Требования безопасности во время занятий по плаванию

2. Современные спортивно-оздоровительные систе­мы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия (обувь; об-щеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Рассказать (при возможности пока­зать) несколько упражнений.



заданном положении. Гимнастические маты укла­дываются вплотную вокруг гимнастического снаря­да, обеспечивая плоскость соскока или предполагае­мого падения и срыва. Вес спортивных снарядов для выполнения упражнений и метания должен соот­ветствовать возрасту и физической подготовленнос­ти учащихся. В целях предупреждения травматиз­ма занятия физическими упражнениями должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступ­ление на соревнованиях следует начинать с раз­минки. Разминка, как говорят спортсмены, «разог­ревает» организм и тем самым готовит его к вы­полнению более сложных упражнений. В основе разминки лежит определенная физиологическая за­кономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряженной работе. Период по­степенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости. Именно во вре­мя разминки происходит врабатываемость организ­ма, чем и обеспечивается предупреждение травма­тизма.

3. Жесты судьи по баскетболу (см. рис. на с. 59—64).

1.Требования безопасности при проведении заня­тий по плаванию:

• обучающиеся должны внимательно слушать и выполнять все команды учителя (тренера);

• вход в воду осуществляется с разрешения меди­цинского работника бассейна и преподавателя, при наличии инструктора по плаванию и спасателя;

• в бассейне категорически запрещается: бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель; входить на вышку и прыгать с нее без разрешения и наблюдения преподавателя; вносить в бассейн посторонние предметы (чемоданы, сумки ит. п.); сильно шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, перехо­дить на чужую дорожку;

• при нырянии нельзя долго оставаться под во­дой;

• нельзя прыгать в воду вниз головой при недо­статочной глубине воды и необследованном дне во­доема;

• при купании в естественных водоемах не следу­ет заплывать за установленные знаки (буйки) ог­раждения;





• при судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь;

• почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.

Чем больше удобств предоставляет нам цивили­зация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваем­ся за комфорт нарушением обмена веществ, сердеч­но-сосудистыми заболеваниями. Особую тревогу вы-а зывает гипокинезия (недостаток движений) у детей и подростков. В наши дни основная масса школьни­ков самостоятельно совершает лишь около полови­ны необходимого для них количества движений. Современный идеал телосложения и культуры дви­жений ярче всего воплощается в облике спортсме­нов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте дви­жений обязаны своим существованием эстетико-технические виды спорта (художественная гим­настика, фигурное катание, синхронное плавание и т. п.). Здоровье и красота движений образуют не­разрывное двуединство: хорошее самочувствие — залог красоты, а привычка двигаться красиво и пра­вильно — одно из условий сохранения и укрепления здоровья. Существует такое явление — перенос на­выка. Научившись каким-либо движениям, мы лег­че осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к красоте, нужно начинать с самых простых движе­ний. Для формирования красивого телосложения и овладения культурой движений используются раз­личные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлиф-тинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика — система упражнений с отягощениями. Занимаю­щиеся имеют упругие, рельефные мышцы и краси­вую фигуру. Систематические занятия этой гимнас­тикой помогают развить силу, выносливость, лов-

кость, гибкость. В России зарождение атлетической гимнастики как системы упражнений с отягоще­ниями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В. Ф. Краевского. По его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетиче­ской гимнастикой, необходимо знать основные пра­вила тренировок. В спортивной практике существу­ет определенная система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить уп­ражнение только один раз, называется предельной, 2—3 раза — околопредельной, 4—7 раз — большой, 8—12 раз — умеренно большой, 13—18 раз — сред­ней, 19—25 раз — малой, а свыше 25 раз — очень ма­лой. В подростковом возрасте самыми оптимальны­ми нагрузками являются малые, средние и умерен­но большие. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует уве­личивать нагрузки выше допустимых пределов. Наиболее благоприятное время для занятий с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч. Занятия атлетической гимнасти­кой должны заканчиваться не позднее чем за 2 ч до сна и не раньше чем за 1,5 ч после приема пищи. Начинающим атлетам достаточно трех занятий в неделю по 40 мин. Увеличивать время трениров­ки надо постепенно. В книгах по атлетической гим­настике можно найти готовые комплексы упраж­нений для разного возраста и уровня физической подготовленности, а можно составить комплекс са­мостоятельно, соблюдая определенную последова­тельность: упражнение первое — для развития мышц рук и плечевого пояса; второе — для мышц шеи; третье — для мышц ног; четвертое — для мышц туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое — на развитие всех мышечных групп (комп­лексное). При составлении плана самостоятельных





занятий надо учитывать физическую нагрузку всего

дня.

3. Наиболее ранние признаки плоскостопия — бы­страя утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах го­лени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отек стопы, обычно исчезающий за ночь. Для пре­дупреждения развития плоскостопия следует со­блюдать профилактические меры:

1) не носить слишком тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или плоской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;

2) пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выпол­нять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

3) выполнять общеразвивающие упражнения для
нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, уп­
ражнения для укрепления мышц свода стопы) и до­
полнительно — ходьба босиком по скошенной тра­
ве, галечнику.

Наши рекомендации