Чтение стихов и рассказов А. Шибаева
− Прочитайте отрывки из произведений А. Шибаева, которые вам особенно запомнились и понравились. Найти нужную страницу нам поможет содержание в конце учебника.
4. Сказка А. Шибаева «Одна буква».
− Язык, на котором мы говорим, красив и богат. В русском языке слова бывают разные: веселые и грустные, маленькие и большие, вежливые, добрые, важные, родные, самые дорогие. Много слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. Вы все умеете читать. Много нового и интересного вам помогли узнать стихи и сказки Александра Александровича Шибаева.
− Я хочу подарить вам еще одну его сказку:
Одна буква
− Дедушка, смотри, какую я варону нарисовала! Хорошо? [На доске: нарисована ворона и написано слово «варона».]
− Очень хорошо! Но слово «ворона» ты написала неверно: после «в» надо «о», а не «а».
− Ну, подумаешь, – одна буква… «вАрона» или «вОрона» – какая тут разница?
− А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву «н». Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву «т». Что получилось?
− Вот чудеса! получились «ворота»!
− Поняла теперь, что значит одна буква?
* * *
− Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте.
5. Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».
− Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Григория Остера. Прочитайте название рассказа.
Беседа после прочтения.
− Какой это рассказ: грустный или весёлый? Что вам показалось смешным?
− Этот рассказ больше похож на правду или вымысел? Почему?
– Кто хочет сам прочитать этот рассказ?
Словарная работа.
− Прочитайте слова плавно:
Чердак
Пожалуйста
Из подъезда
Заволновался
Без присмотра
8. Повторное самостоятельное чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».
Выборочное чтение текста.
− Для чего щенок пришёл на чердак? (Щенок принёс на чердак котлету, положил её в уголок и сказал котёнку: «Посмотри, пожалуйста, чтоб никто не взял мою котлету. Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её».)
− Кому щенок доверил охранять котлету? Почему?
− С какой просьбой обратился щенок к котёнку?
− Почему щенок заволновался?
− Было ли это приятным сюрпризом? Ведь он все-таки «спрятал»?
− Как надо читать слова Гава? Почему? Какое слово подсказывает?
− Убедил ли котенок своего друга в надежности того места, куда он спрятал котлету?
Работа с иллюстрацией.
− Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, как менялось настроение у щенка. Почему?
− Найдите и прочитайте самый важный момент в рассказе.
− Предположите, что произойдет потом. Будут ли друзья ссориться из-за котлеты? (Нет. В рассказах Г. Остера герои-звери разговаривают друг с другом, поэтому они всегда могут договориться.)
III. Итог урока.
− Кто главные герои историй Г. Остера, которые мы прочитали?
– Как к ним относится автор?
– Каково ваше отношение к ним?
Урок 13
Б. ЖИТКОВ «КАК МЕНЯ НАЗЫВАЛИ».
А. КуШНЕР «БОЛЬШАЯ НОВОСТЬ»
Цели: познакомить с писателем Б. Житковым и его произведением «Что я видел»; совершенствовать навыки правильного выразительного чтения; учить работать в парах.
Ход урока