Управление развитием волейбола в мире на уровне международных организации
Главную роль в развитии волейбола играют Международная федерация волейбола - ФИВБ и зональные конфедерации: Европейская (ЕКВ); Азиатская; Африки и Малагасийской Республики; Северной Америки; Центральной Америки и Карибского моря; Южной Америки.
Официальные языки ФИВБ - русский, французский, английский, испанский. Периодически выпускается официальный бюллетень ФИВБ, в котором освещаются основные события, происходящие в области волейбола, печатаются методические материалы. ФИВБ имеет свой устав.
Основные цели ФИВБ - развитие волейбола в различных регионах мира, укрепление -дружественных связей между спортсменами и официальными лицами различных стран, объединение национальных федераций волейбола, создание новых национальных федераций волейбола, проведение официальных соревнований, развитие правил игры, техники, тактики.
Высший орган ФИВБ - конгресс, он созывается один раз в два года. Руководящий орган ФИВБ - административный совет, который состоит из президента, генерального секретаря и его помощника, четырех вице-президентов, 12 членов совета и президентов зональных конфедераций. Решения административного совета претворяет в жизнь исполнительный комитет, который состоит из президента, двух вице-президентов, генерального секретаря и его помощника. Технические органы ФИВБ - постоянные комиссии, их пять.
Организационно-спортивная комиссия, в ее функции входит организация соревнований и их анализ, собирает информацию и координирует международный спортивный календарь по волейболу.
Арбитражная комиссия ведает назначением судей на соревнования, руководит их деятельностью, анализирует и оценивает ее, организует международные семинары судей, готовит методические материалы по судейству.
Комиссия по правилам игры разрабатывает и представляет на рассмотрение административного совета и конгресса рекомендации по изменению правил игры, совместно с арбитражной комиссией составляет правила судейства, обеспечивает единое толкование правил игры.
Тренерская комиссия организует помощь в развитии волейбола в тех регионах и странах, где этот вид спорта только начинает культивироваться. Проводятся семинары тренеров, специалисты из "волейбольных" стран направляются туда для оказания помощи на различные сроки, разрабатываются методические материалы.
Медицинская комиссия рассматривает вопросы и готовит рекомендации по медицинскому обслуживанию соревнований по волейболу, медицинскому контролю во время тренировочных занятий, восстановительным мероприятиям, предупреждению травм и т.д.
По числу стран, входящих в ФИВБ (160), она самая многочисленная. Каждая национальная федерация, член ФИВБ,несет определенные финансовые обязательства (вступительный и ежегодный взносы, отчисление за проведение международных встреч и официальных первенств, взносы за участие в официальных соревнованиях, проводимых в рамках ФИВБи др.).
Большую роль в ФИВБиграет Федерация волейбола СССР По ее инициативе принимаются решения, способствующие дальнейшему развитию волейбола и укреплению дружбы между народами. Особенно плодотворной была деятельность в ФИВБ выдающегося советского специалиста волейбола Владимира Ивановича Саввина.
Зональные конфедерации проводят свою работу под руководством ФИВБи претворяют в жизнь ее решения, поддерживая тесные контакты с национальными федерациями волейбола.
Приложение. Форма документов планирования
1. Перспективный план
Содержание | Исходные данные ___г. | Планируется на | Примечание | ||
___г. | ___г. | ___г. | |||
Состав команды | |||||
1. Средний рост: | |||||
связующих | |||||
нападающих | |||||
2. Средний возраст | |||||
3. Количество игроков по игровым функциям | |||||
Тренировочный и соревновательный режим | |||||
1. Количество средних циклов | |||||
2. Количество микроциклов | |||||
3. Количество тренировочных занятий | |||||
4. Количество игр: | |||||
календарных | |||||
контрольных | |||||
5. Количество часов всего: | |||||
на техническую подготовку | |||||
на тактическую подготовку | |||||
на физическую подготовку | |||||
на теоретическую подготовку | |||||
на интегральную подготовку | |||||
Модельные характеристики и контрольные нормативы | |||||
1. Соревнования и планируемые результаты | |||||
2. Показатели соревновательной деятельности: | |||||
параметры нападающих действий | |||||
параметры защитных действий | |||||
3. Показатели тренировочной деятельности | |||||
1. Техническая подготовка: | |||||
арсенал приемов в игре | |||||
контрольные нормативы | |||||
2. Тактическая подготовка: | |||||
арсенал действий в игре | |||||
контрольные нормативы | |||||
3. Физическая подготовка: | |||||
нормативы СФП | |||||
нормативы ОФП | |||||
4. Интегральная подготовка: | |||||
применение в игре технико-тактических действий, их эффективность | |||||
контрольные нормативы | |||||
5. Психологическая подготовка: | |||||
контрольные нормативы | |||||
напряженность (в баллах) | |||||
Подготовка резервов (отдельно по игровым функциям): | |||||
в команду высших разрядов | |||||
в сборную команду региона | |||||
в сборную страны | |||||
Перспективный индивидуальный план | |||||
1. Фамилия, имя, отчество | |||||
2. Спортивное звание | |||||
3. Год рождения | |||||
4. Игровая функция в команде | |||||
5. Характеристика подготовленности игрока | |||||
соревновательная деятельность | |||||
тренировочная деятельность | |||||
6. Основные задачи подготовки | |||||
7. Задания по уровню подготовки: | |||||
показатели соревновательной деятельности | |||||
показатели по уровню подготовленности |
2. Перспективный индивидуальный план
1. Фамилия, имя, отчество
2. Спортивное звание
3. Год рождения
4. Игровая функция в команде
5. Характеристика подготовленности игрока
- соревновательная деятельность
- тренировочная деятельность
6. Основные задачи подготовки
7. Задания по уровню подготовки:
- показатели соревновательной деятельности
- показатели по уровню подготовленности
В индивидуальном плане излагаются те же разделы, что и в командном плане, но конкретно для каждого волейболиста на основе заданий по команде.
План работы на год
Содержание | Месяц | Сентябрь | Август | Всего за год | ||||||||
Недели | ... | план | вып. | |||||||||
1. Количество тренировочных дней | ||||||||||||
2. Количество тренировочных занятий | ||||||||||||
3. Количество тренировочных часов | ||||||||||||
4. Доля видов подготовки в часах, основные средства: | ||||||||||||
техническая | ||||||||||||
тактическая | ||||||||||||
физическая специальная | ||||||||||||
физическая общая | ||||||||||||
теоретическая | ||||||||||||
интегральная | ||||||||||||
5. Виды мезоциклов, их продолжительность | ||||||||||||
6. Виды микроциклов, их продолжительность | ||||||||||||
7. Учебно-тренировочные сборы | ||||||||||||
8. Количество соревновательных дней | ||||||||||||
9. Количество контрольных игр | ||||||||||||
10. Участие в соревнованиях (наименование, сроки, место проведения, планируемый результат) | ||||||||||||
11. Проведение углубленных медицинских обследований | ||||||||||||
12. Тестирование, вид и сроки | ||||||||||||
13. Средства восстановления: | ||||||||||||
педагогические | ||||||||||||
медико-биологические | ||||||||||||
психологические |
IV. Индивидуальный план на год
Индивидуальный план на год составляется по такой же форме, как перспективный, по содержанию - на основании командных планов, перспективного и годового.
V. План работы на мезоцикл
На основании годового плана последовательно планируется работа на каждый мезоцикл. Указывается наименование, конкретные сроки (количество недель), количество микроциклов, их наименование и последовательность, количество дней работы и отдыха, степень соответствия главным соревнованиям и характер воздействия на организм волейболистов.
Годичный (полугодичный) цикл начинается с втягивающего мезоцикла, за которым следуют базово-развивающий, предсоревновательный и соревновательный. В зависимости от количества и характера соревнований в годичном цикле продолжительность мезоцикла и набор микроциклов в нем будут различными.
VI. План работы на микроцикл
Работа на каждый микроцикл планируется в таком порядке, как они расположены в мезоцикле. Микроциклы одного наименования имеют варианты построения и содержания, тот или иной вариант выбирается в зависимости от типа мезоцикла, сроков и характера соревнований, их значимости для данного коллектива.
В зависимости от построения микроцикла (6:1, 5:1 и т.п.), его направленности устанавливается количество тренировочных занятий, определяется их содержание и другие параметры.
VII. План тренировочного занятия (конспект)
При планировании тренировочного занятия учитываются параметры микроцикла, в который оно входит. Главным здесь будет выбор тренировочных заданий, установление и реализация уровня нагрузки и т. д.
VIII. Тренировочные задания
Тренировочные задания представляют собой важнейшие начальные структурные элементы тренировочного процесса. Объединенные в определенную систему и направленные на достижение определенной цели, задания образуют тренировочное занятие.
Составляется каталог тренировочных заданий по технической, тактической, специальной и общей физической, интегральной, теоретической, психологической подготовкам.
Содержание заданий разрабатывается на основе программы для данного контингента (например, спортивной школы по волейболу или школьной секции, команды мастеров и т. п.), а также применительно к типу микроцикла.
Кроме каталогов, по каждому компоненту тренировки разрабатываются каталоги по сочетанию тренировочных заданий. Количество повторений дозирует воздействие одних и тех же тренировочных заданий.
В отдельные каталоги объединяются тренировочные задания для связующих игроков и нападающих.
Для тренеров детско-юношеских спортивных школ, учителей физической культуры разрабатываются тренировочные задания по обучению приемам игры (технике), тактическим действиям и т. п.
IX. Форма учета работы
Учет ведется по всем позициям плановых документов. Получаемая информация позволяет оценивать ход подготовки волейболистов, выявлять причины отклонения от заданного курса и вносить соответствующие коррективы. Если планирование осуществляется с перспективой на несколько лет, то учет идет в обратном порядке: от фиксирования и анализа тренировочных заданий, тренировочных занятий, микроциклов, годовых циклов и многолетнего цикла.
Учет тренировочных заданий ведется по их содержанию: дозировке, воздействию на организм занимающихся. Данные учета служат основой для уточнения комплексов (каталогов) тренировочных заданий.
Учет тренировочных занятий представляет четкую информацию по их эффективности, для анализа правильности подбора тренировочных заданий и их сочетания, последовательности и т. д.
Учет работы по микроциклам состоит в том, чтобы получить материал для оценки эффективности того или иного типа микроцикла, сочетаниям тренировочных занятий, параметров нагрузки и т. п.
Учет работы в мезоцикле направлен на получение сведений об эффективности подбора микроциклов и их типов, соответствии направленности мезоцикла. В конечном счете надо определить, насколько данный мезоцикл эффективен в решении задач годичного цикла.
Учет работы на уровне годичного цикла призван получить данные для оценки эффективности подготовки за год с точки зрения решения задач многолетнего цикла.
Учет работы на уровне перспективного плана направлен на то, чтобы оценить в целом, суммарно, всю работу на уровне годичных циклов, например, в четырехлетнем олимпийском цикле.
В запланированные сроки проводятся углубленные медицинские обследования, тестирование. Учет полученных данных ведется в протоколах, после соответствующей обработки материал в виде таблиц служит для оценки эффективности тренировочной работы.
В процессе соревнований ведется обследование соревновательной деятельности волейболистов, учет этих данных после обработки в соответствующих таблицах служит для оценки эффективности процесса подготовки на определенных временных отрезках.
Формы учета связаны с формами планирования по принципу "план - выполнение" там, где есть количественное выражение показателей, кроме этого проводится также качественная оценка тренировочно - соревновательной деятельности тренеров и спортсменов.