Комбинация системы при первой передаче на разыгрывающего игрока

Комбинация системы при первой передаче на разыгрывающего игрока - student2.ru Рис. 75. Взлет
Комбинация системы при первой передаче на разыгрывающего игрока - student2.ru Рис. 76. Крест

1. Имитация удара с передачи "на взлете" из зоны 3 с осуществлением атаки с передачи за голову в зоне 2 (рис. 75). Эта комбинация требует точной передачи и активных отвлекающих действий игрока зоны 3, имитирующего атаку. Разыгрывающий игрок располагается у сетки между зонами 2 и 3. Нападающий игрок зоны 3 выполняет разбег для удара с короткой передачи или удара с передачи "на взлете" (1-4). Все его действия направлены на создание впечатления у противника, что именно он будет производить нападающий удар. Передающий игрок также всеми своими действиями показывает, что он направит передачу игроку зоны 3 (3-4), Затем в последний момент, когда игрок зоны 3 уже находится в безопорной фазе, разыгрывающий с помощью кистевой передачи посылает мяч за голову (5-6). Игрок зоны 2 завершает комбинацию при ослабленном блокировании соперника (7-18).

2. "Крест" (рис.76). Игрок зоны 3 разбегается, имитируя удар на взлете (1-5). Нападающий зоны 2, перемещаясь в зону 3, завершает комбинацию (6-15).

Комбинация системы при первой передаче на разыгрывающего игрока - student2.ru Рис. 77. Эшелон

3. "Эшелон" (рис. 77). Эта комбинация требует слаженности, умения хорошо имитировать удар и точно производить вторую передачу, выполняемую выходящим игроком. В комбинации участвуют три волейболиста - выходящий и нападающие зон 3 и 4. Игрок зоны 3 идет на удар с короткой передачи, заставляя противника организовать блокирование (1-5). Выходящий игрок направляет передачу за спортсмена зоны 3 переместившемуся туда нападающему зоны 4, который проводит удар без противодействия блокирующего, так как имитационные движения игрока зоны 3 отвлекли на себя игрока противника.

Комбинация системы при первой передаче на разыгрывающего игрока - student2.ru Рис. 78. Вдогонку

4. "Вдогонку" (рис. 78). Комбинацию выполняют в быстром темпе. Первым начинает движение игрок зоны 2, который как бы догоняет мяч в зоне 3 на расстоянии 1 -1,5 м от выходящего игрока (1-4). Игрок зоны 3 перемещается в зону 2 и, получив мяч от выходящего игрока, завершает комбинацию (5-14). Завершать комбинацию как в этом, так и в других случаях могут и другие волейболисты передней линии.

Во всех приведенных комбинациях показано участие лишь двух атакующих игроков. На самом же деле третий игрок передней линии также всегда участвует в тактических комбинациях, выполняя нападающий удар с полу - прострельных или прострельных передач из зон 2 или 4.

5. Эта комбинация на четырех нападающих впервые (эпизодически) применялась командой ВВС, в которой удар с задней линии наносил Г. Ахвледиани. В настоящее время в связи с комплектованием большинства классных команд высокорослыми игроками такие удары может выполнять, по существу, каждый волейболист.

При использовании четвертого атакующего игрока (волейболиста задней линии) спортсмены передней линии имитируют ту или иную тактическую комбинацию, а разыгрывающий игрок направляет передачу в глубь площадки, приблизительно в двух метрах от сетки. Нападающий задней линии, отталкиваясь от опоры из-за трехметровой линии (ее переступание в данном случае является ошибкой по правилам игры), производит толчок таким образом, чтобы туловище в безопорной фазе смещалось вперед, и производит удар по мячу с расстояния 1, 8-2 м от сетки.

Преимущество таких атак заключается в сложности их блокирования, так как в данном случае угол рассеивания значительно увеличивается. Вместе с тем удары с далеких от сетки передач не представляют особой сложности для приема мячей в защите, и

поэтому не всегда целесообразно их блокировать, так как заслон, образованный руками блокирующих, значительно усложняет наблюдение за проведением атакующих действий соперника. При осуществлении атак с задней линии игрокам обороняющейся команды (зон 2, 1, 6, 5 и 4) целесообразно расположиться полукругом, сократив тем самым секторы поражаемости своей площадки до минимума.

Данная комбинация не получила в настоящее время широкого распространения; в дальнейшем ее использование перспективно для развития тактики нападения в волейболе.

Структура системы подготовки волейболистов

Рост массовости занятий волейболом, повышение требований к волейболистам высших разрядов и подготовка спортивных резервов при возрастающей конкуренции со стороны зарубежных команд значительно усложняют функции управления. В этих условиях важнейшее значение приобретает использование принципов системного подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе.

Под системой понимают совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, составные части которой согласованы между собой и направлены на успешное решение основных задач.

Понятие "подготовка волейболистов" включает в себя всю совокупность мероприятий по обеспечению достижения волейболистами высших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся - с другой. Нельзя отождествлять это понятие с тренировкой, которая входит составной частью в подготовку наряду с другими.

При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части (подсистемы), установить связи и взаимоотношения между ними. Можно выделить три подсистемы подготовки волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортивной работы.

Подсистема подготовки волейболистов высших разрядов - высший уровень достижений волейболистов, формирующий модельные характеристики и комплекс контрольных нормативов, эффективные средства и методы, объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, агитацию и пропаганду волейбола.

Подсистема подготовки спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным модельным характеристикам. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов. По нему устанавливаются требования к юным волейболистам на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов проходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Комбинация системы при первой передаче на разыгрывающего игрока - student2.ru Схема 4. Система подготовки волейболистов

Подсистема массового волейбола с охватом широких слоев населения осуществляется через обязательные занятия в учебных заведениях и при прохождении службы в Вооруженных Силах СССР; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на хозрасчетных условиях.

Каждая из трех подсистем, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система и помимо задач, связанных с общей системой подготовки волейболистов, имеет составные части, взаимосвязанные между собой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки волейболистов показан на схеме 4.

Модель включает в себя: блок целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь период подготовки, как важнейший системообразующий фактор, цементирующий в единое целое составные части (элементы) системы; блок функций обеспечения, включающий отбор спортсменов на всех этапах подготовки, повышение профессионального уровня тренеров, материально-техническую оснащенность компонентов подготовки, организационные формы осуществления многолетней подготовки; блок функций непосредственной реализации целей, состоящий из тренировки, соревнований, профилактически-восстановительных мероприятий и мер по формированию личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечиваются наличием системы управления.

Цели системы подготовки, прогнозирование, моделирование

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимают конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приведет к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки волейболистов высших разрядов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной, психологической, теоретической подготовленности были максимально приближены к командам высших разрядов и обладали мощным потенциалом спортивного совершенствования.

Цель массовых форм занятий волейболом - максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей страны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном (для сборных команд страны - это олимпийское четырехлетие, для спортивных резервов - это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают деятельность по разработке прогнозов, под прогнозом - вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определенный момент будущего, о тенденциях его развития. После определения цели это важнейший этап построения системы.

При прогнозировании учитываются история, современное состояние и тенденции развития волейбола, данные обобщенного опыта подготовки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте - от начала занятий волейболом и до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся: во-первых, к атлетической подготовке, создающей необходимые условия для успешного решения специальных задач; во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом, универсальности в подготовке и высокому уровню мастерства применительно к избранной игровой было получить, используя предыдущие типы. В спорте к ним относятся корреляционные, регрессионные и факторные. Это модели структуры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эффективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон подготовленности.

При построении системы подготовки волейболистов большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсменов и команды высокой квалификации (В. В. Кузнецов, А. А. Новиков, 1975; Ю. Н. Клещев, 1985; В. И. Баландин, 1986 и др.). При этом выделяют три уровня: первый - основные показатели соревновательной деятельности; второй - показатели уровня подготовленности (по основным компонентам); третий - показатели функциональной и психологической подготовленности, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.

Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении, формирующие конечную цель системы подготовки и гарантирующие достижение прогнозируемого спортивного результата, служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.

В модельных характеристиках уровня подготовленности находят выражение специфические особенности волейбола, компоненты структуры соревновательной деятельности и факторы, обусловливающие ее эффективность, модельные характеристики соревновательной деятельности.

Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира служат исходной информацией для разработки моделей игроков сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования команд высших разрядов - основа модели высококвалифицированных волейболистов.

В построении системы многолетней подготовки волейболистов особая роль принадлежит моделированию еще потому, что с его помощью осуществляется эффективное управление процессом подготовки даже в отсутствие количественного выражения спортивного результата.

Наши рекомендации