные буквы в каждой строке, идущие от начальной буквы первого слога и проходящие через середину стихотворения к последней строке, её центру, а затем так же симметрично возвращающиеся через текст к последней букве слова первой строки, образуют галочку, в которой читаются слова. Какие?

ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомлённойреЧи,
ВаДим,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня —
_______ троньискРоюдоболи!

.• Переделай месостих в обыкновенное стихотворение — исправь «ошибки» автора. Помни правила написания предложения.

Упражнение 24.Что «спряталось» в произведении поэта-футуриста В.Каменского «Рекачкачайка»?

рекачкачайка

Упражнение 25.Прочитай сначала названия профессий, а потом имена. К каждому слову из первого столбика подбери имя и фамилию из второго. Соедини их стрелкой.

художник Валентина Терешкова

поэт Александр Блок

композитор Джузеппе Верди

писатель Стивен Кинг

космонавт Илья Глазунов

режиссёр Олег Меньшиков

актёр Витус Беринг

путешественник Никита Михалков

1 Серединный стих; т.е. особо выделенное и составляющее какую-то фигуру слово или несколько слов в середине стихотворения

Упражнение 26.Распредели слова на три группы: географические названия, имена и фамилии людей, слова иностранного происхождения. Обрати внимание на многозначные слова.

БАЙКАЛ, ПАНЦИРЬ, БУМЕРАНГ, МАЙЯ, ГВАТЕМАЛА, ГОНДУРАС, АЦТЕКИ, СУМО, ПИРАНЬЯ, ТАСМАНИЯ, СУДАК, ЛАБРАДОР, НЬЮФАУНДЛЕНД, СУДАН, СОЛОМОН, ЭКВАТОР, ЭКВАДОР, ПОМПА, ПОМПЕЯ, ОАЗИС, ФРАНК, ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ, ЖОЗЕФ, ГОРН, ЛА-МАНШ, ЛЕВ, ЭВКАЛИПТ, ЭСПАНЬОЛА, БРЮСОВ, АПОЛЛОН, ПРОМЕТЕЙ, СТРАУС, ШТРАУС, ГОМЕР, ЮПИТЕР, ПАНДА, РИКША, РОЗА, УГАНДА, ЛИНКОЛЬН, ЛИМУЗИН, КЕНГУРУ, АНАКОНДА, ПАНАМА, ФАРФОР, АМАЗОНКА, ГОГЕН, БРАМС, ТИРАН, ТИРАНА, ТИГР, ТИБР, ДАРВИН, КАЛЕЙДОСКОП, КАНБЕРРА, НЕГР, НИГЕР, НИГЕРИЯ, ГРАФ, ГРАФФИТ

Упражнение 27.Составь рассказ по данному началу. Озаглавь его.

Это случилось летом. Андрюша и Стёпа помогали телятнице Марии Ивановне пасти телят. Вдруг мальчики увидели, как телёнок Прошка свалился в яму...

Тест

1. Слово «алфавит» в переводе с греческого обозначает:

а) букварь; б) азбука; в) слово; г) учебник.

2. В русском языке гласных звуков: а) 10; б) 8; в) 6; г) 20.

3. В русском языке гласных букв: а) 10; б) 8; в) 6; г) 20.

4. Звук «Ш» соответствует букве: а) ше; б) аш; в) ша; г) ще.

5. В русском алфавите порядковый номер буквы «К»:

а) 10; б) 11; в) 12; г) 13.

6. После буквы «эф» следует:
а) це; б) у; в) че; г) ха.

7. Выбери правильный вариант последовательности букв:

а) ш, щ, ъ, ы; б) ш, щ, ь, ы; в) ш, щ, ь, ъ; г) ш, щ, ъ, ь.

8. Какое слово должно быть первым расположено в словаре:

а) лифтёр; б) лифт; в) лифтовой; г) лифтёрша.

9. Как правильно расположить слова в алфавитном порядке:

а) стрела, стрекач, стрекоза, стрекот;

б) стрекоза, стрекач, стрекот, стрела;

в) стрекач, стрекоза, стрела, стрекот;

г) стрекач, стрекоза, стрекот, стрела.

10. Слово «Ванкувер» пишется с большой буквы, так как это название:

' а) страны; б) города; в) области; г) округа.

11. Выбери правильный вариант написания:
а) Елисейские Поля; б) елисейские Поля;
в) елисейские поля; г) Елисейские поля.

12. В каком случае слово «Фантик» написано верно:

а) играть в «Фантики»; б) выбросить Фантик;

в) котёнок Фантик; г) Фантик от конфеты.

                       
                       

ОТВЕТЫ

АЛФАВИТ

Упражнение 1. Опоздали буквы-сестры Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.

Упражнение 2.Алфавит или азбука.

Упражнение 3.Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке, потому что так их легче найти.

Упражнение 4.Алфавит.

Упражнение 5.Алфавит. Буквы. Точка. Запятая. Восклицательный знак. Вопросительный знак.

Упражнение 7.В первой строке буквы стоят в обратном алфавитном порядке через одну; недостающие буквы «з», «ё». Во второй строке буквы стоят по алфавиту через две; недостающие буквы — Г, Д, Ё, Ж.

Упражнение9. Алфавитный порядок в перечисленных словах нарушен.

Упражнение 10.На рис. 3 изображены цветы (слева направо): анютины глазки, ромашка, мак, хризантема, ландыш, роза, кувшинка, кактус, тюльпан, крокус.

В алфавитном порядке, с включением слов для справок и названий цветов из стихотворения, их список будет следующим: анютины глазки, бегония, вьюнок, георгин, дрок, кактус, ковыль, крокус, кувшинка, ландыш, мак, ночная красавица, подсолнух, роза, ромашка, тюльпан, флокс, хризантема.

Упражнение 11.На рис. 4 изображены птицы: журавль, цапля, лебедь, гусь, пеликан, чайка, ястреб, тукан, страус, дятел, индюк, попугай, филин, петух, сова, чомга, утка-мандаринка, павлин, пингвин, фламинго. Варианты деления их на группы (с включением слов для справок) могут быть различными, например: 1) дикие птицы — воробей, ворона, гриф, дятел, журавль, клёст, колибри, ласточка, лебедь, орёл, павлин, пеликан, перепел, пингвин, попугай, синица, снегирь, сова, сокол, страус, стриж, тукан, утка-мандаринка, филин, фламинго, цапля, чайка, чомга, ястреб; домашние птицы: гусь, индюк, петух; 2) перелётные птицы — журавль, ласточка, лебедь, пеликан, перепел, стриж, утка-мандаринка, фламинго, цапля, чомга; не перелётные птицы — воробей, ворона, гриф, гусь (здесь он — домашняя птица), дятел, индюк, клёст, колибри, орёл, павлин, петух, пингвин, попугай, синица, снегирь, сова, сокол, страус, тукан, филин, чайка, ястреб.

Как вариант, можно предложить детям выделить водоплавающих, хищных и насекомоядных птиц, летающих и нелетающих и т.п.

Упражнение 12.На рис. 5 изображены разные виды транспорта (транспортные средства): парусник, бетономешалка, ладья, электропоезд, микроавтобус, крейсер, мотоцикл, снегоход, легковой автомобиль, грузовой ав­томобиль (грузовик), такси, автобус, паровоз, лодка, карт, трамвай. С включением слов для справок группы могут быть следующие:

водныйбаржа, катер, крейсер, ладья, ледокол,

лодка, парусник, подводная лодка;

воздушныйвертолёт, дирижабль, самолёт;

наземныйавтобус, бетономешалка, велосипед, грузовой автомобиль (грузовик), карт, легковой автомобиль, мопед, мотоцикл, паровоз, повозка, рикша, самокат, снегоход, такси, трамвай, троллейбус, электропоезд;

подземныйметро.

• Общими для выделенных слов являются буквы Т, Е, Р.

Упражнение 13.На рис. 6 изображены овощи: капуста, редис, репа, морковь, лук, огурец, помидор, чеснок, перец, горох, картофель, тыква, кабачок, баклажан. С учетом слов для справок алфавитный список будет следующим: баклажан, бобы, брюква, горох, кабачок, капуста, картофель, лук, морковь, огурец, патиссон, перец, помидор, редис, репа, салат, свёкла, турнепс, тыква, фасоль, чеснок.

Упражнение 14.На рис. 7 изображены: груша, яблоко, малина, персик, ананас, крыжовник, черника, брусника, банан, гранат, арбуз, лимон, апельсин, киви, виноград—т.е. фрукты и ягоды. Это и есть группы, по которым надо распределить изображённые предметы. С включением слов для справок списки будут следующими: фрукты — абрикос, ананас, апельсин, банан, гранат, груша, киви, лимон, мандарин, нектарин, персик, яблоко; ягоды — арбуз, барбарис, боярышник, брусника, виноград, голубика, земляника, калина, клубника, клюква, крыжовник, малина, рябина, смородина, черника.

• Общими для выделенных слов являются буквы Б, И.

Упражнение 15.На рис. 8 изображены: свитер, куртка, кофта, рубашка, купальник, галстук, шляпа, туфли, платье, перчатки, сапоги, босоножки, тапки, брюки, носки, халат, шорты, футболка. Это одежда и обувь. На эти две группы и следует разделить предложенные предметы. Таким образом, с учетом слов для справок списки будут следующими: одежда — блузка, брюки, галстук, кофта, купальник, куртка, майка, трусы, носки, пальто, перчатки, платье, плащ, рубашка, свитер, футболка, халат, шарф, шляпа, шорты, шуба; обувь — босоножки, ботинки, валенки, кеды, кроссовки, сабо, сандалии, сапоги, тапки, туфли, унты, чешки, шлёпанцы.

Упражнение 16.На рис. 9 изображены: колбаса, бутерброд, макароны, кетчуп, курица, варенье, шашлык, мясо, сыр, яйца, сахар, хлеб, суп. Эти предметы можно разделить на сырые продукты питания и готовые блюда. С включением слов для справок и названий продуктов из стихотворения Ю.Энтина списки будут следующими: сырые продукты питания — курица, креветки, крупа, макароны, молоко, мясо, рыба, сахар, соль, творог, яйца; готовые блюда — блины, бутерброд, вареники, варенье, козинаки, кетчуп, колбаса, конфеты, котлеты, коврижка, коржик, кулебяка, мороженое, петушок на палочке, пирожок, плов, пончик, пряник, рогалик, рулет, сайка, салат, сметана, суп, сухарик, сыр, шашлык, хлеб.

Упражнение 17.Картинки на рис. 10 изображают различные виды спорта: бейсбол, спортивные танцы, бокс, лёгкая атлетика, велосипедный спорт (велоспорт), хоккей, автогонки, конный спорт, теннис, баскетбол, футбол, спортивная гимнастика. Их можно разделить на 2 группы; и с включением слов для справок списки будут следующими: зимние виды спорта — биатлон, бобслей, конькобежный спорт, лыжный спорт, слалом, фигур­ное катание, фристайл, хоккей; летние виды спорта — автогонки, баскетбол, бейсбол, бокс, ватерполо, велоспорт, виндсёрфинг, волейбол, гандбол, конный спорт, лёгкая атлетика, плавание, спортивная гимнастика, спортивные танцы, теннис, футбол.

Упражнение 18.Картинки на рис. 11 изображают различные профессии: фотограф, преподаватель, программист, библиотекарь, маляр, учитель, врач, швея, астроном, моряк, шахтёр, редактор, рыбак, флорист. С включением слов для справок и названий профессий из стихотворения список в алфавитном порядке будет следующим: актёр, аптекарь, астроном, атлет, библиотекарь, ботаник, вахтёр, врач, дворник, диспетчер, дрессировщик, инструктор, каменщик, кондуктор, конструктор, лекарь, лётчик, маляр, механик, милиционер, монтёр, моряк, оператор, пекарь, писатель, плотник, повар, пожарный, поэт, преподаватель, программист, профессор, редактор, режиссёр, рыбак, секретарь, слесарь, столяр, сторож, тракторист, учитель, флорист, фотограф, художник, шахтёр,

швея.

• Общими для выделенных слов являются буквы О, Р. По этому же признаку можно выделить следующие профессии: фотограф, преподаватель, программист, библиотекарь, астроном, редактор, моряк, флорист.

Упражнение 19.На рис. 12 изображены млекопитающие животные (звери): горилла, слон, лев, гепард, антилопа, жираф, ёж, носорог, волк, тигр, рысь, енот, хорь, шакал. Их с включением слов для справок можно распределить по трём группам: африканские животные — антилопа, бегемот, гепард, горилла, зебра, жираф, лев, носорог, слон, тигр, шакал, павиан; австралийские животные — динго, ехидна, кенгуру, коала, утконос; жи­вотные лесов средней полосы России — барсук, белка, бобр, волк, выдра, енот, ёж, заяц, кабан, лиса, лось, медведь, росомаха, рысь, хорь.

Упражнение 20.На рис. 13 даны изображения знаков зодиака. Их последовательность, начиная с января, и порядок по алфавиту (в скобках) таковы: Козерог (5), Водолей (3), Рыбы (9), Овен (7), Телец (12), Близнецы (1), Рак (8), Лев (6), Дева (4), Весы (2), Скорпион (10), Стрелец (11).

Упражнение 22.Гвозди, железо, замазка, кирпичи, краска, пакля, тёс.

Упражнение 23.Лыжи. Паутина. Маяк. Компас. Бочка. Лейка. Червяк. Облака. Велосипед. Дверь. В алфавитном порядке следует записать: Бочка. Велосипед. Дверь. Компас. Лейка. Лыжи. Маяк. Облака. Паутина. Червяк.

Упражнение 31. Буквы, названия которых начинаются со звука Э: Э, эЛь, эМ, эН, эР, эС, эФ. Буквы, в названиях которых есть звук А: А, Ка, Ха, Ша, Ща, Я.

Упражнение 35.Любишь кататься, люби и саночки возить. Без ученья нет уменья. Старый друг лучше новых двух.

Упражнение 37.Кенгуру, льдина, счастье — имена существительные. Зелёный, огромная, учебная — имена прилагательные.

Упражнение 38.Граница, н— 15; юность, ь — 30; пряник, и— 10; пароход, о — 16; венок, е— 6.

Упражнение 40.Азия, гость, енот, дело, мост, глушь, кость, луч, морс, клоп.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Упражнение 5.

Варианты изменений:

R — разворачиваем, получается Я; убираем ножку, получается Р;

I — убираем точку и прибавляем один полуовал справа наверху, получается Р; прибавляем полуовал справа внизу, получаем Ь; два полуовала — В; две «лапки» — К; четыре «лапки» — Ж; «крышку» — Т и т.д.;

V — переворачиваем — Л; добавляем перекладину — А; добавляем такой же элемент (перевёрнутую галочку) — Х и т.д.;

F — превращается в Е, Г;

N— в И, Н, П;

Y— в X, Ж, К, У;

Z. — в Х, Ж, Е, Г.

Упражнение 6.а) Похожи друг на друга: печатные буквы — Б-В-Р;Г-Е; Т-Г; Н-И; П-Т и т.д.

Примечание: в ряде шрифтов сходными по начертанию будут печатные буквы Л-Д; А-Д-Л; Е-О-Си т.д. Если ребёнок в самостоятельной работе изобразит эти буквы в таком варианте написания, это, безусловно, не будет считаться ошибкой.

Письменные буквы: большие — Л-М; О-Ю-С; Т-Г-П-Р; И-Ш-Щ-Ц; Ж-Х; Б-В и т.д.,

маленькие — г-п-т-р; а-о; л-м; и-у, д-уи т.д. Примечание: см. таблицу в конце тетради.

б) Имеют хотя бы одну большую палочку:

печатные буквы — Б, В, Г, Е, Ж, И, Й, М, Н, П, Р, Т, Ф

и т.д.;

письменные буквы — большие Г-Т-П-Б,маленькие

у-и; а-д; х-ж; ц-ш-щ-ии т.д.

Упражнение 12.

М — 4, Р — 2, Ы — 3, Й — 4, Е — 4, Ц — 4; Ф — 3;

В — 3; Б — 3; Ч — 2.

Упражнение 14.Карандаш, космонавт, компьютер, учебник, квартира. Поскольку тема «Звуки и буквы», то «лишнее» слово следует определять по звукобуквенному признаку. В данном случае это слово «учебник», т.к. оно единственное начинается на у в ряду слов, которые начинаются на букву к.

Упражнение 15.«Чужими» будут слова, не имеющие смысла (или несуществующие): мэл, завул, вели, вать.

Упражнение 16.Пыль — быль — боль — ноль — моль — соль — сель — щель — мель — цель.

Стул — стыл — стол — стал — спал — спел — смел — смыл.

Бал — был — выл — вол — гол — дол — дал — жал — зал — зол — кол — мол — мал — мыл — ныл — пыл — пал — пол — тол — тыл — рыл.

Сыч — сыт — сыр — сын — сан — сон — сор — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам.

Каска — маска — миска — киска — лиска — леска — ласка — баска.

Слог — слон — стон — стан — стар — стал — стыл — стол — стул — стук — сток — стык.

Упражнение 17.Утка, лебедь, гусь, чомга, утка-мандаринка, фламинго, пеликан, оляпка, цапля, чайка, альбатрос, буревестник, тупик, олуша — водоплавающие птицы.

Упражнение 22.

Бак, бок, бук, бык.

Дом, ком, сом, том.

Дым, дом, дам.

Мыл, мул, мал, мял, мол. Сын, сыр, сыч, сыт.

Сон, сок, сом.

Суп, сад, сук.

Сад, сам.

Упражнение 23.

а) сок— 124; 128 —сон;

доска — 92143; 127343 — собака;

коса — 4213; 5261 — морс;

сода — 1293; 925 — дом;

б) нога — 6531; 9875 — село;

сом - 952; 2541 - мода;

Ладога - 714531; 61959 - насос;

Магадан — 2131416; 9683 — снег;

в) корова — 132394; 8394 — сова;
рука —25141; 837 —сом;
урок — 5231; 85231 — сурок;

г) вор — 637; 231595 — собака;
сад — 258; 4371 — горб;
сковорода — 293637385; 837345 — дорога;
какао — 95953; 83295 — доска;
град — 4758; 137385 — борода;

Слуховой предупредительный диктант - student2.ru д) паром — 34621; 17984 — миска;
парик — 34678; 97623 — сироп;
Москва — 129854; 87684 — кирка;
киска — 87984; 3468 — парк;
повар — 32546; 82829 — кокос;

е) собака - 862171; 7681 — коса;
кожа — 7651; 2678 — бокс;
Сева-8431, 86871-соска;
вакса-31781; 87621 - скоба;

ж) сок-253; 2474 - сага;
коса — 3524; 75934 — горка;
сапог — 24657; 3594 — кора;
гость-75281; 943 - рак;
сор - 259; 85659 - топор;

з) палка — 31451; 5646865 — колобок;
шакал — 21514; 56481 — колба;
шапка — 21351; 815419 — баклан;
лак —415; 4131 —лапа;
пекло -- 37546; 25641 — школа.

Слуховой предупредительный диктант - student2.ru

Упражнение 25.Слова в порядке следования схем: дует, обувь, хлеб, ель, молоко, арбуз, цапля, фабрика, сено, пошёл, щука, конь, янтарь, улица, йогурт, лесной, весёлый, живот, ночь, тропинка, речная.

Упражнение 26:школа (флора), яма, кость, клюёт (птенец), человек, угроза.

Упражнение 27:ау, уа, иа; ухо, ода, око, уха; ум, ёж, ил, ас, ус; сон, дом; утро, уста, утка, арка; прок, плач, труд; арбуз, исток; омар, идол, указ; каша, поле.

Упражнение 28.д) Утро, фрукты, нитки, юла, ком, окно, валенок, жаворонок, народ, килограмм, щавель, щётка, пена, Волга, железо, просо, выдра, цыплёнок, Ока, продукты, мясо, спорт, дол, кошка, собака, труд, горн, гонщик, приказчик.

Упражнение 30.Стрелец, Дева, Овен, Лев — знаки зодиака.

Упражнение 31.а) Шапочка; б) Рожь; в) Лунь, линь, лань, лень.

Упражнение 32. Жи 3, Ши С.

Упражнение 36.Как вариант, могут быть вписаны следующие слова:

А У И Э
аист овощ уголь ива эра
август око ухо имя эхо
арка облако угорь иволга эпос
азбука область удочка игрек этика
автор обувь утка изгородь эллин
адрес окунь уж изморозь эллипс
алгебра омут уксус истина эму
ангел опера улица инок экспорт

Упражнение 37.Под ударением в приведенных словах нет звука Э.

Упражнение 38.Окно.

Упражнение 39__ (на) головах; маскарад; (не) видно.

Упражнение 40.... дыр; звезду; снег.

Упражнение 41.Липа — пила.

Упражнение 43.Соль — моль, капля — цапля.

Упражнение 44.Лук — жук; дверь — зверь; кошка — кочка; грач — врач; бочка — дочка.

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ

Упражнение 3.Уходи, мы с тобой не играем. Света не ест и груши, и яблоки. Котята сидели у форточки.

Упражнение 7.Первая буква имени собственного соответствует первой букве названия профессии. Таким образом, получается, что Вера — воспитатель, Виктор — ветеринар, Ульяна — учитель, Сергей — строитель, Полина — продавец, Пётр — плотник, Ирина — инженер, Виктория — врач, Михаил — маляр, Пантелей — почтальон, Семён — столяр, Панкрат — пекарь, Прасковья — повар, Фаина — фармацевт, Григорий — гравёр, Роман — реставратор, Андрей — астроном, Анфиса — актриса, Констан­тин — кондитер, Карина — кондуктор.

Упражнение 11.Маргаритка — маргаритки. Возвращалась с поля — Поля; Нашёл серёжку — Серёжка. На виду честного люда трусит с горки съехать Люда; у Сани — мчатся сани.

Упражнение 14.Первая таблица: мак, Миша, Москва, морошка, морковь, Маяковский. Вторая таблица: Катя, клоун, клещи, Каркуша, карандаш, Каспийское.

Упражнение 17.(По столбикам.) Кот. Ёж. Конь. Петух. Мышь. Корова. Собака. Медведь. Коза. Свинья.

Упражнение 18.Паша и Соня пошли в лес. Катя набрала грибов. На ветках набухли почки. В пруду плавает рыба.

Бочки лежат на дворе. Собаки Пушок и Дружок грызут кости. У яблони сломалась ветка.

Заяц прыгает на лужайке. Таня идёт рядом с Толей. У тети Лены есть сын Тима. У дедушки Дурова много зверей.

Упражнение 24.Река, качай, качка, чай, чайка.

Тест

б в а в в г а б в б г в

Примечание. Существует практика расположения в словаре слов без учёта алфавитной последовательности букв «е» и «ё». В таком случае действительна последовательность пункта 9г.

ПРИЛОЖЕНИЯ ЗАГАДКИ

Ты эти буквы заучи, На странице букваря —

Их три десятка с лишком, Тридцать три богатыря.

Но для тебя они — ключи Мудрецов-богатырей

Ко всем чудесным книжкам. Знает каждый грамотей.

(Алфавит) (Буквы)

Чёрные, кривые, В белом поле синие

От рожденья все немые, Протянулись линии,

Встанут в ряд — А по ним друзья идут,

Сейчас загбворят. Друг друга за руки ведут.

(Буквы) (Буквы)

Сели на странички Прилетели галки в поле

Тридцать три сестрички. И уселись на снегу...

Сели рядом — не молчат, Стану я учиться в школе —

Нам загадки говорят. Разобраться в них смогу.

(Буквы) (Буквы)

Для домашнего чтения

НЕПОНЯТЛИВЫЙ ЛЬВЁНОК

Жил на свете львёнок. Он был совершенно маленьким и совершенно непонятливым. И за то, что он задавал по тысяче вопросов в минуту, ему крепко доставалось от строгой мамы.

Однажды во время прогулки львёнок встретил незнакомого зверя.

— Может, познакомимся? — спросил незнакомый зверь.

— Очень-очень-очень-преочень! — обрадовался львёнок. — Страшно люблю знакомиться. Что касается меня, то я львёнок.

— Вижу, что не корова, — пробурчал незнакомый зверь. Потом он протянул лапу и представился: — Ягуар.

— Понимаю, — сказал львёнок. — Ты — гуар, да?

— Во-первых, не «ты», а «вы». Это некультурно — незнакомого зверя называть на «ты».

— Извиняюсь, дорогой выгуар!

— А во-вторых, не выгуар, а ягуар.

— Я и говорю: выгуар.

— Поймите, львёнок: я — ягуар.

— Понял! Вы - выгуар.

— До чего же вы непонятливый, львёнок! — обиделся ягуар.

— Это, наверное, потому, что я ещё маленький, — вздохнул львёнок.

— Честь имею! — рявкнул ягуар. — Вот подрастёте, крошка, тогда и приходите знакомиться!

С этими словами рассерженный ягуар пошёл своей дорогой. А львёнок — своей.

«Некрасиво получилось, — подумал львёнок. — Я к нему со всей душой, а он обиделся. Нет, с сегодняшнего дня я обязательно перевоспитаюсь и всех незнакомых зверей на «вы» называть буду...»

Идёт львёнок, а навстречу ему Больцюй-Мохна-тый-Рогатый.

— Здравствуйте, — заикаясь, проговорил львёнок, — р-рад п-поз-знакомиться!

— Здравствуй, львёнок, — ответил Большой-Мохнатый-Рогатый.

— Ой! А откуда вы меня знаете?

— Я всех знаю!

— А кто вы такой? — спросил львёнок.

— Я, между прочим, як. Пора бы знать! — буркнул Большой-Мохнатый-Рогатый.

— Никогда прежде о вас не слыхал, — честно признался львёнок. — Прошу прощения, глубокоуважаемый... э-э-э... вык...

— Какой ещё вык? — нахмурился Большой-Мохнатый-Рогатый.

— К-как в-вы с-сказали, т-так я и п-повторил, — растерялся львёнок.

Большой-Мохнатый-Рогатый стукнул себя копытом в грудь и сказал:

— Як! Ну, повтори!

— Вык, — сказал львёнок.

— Э-э, да с кем я разговариваю? Ты такой непонятливый, что жалко даже время терять! — отругал львёнка Большой-Мохнатый-Рогатый, махнул хвостом и пошёл прочь.

Загрустил бедный львёнок. Жалко ему себя стало: «И чего это они ко мне придираются? Непонятливый, непонятливый! Может, я больше их понимаю!»

Вдруг видит он: выскочило из-под камня Что-То-Зелёное-С-Хвостиком. Выскочило — и пищит:

— Куда идёшь, львёнок?

— Никуда не иду. Просто так гуляю, — ответил львёнок. — А вы... что такое?

— Не такое, а такая. Ящерица я.

— Вы — первая... выщерица, с которой я встретился! — гордо прокричал львёнок.

— Только не выщерица, а ящерица! — хихикнуло Что-То-Зелёное-С-Хвостиком. — Вот непонятливый!

Львёнок собрался снова оправдываться, но Что-То-Зелёное-С-Хвостиком быстро юркнуло под камень и больше не показывалось.

Постоял-постоял львёнок и домой поплёлся. Идёт

и размышляет: «Или я знакомиться не умею, или сами

они ужасно непонятливые — и этот выгуар, и этот вык,

и эта выщерица! Спрошу-ка лучше маму. Мама всё

знает!»

М. Пляцковский

СКОРОГОВОРКИ

Бобр добр для бобрят.

Верка-вертушка,

Во рту ватрушка.

М.Яснов

Угольки поставили в уголки, В уголки поставили угольки.

Два дровосека, два дроворуба

Во дворе дрова топорами рубят.

Ж

Жил-был жук, жук жил-был.

З

Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.

К

Кира с Кириллом ели сыр «Коралл» с крилем.

С.Денисов На рынке Кирилл Крынку и кружку купил.

Людмила любила лютики, Лидия-лилии, Лена-левкой,

Лев - львиный зев.

А Лука не любил лука.

И.Шалаева

м

Милая Мила намылилась, смыла —

мылилась мылом; так мылась Мила.

■ ■

н

У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.

П

По реке проплыл паром,

На пароме — повар Прон.

В. Степанов

Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю».

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

Р

Карасёнку раз карась На раскраске карасёнка —

Подарил раскраску. Три весёлых поросёнка:

И сказал карась: Карасёнок карасят

— Раскрась, Перекрасил в поросят!
Карасёнок, сказку!.. М.Яснов

С

Сорок сорок ели сырок.

Рог носорог принёс на порог.

— Зачем он явился? — кричат тараторки.

— Его не хватало для скороговорки.

Т

Тополь-тополёк

Надел тёплый платок. Т.Кириллова

Толст тот, кто ест торт. В.Бахревский

Ф

У Феофана Митрофаныча

Три сына Феофаныча.

X

Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: —

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

Ц

Куцая лисица

В платьице из ситца Мучицу из пшеницы

Сеет через ситце.

М. Я снов

Ч

Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.

Ш

Кашку кушали из чашки —

Не доели ложку кашки...

В этой чашке, в ложке кашки, Утонули две букашки!

Если жалко вам букашку — Доедайте в чашках кашку!

Щ

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


Слуховой предупредительный диктант - student2.ru


СОДЕРЖАНИЕ

АЛФАВИТ................................................................................................. 3

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ....................................... 22

Наши рекомендации