Дыхательно-гимнастические комплексы для развития физиологического дыхания
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).
Представленные в пособии игры и упражнения на развитие речевого дыхания сгруппированы по лексическим темам. Их можно использовать в совместной деятельности взрослого и ребенка по развитию речи дошкольников, на логопедических занятиях, в режимных моментах. Кроме того, предлагаются игры для развития физиологического дыхания и ротового выдоха детей.
Адресовано воспитателям, учителям-логопедам, педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, студентам дефектологических вузов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 5
Дыхательно-гимнастические комплексы для развития физиологического дыхания...... 8
Игры и упражнения для развития ротового выдоха.............................................................. 14
Развитие речевого дыхания на материале лексических тем............................................... 31
Зима............................................................................................................................................... 31
Весна............................................................................................................................................. 37
Лето............................................................................................................................................... 42
Осень............................................................................................................................................. 45
Явления природы....................................................................................................................... 47
Дикие Животные........................................................................................................................ 52
Домашние животные................................................................................................................. 56
Дикие птицы................................................................................................................................ 66
Домашние птицы........................................................................................................................ 76
Животные Жарких стран.......................................................................................................... 80
Насекомые................................................................................................................................... 83
Рыбы, водоемы, земноводные................................................................................................. 87
Лес. Деревья................................................................................................................................ 91
Цветы............................................................................................................................................ 96
Человек......................................................................................................................................... 97
Семья.......................................................................................................................................... 102
Дом.............................................................................................................................................. 103
Одежда. Обувь.......................................................................................................................... 105
Посуда. Продукты................................................................................................................... 108
Овощи. Фрукты......................................................................................................................... 112
Игрушки..................................................................................................................................... 115
Инструменты............................................................................................................................. 120
Музыкальные инструменты................................................................................................... 124
Профессии................................................................................................................................. 129
Пожарные.................................................................................................................................. 131
Наша армия............................................................................................................................... 132
Спорт.......................................................................................................................................... 134
Строительство.......................................................................................................................... 136
Транспорт.................................................................................................................................. 137
Предметы быта......................................................................................................................... 144
ВВЕДЕНИЕ
Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.
Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое (4:5), вдох происходит через нос, выдох — через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
Основа внешней (произносительной) речи — дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования; формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
В речевом дыхании выдох — самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20), последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох — остановка — выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы. Во время устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.
♦ Развитие груднобрюшного типа дыхания.
♦ Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
♦ Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
— добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;
— на одном выдохе произносить 3—4 слога;
— правильно произносить фразу из 2—3 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;
— слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;
— сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
Дыхательно-гимнастические комплексы для развития физиологического дыхания
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:
— не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
— следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
— чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
— движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.
Цели:
— активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани;
— укреплять мышцы брюшной полости;
— осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации.
1-й комплекс
Дышим попеременно
И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 — вдох и выдох через нос; 2 — вдох через нос, выдох через рот; 3 — вдох через рот, выдох через нос; 4 — вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 — вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 — вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 — вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).
Послушаем свое дыхание
И.п.: стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
— куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
— какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе;
— какое дыхание: поверхностное или глубокое;
— какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с определенным интервалом (паузой);
— дыхание тихое, неслышное или шумное.