Модель специалиста-тренера по волейболу
Деятельность тренера по волейболу предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, соответствие которым программирует результативность усилий. Высокий профессионализм характеризуется владением специальными знаниями, умениями и свойствами личности и характера, позволяющими успешно осуществлять процесс деятельности на всех его этапах. Эффективность деятельности тренера, показателем которой служит успешное достижение цели при рациональном использовании средств и сил, зависит от многих факторов: экономического, социального, научного, организационного.
Многообразие деятельности тренера по волейболу объясняет широкий круг социальных требований к ней, которые выражены в "модели специалиста". В модели специалиста выделяют три составные части видов деятельности, обусловленные особенностями: 1) современного общества; 2) общественно-политического строя; 3) профессиональных интересов.
Модель связана с квалификационной характеристикой специалиста, которая устанавливает профессиональное назначение преподавателей-тренеров по виду спорта, выпускаемых институтами физической культуры, а также с квалификационными требованиями к ним.
Сфера приложения труда специалиста с высшим физкультурным образованием - тренера по волейболу имеет достаточно широкий диапазон: общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы общего направления и олимпийского резерва, общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля, спортивные клубы вузов, добровольных спортивных обществ, команды высших разрядов.
Специалист должен знать основы дисциплин учебного плана фундаментальной и специальной направленности, программные и директивные документы в области физической культуры и спорта, организацию спортивной работы на уровне массового спорта, подготовки спортивных резервов, спорта высших достижений и др.
Специалист должен уметь применять на практике полученные знания при решении задач в процессе тренировки, воспитательных задач, научно-методических задач и т. д.
Назначение специалиста и квалификационные требования определяют структуру деятельности тренера. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности тренера: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический.
Проектировочный компонент включает умения тренера по построению многолетней подготовки волейболистов на уровне команд высших разрядов, спортивных резервов; структуры тренировки в годичном цикле, средних циклов, микроциклов и тренировочных занятий, тренировочных и соревновательных нагрузок; планирования работы в сфере массового волейбола. Подготовка спортсменов к самостоятельному планированию утренней гимнастики и занятий по развитию физических качеств.
Конструктивный компонент включает умения тренера вооружить занимающихся знаниями в области волейбола в более широком "физкультурно-спортивном" плане; умениями подбирать упражнения по их сложности и воздействию на организм; умениями строить режим труда, учебы, питания, сна, отдыха и т. д. Подготовка спортсменов к самостоятельному принятию решений в процессе тренировочных занятий и в игре, определению содержания самостоятельных занятий.
Организаторский компонент включает умения тренера организовать успешную реализацию деятельности по выполнению запрограммированных мероприятий по всем основным позициям (тренировочная деятельность и участие в соревнованиях, обеспечение выполнения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач и т. д.). Подготовка спортсменов к самостоятельной реализации запрограммированных мероприятий.
Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера умений устанавливать отношения со спортсменами, работниками различных категорий, родителями спортсменов, общественными организациями - по успешному решению профессионально значимых вопросов.
Гностический компонент предполагает глубокие знания тренера в области волейбола, теории и методики построения тренировки волейболистов различного уровня мастерства и различного возраста; умения использовать в своей работе данные литературы и научных исследований, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт работы. Подготовка спортсменов к самостоятельному анализу деятельности волейболиста.
Названные компоненты структуры деятельности тренера тесно взаимосвязаны.