Этапы начальной специализации
Физическая подготовка:
Направленность физической подготовки на этапе начальной специализации имеет свои специфические особенности, связанные с естественным возрастным развитием спортсменов. В среднем возрасте силовые качества должны обеспечить гандболисту возможность выполнять приемы игры со средней и большой скоростью.
Некоторые тренеры считают, что чем сильнее их ученик, тем лучше. На самом деле это не так. Если в младшем возрасте слишком активно совершенствовать силовые качества, то гандболисты могут значительно утратить способность координировать напряжение и расслабление мышц, осваивать технику, потерять присущую им индивидуальность. «Перекачивание» - это почти всегда диспропорция в развитии мускулатуры ребенка.
Избыток силы до поры до времени будет компенсировать недостаточную гибкость, и даже выносливость. Однако надо помнить, что рациональность координации и техническое мастерство – категории многолетние, и если их совершенствованием длительный период пренебрегать, то даже самое повышенное внимание к ним в последствии не принесет успеха. Если в группе есть дети с избытком силовых возможностей, им следует снижать объем силовой нагрузки и акцентировать внимание на технике.
В учебно-тренировочных группах начальной специализации основными в силовой подготовке гандболистов становятся средства разностороннего целенаправленного воздействия.
Этот этап отличается от предыдущего большей специализированностью средств. Кроме основной задачи повышения общей тренировочной выносливости в этот период необходимо создать некоторую основу для специальной.
Время игры в соревнованиях у детей этого возраста составляет 30 мин (15 мин х 2). Количество соревнований увеличивается до 40 – 50 игр в год. Но увлекаться интенсивными средствами и методами подготовки не следует, так как соревновательная деятельность у ребят этого возраста еще не носит характера чрезмерных физических напряжений из-за отсутствия необходимого мастерства.
Воспитание выносливости на этапе начальной специализации нужно вести с учетом средств и методов общеподготовительного и специально-подготовительного разделов совершенствования этого качества.
Методы избирательного воздействия на этом этапе можно применять для повышения циркулярной способности сердца. Методы целостного моделирования – для создания базы специальной соревновательной выносливости.
Техническая подготовка:
Гандболист должен овладеть всеми основными приемами игры. Пока не следует требовать вариативного выполнения приемов. Главное внимание надо уделить основной фазе выполнения приема, не заостряя на разнообразии подготовительной.
Для усвоения приемов игры, разных способов их выполнения необходимо готовить двигательный аппарат юного игрока, применяя специальные подготовительные и подводящие упражнения.
При совершенствовании ведения, передачи, броска необходим прием «симметрического переключения», т.е. выполнения приемов левой и правой рукой. Особенно это касается высокорослых игроков.
Техническая подготовка приобретает все более специализированный характер. На базе «школы» при постоянном повышении уровня универсальной подготовленности гандболист начинает совершенствовать приемы, присущие игроку определенного амплуа.
На этом возрастном этапе целесообразно стимулировать полную моделизацию двигательных возможностей гандболиста при условии, что это не сопряжено с искажением техники исполнения. Необходимо вводить упражнения, в которых приемы выполняются в полную силу, с большой скоростью. Однако злоупотреблять этим нельзя.
Главными средствами технической подготовки на данном этапе должны быть общие подготовительные и специально-подготовительные упражнения. Основными в организации упражнений должны стать методы ориентирования, направленного прочувствования и строгого регламентированного варьирования.
Тактическая подготовка:
Главной задачей тактической подготовки на этапе начальной специализации является освоение индивидуальных и групповых действий. При этом в групповых действиях юные игроки участвуют, меняясь позициями.
Тактическая подготовка ведется в двух направлениях – продолжается разучивание конкретных схем действия в групповых упражнениях и подбираются упражнения, которые вынуждают игрока творчески подходить к решению задачи. Основное направление подготовки – это воспитание тактического мышления на базе систематически получаемых новых знаний. Дети 13 лет способны мыслить аналитически. Поэтому им нужно давать упражнения с выбором решения нескольких вариантов.
Широко применяется разучивание комбинаций командных действий, но юные гандболисты должны осваивать их, выполняя две, а иногда и три различные функции. Это необходимо в связи с поиском специализации игрока по амплуа в команде.
Психологическая подготовка:
В период полового созревания в психике подростка происходят резкие сдвиги, что проявляется в повышенной чувствительности, раздражительности, неустойчивости настроения. Повышенная эмоциональная чувствительность часто служит причиной неоправданной обидчивости, что выражается в грубости и замкнутости. Педагогу требуется большой такт в общении с подростками.
Работая с гандболистами этого возраста, тренер должен конкретно определить, что он хочет изменить в поведении юного спортсмена и наметить конкретные пути воздействия на него. На данном этапе спортивной тренировки недостаточно общих мероприятий, нужен индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Тренеру необходимо решить, какие условия тренировки положительно действуют на ребят, для кого из них достаточно только похвалы, нужны ли строгий учет и оценка, как воспринимают ученики поведение тренера. Для активизации успешной деятельности юного гандболиста тренеру важно с помощью различных методов (бесед с самим учеником, родителями, товарищами, наблюдений за поведением) собрать информацию и получить представление о жизни и общении подростка, о его мотивах занятий гандболом.
Игровая подготовка:
На этом этапе носит целенаправленный характер. Применение средств меняется от обще подготовительных к соревновательным. На этом этапе применяются все средства игровой подготовки.
Это этап приобщения юных гандболистов к соревновательной деятельности. Участие в первенстве города, округа, во всероссийских соревнованиях обязывает вести целенаправленную игровую подготовку. Однако командная подготовка не должна стать доминирующей. Главное на этом этапе – индивидуальное мастерство.