Экономическая деятельность международного олимпийского комитета
На протяжении более чем пятидесяти лет (1896 — 1948 гг.) вопрос о финансировании МОК не поднимался. Да и Международным спортивным федерациям вполне хватало членских взносов и отчислений от продажи билетов во время проведения своих чемпионатов. Календарь международных спортивных соревнований был тогда небольшим, члены МОК и лидеры Международных спортивных федераций были, как правило, состоятельными людьми, так что хотя финансовые трудности и существовали, о них практически мало говорили. Когда же возникла проблема нехватки средств, то решалась она простыми путями.
До первой мировой войны все члены МОК не только самостоятельно оплачивали свои расходы, но и вносили ежегодный взнос в размере 25 швейцарских франков. Значительную часть расходов Международного олимпийского комитета составляли личные средства президента МОК Пьера де Кубертена.
На сессии МОК 1922 г., проходившей в Париже, годовой взнос членов МОК был увеличен до 50 швейцарских франков. Определенные средства в кассу МОК начали вносить Национальные олимпийские комитеты и Международные спортивные федерации. Все эти средства, а также пожертвования в пользу МОК использовались для покрытия расходов, связанных с его текущей деятельностью.
В целом сложившаяся до второй мировой войны система финансирования МОК базировалась на одном главном принципе — никакие организации не должны извлекать доход от проведения Игр.
В послевоенный период международные спортивные организации оказались в сложном финансовом положении, «Когда не стало П. де Кубертена и исчезло все его состояние, — отмечает «Олимпик ревю», — Международному олимпийскому комитету нужно было привыкать жить более скромно. После второй мировой войны его расходы вдвое превышали доходы, состоящие, в основном, из членских взносов. В этот момент и международные федерации были в трудном положении. Но у них выработалась привычка извлекать довольно значительные доходы из проведения различных чемпионатов. Поэтому им показалось естественным установить процент отчислений в свою пользу от продажи входных билетов на олимпийские соревнования. Они обратились с такой просьбой в МОК, и этот проект был передан на изучение. Было решено установить эти отчисления на уровне 3 %, а деньги распределить между МОК и международными федерациями».
Организация первых послевоенных Олимпийских игр 1948 г. в Лондоне не потребовала больших финансовых затрат, и доходы от продажи билетов не только покрыли их, но и принесли организаторам Игр прибыль. Руководители МОК не могли не обратить внимание на этот факт, так как в Олимпийской хартии имелось указание на то, что организаторы не должны извлекать доход от проведения Игр. Чтобы не нарушать это правило Олимпийской хартии, Э. Брэндедж предложил включить в нее уточнение, согласно которому возможные доходы должны использоваться только в целях развития любительского спорта. Новый пункт вошел в число восьми основных принципов МОК, разработанных в 1949 г.: «Все доходы, полученные в результате проведения Олимпийских игр (после покрытия расходов, связанных с их организацией, и отчисления определенной суммы в МОК), передаются в распоряжение Национального олимпийского комитета страны, где проходили Игры. Эти деньги должны быть использованы для развития олимпийского движения и любительского спорта». Так впервые было выражено требование об отчислениях в МОК, предпринята попытка его финансирования за счет Олимпийских игр.
До 60-х годов МОК, в основном, довольствовался отчислениями от продажи билетов на Олимпийские игры.
Затем бюджет МОК стал несколько пополняться за счет того, что города, получившие право на проведение Олимпийских игр, стали перечислять ему по 100 000 швейцарских франков.
А с 1960 г. началась продажа прав на трансляцию Олимпийских игр. Так, право на трансляцию VIII зимних Олимпийских игр, проходивших в Скво-Вэлли (США),было продано американской телекомпании Си-Би-Эс за 50 тыс. долларов, а Игр XVII Олимпиады из Рима (1960 г.) — за 60 тыс. долларов.
По мере роста стоимости прав на телетрансляции Олимпийских игр росли и доходы МОК. От оргкомитета Игр XVIII Олимпиады в Токио (1964 г.) МОК получил уже 130 тыс. долларов, а от организаторов IX зимних Олимпийских игр в Инсбруке (1964 г.) — 200 тыс. долларов.
В конце 60-х годов Международные спортивные федерации, участвующие в подготовке и проведении Олимпийских игр, а также Национальные олимпийские комитеты, направляющие на них своих спортсменов, все настойчивее стали требовать от МОК своей доли доходов от Олимпийских игр. Не случайно, в повестке дня X Олимпийского конгресса, проходившего в 1973 г. в Варне, главным был вопрос об урегулировании отношений (в том числе финансовых) между МОК, Международными спортивными федерациями и Национальными олимпийскими комитетами.
В начале 80-х годов, с приходом к руководству МОК X. А. Самаранча, Международный олимпийский комитет начинает активный поиск новых источников финансирования. Этому способствовала не только недостаточность средств, но и полная зависимость МОК от телевидения, так как доходы от продажи прав на телетрансляцию Олимпийских игр были практически единственным источником финансирования его деятельности.
В 1983 г. МОК создал комиссию по новым источникам финансирования Олимпийских игр и деятельности Международного олимпийского комитета, которая приступила к изучению этой проблемы. Был поставлен вопрос о создании системы олимпийской рекламно-спонсорской деятельности, а также получения доходов от иной коммерческой деятельности — реализации монет, издательской деятельности и т. п. Однако перспективы доходов от этих источников оставались весьма туманными — особенно в сравнении с доходами, получаемыми от продажи прав на телетрансляцию Олимпийских игр.
Вплоть до 1972 г. МОК делился доходами от продажи прав на трансляцию зимних и летних Олимпийских игр только с оргкомитетами городов, проводящих эти Игры. Свою сумму МОК делил с Международными спортивными федерациями.
Практически все организации, кроме Международного олимпийского комитета, — оргкомитеты по проведению Олимпийских игр, Международные спортивные федерации и Национальные олимпийские комитеты — были недовольны принципами распределения доходов от продажи прав на телевизионные трансляции с Олимпийских игр.
Начиная с 1972 г., МОК включил в схему распределения теледоходов и Национальные олимпийские комитеты. Думается, что это решение носило формальный характер. Ведь если распределить сумму, причитающуюся Национальным олимпийским комитетам, на все страны-члены МОК, то каждый НОК получил бы сравнительно небольшую сумму. Поэтому МОК предложил не распределять эту сумму между 131 существовавшим в то время Национальным олимпийским комитетом, а перечислять ее на счет программы «Олимпийская солидарность», которая предназначалась для оказания помощи Национальным олимпийским комитетам развивающихся и других стран — через МОК. В итоге МОК получил в свои руки важный рычаг не только для развития олимпийского спорта, но и для оказания давления на некоторые Национальные олимпийские комитеты при проведения нужной МОК политики.
По программе «Олимпийская солидарность» в 1985—1988 гг. было проведено более тысячи курсов, на что израсходовано 13,3 млн. долларов.
Кроме того, с 1984 г. МОК стал оплачивать участие в Олимпийских играх определенного количества спортсменов и официальных лиц от каждого Национального олимпийского комитета.
Вот так, например, выглядели средства, полученные Национальными олимпийскими комитетами, участвовавшими в Олимпийских играх 1988 г., и бюджетная стоимость проведения технических курсов по программе «Олимпийская солидарность» в 1989—1992 гг. (в американских долларах) (табл. 1).
Таблица 1
Распределение средств фонда «Олимпийская солидарность»
Континент | Оплата транспорта, оборудования, проживания в Калгари | Оплата транспорта, оборудования, проживания в Сеуле | Бюджеты технических курсов | Всего |
Африка | ||||
Америка | ||||
Азия | ||||
Европа | ||||
Океания | ||||
Итого |
Итак, одним из источников финансирования Национальных олимпийских комитетов можно считать поступления от МОК в виде оплаты участия в Олимпийских играх определенного количества спортсменов и проведения курсов (семинаров) по подготовке кадров.
Для Олимпийских игр 1988и1992 гг. МОК установил следующий принцип распределения теледоходов: 20 % получили оргкомитеты — на обеспечение оптимальных технических условий для всех видов информации; остальная сумма была поделена между оргкомитетом, которому достались 2/3, и МОК, который вновь разделил свою треть — после вычета своих расходов (10 % — на оплату приема судей, обслуживающих Олимпийские игры, и 10 % — на оплату проезда и пребывания на Играх определенного числа спортсменов и официальных лиц от каждого НОК) — между Международными спортивными федерациями и Национальными олимпийскими комитетами, через программу «Олимпийская солидарность» и МОК.
Анализируя коммерческую политику МОК и Международных спортивных федераций, отдельные специалисты считают, что именно после Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984 г.) некоторые руководители международного спорта поняли, как надо ее вести. На самом же деле Лос-Анджелеская Олимпиада лишь ускорила проведение этими организациями нового курса, который был продуман ими еще в начале 80-х годов. Направление этой политики высказал президент фирмы «Адидас» X. Дасслер на страницах журнала «Олимпик ревю» в феврале 1980 г.: «Если все три партнера — спортивные организации, средства массовой информации и промышленность — смогут перейти от краткосрочной интенсивной рекламы промышленных фирм к более сдержанной и долгосрочной практике, то многие вопросы будут сняты и спорту будет обеспечена более солидная финансовая помощь... МОК, в силу своего авторитета, мог бы сыграть в этом вопросе роль посредника. Этот орган, состоящий из представителей как спортивного, так и промышленного мира, наверняка способен найти взаимоприемлемое решение».
После XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984 г.) МОК подвергся резкой критике со стороны многих спортивных организаций и спортсменов за свою финансовую зависимость от телекомпаний, прежде всего американских, которые начали диктовать свои условия Международным спортивным федерациям и оргкомитетам по проведению Олимпийских игр 1988 г. в Калгари и Сеуле. Принимая эту критику во внимание, МОК объявил, что в целях поиска новых источников финансирования и недопущения однобокой финансовой зависимости от телевидения он заключил коммерческое соглашение со швейцарской рекламной фирмой «Интернэшнл спорт энд лэжер» (ИСЛ).
В февральском номере «Олимпик ревю» за 1986 г. была опубликована статья Р. Паунда, в которой он дает характеристику этой международной олимпийской рекламно-спонсорской программе, названной «программой ТОП». По мнению руководителей МОК, эта программа не только координирует действия международных компаний-спонсоров и действия Национальных олимпийских комитетов и оргкомитетов по проведению Олимпийских игр (ОКОИ), но и повышает их доходы за счет улучшения организационной стороны дела. Вот как Р. Паунд объяснял появление «программы ТОП»: «Толчком для начала разработки, а на ее создание ушло несколько лет, послужили те трудности, с которыми сталкивались ОКОИ во время проведения коммерческо-лицензионной деятельности при подготовке к Олимпийским играм. ОКОИ имеет право организовать ее, согласно Олимпийской хартии, только с разрешения НОК страны, где будет проведена Олимпиада. Это правило часто служило преградой для более широкого привлечения международных компаний, желающих стать спонсорами Олимпийских игр, поскольку для использования в рекламных целях олимпийской эмблемы им приходилось заключать каждый раз специальные соглашения с Национальными олимпийскими комитетами стран-организаторов Игр. Многие крупнейшие международные компании-спонсоры в течение нескольких лет обращались в МОК с просьбой упростить эту процедуру, указывая при этом на свою готовность увеличить вклад в олимпийское движение, если он пойдет на предоставление им исключительных прав на использование олимпийской символики в международном масштабе». И МОК пошел на такое соглашение с ИСЛ.
К «программе ТОП» подключались не только МОК, Международные спортивные федерации и ОКОИ, но и Национальные олимпийские комитеты (150 из 167 подписали соглашения об участии в «программе ТОП-1").
Почему же подавляющее большинство Национальных олимпийских комитетов примкнуло к этой программе? Ответ на такой вопрос дает тот же Р. Паунд: «Все организации, участвующие в олимпийском движении, Национальные олимпийские комитеты, задействованные в программе, также получают определенные выгоды плюс денежные вознаграждения за каждого спортсмена, участвующего в Играх». По раскладке МОК, каждый НОК, участвующий в Играх, получил минимальную сумму в 10 тыс. долларов плюс еще 300 долларов за каждого спортсмена — члена олимпийской команды в Калгари и Сеуле.
Несомненно, материальные соображения играли в решении этого вопроса главную роль. И в этом нет ничего плохого (если учесть, что Национальные олимпийские комитеты развивающихся стран почти не имеют средств на подготовку своих спортсменов к Олимпийским играм), но при соблюдении одного непременного условия: процесс коммерциализации олимпийского спорта должен быть поставлен в жесткие рамки и контролироваться со стороны МОК, Международных спортивных федераций и Национальных олимпийских комитетов.
«Программа ТОП-1» (1986—1988 гг.) принесла МОК 103 млн. долларов, из которых 40 млн. получил оргкомитет Игр в Сеуле, 25 млн. — оргкомитет Игр в Калгари, 20 млн. — 154 Национальных олимпийских комитета (в том числе бывший НОК СССР — 134 тыс. долларов) и 5 млн. — МОК.
Суммарный доход от 12 спонсоров (а среди них такие фирмы, как «Кока-Кола», «Кодак», «Марс», «Филипс», «Рико» и др.), участвовавших в «программе ТОП-2» (1988—1992 гг.),составил 170 млн. долларов. Они были распределены следующим образом: оргкомитеты Олимпийских игр в АльбервилеиБарселоне получили около 50 % дохода, МОК — 7 %; Национальные олимпийские комитеты — более 40 %).
Таблица 2
Доходы МОК от программ ТОП («Атланта Джорнэл», США, июнь 1992 г.)
Год | Программа | Число спонсоров | Доход (млн.дол.) |
ТОП-1 | |||
ТОП-2 | |||
ТОП-3 |
От реализации «программы ТОП-3» (XVII зимние Олимпийские игры 1994 г. в Лиллехаммере и Игры XXVI Олимпиады 1996 г. в Атланте) МОК рассчитывал получить рекордную сумму доходов — 350 млн. долларов (табл. 2). 1/3 этих доходов собирались отдать в бюджет Атланты как города-организатора Игр, а 2/3 будут распределены между оргкомитетом Олимпийских игр в Лиллехаммере, Национальными олимпийскими комитетами и МОК.
После Олимпийских игр 1988 г. состояние МОК составляло 800 млн. французских франков (или около 72 млн. долларов США), при текущем бюджете в 80 млн. франков.
После Игр 1992 г. казна МОК значительно пополнилась — примерно на 100 млн. долларов — за счет отчислений от продажи прав на телетрансляции и «программы ТОП-2».
В связи с приближающимся 100-летием современного олимпийского движения и в целях повышения интереса общественности к этому юбилею, МОК изучал новые возможности для улучшения своего финансового положения. Одна из них — программа выпуска юбилейных олимпийских монет, в которой примут участие такие страны, проводившие в разные годы Олимпийские игры, как Канада, Австралия, Франция, Австрия, Греция. Каждая из этих стран выпустит по одной золотой и по две серебряных монеты. В общей сложности с 1992 по 1996 гг. будет выпущено 15 видов момент — по 3 в год. Кроме МОК часть доходов получат и Национальные олимпийские комитеты.
МОК намеревается активизировать и распространение от снятых во время Олимпийских игр кино- и видеофильмов, продажа которых также принесет дополнительные доходы.
Рост доходов МОК вызывает определенные претензии к их распределению со стороны Международных спортивных федераций. 25 федераций по летним олимпийским видам спорта потребовали для себя не только более крупной доли от телевизионных доходов, но и долевого участия в спонсорской «программе ТОП». Причем президент ИААФ П. Небиоло предлагал также рассмотреть вопросы размещения рекламы на олимпийских стадионах во время Игр, продажу спонсорам права рекламы на стартовых номерах спортсменов и на билетах для зрителей. Как видим, число источников финансирования олимпийского движения к концу XX в. может возрасти.
Несомненно, связь между олимпийским спортом, средствами массовой информации и экономикой в 90-е годы будет укрепляться. Однако, на наш взгляд, следует постоянно помнить, что спорт сохранит свою притягательную силу и популярность только в том случае, если все партнеры, участвующие в его развитии, будут придерживаться определенных принципов, отражающих возможности, границы и опасности чрезмерной коммерциализации олимпийского спорта.