Классификация спортивных сооружений.
СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Кемерово 2008
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра теоретических основ физической культуры
СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Кемерово 2008
Спортивные сооружения: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Д. В. Смышляев. – Кемерово, 2008. – 65 с.
В учебно-методическом пособии отражен минимум содержания предмета «Спортивные сооружения». Описаны требования к эксплуатации сооружений для различных видов спорта, варианты изготовления и использования простейших тренажерных устройств.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования по специальности 032101 Физическая культура и спорт.
Рекомендовано методической комиссией факультета физической культуры и спорта 11. 01. 2008 г. Протокол № 1 Председатель канд. пед. наук, доцент А. Н. Туренков | Утверждено на заседании кафедры теоретических основ физической культуры 08. 01. 2008 г. Протокол № 1 Зав. кафедрой __________ канд. пед. наук, доцент Р. С. Жуков |
Содержание
Предисловие
Формирование физической культуры подрастающего поколения не возможно без материально-технического обеспечения.
В настоящее время можно обозначить проблему материально-технического обеспечения массового детского спорта в Кузбассе. Мониторинг обеспеченности спортивными сооружениями и учебными учреждениями спортивной направленности спортивно-массовой работы в территориях области показал, что в Кузбассе на 271442 школьника приходится - 232 спортивных клуба. Это говорит о том, что в Кузбассе на один детско-юношеский спортивный клуб приходится 1170 человек. При этом, лучшее положение по данному показателю среди городов имеет г. Юрга (3,04 клуба, 238 школьников на клуб), а среди районов Кемеровской области - Ленинск-Кузнецкий район (2,98 клуба и 335 школьника на клуб) (табл. 1).
Таблица 1
Количество клубов в городах и районах Кемеровской области на 1000 школьников
Территория | Количество клубов на 1000 школьников |
Юрга Ленинск-Кузнецкий район Промышленновский район Беловский район Ленинск-Кузнецкий Междуреченск Кемерово Новокузнецк Березовский Тяжин Яшкино и т.д. | 3,04 2,98 2,74 2,25 1,78 1,26 1,14 0,37 0,36 0,29 0,28 >0,28 |
К учреждениям дополнительного образования спортивной направленности относятся ДЮСШ, СДЮШОР по различным видам спорта. В целом по Кузбассу на 1000 школьников приходится около 12 спортивных секций (11,83). Наиболее благоприятная картина обеспеченности школьников спортивными секциями у г. Тисуль (56,29 секции на 1000 школьников) и у Беловского района Кемеровской области (67,04).
Наиболее распространенными спортивными сооружениями для физкультурно-спортивной деятельности подростков в Кемеровской области являются спортивные залы. В среднем на 1000 школьников в Кузбассе функционирует 4 спортивных зала (3,93). Наиболее обеспеченными выглядят г.Чебула (11,18) и Беловский район (14,08).
Самый низкий показатель обеспеченности спортивными сооружениями в Кемеровской области отмечен в отношении к плавательным бассейнам. Их количество на территории Кузбасса не превышает 47 сооружений (включая школьные). На посещение одного бассейна претендуют 5775 школьников. Во многих городах бассейны просто отсутствуют: Калтан, Мариинск, Тисуль, Чебула, Яшкино, ЯЯ и районах – Гурьевский, Крапивинский, Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецкий, Прокопьевский, Промышленовский.
Ситуация недостаточной обеспеченности спортивными учреждениями в Кемеровской области согласуется с ситуацией в Российской Федерации в целом. По данным Кузьмичевой Е.В. обеспеченность населения России физкультурно-спортивными залами меньше в 2,7 раза, чем в Японии, и в 2,1 раза - чем в Италии; бассейнами - меньше в 30,2 раза, чем в Японии, и в 7,7 - чем в Италии; плоскостными сооружениями - меньше в 2,7 раза, чем в Японии, и в 6,8 - чем в Италии.
Таким образом, строительство и сохранение спортивных сооружений в России и Кемеровской области является достаточно актуальной проблемой.
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультетов физической культуры и спорта и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. В учебно-методическом пособии описываются сооружения, оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации. Содержаться требования к экологической обстановке в местах занятий физической культурой и спортом. Часть материала посвящена описанию тренажеров, используемых на занятиях физической культурой и спортом. Их назначение, конструктивные особенности. Эксплуатационные характеристики. Так же перечисляются требования к сооружениям, оборудованию и инвентарю с позиции техники безопасности.
История развития спортивных сооружений
Спортивные сооружения в первобытном обществе.
Уже в древнейшем, до религиозном периоде человек использовал орудия для эффективности трудовой деятельности. Археологические раскопки говорят о том, что примитивные вспомогательные снаряды постоянно совершенствовались. Это были уже не случайные предметы, попадающиеся под руку, а специально изготовленные орудия (копье из тисового дерева, найденное между ребер скелета мамонта; лук со стрелами и т.д.), причем специально, для обучения детей использовались облегченные снаряды. Так же, наскальные рисунки, относящиеся к этому периоду, содержат изображение животного – цель охоты. В Астурии в пещере Кастильо есть рисунок мамонта со схематичным изображением сердца – это можно считать одним из первых учебных пособий. А саму пещеру – местом для тренировок, примитивным спортивным сооружением.
Рис.1. Изображение рисунка животного на стене пещеры
Но не только пещеры служили местом для занятий физическими упражнениями, на отрытом пространстве, люди так же устраивали всевозможные состязания. Первые площадки для подобных действий сооружались в виде прямоугольника. Здесь проходили соревнования в беге, метании в цель, стрельбе из лука и т.д. Молодые люди, проходя через ряд испытаний на этих площадках становились полноправными членами племени (инициация). Кроме того, люди сооружали специальные постройки в виде круга для общественных сборищ, где зачастую проводили подвижные игры с мячом (Николаенко А.В. 1976).
Рис.2. Подготовка к охоте в период первобытно-общинного строя.
Основной и главной направленностью использования спортивных сооружений являлось воспитаниеподрастающего поколения. На спортивных площадках, представлявших вытоптанный кусок земли проводились инициации (обряд посвящения в полноправные члены общества). Как неотъемлемой частью жизни было и обучение основным навыкам. В первобытно-общинном строе уже существовало разделение труда. Девочки занимались домашним хозяйством, мальчики занимались тренировками, совершенствованием умений и физических качеств. Умения совершенствовались, в первую очередь охотничьи, иногда еще и военные. В первобытном обществе, человек не был завоевателем, потому что земель хватало, а в лесах находилось столько дичи, сколь было нужно. Человек был тружеником - охотником, скотоводом, землепашцем, для того чтобы обеспечивать себя всем необходимым.
Спортивные сооружения в рабовладельческом обществе.
Спортивные сооружение рабовладельческого мира имеют большую вариацию по сравнению с первобытным. Так, в странах Древнего Востока наибольшей популярностью пользовались сооружения для верховой езды, на территории Азии были распространены площадки для стрельбы из лука, а при раскопках в Мексике была обнаружена каменная площадка с вертикально расположенным кольцом на стене для игры каучуковым мячом.
Однако наибольший интерес представляют спортивные сооружения Древней Греции и Древнего Рима. В Древней Греции существовало несколько типов сооружений – гимнасий, стадион, ипподром и т.д. Гимнасий представлял собой здание прямоугольной формы со специальной площадкой для прогулок и упражнений. Гимнасий имел по периметру большое количество небольших помещений для занимающихся. Здесь имелись комнаты для занятий мальчиков, девочек, холодные комнаты, теплые комнаты, бани, ванны, комнаты для переодевания и т.д. Гимнасии располагались в зоне отдыха и имели выход к стадиону.
Греческие стадионы отличало то, что они изначально были прямоугольной формы и находились между двумя холмами. Длина стадиона составляла один «стадий». Величина «стадия» постоянно менялась от 160 до 210 метров, поэтому в разные времена и в разных городах Греции длина стадиона была различна. Позже Древнегреческие стадионы стали иметь округлую по сторонам форму. Это произошло благодаря специфике заездов на лошадях, которые проходили на ипподромах.
Из-за высокой скорости скачек, обеспечения безопасности и зрелищности состязаний Греческие ипподромы имели форму подковы - закругленную с одной из торцовых сторон. На ипподроме было шесть покрытых песком дорожек, которые уходили за большой каменный столб, вокруг которого необходимо было повернуть наездникам.
Рис.3. Спортивные сооружения древней Олимпии: гимнасий, стадион, ипподром.
Сооружения Древнего Рима, на культуру которого во многом повлияла Греция, отличались грандиозностью и вместительностью. Амфитеатр, который был специально изобретен для проведения Гладиаторских боев, в среднем вмещал в себя до 50000 зрителей, а цирк «Максимус» - 150000 человек. Амфитеатр представлял собой многоэтажное сооружение круглой формы с ареной для поединков в центре. Так же известны ипподромы и специальные сооружения, для битв гладиаторов на кораблях – «Наумахии». Школы для гладиаторов, которые сражались на арене были точной копией греческих Гимнасиев. Вот только, предназначение комнат было несколько другим.
Рабовладельческое общество характеризуется несколько иными взглядами на использование и строительство спортивных сооружений. Главная направленность спортивных сооружений в Древнем Риме – зрелищность. Гладиаторские бои, проводившиеся в амфитеатрах, собирали огромное количество зрителей – зевак, мающихся от безделья. Существует мнение, что именно благодаря зрелищам, появились многие произведения архитектуры: Амфитеатры, «Колизей», Наумахии, цирк «Максимус» и т.д.
Все шоу, проходившие в то время, не обходятся без консулов, императоров и высокопоставленных лиц Рима – таких же зевак, но имеющих вес и почтение среди себе подобных. Это придает всему происходящему общественно-политический характер. «Хлеба и зрелищ» - вот, что давали императоры своему народу в кризисные годы истории. В 206-245 году, когда победоносная армия варваров проходила в нескольких «шагах» от столицы, гладиаторы Рима демонстративно убивали друг друга, подавая зрителям пример того, как нужно достойно умереть в случае беды. Так, правительство Рима хотело пробудить дух патриотизма в своих гражданах. Но, Риму повезло - враги прошли мимо, а вместе с ними и дух патриотизма.
Рис. 4. Амфитеатр «Колизей».
Не менее важная направленность использования сооружений для спорта в это же время – воспитательная.Огромное значение воспитанию придавали греки. Повсюду на Пелопонесском полуострове строились гимнасии. В этих образовательных учреждениях греки повышали свое физическое совершенство. В Риме в школе гладиаторов существовала даже методика занятий с деревянным оружием, тряпичными чучелами и прочей утварью.
Еще одна направленность этой эпохи – милитаристическая. Спартанцы, например, считали себя воинствующей нацией, предназначенной только для войны. Они презирали труд, а работать на себя заставляли илотов – захваченные народности, уже давно жалеющие, что поселились рядом со Спартой. С детства они, спартанцы, занимались на специально оборудованных площадках в Агелах (образовательных учреждениях интернатного типа). Древний Рим – великая империя, возвышенная своей армией. Армия славилась не только тактикой на поле боя и множеством командиров, образующих огромную иерархическую цепь, но и физически развитыми в Римских фортах легионерами.
И, наконец, наиболее яркая направленность рабовладельческого строя – соревновательная (спортивная). Именно Древняя Греция «родила» Олимпийские игры, а вместе с ними дух честной борьбы и всестороннее гармоническое развитие личности. Способствовали этому: стадионы, подиумы, ипподромы, спортивные площадки, инвентарь, включающий в себя: копья, диски, гантели и т.п. В Риме проводились Капитолийские игры, «Неронеи», и даже Олимпийские игры! Это было, правда, один раз, но так же символизирует состязательное отношение к спортивным аренам рабовладельцев.
Спортивные сооружения в средние века.
В период средневековья, строительство специальных спортивных сооружений не происходило с размахом рабовладельческого периода. Как известно церковь была противником физических упражнений среди простых людей. Исключение составляли феодалы, которые довольно часто участвовали в рыцарских турнирах.
Рыцарские турниры имели несколько видов и требовали специально оборудованные места. Так соревнования проходили на большой площади или у стен замка. Для соревнования пеших воинов использовались огороженные площадки. Рыцари соревновались в умении пользоваться мечом, попьем, булавой по желанию. Специально для поединка всадников сооружался коридор, разделенный низким забором или стеной. Бой состоял из нескольких раундов, которые оценивались в баллах за умение держаться в седле и владеть копьем.
Кроме рыцарских поединков и специально строившихся к этим знаменательным событиям сооружений средние века прославились еще и спортивными играми. Большой популярностью пользовалась игра «Же дэ пом» (теннис). В больших залах феодальных замков или в роскошных садах дворцов феодалы играли кожаным мячиком, перебрасывая его друг другу переплетенными кожаной веревкой палками. Так же известно, что именно в средние века на улицах городов появился футбол, в который играли одновременно все, кто видел мяч. Жители Англии пинали надутую камеру нарушая движение на улицах. За это их даже могли посадить в тюрьму на некоторое время.
Средним векам свойственна классовость в отношении эксплуатации спортивных сооружений. Только «благородные» участвовали в рыцарских турнирах, имели все необходимое для занятий физическими упражнениями. Крестьяне не имели возможности – не было времени, да и церковь была против, а вот у горожан, была возможность заниматься в «Братствах» со структурой «клубов по интересам». Они создавались для отражения набегов «Рыцарей-мародеров». На наш взгляд, средние века – это период, прежде всего, милитаристической направленности в эксплуатации спортивных сооружений. Особенно актуальной эта направленность была во время крестовых походов.
Спортивные сооружения нового времени.
В период нового времени небольшие открытые спортивные площадки начинают строить поклонники немецкой, французской, шведской гимнастик. Площадки включают в себя «современные» лестницы, шесты, заборы, скамейки, перекладины, простейшие тренажеры и т.д. Если же говорить о крупных спортивных сооружениях, то они появляются специально для занятия фехтованием. Именно для фехтования начинают строиться помещения сооружения в виде арены, которые в последствии становятся спортивными комплексами того времени (Николаенко А.В. 1976).
Однако самые крупные спортивные сооружения, строятся благодаря Олимпийским играм современности. Анализ подготовки к Олимпийским играм показывает, что не все игры проходили на высоком материально-техническом уровне. Первые игры прошли в ужасных условиях. Например, пловцы соревновались в открытом море, где температура воды не превышала 14 гр. Олимпийский стадион едва удалось отремонтировать к началу первых состязаний. Инвентарь для соревнований по гимнастике был старым и не соответствовал требованиям даже того времени. Условий для проживания участников создано не было. На вторых играх специальные спортивные сооружения не строились. Пловцы отталкивались от незакрепленных бревен в мутной воде. Игры были придатком всемирной торговой выставки. Тоже самое происходило и на третьих Олимпийских играх.
Рис. 6. Оборудование для занятий немецкой гимнастикой.
Однако, несмотря на низкий уровень материального обеспечения, первые игры сыграли важную роль в строительстве сооружений и совершенствовании спортивного инвентаря. В последствии, после анализа проведения первых игр, организаторы пересмотрят свое отношение к материально-техническому сопровождению игр. Специально будут возводить грандиозные спорт сооружения, появится спорт индустрия, будут распространяться, и появляться новые виды спорта.
Период нового времени характеризует принципиально новый взгляд на физические упражнения – массовый, всеобщий. Благодаря новым системам физического воспитания – «гимнастикам» обучение солдат и жителей городов стало проще и быстрее. Строились спортивные площадки, использовалось огромное количество нового инвентаря: лестницы, рукоходы, заборы, шесты, гимнастические стенки, скамейки, гимнастические палки, обручи, скакалки, мячи, брусья, гимнастический конь, перекладина и многое другое. Прогрессивные системы воспитания подрастающего поколения для различных социальных слоев населения также увеличивались.
Рис. 7. Соревнования легкоатлетов на первых Олимпийских играх современности.
Образование одновременно нескольких международных спортивных обществ по видам подтолкнуло идею о всеобщих мировых соревнованиях. Гением Пьера де Кубертена были возрождены Олимпийские игры античности, что способствовало развитию материальной базы, нового отношения к физическому воспитанию. Совершенствовались спортивные сооружения, изобретался новый инвентарь.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что строительство спортивных сооружений ведется повсеместно. На производстве, в быту, учебе, обороне, при лечении не обойтись без спортивных сооружений. Поэтому направленность СС самая, что ни на есть разнообразная: милитаристическая, воспитательная, зрелищная, лечебная (оздоровительная), спортивная (состязательная), общественно-политическая.
Классификация спортивных сооружений.
В состав спортивного сооружения входят: основное сооружение; вспомогательные помещения и сооружения; места для зрителей.
Основное сооружение – это главная часть спортивного сооружения, предназначена для проведения спортивно-массовых мероприятий и соревнований. Выделяют структурные элементы: площадки, отдельные места для занятий, различные помещения, устройства для улучшения учебно-тренировочного процесса.
В настоящее время принято несколько классификаций основных спортивных сооружений. Классификация опирается на причины, характерные особенности строения и эксплуатации, по которым приходится разделять сооружения.
Первая из классификаций основных сооружений – по особенностям строения (внешнего вида). 1) крытые; 2) открытые.
Участки для открытых спортивных плоскостных сооружений должны располагаться по возможности вблизи зеленых насаждений и естественных водоемов; должны быть удалены от источников шума и загрязнения воздуха, а также от транспортных магистралей с интенсивным движением на расстояние не менее чем предусмотренное нормами до жилой застройки.
Открытые плоскостные спортивные сооружения должны иметь специальное покрытие с ровной и нескользкой поверхностью, не теряющей своей несущей способности при переувлажнении, не пылящей и не содержащей механических включений, которые могут привести к травмам.
Травяное покрытие (спортивный газон) должно быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к вытаптыванию и частой стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде.
Площадки для тенниса, городков, для метания диска, молота и копья должны иметь ограждения.
Отражение площадки для тенниса должно быть предусмотрено вдоль боковых линий и в торцах высотою не менее 3-х метров; для городков - в торце площадки, вдоль вала, не менее 3-х метров, а по другим сторонам - не менее 1 м.
Следующая классификация делит спортивные сооружения по оснащенности их спортивными площадками и инвентарем. 1) отдельные; 2) комплексные.
В современных условиях, целесообразно строить комплексные сооружения, поскольку они имеют возможность проводить занятия по нескольким видам спорта одновременно, либо поочередно. Такое спортивное сооружение может эффективно использоваться в территориях, с не высоким уровнем развития одновременно нескольких видов спорта. Комплексными спортивными сооружениями являются типовые спортивные залы общеобразовательных школ, где изложение материала по физической культуре характеризуется изучением нескольких видов спорта, отвечающих основным требованиям всестороннего развития школьника и тематической сменой деятельности в течение учебного года и ограниченной территорией для занятий. Городские дворцы спорта так же являются сооружениями комплексного значения. Они гораздо больше размерами, предназначены для спортивных, массовых, зрелищных мероприятий. Отдельные спортивные сооружения используются для одного вида спорта. Они могут, находятся при крупных спортивных учреждениях дополнительного образования. С другой стороны, говоря о массовости можно найти специализированные залы для занятий шейпингом и атлетической гимнастикой.
Классификация спортсооружений по содержанию занятий и их направленности завершает эпопею разделения помещений для занятий спортом. 1) учебные; 2) тренировочные; 3) для проведения соревнований.
Рис. 8. Комплекс плавательных бассейнов
Если провести анализ спортивных сооружений РФ по этому критерию, то окажется, что 99% из них включают в себя все три функции одновременно. На спортивных площадках для совершенствования двигательных умений проходят занятия с группой обучения, на них же проводятся соревнования. Четкой границы между этими сооружениями нет. Однако находят место специализированные помещения и сооружения: плавательный бассейн для дошкольников размерами 5 х 10 м., гидроканал для создания потока воды определенной скорости (используется при подготовке пловцов высокого класса). Масса отдельных сооружений для обучения и совершенствования технических умений в парашютном, конном, горнолыжном спорте, прыжках в воду, скалолазанье, большом теннисе и т.д. Низкий процент их существования зависит от популярности вида спорта и целесообразности их содержания с точки зрения финансовых возможностей.
В зависимости от «ценности» спортивное сооружение может иметь либо все вспомогательные сооружения и места для зрителей либо выборочно.
Вспомогательные сооружения предназначены для обслуживания занимающихся и обеспечения эксплуатации основного спортивного сооружения. Они бывают: хозяйственные, технические, административно-служебные, так же помещения для занимающихся, судей, для информации зрителей.
Места для зрителей. Они бывают: помещения для обслуживания (буфеты, туалеты, кассы и т.д.) и места для зрителей (трибуны, скамейки и т.д.)
Типы проектов
Различают типовое, экспериментальное и индивидуальноепроектирование.
Типовым называют проект, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для многократного использования. Примером подобного проектирования может служить школьный стадион, спортивный комплекс, зал спортивных игр.
Экспериментальное проектирование проводят с целью определения наиболее рационального типа спортивного сооружения. После опытной проверки, проект утверждают как типовой.
Индивидуальный проект создается для строительства одно спортивного сооружения. Как правило, индивидуальные проекты строятся под заказ, специально для подготовки спортсменов к Олимпийским играм или международным соревнованиям. Другая сторона строительства спортивных сооружений по индивидуальному проекту может касаться строительства для собственного отдыха и для отдыха сотрудников предприятий. На крупных предприятиях существуют спортивные сооружения индивидуального, удобного на сотрудников проекта.
В настоящее время строительство спортивных сооружений опирается на технологии строительства быстровозводимых спортивных сооружений на базе металлокаркасных конструкций.
Так же нашли распространение воздухоопорные сооружения(ВОС). Они представляет собой купол из одно- или двухслойной воздухонепроницаемой мембраны. Под ней создаётся избыточное статистическое давление, которое поддерживается за счёт постоянного нагнетания воздуха с помощью теплогенератора – комбинации мощного низкооборотного вентилятора и системы обогрева нагнетаемого воздуха. Статистическое давление создаёт несущее усилие, которое и является опорой для всей конструкции и придаёт ей необходимую устойчивость.
Мембрана герметично крепится к основанию с помощью анкерных устройств; за счёт такой системы крепления возможна установка воздухоопорных сооружений даже на плоских крышах домов. Мембрана может быть различных цветов, а само сооружение иметь любую форму и размеры.
Воздухоопорные сооружения относятся к классу временных сооружений и, тем не менее, имеют достаточно большой срок службы (20 лет). Все эксплуатационные характеристики приближают воздухоопорное сооружение к капитальному строению. Они подходят для быстрого строительства – вся установка выполняется в течение нескольких дней.
Рис. 9. Пример воздухоопорного сооружения.
С помощью таких конструкций можно возвести многофункциональные спортивные комплексы, теннисные корты, бассейны, ангары, склады (рис. 9).
Комплектация поставки индивидуальна для каждого проекта. В случае необходимости к воздухоопорному сооружению могут быть присоединены пристройки различного назначения, например административно-бытовой корпус
Дифференциация спортивных сооружений проходит с учетом таких факторов как: функциональное значение, периодичность и характер их использования, транспортная доступность, количество жителей.
При характеристике комплексных спортивных сооружений выделяют Спортивное ядро. Спортивное ядро – открытое спортивное сооружение представляющее собой сочетание игрового поля и беговой дорожки, так, чтобы угловые фланги находились у самой бровки дорожек. Различают нормальное, упрощенное, сложное спортивное ядро.
Рис. 10. Вариант спортивного ядра.
В настоящее время установлено 6 категорий спортивных сооружений. К числу критериев, определяющих категорийность относятся: количество мест на трибунах, количество отдельных спортивных сооружений, обеспечение спортивным инвентарем и т.д.
Так же существуют внекатегорийные спортивные сооружения. В основном это крупные спортивные сооружения: стадион «Лужники», высокогорные стадион «Медео» и т.д.
Спортивные залы
Типы спортивных залов.
Здание, специально оборудованное и предназначенное для учебно-спортивной работы и соревнований по одному или нескольким видам спорта, называется спортивным залом. Как правило, это помещение площадью до 1000 – 1200 кв. м. предназначено для использования в течение всего года. Большинство залов на территории нашей страны имеют размеры от 24х42х8 до 12х24х6 м. Также встречаются малые залы (9х18 м.).
Для занятий одним и тем же видом спорта допускается использование различных по размерам спортивных залов (таб. 2).
Таблица 2
Строительные размеры универсальных спортивных залов.
Наименование спортивного зала | Наименование спортивных дисциплин | Строительные размеры | ||
длина | ширина | высота | ||
Большой | Баскетбол, волейбол, теннис и др. | 8-10 | ||
Гимнастика, акробатика | ||||
Средний | Баскетбол, волейбол, теннис и др. | |||
Гимнастика, акробатика | ||||
Малый | Баскетбол, волейбол, теннис и др. | |||
Гимнастика, акробатика |
Различают специализированные и универсальные спортивные залы.
Специализированные спортивные залы предназначаются для конкретного вида двигательной деятельности. Их форму и размеры, оборудование, вспомогательные устройства подбирают так, чтобы обеспечить ежедневный учебно-тренировочный процесс. Универсальные спортивные залы предназначены для одновременных или попеременных занятий несколькими видами спорта.
Покрытия спортивных залов.
Форма и размеры верхних покрытий спортивных залов могут быть различными – железобетонными, армосиликатными, деревянными и стальными.
Полы спортивных залов. По конструкции различают:
жесткийпол (из паркета, брусчатки.). Применяется для шашек, шахмат;
неравноупругий (из досок и реек). Предусмотрен типовым строительством для всех спортивных залов;
равноупругий (из такого же материала, из синтетических материалов или пробки). Может применяться для всех залов, однако рекомендован для залов гимнастики, тяжелой атлетики, фехтования.
Поверхность должна быть горизонтальной, гладкой, нескользкой. Для покрытия полов используют резиновую основу, пробковые соединения, волокнистые массы, так же универсальные покрытия, имеющие полимерную основу, или, сборную конструкцию, имитирующую ковровый настил.
Стены спортивных залов. При проектировании стены залов рассчитывают так, чтобы они выдержали тяжесть закрепленных на них учебного и спортивного оборудования. Необходимо предусмотреть все требуемые закладные детали.
Освещение спортивных залов.
Плотность светового потока на освещаемой поверхности называют освещенностью, за единицу которой принимают люкс (лк). Различают естественное и искусственное освещение.
Естественное освещение. Спортивные залы должны иметь прямое естественное освещение, которое обеспечивают окна, расположенные по продольным стенам зала. Различают также окна с основной ориентацией и окна подсвета. Наиболее оптимальная в этой связи южная и юго-восточная ориентация окон спортивного зала.
Для защиты от прямого солнечного света в 10-12 м от зала с внешней стороны высаживают зеленые насаждения, устанавливают козырьки с внешней стороны окон. С внутренней стороны окна закрывают шторами.
Искусственное освещение. Разделяется на рабочееи аварийное. Источником света используют лампы накаливания и люминесцентные лампы(белого и дневного света). Чаще всего используют люминесцентные лампы белого света. Для проведения соревнований предусмотрены нормы освещения.
Требования к освещению спортивных залов возрастают в зависимости от напряжения внимания спортсменов того или иного вида (таб. 3). Чем меньше размер мяча, тем светлее должна быть окружающая его обстановка. Если нормы освещенности не будут соблюдаться, то произойдет перенапряжение систем зрительного анализатора организма спортсмена, а это приводит к накоплению усталости, снижению уровня спортивного результата, низкой зрелищности соревнования.
Освещенность в любой точки зала не должна быть ниже 2\3 освещения всего зала. В этом случае, соревнования будут проводиться по всем правилам.
Таблица 3
Примерные нормы освещенности для некоторых видов спорта.
№ | Виды спорта | Норма освещения |
1. | Настольный теннис | 450 лк |
2. | Большой теннис | 400 лк |
3. | Мини-футбол, волейбол, баскетбол | 250-350 лк |
4. | Легкая атлетика, плавание | 200 –250 лк |
Температурные режимы спортивных залов.
Искусственный микроклимат спортивных сооружений зависит от температуры окружающего воздуха. Для спортивных залов школ проектируют центральное водяное отопление. Расчетная температура воздуха должна быть: для основного помещения 15-17гр., для раздевалок 19-23гр., для душевых 25гр. и для туалетов 17-21гр. Влажность воздуха 40-60%. Важно, чтобы приборы отопления (батареи, нагреватели воздуха и т.д.) не выступали за плоскость стены и находились за защитными деревянными щитами. Это, прежде всего, меры безопасности, поскольку в порыве азарта спортивной борьбы занимающиеся могут забыть про осторожность и получить ушибы, ожоги и т.д.
Вентиляция спортивных залов.
Различают естественную и искусственную вентиляцию. Естественная обуславливается разностью температур вне помещения и внутри. Устройствами естественной вентиляции может служить форточка, окно и т.д., в зависимости от температуры «за бортом» и размеров помещения. Искусственная (механическая) бывает приточной (направление воздуха внутрь здания), вытяжной(направление движения воздуха из здания) и приточно-вытяжной (регулирование направление потока воздуха с помощью механических приспособлений). В больших помещениях, при наличии большого количества комнат устанавливаются вентиляционные трубы, соединяющие помещения и устройства механической вентиляции. Необходимо постоянно помнить, что проветривать помещения перед и после занятий очень важно. В непроветриваемом помещении происходит скапливание положительно заряженных ионов, что отрицательно влияет на умственную и физическую работоспособность.
Школьные спортивные залы.
Согласно нормам проектирования для школ предусмотрены спортивные залы размером 9х18, 12х24, 15х30 м. разрешается строить дополнительно вспомогательный зал размером 12х12 м.
Группа учебно-спортивных помещений соединяется со школой, так что спортивный зал образует отдельный блок здания школы.
Для хранения учебного оборудования и инвентаря рядом с залом сооружается кладовая. Для зала 12х24 м площадь кладовой должна составлять 16 кв. м., для зала 15х30 м – не менее 24 кв. м.
В каждой школе должен быть организован кабинет физического воспитания, оборудованный соответствующей техникой и мебелью.