Проговаривая текст, ученики сжимают и разжимают пальцы; затем ногтем большого пальца надавливают на подушечки всех пальцев.
Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем И опять писать начнем.
Дом и ворота
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем.
"Крыша".
Индюк
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. Пальчики обеих рук "идут" по столу.
Новые кроссовки
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка - новые кроссовки. Загибать пальчики, начиная с большого.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки. "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Гости
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять, Хлопки на счет.
Вышел пальчик погулять. Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.
Только вышел из ворот -
Глядь, другой к нему идет. Присоединяется средний палец.
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий, выходи. Затем - безымянный.
Вместе встанем в хоровод -
Вот. Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.
Строим дом
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.
Молоточки стучат, Стучать кулаком о кулак.
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). Пальцы соединить, показать "крышу".
Вот какой хороший дом, Сжимать-разжимать пальцы.
Как мы славно заживем. Вращать кисти рук.
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне, Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Засолка капусты
Мы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Сжимать и разжимать пальцы.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. Хлопать в ладоши.
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять. "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Там живет лиса. Рукой показать хвост за спиной.
Там живет олень. Пальцы рук разведены в стороны.
Там живет барсук. Кулачки прижать к подбородку.
Там живет медведь. Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
Пять и пять
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. Сжимание - разжимание пальцев рук.
Повернулись, улыбнулись, Вращение кистей рук.
В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы. Стучать кулачками.
Яблонька
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести.
Ах, какой приятный вкус.
Дружба
Дружа в нашей группе
Девочки и мальчики. Соединять пальцы в "замок".
С вами мы подружим
Маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.
Прогулка
Пошли пальчики гулять, Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.
А вторые догонять. По столу "бегут" указательные пальцы.
Треть пальчики бегом, Средние пальцы.
А четвертые пешком. Безымянные пальцы.
Пятый пальчик поскакал Касаться стола ритмично обоими мизинцами.
И в конце пути упал. Хлопнуть кулаками по столу.
Засолка капусты
Мы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз.
Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Имитировать посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.
Наперегонки
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять,
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.
Правила дыхания при выполнении упражнений
- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.
- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.
- Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.
- Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.
- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.
— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.
- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.
Ветер
Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»
Дул он долго, зло ворчал
И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)
Гудок паровоза
Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).
Гуляем на полянке
В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).
Дыхательная гимнастика
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Дышим глубже
Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)
А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)
Дышим глубже,
А потом — Марш на месте, Не спеша,
Коль погода хороша!
Завели машину
Завели машину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Накачали шину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Улыбнулись веселей И поехали быстрей,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)
Ныряние
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
Птичка
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».(Вдох. Выдох.)
Руки к солнцу поднимаю
Руки к солнцу поднимаю,
И вздыхаю, и вздыхаю,
Опускаю руки вниз,
Выдох - паровоза свист.
На четыре — вдох глубокий,
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)
Скороговорки
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Сядем смирно, без движенья
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье, (Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Руки поднимем, (Руки дугами внутрь вверх — вдох.)
Потом разведем (Руки в стороны — выдох.)
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)
Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)
За работу нам пора.
Что за праздничный парад
Что за праздничный парад,
Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам!
Чудо-нос
Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре -Снова дышим: Глубже, шире.
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Шарик красный
Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)
Беседа инопланетян
И. п. — сидя.
Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.
Ветер
И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.
1 — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.
2-И. п., вдох.
3 — то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох.
Ветер качает деревья
И. п. — стоя, руки вверху.
Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.
Воздушный шарик
И. п. - упор - присев.
1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос — «шарик взлетел».
2-6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.
7—8 — И. п., выдох через нос — «шарик улетел».
Грибки
И. п. - стоя на коленях.
1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».
Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон
И. п. — стоя на четвереньках.
Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос.
Дракончик
И. п. — сидя.
1—4 - глубокий вдох через нос.
5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.
Ёжики
И. п. — сидя.
1 — глубокий вдох через нос.
2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.
Загораем
И. п. — лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.
Запахи весны
п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 — 3 — поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.
- И. п., выдох через рот. 6—7 — то же в другую сторону.
- И. п.
Змея
И. п. — сидя на коленях.
Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4—5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.
Игра с пушинкой
И. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как можно дальше, рот закрыт.
Каша кипит
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 — 4 - прерывистый выдохчерез прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».
Мужжалки-нужжалки
И. п. — о. с.
1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4-И. п.
5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6—7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.
Мы проснулись утром ранним
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 — руки вверх — в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 - руки вниз, выдох.
Надуваем шар
И. п. — сидя.
На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе — втянуть по возможной амплитуде.
Нам холодно
1—4 - вдох через нос.
5—12 — выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее. Нарисуй линию
И. п. — сидя.
Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).
Посмотри на друга
И. п. — стоя, руки на поясе.
1 - повороты головы вправо - вдох через нос.
2—4 — И. п. — выдох через рот.
5 — поворот головы влево — вдох через нос.
6—8 — И. п. — выдох через рот.
Прищепка
И. п. — о. с, вдох через нос.
На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.
Птички летят
И. п. — о. с.
1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос. 3—4 - руки вниз, выдох через нос.
Сдуй лепесток
И. п. — сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).
Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2—3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».
Хохотунчики
И. п. - сидя, упор сзади.
1 —4 — вдох через нос, рот закрыт.
5—10 — выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».