Основные методы обучения тактике и совершенствования в ней.
1. Метод упражнения (многократное повторение разучиваемых и знакомых упражнений). Способствует образованию у футболистов первого разряда двигательных динамических стереотипов (что и составляет физиологическую сущность тренировки в тактике).
2. Метод демонстрации и показа.
3. Метод слова.
4. Целостный и расчлененный (прежде чем перейти к тактическим действиям в целом, осваивают основные части каждого). К целостному методу прибегают обычно для закрепления и совершенствования тактических действий.
5. Анализ киноматериалов по тактике. Такой метод неоценим как помощь при оценке игры команды-соперника. Ценность киносъемки — и в возможности многократного просмотра игры соперника. Кроме того, это один из эффективнейших способов самоанализа тактических действий.
6. Анализ своих действий и действий соперника. Обычно тренеры предпочитают вести наблюдениясамостоятельно, после чего давать игрокам готовые рецепты на возможные варианты действий, что практически лишает футболистов инициативы и самостоятельности, а значит, не способствует развитию их игрового мышления. Важно привлекать к наблюдениям на соревнованиях самих футболистов первого разряда, учить их не просто смотреть игру, а обращать внимание на применяемые командой (и соперником) тактические варианты, на способы организации игры в атаке и обороне, на средства, применяемые игроками при решении тактических задач, на тактику игры отдельных футболистов.
Чем чаще футболист продумывает и решает тактические задачи и ситуации, чем глубже анализирует свою тактику и личный опыт встреч с разными соперниками в разных условиях, тем лучше подготавливает он себя к пониманию и правильной оценке игровых ситуаций, к самостоятельному творческому решению всевозможных задач, которые может поставить перед ним игра.
Изучать тактические действия целесообразно параллельно с изучением техники игры. Очень важно с первых же занятий воспитывать у футболистов самостоятельность, быстроту ориентировки и творческую активность.
· Следует подбирать упражнения, при выполнении которых футболисты первого разряда вынуждены осмысливать обстановку, принимать определенные решения, оценивать и обобщать свои действия.
На начальном этапе овладения тактикой быстрота сложных реакций, ориентировка и сообразительность развиваются у футболистов преимущественно в процессе физической и технической подготовки. Для этого в упражнения вводят дополнительные условия:
· применяют звуковую и зрительную сигнализацию (чтобы игроки могли быстро изменять те или иные действия с мячом и без мяча);
· увеличивают число мячей, предметных ориентиров и ограничителей;
· обучают более сложным перемещениям, в которых смену мест занимающихся проводят в зависимости от направления действий партнера;
· применяют активное и пассивное сопротивление условного противника. При этом важно следить за тем, чтобы дополнительные условия и усложнения не сказывались отрицательно на развитии физических качеств или на формировании двигательных навыков, лежащих в основе технических приемов.
Перед тем как выполнить то или иное упражнение по технике, целесообразно подобрать посильное для занимающихся тактическое задание, которое не затрудняло бы освоение приема, а помогло бы осмыслить его и правильно применять в меняющихся условиях. Так, например, можно выполнять упражнение в таких условиях, когда футболист первого разряда должен одновременно выбирать момент для начала действий и определять направление удара или вести мяч в зависимости от расположения и перемещения партнера. Затем освоение индивидуальных действий продолжается в упражнениях без соперника, с пассивным противником и, наконец, с, активно действующим соперником в игровых упражнениях.
Важную роль на этом этапе играет соперник, действия которого направляет тренер. Закрепляют изученный навык путем многократного повторения в условиях игры, где футболисту первого разряда дают определенные задания (например, «закрыть» того или иного соперника; играть в определенной зоне; «открыться» на скорости с применением финтов; отобрать мяч на перехвате, ударить по воротам после обводки и т.д.).
В учебных и товарищеских играх особое внимание следует уделять выбору мест при переходе от защиты к нападению и от нападения к защите, при введении мяча в игру. Нужно добиваться того, чтобы игроки могли отрываться от соперника и выходить на свободное место в момент, когда команда овладела мячом, а также своевременно и правильно «закрывать» игрока соперника сразу после потери мяча.