Воспитание школьников в учебной и внеучебной деятельности.
Сущность внеклассной воспитательной работы. Комплексное использование учебной и внеучебной деятельности.
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно – воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная работа – важнейшей фактор воспитания школьников. В процессе учебной деятельности происходит умственное развитие школьника – развитие видов мышления, мыслительных операций, познавательного интереса, мотивов учения, учебных действий – школьник учится читать, писать, пересказывать и т.д. Внеурочные учебные занятия, виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть связана с уроками – выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, написание сочинений. Другая часть связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, секции, индивидуальные занятия, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по выбору. Применение и закрепление учащимися усвоенного на уроках сливается с внеурочной воспитательной работой. Но чтобы научиться добру, милосердию, честности, добросовестности, долгу, нужны дополнительные средства, условия, факторы. Этому лучше всего обучают реальные факторы, жизненные условия, с которыми часто сталкивается ребенок и подчас не может самостоятельно и правильно принять решение. Эти жизненные ситуации складываются во внеклассной работе. Внеклассная работа – это свободно избираемая форма жизни и деятельности школьника. ЕЕ основное назначение - пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видов деятельности, раскрытие талантов, способностей, воспитание социальной активности, организация досуговой деятельности, социальная адаптация детей. Внеучебная воспитательная работа активно способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса.
Принципы организации внеклассной работы:
· Добровольность в выборе форм и направления этих занятий;
· Общественная направленность внеклассных занятий;
· Опора на инициативу и самостоятельность школьников;
· Учет возрастных особенностей;
· Включение элементов романтики и игры в содержание и проведение внеклассных занятий.
Формы внеклассной работы:
Для решения воспитательных задач применяются общие формы, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания. 1.Проведение лекций на разные темы. Это могут быть вопросы науки, литературы, искусства, музыки; тематические вечера (вечер, посвященный лирике М.И.Цветаевой; вечер, посвященный творчеству Рембрандта ) и т.д.
2.Диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще на социальные или темы морали.
3. Проведение конкурсов, смотров, олимпиад, турниров, фестивалей и т.д. Например, предметные олимпиады – очень средство развития интереса к знаниям (дух соревнования является для этого определенным стимулом). Подготовка к мероприятиям такого рода – это всегда творческий процесс, в котором обязательно активно должны участвовать учащиеся.
4. Организация выставок. Это могут быть выставки ручного творчества или тематические стенды – выставки «Учеба за рубежом» и т.д.
5.Экскурсия – один из видов внеклассной воспитательной работы. Это могут иметь как познавательное так и воспитательное значение. Часто они проводятся учителями иностранного языка в связи с изучением очередных тем или разделов курса.
Также выделяют формы, где учащиеся относительно малоактивны, их главная деятельность:
слушание, восприятие, размышление, осмысление.
К формам работ с малоактивными учащимися можно отнести:
Лекции, доклады, встречи, экскурсии, посещение театров, концертов, выставок.
Другие формы работы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятия и их проведения. К таким формам относятся:
кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, тематические вечера, вечера отдыха, выставки и музеи, диспуты или дискуссии.
Кружковая работа организуется учителем по своему предмету. Она создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей.
Тематические вечера и утренники имеют прежде всего познавательную направленность, посвящаются какой – либо специальной теме.
Конкурсы проводятся в области спорта, художественной самодеятельности, по отдельным учебным предметам, вносят дух соревнования в жизнь школы и имеют следующие разновидности: смотры, турниры, фестивали, викторины, состязания.
Предметные олимпиады проводятся по какому либо предмету и являются средством развития интереса к знаниям. Они проводятся в масштабе всей школы, района, города, страны.
Диспут или дискуссия. Условием успешности их проведения является выбор действительно интересующей темы или проблемы для обсуждения. Ценность диспута – в свободном обмене мнениями, высказываниями собственных мыслей и суждений.
Туристическая, краеведческая работа, которая сопровождается постоянным пополнением экспозиций, организацией тематических выставок.
Внеучебная воспитательная работа активно способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса.