Классификация автомобильных транспортных средств
Подвижной состав автомобильного транспорта представляет собой автомобильные транспортные средства, предназначенные для транспортирования на них грузов или пассажиров. Под транспортным средством понимается одиночный автомобиль (автобус) или состав транспортных средств.
Автомобильные средства (автомобили) классифицируются по назначению, массе, габаритам, осевым нагрузкам, конструктивной схеме, типу кузова, исполнению, конструктивным признакам и подразделяются на дорожные и внедорожные.
Осевая нагрузка не должна превышать для дорожных автомобилей по усовершенствованным дорогам 10 т на ось, а при движении по другим
дорогам – не более 6 т на ось.
Внедорожные автомобильные средства применяются для перевозок по специально построенным карьерным, лесовозным и другим дорогам, а также вне сети дорог.
В зависимости от назначения автомобили подразделяются:
· на т р а н с п о р т н ы е – для перевозки грузов и пассажиров;
· с п е ц и а л ь н о г о н а з н а ч е н и я (пожарные, спортивные и другие).
Транспортные автомобили делятся на грузовые, пассажирские и тягачи.
Грузовые автомобили по конструкционной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда.
Тягач, соединенный с полуприцепом или прицепом, а также автомобиль, соединенный с прицепом, называется автопоездом.
В свою очередь, тягачи подразделяются на автомобили-тягачи, седельные и буксирные тягачи.
Прицепной состав различается по числу осей и другим конструктивным особенностям (прицепы-тяжеловесы, активные прицепы, тентованные, низкорамные и др.).
Особую группу составляют пассажирские автомобили, созданные на базе легковых автомобилей (для перевозки почты и др.).
Одним из основных классификационных признаков каждого из видов грузовых автомобилей является их градация в зависимости от грузоподъемности или разрешенной максимальной массы автомобиля. Для потребителей наиболее показательна номинальная грузоподъемность, т. е. полезная нагрузка транспортного средства, установленная его изготовителем.
Грузовой подвижной состав по грузоподъемности делят на пять групп:
1) особо малые – до 0,5 т;
2) малые – от 0,5 до 2 т;
3) средние – от 2 до 5 т;
4) большие – от 5 до 15 т;
5) особо большие – более 15 т.
Грузоподъемность автопоезда складывается из грузоподъемности автомобиля-тягача и прицепов (полуприцепов).
Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым, свыше 8 человек – к автобусам.
Повиду перевозок автомобили и автопоезда делятся на м е с т н ы е и м е ж д у г о р о д н и е.
Потипу кузова грузовые автомобили делятся:
· на универсальные;
· специализированные;
· самосвалы;
· фургоны;
· цистерны;
· контенеровозы;
· панелевозы;
· цементовозы и т. д.
Пассажирские транспортные средства по назначению делятся на автобусы (городские, дальнего следования, общего назначения, экскурсионные) и легковые автомобили (общего пользования – такси, служебные, прокатные и личные).
Основным параметром, определяющим размерность автобусов, является их габаритная длина: особо малые – до 5 м; малые – 6,0–6,5 м и 7,0–7,5 м; средние – 8,0–8,5 и 9,0–9,5 м; большие – 10,5–11,0 м и 11,5–12,0 м и особо большие – 16,5–18,0 м.
Размерность легковых автомобилей определяется рабочим объемом двигателя: особо малый – 0,9–1,2 л; малый – 1,2–1,8 л; средний – 1,8–3,5 л; высший – свыше 3,5 л.
По конструктивной схеме автобусы подразделяются на одиночные, сочлененные, полутора- и двухэтажные. В зависимости от типа установленных сидений автобусы могут быть жесткими и мягкими.
По природно-климатическому исполнению различают транспортные средства для работы в обычных условиях, на севере, в тропиках, в горных условиях.
Потипу двигателя автомобили делятся на карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурбинные, электрические.
Попроходимости автомобили бывают с ограниченной, повышенной и высокой проходимостью.
Общее число колёс, в том числе ведущих, через которые передается тяговое усилие, обозначают колёсной формулой автомобиля в виде цифр: 4х2; 6х4; 4х4; 6х6 и т. д. Цифры обозначают: первый автомобиль имеет четыре колеса, два из которых ведущие; второй имеет шесть колёс, из которых че-
тыре ведущие, и т. д.
Легковые автомобили по конструктивной схеме делятся на закрытые, открытые и с открывающейся крышей, а также передне-, задне- и полноприводные. По типу кузова различают седан, фаэтон, комби, универсал и др. (рисунок 4.36).
|
К числу технико-экономических характеристик автомобиля относятся:
· вместимость (для пассажирских автомобилей);
· грузоподъемность и тип кузова (для грузовых автомобилей);
· максимальная конструкционная скорость движения, км/ч;
· мощность двигателя, кВт (л.с.);
· число всех и ведущих осей;
· полная масса и максимальная нагрузка (давление) на дорогу от отдельных осей;
· габаритная длина, ширина и высота автомобиля или автопоезда.