Совершенствования спортивного мастерства (волейбол)
Периоды (недели) | Мезоциклы(недели) | Микроциклы |
Подготовительный (12 недель) | Втягивающий (3 недели) | Общеподготовительный |
Общеподготовительный | ||
Общеподготовительный | ||
1 базово - развивающий (6 недель) | Общеподготовительный | |
Специально-подготовительный | ||
Специально-подготовительный | ||
Специально-подготовительный | ||
Специально-подготовительный | ||
Специально-подготовительный | ||
2 базово-развивающий (3 недели) | Подводящий | |
Подводящий | ||
Подводящий | ||
Соревновательный (18 недель) | Предсоревновательный (2 недели) | Подводящий |
Подводящий | ||
Соревновательный (7 недель) | Соревновательный | |
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Предсоревновательный (2 недели) | Подводящий | |
Подводящий | ||
Соревновательный (7 недель) | Соревновательный | |
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Переходный (2 недели) | Активный отдых (2 недели) | Восстановительно-реабилитационный |
Восстановительно-реабилитационный | ||
Подготовительный (9 недель) | Втягивающий (2 недели) | Общеподготовительный |
Общеподготовительный | ||
1 базово - развивающий (3 недели) | Специально-подготовительный | |
Специально-подготовительный | ||
Специально-подготовительный | ||
2 базово- развивающий (4 недели) | Специально-подготовительный | |
Подводящий | ||
Подводящий | ||
Подводящий | ||
Соревновательный (7 недель) | Предсоревновательный | Подводящий |
Соревновательный (5 недель) | Подводящий | |
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Соревновательный | ||
Переходный (4 недели) | Активный отдых (4 недели) | Восстановительно-реабилитационный |
Восстановительно-реабилитационный | ||
Восстановительно-реабилитационный | ||
Восстановительно-реабилитационный |
В спортивной школе должен быть развернутый план-график на каждый год обучения. Для подготовки этого документа необходимо составить сводную таблицу, где слева по вертикали выписывается содержание программного материала в точном соответствии с выше-указанными разделами программы. Далее вправо от содержания материала откладывается количество клеток, соответствующее количеству рабочих
недель в годичном цикле, выделяются периоды, этапы в соответствии с календарем «рабочего» года. Затем в строчки, соответствующие отдельным позициям программного материала, проставляются значки (произвольные) по номерам педели, обозначающие начало обучения или повторение (совершенствование). После этого распределяется время на запланированный программный материал, значки заменяются цифрами,
обозначающими время, которое отводится на изучение или совершенствование конкретных технических приемов и тактических действий.
На основании данного документа (и по тому же принципу) составляется график распределения материала тренировочных занятий по периодам (или на меньшие отрезки времени, например, на месяц). В этом случае вправо по горизонтали откладываются номера тренировочных занятий, а в соответствующих клетках отражается распределение
программного материала и времени на его изучение применительно к конкретным тренировочным занятиям.
Составленные таким образом годовой план тренировочной работы и рабочие поурочные планы на более короткие временные отрезки будут детально отражать последовательность прохождения программного материала, содержание работы в различные периоды тренировки вплоть до недельных циклов и отдельных занятий, направленность занятий и время, отводимое на изучение и совершенствование того или иного материала.
Успешное решение задач тренировки волейболистов во многом зависит от структуры средних и малых (мезо- и микро-) циклов, сочетания тренировочных дней и дней отдыха, например, 5+1, 4+1, 3+1, структуры отдельных тренировочных занятий и
содержания тренировочных заданий, выбора эффективных средств и методов решения поставленных задач. В таблицах 24-25 представлены примерные семидневные тренировочные циклы. В конечном счете успех работы будет зависеть от профессионального уровня тренера и спортсменов, умения на практике реализовывать положения, заложенные в программе.
Таблица 24
Примерный семидневный микроцикл для первого года групп