Особенности решения задач тренировки
Техническая подготовка. Совершенное овладение рациональной техникой игры - главная задача подготовки юных волейболистов. Чтобы успешно решить эту задачу, надо выполнить два условия. Во-первых, дети должны овладеть с самого начала рациональной техникой, причем овладеть этой техникой правильно. Во-вторых, рациональную технику надо сделать доступной для детей, привести ее в соответствие с уровнем возрастных особенностей и возможностей юных волейболистов. Процесс обучения должен строиться интересно, проходить с эмоциональным подъемом.
При соблюдении определенных методических требований рациональная техника осваивается детьми 9- 11 лет. Первое требование - укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие специальных физических качеств. Второе требование - подбор и систематическое применение подводящих упражнений, облегчающих освоение структуры приемов игры. Особое место здесь занимают технические устройства, тренажеры, применение мяча меньшего веса (до 200 г) и окружности (до 60 см). Все это помогает исключить появление грубых ошибок. Дети сразу видят реальный результат: например, нападающий удар по мячу в держателе, блокирование "ластами", стоя на подставке и т. д. Здесь широко можно использовать игровой и соревновательный методы.
На последующих этапах обучения подводящие упражнения применяют для совершенствования отдельных звеньев приема игры или исправления ошибок. Очень важно разнообразить условия, в которых выполняются приемы игры, монотонность и шаблонность в технической подготовке служат серьезным тормозом на пути к достижению спортивно-технического мастерства. Важнейший ориентир многолетней подготовки юных волейболистов - совершенное овладение широким арсеналом приемов и способов игры, включенных в программы для СДЮШОР.
Тактическая подготовка. Тактическая подготовка юных волейболистов начинается с первых занятий и вначале сводится к развитию определенных качеств и способностей, от которых во многом зависит успешность собственно тактических действий. Эффективны здесь специальные упражнения, подвижные -игры и эстафеты, способствующие развитию скоростной реакции и быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности, быстрого переключения с одних действий на другие и т. д. Это первый этап тактической подготовки, который создает благоприятные предпосылки для овладения собственно тактическими действиями в нападении и защите.
Второй этап представляет собой формирование тактических умений в процессе обучения приемам игры и совершенствования техники. То, что сделано на первом этапе, соединяется с приемами игры (умение пользоваться периферическим зрением, быстро реагировать, оценивать ситуацию в сочетании с выполнением, например, передачи, приемы мяча и т. п.). Решается эта задача в специально подобранных упражнениях и посредством усложнения условий при выполнении того или иного приема игры.
На третьем этапе проходит обучение индивидуальным, групповым и командным тактическим действиям - в нападении и защите. Главными средствами здесь будут упражнения по тактике, игровые упражнения, фрагменты игры, учебная двусторонняя игра с заданиями.
Развитие специальных качеств и способностей, формирование тактических умений в процессе технической подготовки осуществляется на всех этапах многолетней подготовки: на более высоком уровне сложности, применительно к новым изучаемым приемам игры и тактическим действиям.
В 9-11 лет главное внимание уделяется развитию специальных качеств, формированию тактических умений в процессе обучения технике и обучению индивидуальным тактическим действиям в нападении и защите.
В 12-14 лет наряду с предыдущими задачами акцент делается на взаимодействии волейболистов при приеме подачи, первых и вторых передачах, групповых и командных тактических действиях в рамках системы игры в нападении со второй передачи через игрока передней линии и в защите углом вперед.
В 15-17 лет юные волейболисты должны прочно освоить основы тактических построений игры и уверенно реализовывать их в условиях игры.
В 18-20 лет совершенствуются индивидуальные, групповые и командные тактические действия с учетом конкретных составов игроков в команде, избранных построений игры (тактического плана), игровых функций каждого волейболиста в команде.
Физическая подготовка. Успешное решение задач физической подготовки существенно влияет на качество освоения технико-тактического арсенала волейболистами. На начальном этапе обучения, когда юные волейболисты не владеют в совершенстве приемами игры, упражнения по технике и тактике и двусторонняя игра не оказывают большой нагрузки на организм. Поэтому должный уровень интенсивности тренировочных занятий достигается за счет физической подготовки.
На первом и втором этап ах многолетней подготовки основная направленность физической подготовки заключается в содействии успешному овладению юными волейболистами приемами игры, обеспечению оптимального уровня тренировочных нагрузок, создании прочной основы для технико-тактической и физической подготовки на последующих этапах.
Основные средства здесь - гимнастические, акробатические, легкоатлетические, баскетбольные, гандбольные упражнения; скоростно-силовые упражнения; упражнения на быстроту ответных действий; подвижные игры, эстафеты и т. д.
На третьем и четвертом этапах многолетней подготовки, когда происходит закрепление технико-тактического арсенала, физическая подготовка способствует от года к году совершенствованию спортивно-технического мастерства. На этих этапах физическая подготовка тесно связана с технико-тактической. Широко применяется тренажерные устройства, тренировочные приспособления и различный инвентарь.
Подготовка и участие в соревнованиях. Спортивные соревнования - это большое событие в жизни детей. Дети очень впечатлительны и остро переживают успех и неудачи. Роль тренера здесь особенно велика.
К соревновательной борьбе детей готовят поэтапно, постепенно и систематически усложняя требования и условия, в которых соревнования проводятся. В 9-11 лет - это соревнования по физической и технической подготовке при 100 %-ном охвате всех занимающихся ДЮСШ. Главная задача - научить вести борьбу до конца (за себя), вести ее честно, уметь правильно оценивать свое поражение и уважать победителей. Проводятся также соревнования по подвижным играм, мини-волейболу. Здесь индивидуальные соревновательные качества (за себя) реализуются в коллективном, стремлении к победе (за всех). Содержание таких соревнований составляется на основании учебной программы1. После такой подготовки более эффективно проходят затем соревнования по волейболу.
Тренер должен принимать близко к сердцу радости и огорчения ребят, не оставлять их после игры, не захваливать после победы и не отчитывать после проигрыша.
При выборе тактического плана игры надо ориентироваться на программу для соответствующего возраста и возможности юных волейболистов. Не следует копировать игру взрослых. В 9-11 и 12-14 лет во время игры никакого разделения волейболистов на постоянные игровые функции делать нельзя: все они в равной мере выполняют роль нападающих и связующих. Комплектование состава по принципу шесть в нападении, шесть в защите. В 15-17 лет при подготовке к соревнованиям и во время соревнований юные волейболисты выполняют преимущественно функции нападающих или связующих, при этом в составе на площадке обязательно должно быть 4 нападающих и 2 связующих. В 18-20 лет уже четко выделяют нападающих первого и второго темпа и связующих, комплектование команды осуществляется по принципу 4 + 2 и 5+1 (4 и 5 нападающих, 2 и 1 связующих). Во всех возрастных группах ярко выражена тенденция к универсализму игроков.
Умело и тактично по отношению к юным волейболистам надо пользоваться заменами. Все хотят играть и тяжело переживают, будучи запасными, особенно если вообще не выходят на площадку. Во время перерывов тренер должен давать только существенные замечания, не ругать за ошибки, во время игры вести себя корректно по отношению к своим игрокам.