Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии олимпийского движения в России и мире
2. Требования безопасности при проведении экскурсий.
3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете? Каким образом анализируете полученные данные?
1. Наша страна стояла у истоков возрождения олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывших новую эру олимпийского движения, был и делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил физическому воспитанию юношества и написал немало научных работ на эту тему. Несмотря на это, в России долго не существовало своей организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и оказание им необходимого содействия. В первых трех Олимпиадах наши спортсмены участия не принимали. Впервые русские фамилии появились в протоколах IV Олимпиады (1908). Первым русским олимпийским чемпионом стал Н. А. Панин-Коломенкин в фигурном катании. Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911 г. Интересен тот факт, что на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г. награды победителям вручали король Швеции Густав и российский царь Николай П. Вступление в олимпийское движение советских спортсменов, их ошеломляющий успех на Хельсинкской Олимпиаде в 1952 г. ознаменовали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты нашей страны стали подлинными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной гимнастике, Лидия Скобликова — 6 золотых медалей в беге на коньках, Галина Кулакова — 4 золотые медали в лыжных гонках. По предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться олимпийские конгрессы, были сохранены церемонии исполнения государственных гимнов и подъема национальных
флагов при награждении победителей Олимпийских игр. После завершения спортивной карьеры великие спортсмены становятся выдающимися тренерами, общественными и государственными деятелями, учеными в области физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике Юрий Титов возглавил Российскую федерацию гимнастики и стал вице-президентом Международной гимнастической федерации; Виктор Игуменов (греко-римская борьба), Тамара Пресс, Владимир Кузнецов (легкая атлетика) стали видными учеными. Свидетельством признания мировой общественностью высокого авторитета нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в дело развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что организация XXII Олимпийских игр в 1980 г. была поручена г. Москве. В начале 90-х гг. XX в. произошло два важнейших события в политической жизни мира. Распался на 15 суверенных стран СССР, в одно государство объединились ГДР и ФРГ. На зимних Олимпийских играх 1992 г. в качестве преемника СССР выступала объединенная команда СНГ (бывшие союзные республики СССР, кроме прибалтийских). После принятия решения о разведении по срокам организации летних и зимних Олимпийских игр очередная XVII Белая Олимпиада состоялась через два года (в 1994 г.) в Норвегии, в Лиллехаммере. На этих и последующих Играх спортсмены бывших союзных республик СССР выступили уже отдельными командами. Олимпийцы России достойно приняли эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших.
2. При проведении экскурсий следует выполнять следующие меры безопасности:
• к экскурсиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
• следует соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха;
• необходимо выполнять все указания руководителя или его заместителя, не изменять самостоятельно установленный маршрут движения группы;
• во время привалов в лесу не разводить костры;
• не пробовать какие-либо плоды, растения или грибы на вкус;
• не трогать руками животных, опасных пресмыкающихся и насекомых;
• при передвижении не ходить босиком, в носках;
• не пить воду из непроверенных водоемов, использовать воду из фляжки, которую следует брать с собой;
• соблюдать правила личной и общественной гигиены, своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах;
• бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, а также уважать обычаи и традиции местного населения.
Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т. д. Дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Желательно записывать в дневник и свои спортивные результаты. Они тоже отражают состояние организма. А как убедиться, что занятия физическими упражнениями улучшают двигательные ка-
чества? Для этого надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты): 1) прыжок в длину с места; 2) метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя; 3) прыжки со скакалкой; 4) подтягивание из виса (мальчики) и из виса лежа (девочки); можно добавить и другие тесты. Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Такие проверки проводят в сентябре и мае (иногда в декабре—январе). Проверить себя с помощью тестов можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь самоконтроля следует сохранять на все годы учебы в школе и записывать в ней свои результаты каждого контрольного испытания. Очень важно научиться самому контролировать себя. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.
Примерное содержание дневника самоконтроля
В начале года | В конце года | |
1. Рост (см) | ||
2. Вес (кг) | ||
3. Сила кисти правой (левой) руки (кг) | ||
4. Окружность грудной клетки (см) | ||
5. Жизненная емкость легких |
Вид упражнения | Результаты по месяцам | ||
сентябрь | декабрь (январь) | май | |
1. Прыжок в длину с места (см) | |||
2. Метание мяча 1 кг (м, см) | |||
3. Прыжки со скакалкой (кол-во раз) | |||
4. Подтягивание из виса — мальчики и из виса лежа — девочки (кол-во раз) | |||
5. Бег на 30 м (с) | |||
6. Бег на 1000 м (мин, с) | |||
... |
Билет № 16
1. Физическая культура и ее роль в формировании здорового образа жизни.
2. Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и подбора подводящих упражнений для ее самостоятельного освоения.
3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность ее самостоятельного разучивания.
1. Физическая культура является важной частью общей культуры общества. Она представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей.
Физическая культура включает в себя специальные научные знания, системы физического воспитания, спортивные достижения, а также области общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режим труда и отдыха, использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) в целях оздоровления и закаливания организма.
Физическая культура появилась еще в древнейшие времена. Его история отражает связь развития организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества. В настоящее время физическая культура стала основой формирования здорового образа жизни, который представляет собой активную и целенаправленную форму поведения, обеспечивающего сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.
Обычно прыгун перед прыжком способом «перешагивание» располагается справа или слева от стоек (в зависимости от того, какая у него толчковая нога) под углом 35—40 градусов. Отталкивание выполняется дальней от планки ногой.
Такой прыжок состоит из четырех фаз: разбег, подготовка к отталкиванию, переход через планку и приземление. Ускоряющийся разбег с 7—9 шагов завершается отталкиванием ноги с пятки на носок по линии разбега. При этом перед отталкиванием предпоследний шаг удлиняется, а последний укорачивается, это позволяет вывести таз вперед и продвинуть тело на толчковую ногу. Руки на замахе отводятся назад через стороны, из этого положения выполняется быстрое движение маховой ноги вверх с выносом согнутых в локтевых суставах рук вверх. В полете некоторое время прыгун сохраняет вертикальное положение. Достигнув высшей точки взлета, он выполняет быстрое движение маховой ногой
вдоль планки. Сначала маховая нога переносится через планку, а затем (после ее опускания за планку) переносится и толчковая. При этом туловище наклоняется вперед к планке. Толчковая нога переносится через планку дугообразным движением со стопой, повернутой наружу. Это помогает повернуть туловище при переходе через планку в сторону планки и отвести за нее таз. Приземление производится на маховую ногу с последующей постановкой толчковой ноги.
Перед выполнением прыжков в высоту с разбега способом «перешагивание» надо подготовить место для приземления: тщательно уложить специальные маты, чтобы они не разъезжались (не расползались), нельзя располагать место для приземления вблизи стены или спортивных снарядов. При выполнении прыжков нельзя перебегать дорогу учащемуся, который выполняет упражнение.
Прежде чем приступать к выполнению прыжков в высоту с разбега, необходимо представить технику прыжка в целом. Затем попробовать выполнить прыжок через планку, установленную на небольшой высоте (50—60 см).
Подводящие упражнения для самостоятельного освоения:
• полуприседания и приседания;
• приседание на одной ноге в положении «пистолетик»;
• движения маховой ногой, стоя у гимнастической стенки;
• упражнение «мячик» (прыжки из низкого приседа вверх-вперед);
• выполнение маха ногой и руками с подскоком вверх (из исходного положения, стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены назад);
• прыжок с доставанием предмета, отталкиваясь одной ногой;
• прыжок вверх в сочетании с движением маховой ногой (из исходного положения, стоя на согнутой маховой ноге, толчковая впереди на пятке, руки отведены назад);
• прыжки через препятствия разной высоты;
• переход через планку с места (из исходного положения, стоя на толчковой ноге);
• прыжок в высоту способом «перешагивание» с одного шага разбега;
• то же упражнение последовательно с трех, пяти, семи и девяти шагов разбега.