Совершенствование технического мастерства

Спортивное совершенствование техники сопряжено со значительным повышением нагрузок, на фоне которых происходит выполнение упражнений. Кроме этого, здесь расширяется арсенал различных способов (вариантов) основных технических приемов. Например, нижние передачи начинают выполняться не только из опорных исходных положений, но и в приседе, с колена, с падением-перекатом на голень-бедро-спину.

Одной из главных задач технической подготовки на этом этапе является выработка вариативности наиболее рационального способа действий в зависимости от игровой ситуации.

В этой связи целесообразно ввести логическую структуру оптимизации совершенствования производных способов техники в зависимости от заранее моделируемых действий, так как традиционная методика, как правило, описывает лишь методику обучения и совершенствования основных технических приемов.

совершенствование технического мастерства - student2.ru Рис. 85. Программирование параметров тренировки.

Рассмотрим структуру оптимизации тренировочного задания (А. А. Новиков и др., 1987) применительно к нижней передаче Двумя руками (рис. 85).

Чередование перечисленных параметров способствует проработке в каждом тренировочном задании различных способов нижней передачи (1 - в опорном положении с амортизацией отскока мяча; 2 - в опорном положении с подбиванием мяча; 3 - в выпаде вправо и влево; 4 - в подпрыгивании (при полете мяча на уровне груди); 5 - в приседе; 6 - с падением-перекатом на голень-бедро-спину).

Условные обозначения: V1 - незначительная скорость полета мяча, Уг - средняя, Уз - большая; B1, В2, И3 - разнонаправленные траектории полета мяча; ДПФД - диапазон подготовительных фаз движений, избираемых в зависимости от скорости и направления полета мяча; ТНП - техника нижнего приема мяча; 1, 2, 3, 4, 5 - способы реализации техники данного приема

Аналогичное построение тренировочного задания осуществляется при совершенствовании разновидностей других технических приемов.

Для повышения тренированности и выработки функциональной устойчивости к прогрессирующему утомлению в турнирных состязаниях, тренировочные задания по совершенствованию техники следует выполнять на фоне усталости эмоционального напряжения, шумовых раздражителей и неожиданных помех.

Наиболее существенным компонентом тренировочного задания является метод, с помощью которого осуществляется регуляция интенсивности нагрузок, а также устанавливаются интервалы отдыха между отдельными нагрузками.

Использование различных методов (сочетание нагрузок и отдыха) в технической подготовке волейболиста соотносится с периодами и этапами подготовки к соревнованиям.

Метод непрерывной тренировки, связанный с большим объемом работы над техникой, целесообразно применять на начальном этапе подготовительного периода, так как здесь решается задача количественных накоплений, коррекционных поправок и качественных преобразований двигательных кондиций спортсмена.

Здесь происходит проработка всего арсенала техники в меняющихся ситуационных условиях по описанной выше схеме с большими объемами работы.

Метод повторно-переменной нагрузки характеризуется чередованием отдельных порций нагрузки переменной интенсивности, отражающей характер изменения физических напряжений в игровой деятельности. Данный метод тренировки преимущественно используется в середине подготовительного периода. Его характерной чертой является смена заданий в тренировке техники защиты и нападения.

Например, тренирующиеся выполняют парный тренинг в технике приема мяча в парном построении, а затем переходят к совершенствованию нападающих ударов. Такие задания носят характер многосерийного повторения с использованием метода повторно-переменной тренировки.

Сущность интервального метода тренировки состоит в чередовании регламентированных интервалов работы и отдыха. Его основное назначение - предъявить повышенные требования (нагрузки) к организму спортсмена. При этом постепенно, по мере повышения специальной выносливости, увеличивается длительность работы и сокращается время отдыха. Данный метод тренировки, несмотря на общую кратковременность работы, дает чрезвычайно высокую нагрузку, характерную для соревновательной деятельности, и поэтому применяется в предсоревновательном этапе подготовки команды.

Важное значение для повышения тренированности волейболистов имеют способы организации упражнений с мячом. От того или иного способа (индивидуального, в отдельных подгруппах, общегруппового, станционно - поточного) во многом зависит продуктивность тренировочного задания и моторная плотность его проведения.

Например, тренировка в защите будет более продуктивной, когда два спортсмена производят удары на тренирующегося. При этом, если при ударе одного из них мяч при приеме отскочил в сторону, то сразу же, без всякой паузы, удар производит второй игрок, и упражнение продолжается.

Рассмотрим примеры различной организации упражнений при работе над техникой.

Индивидуальный тренинг следует считать наиболее эффективным способом организации упражнений. Он может осуществляться индивидуально (работа у тренировочной стенки), с тренером или с партнером (с двумя и тремя партнерами, участвующими в тренинге одного спортсмена).

Особо следует выделить индивидуальную тренировку игрока с тренером. Во-первых, здесь на первый план выступает повышенная эмоциональная настроенность игрока, стимулируемая присутствием тренера, во-вторых, к тренирующемуся непрерывно поступает срочная речевая информация тренера, корректирующая ошибки и подкрепляющая похвалой удачно выполненные действия. И наконец, в контакте тренер - спортсмен всегда присутствуют волевые команды тренера, стимулирующие спортсмена тренироваться в полную силу и с полной отдачей.

Общие задания в отдельных подгруппах предусматривают периодическую смену заданий. Например, две подгруппы выполняют подачи через сетку, затем - переходят к нападающему удару.

Частные задания в отдельных подгруппах предусматривают выполнение различных заданий в каждой подгруппе. Так, одна подгруппа может участвовать в приеме мяча, а другая производит подачу; одна подгруппа может тренироваться в приеме мяча, а другая в совершенствовании атакующих действий.

Хороший эффект достигается чередованием индивидуального тренинга игрока с тренером (за заградительной сеткой) с тренировкой остальной группы в нападающих ударах через сетку. При этом тренер поочередно (по одному) вызывает игроков, а остальные продолжают тренироваться в атакующих ударах.

Общегрупповой способ организации упражнений предполагает выполнение одних и тех же заданий участниками всей группы. Например, все игроки тренируются в выполнении верхних передач мяча (парное построение), затем переходят к выполнению нижнего приема-передачи мяча (в том же построении), затем в круговых построениях производят удары друг на друга с приемом мяча, после чего выполняют нападающие удары через сетку.

Поточно-станционный способ организации упражнений предусматривает разделение нескольких разных заданий для нескольких подгрупп. По команде тренера происходит смена заданий. Такие задания могут повторяться многосерийно, с прохождением каждой серии 2-3 и более раз.

Контроль за технической подготовленностью волейболистов осуществляется с учетом измеряемых параметров результирующих показателей того или иного технического приема. Например, качество верхних и нижних передач измеряется показателями целевой точности на плоской мишени, в результате расчетов показаний, на которой выводятся средние данные точек показаний в виде эллипсов рассеивания1. Аналогичным образом может быть рассчитана точность нападающих ударов и подач.

Электроконтактная мишень может быть заменена обычной мишенью с градуировкой центра и 5 концентрических кругов, разбитых по осям X и К на четыре сектора. Аналогичную модель, напечатанную на бумаге, имеет тренер, куда и заносятся карандашом точки попаданий.

Тактическая подготовка

Подходя с позиций психофизиологии к решению вопросов тактической подготовки, следует выделить два основных ее направления, которые имеют между собой тесную диалектическую связь.

Первое соотносится с развитием и совершенствованием аналитико-синтетической деятельности мозга и выражается в способности реагирования, восприятия и переработки информации, антиципации, прогнозирования и рефлексивного управления в ходе состязания, а второе - с непосредственным применением способа действия (двигательного решения).

Развитие этих двух тактико-технических компонентов происходит в процессе всей тренировочной и соревновательной деятельности волейболиста и становится возможным благодаря текущей информации о результате деятельности.

Овладение основами индивидуальной, групповой и командной тактики осуществляется на начальных этапах обучения вначале в упрощенных, а затем в условиях, приближенных к игровой обстановке.

Совершенствование тактики происходит в специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности.

Необходимое условие совершенствования технико-тактического мастерства - моделирование типичных ситуаций с множеством переменно-вариативных положений.

В специальных упражнениях, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности, как правило, выполняется не одно какое-то технико-тактическое действие, а их сочетание. Например, прием мяча с подачи, вторая передача и атакующий удар. Вместе с тем, для акцентирования внимания на решении основной задачи такие упражнения классифицируются от главного и характерного для них признака.

Наши рекомендации