Виды и формы внеклассной работы по литературе
По времени действия виды внеклассной работы делятся на:
1) постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени;
2) эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые “от случая к случаю” (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью).
По количественному составу участников виды внеклассной работы делятся на:
1) массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.)– несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеклассной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой “продукцией”, либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;
2) групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);
3) индивидуальные (консультации).
По степени активности участников внеклассного мероприятия
1) активен каждый участник;
2) активна группа участников;
3) активен один человек, чаще всего организатор мероприятия [1,c.47.].
Беседа – универсальная форма организации внеклассной работы, где основным, ведущим является метод беседы. Являясь методом и приемом обучения и воспитания, беседа может быть представлена в разных видах: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, повторительная, обобщающая; такого разнообразия видов не знает ни одна другая форма организации внеклассной работы по русскому языку;
Беседа, в той или иной мере, является составной частью всех остальных форм организации внеклассной работы и используется на разных этапах подготовки или проведения КВН, олимпиады, устного журнала, утренника или вечера, заседания кружка и конкурса газет; беседа может проводиться в любом классе начальной и средней школы, на любом этапе обучения русскому языку и литературе.
Условия проведения беседы, способствующие формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учеников:
1) организатор или ведущий беседы имеет серьезные лингвистические и методические знания по теме обсуждения; демонстрирует образцовую речь;
2) предлагаемый учителем материал должен быть близок и понятен школьникам, чтобы вызвать у них живой интерес и отклик;
3) беседа имеет практическую часть – вопросы и задания, которые могут быть проведены в форме конкурсов, игр;
4) домашнее задание должно представлять собой самостоятельное наблюдение учащихся по теме начатого в ходе беседы маленького исследования;
5) завершить работу по теме проведенной беседы должен публичный отчет учащихся о проведенном микроисследовании и полученных результатах.
Традиционно в школе, как в младших, так и в старших классах, проводятся беседы по культуре речи: “Правильно ли мы говорим?”, “А как лучше сказать?” и др. Фактический материал беседы должен строиться на основании наблюдений учителя над устной и письменной речью учащихся данного класса, взрослых, проживающих в данной местности. Беседы о культуре речи должны включать коллективное или индивидуальное решение лингвистических задач, предлагающих выбрать правильный вариант и доказать с вою точку зрения, опираясь на лингвистические знания [23].
По определению, взятому из академического словаря современного русского языка,викторина– это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предложить следующую классификацию викторин.
В зависимости от формы проведения:
1) устные;
2) письменные.
В зависимости от предлагаемого материала:
1) тематические;
2) нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.
При проведении письменных викторин вопросы заблаговременно помещаются в Уголке русского языка или литературы, в стенной газете или вывешиваются на большом листе. Ответы учащиеся пишут на отдельных листах с указанием фамилии, имени и класса; их отдают учителю, либо опускают в специальный ящик. Итоги викторины помещают в следующем номере стенгазеты или вывешивают на школьной доске объявлений, объявляют на общешкольной линейке или по школьному радио. При проведении устной викторины победитель ее определяется по сумме набранных баллов, награждается призом (книгой, альбомом, сувениром…).
Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, оценивает ее результаты учитель-словесник с помощниками. Ими могут быть старшеклассники, студенты-практиканты [11,c.69].
Лингвистические и литературные конкурсы.Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов).Лингвистические и литературные конкурсы называются “боями”, “турнирами”, “регатами”, “состязаниями”, а также повторяют названия популярных телевизионных передач: “Своя игра”, “Умники и умницы”, “Слабое звено” и др.Отличительная особенность этого вида внеклассной работы – обязательное присутствие игрового момента.
Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенную газету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку эпизода и др.
Конкурсы могут проводиться по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер, включать задания по различным изучаемым темам.
Конкурсы могут проводиться между двумя-тремя командами, представляющими разные звенья, ряды одного класса, либо разные (параллельные, смежные) классы.
Конкурсы могут быть однодневными (проводятся в один прием) и более продолжительными, если условия требуют рассредоточить выполнение заданий. В последнем случае игровая форма имеет немаловажное значение в поддержании интереса.
Значительную часть конкурса готовит учитель, это могут быть не только отдельные вопросы, но и специальные задания, для решения которых нужно больше времени и недостаточно усилий одного человека, а требуется совместное решение всей команды [5,c.81].
Некоторые вопросы друг для друга команды готовят сами. Учитель им должен помочь сориентироваться в учебной, научно-популярной литературе, выбрать из большого количества материала наиболее интересные задачи.
Перед началом конкурса команды должны выбрать название, избрать капитана.
Вопросы-задания предлагаются поочередно командам в целом или их представителям. После коллективного обсуждения вопроса и принятия решения капитаны (либо члены команды) сообщают ответы. Оценивает конкурс комиссия, состоящая, как правило, из учителей-словесников, старшеклассников. Ведущий конкурса предлагает обычно играющим 10-12 вопросов-заданий, после чего каждая команда имеет право задать своим соперникам 2-3 вопроса. В конце конкурса подводятся итоги, определяется команда-победительница.
Олимпиада, по определению Б.Т. Панова, является “соревнованием, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства”.
Цель проведения олимпиад – развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.
При составлении вопросов и заданий для олимпиады по русскому языку или литературе учитель должен помнить, что они не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.
Олимпиады обычно проводятся в несколько туров.
I тур предполагает участие всех учащихся класса (или школы), поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспевающего ученика. I тур олимпиады обычно проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным является срок от 3 до 7 дней. За это время каждый ученик имеет возможность пойти в библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к родителям. такую возможность следует поощрять.
II тур олимпиады проводится в классе, его участниками становятся победители I тура. При удачном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады особенно важен, так как ученики, не допущенные к участию во II туре, должны обязательно узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке.
Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить, что формулировки вопросов не должны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. Однако победители второго тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью в художественной и научной литературе.
После проверки письменных конкурсных работ участников II тура олимпиады учитель выявляет победителей. Их имена могут быть упомянуты в классной стенной газете или в специально выпущенном бюллетене, посвященном итогам олимпиады. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознакомлены все ученики класса. Но существует и другая форма проведения олимпиады: к каждому туру допускаются все участники, а победитель выявляется по количеству баллов, набранных во всех турах [24,c.13].
В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.
Цель проведения конференций – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.
В школе проводятся читательские конференции, конференции по обсуждению кинофильма, спектакля, лингвистические конференции посвящены насущным проблемам языкознания, культуре речи, современному состоянию языка, основным функциям языка как государственного, национального, мирового. Иногда конференции проводятся как итоговое учебное занятие по изучению разделов курса русского языка или монографической темы по литературе.
Разновидностями конференции по литературе можно считать следующие:
1) Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.
2) Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.
3) Смешанный вид проведения конференции, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.
Подготовка конференции начинается с отбора учащихся, желающих выступить с подготовленными докладами по объявленной теме. Затем учитель называет этим ученикам рекомендуемую литературу для ознакомления с материалами по теме.
Конференция начинается с объявления темы и названий докладов. На основной (1-ый) доклад следует выделить 15-20 минут, после чего предложить слушателям задать возникшие по ходу чтения вопросы (или обменяться мнениями). На остальные доклады выделяется по 7-8 минут (по усмотрению учителя). Главное в проведении такой конференции – живой отклик, обмен мнениями, дискуссии и т.п. Для проведения конференции необходимо заранее подготовить оформление актового зала или класса школы. Слушателями могут быть все желающие ученики, начиная с 5 класса; 7 и особенно 8 классы можно приглашать на такие конференции в полном составе [29,c.58].
Конкурс лингвистических и литературных газет.Специфическим задачами этого вида внеклассной работы являются:
1) Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле (заметами, рецензиями, отчетами, интервью, корреспонденциями и другими – по усмотрению учителя).
2) Развитие художественного, эстетического вкуса.
3) Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.
Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:
1. Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные замечания по той же теме.
2. Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.
3. Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).
4. Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).
5. Объем – 1 лист ватмана (и не меньше, можно больше, но обязательно расположенные вместе по ширине – меньшей стороне листа).
На отбор интересного материала коллективам редколлегий дается неделя, после чего организатор конкурса газет назначает время для бесед с каждой редколлегией отдельно, проверяет отобранный материал, тактично советует отобрать наиболее интересные сведения по темам или дополнить недостающий материал, дает советы по размещению его в газете, по использованию рисунков к каждой заметке, по выбору заглавий к каждой из них и т.п. и уже неделю после этого каждая редколлегия работает самостоятельно. Для подведения итогов конкурса газет избирается жюри, в состав которого должны войти члены оргкомитета из числа учителей, школьного актива и родителей учеников [25,c.90].
Устный журнал – одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.
Цель его проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся. Проведение устного журнала как основной формы внеклассной работы в 8-9 классах позволяет выполнить задачи популяризации, сообщении новых сведений о языке, профориентации.
Выделяются устные журналы двух типов:
1) тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос;
2) обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке и др.
Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того эта форма внеклассной работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной. В устный журнал включаются доклады и сообщения учащихся, которые могут быть подготовлены самостоятельно, разумеется, при соответствующей помощи учителя. При подготовке этих сообщений учащиеся могут использовать научно-популярную и научную литературу, справочники и словари.
Устный журнал отличается от других внеклассных занятий широтой информации, и, как правило, включает в себя несколько страниц, обычно 4-6. Привлекательность его сказывается в том, что форма проведения может включать многое элементы занимательности: наглядность (в оформлении зала, заставки к страницам, иллюстрации к выступлениям), драматизацию (некоторые страницы могут представлять собой инсценировки).
Занимательность журнала выдвигает особые требования к названию журнала и его страниц: они должны выполнять рекламную функцию. Обычно последняя страница содержит развлекательный материал. При ее проведении в действие активно вовлекаются зрители: проводятся конкурсы, викторины, аукционы, предлагаются загадки, кроссворды.
Проведение устного журнала требует от учителя хороших организаторских умений. Учитель должен ввести учеников в работу: рассказать, что такое устный журнал, зажечь школьников идеей его проведения, назвать источники, в которых можно найти материал, дать советы, как его лучше подать, выделить ответственных за каждую страницу (при сменной редколлегии назначается редактор, заместитель редактора, заведующие отделами, художник, фотокорреспондент). В процессе подготовки журнала учитель должен помочь учащимся подобрать материал, оформить его в виде сообщения, найти выразительные иллюстрации, подготовить ведущих, которые открывают каждую страницу небольшим выступлением, продумать начало и конец журнала, провести несколько репетиций. По страницам устного журнала выпускается бюллетень, отражающий его содержание.
В последнее время одной из популярных форм проведения внеклассной работы по предмету стала игра КВН, которая в отличие от других форм предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене [7,c.49]. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени (не менее месяца).
Этапы подготовки к КВН:
1. Формирование команд. Численность команды ограничивать не нужно, в подготовке может участвовать весь класс. Желательно, чтоб команды были примерно равны по силам. Здесь критерием должны быть не успеваемость по предмету, а находчивость, остроумие, артистизм, а самое главное желание участвовать в игре.
2. Избрание руководителя для каждой команды, который будет осуществлять общий контроль за ходом подготовки к игре.
3. Распределение ролей внутри команд на конкурсной основе.
В задачу автороввходит продумывание сюжета. Это может быть группа до пяти человек. Если желающих больше, можно разбить их на две, на три группы. Одной поручить приветствие, другой – домашнее задание, третьей – музыкальный или литературный конкурс. Актерами нужно выбирать учеников, которые смогут “войти” в роль и вовремя из нее “выйти”. Группа технического обеспечения должна заниматься декорациями, костюмами, записью фонограмм и т.д.
4. Создание каждой командой своего сценария, репетиции, подготовка декораций, костюмов.
5. Создание команды, продумывающей общий ход игры, от самого начала до самого конца, занимающейся оформлением зала, распределением мест для жюри и болельщиков, подготовкой протоколов, объявлений, освещением мероприятия через стенные газеты, радиоузел и т.д.
6. Утверждение состава жюри.
Жюри должно, преимущественно, состоять из учителей. Но желательно включить в его состав одного-двух учащихся. Жюри должно быть абсолютно независимым, поэтому лучше в члены жюри выбрать учителей, которые не ведут занятий у состязающихся команд и которые обладают здоровым чувством юмора [7].
Лингвистические утренники одна из основных форм внеклассной работы в 3-7 классах. являются эффективным средством расширения и углубления знаний по русскому языку и литературе. Главная цель утренников – формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации, развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе. Утренники проходят в дневное время и могут быть построены в виде сюжетной игры-путешествия, например: “Путешествие в страну Фразеологию”, “Путешествие в мир пушкинских сказок” или в виде сюжетных игр-соревнований: “Грамматическая регата”, “Лингвистический бой” др. Значительное место на утренниках отводится играм. Это разнообразные эстафеты, соревнования: “Кто больше?”, “Кто Быстрее?”, “Третий лишний”, “Угадай героя” и др [22,c.84].
Лингвистические и литературно-музыкальные вечера.Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:
1) литературно-музыкальный монтаж, при котором основные положения темы формулируются предельно кратко, четко, эмоционально-выразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок. Необходимо добиться не только хорошего знания текстов (они читаются на память), выразительной декламации, хорошего исполнения вокальных номеров и инсценировок, но и четкого сочетания всех частей монтажа. Литературно-музыкальный монтаж придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что в свою очередь делает восприятие сообщаемого материала более глубоким и ярким.
2) занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.
3) наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.
Обязательным элементом в подготовке к вечеру является создание оргкомитета, который займется составлением программы вечера, распределением всех видов работ между классами, установлением сроков изготовления наглядных пособий, назначение репетиций, оформлением пригласительных билетов для гостей вечера [25,c.95].
Каждый класс выделяет для литературно-музыкального монтажа лучших чтецов-декламаторов, лучших певцов и музыкантов и лучших художников для оформления наглядных пособий. исполнение песен, художественного чтения можно провести на вечере в виде конкурса на лучшего исполнителя, которым затем вручаются памятные знаки или призы.
Кружок – это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка составляют, как правило, школьники, интересующиеся русским языком или литературой. Однако, кроме них, в кружке оказываются и ученики, интерес которых выражен не так ярко. Для них занятия в кружке нередко являются тем необходимым толчком, который способствует появлению и дальнейшему развитию интереса к предмету, улучшению успеваемости. Кружок работает в течение года и даже нескольких лет. С переходом учащихся в старшие классы работа кружка углубляется и усложняется. В отличие от программы классных занятий по предмету программа работы кружка строится на основе интереса его членов. Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. В практике кружковой работы сложилась традиция проводить занятия кружка со старшими подростками раз в две недели, где на одно занятие отводится до полутора часов, где ученики получают довольно сложные задания для самостоятельных наблюдений, где не только от учителя. Но и от ученика требуется более серьезная подготовка перед каждой встречей. В младших классах занятия кружка должны быть регулярными (еженедельными), т.к. их задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны. Ученики выполняют их сразу же, в первые 2-3 дня, и ждут с нетерпением новой встречи за пределами урока. Откладывать ее на длительный срок нецелесообразно, так как это может погасить интерес школьников к занятиям [18,c.53].
Традиционными стали в наших школахДни, Недели и Декады русского языка и литературы.Декада русского языка отличается от Недели только объемом времени. В очень больших школах, где в параллелях по 5-6 классов, удобнее проводить Декаду, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие. День русского языка или литературы – это особая форма внеклассной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в школе за год. недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лишены возможности участвовать в нескольких из них, как во время Недели или Декады. Подготовка Дня, Недели или Декады ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы. На заседании МО учителя-словесники обсуждают и утверждают тему и содержание праздника, определяют формы работы и участников, составляют план, который заранее сообщается ученикам. В рамках праздника могут быть представлены все виды внеклассной работы по русскому языку и литературе, связанные одной общей идеей и темой или формой проведения [2,c.72].