Особенности методики обучения и тренировки
Выше говорилось, что наиболее характерными признаками рациональной техники упражнений на бревне являются правильное взаиморасположение звеньев тела (рациональная осанка) и высокая точность движений. Овладение ими и должно лежать в основе всей подготовки гимнасток к выполнению упражнений на данном снаряде.
При формировании осанки следует создать у гимнасток мышечные ощущения правильной позы. Чтобы лучше «прочувствовать» позу, целесообразно специально нарушать рациональную осанку, а затем восстанавливать, сопоставляя ощущения, получаемые в разных положениях тела. С той же целью рекомендуется сохранять равновесие в позах с закрытыми глазами. В данном случае обостря-
ется мышечная и тактильная чувствительность и ускоряется процесс обучения. После появления правильных ощущений надо увеличивать трудность сохранения равновесия, вначале изменяя исходные положения рук и выполняя движения звеньями тела, затем усложняя способы исполнения позы (после прыжка, поворота).
Мало пока используется эффективный метод обучения рациональной осанки — сохранение равновесия на месте и в движении после многократного вращения тела (на фоне раздражения вести-* булярного аппарата).
При обучении поворотам нужно не только формировать навык сохранения равновесия в позе, соответствующей положению тела при повороте, но и учить «входить» в нее (позу) в начале движения. Движения конечностями и туловищем, необходимые для создания вращения, не должны приводить к расслаблению мышц, фиксирующих положение звеньев тела, и к нарушению равновесия. Для совершенствования устойчивости заканчивать поворот следует остановкой в позе поворота без дополнительной опоры.
Однако положение тела при исполнении упражнений не остается постоянным. Изменяются ориентация его в пространстве, суставные углы и соответственно уровень напряжения и длина мышечных волокон. Исключение составляют упражнения на месте без перемещения о. ц. т., к которым относятся позы (равновесия, стойки, мосты, шпагаты) и повороты в разных исходных положениях. Поэтому при изучении упражнений нужно формировать рациональную осанку не в одном, а во многих положениях тела, которые принимает гимнастка, выполняя тот или иной элемент.
Наибольшее разнообразие быстро меняющихся положений тела наблюдается при исполнении акробатических элементов (упражнений с переменой опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси). В первую очередь надо осваивать вертикальные положения тела, а затем наклонные, в которых о. ц. т. находится еще над площадью опоры. Например, при перекидке назад вначале осваиваются конечная поза и стойка на руках, затем наклонные положения тела вперед и назад. При изучении переворота в сторону —сначала стойка на руках и стойки на одной руке, а потом переход с одной руки на две и с двух — на другую руку.
Целесообразно проделывать элементы по частям, т. е. от одной позы к другой, заостряя внимание занимающихся на динамике мышечных ощущений. Приход в переворотах на одну ногу нужно обязательно фиксировать, совершенствуя устойчивость, иначе будет трудно добиться слитности исполнения элементов в соединении.
Обучение различным способам передвижения также начинается с освоения позы, исключающей расслабление мышц туловища и ног, особенно в одноопорных фазах движения. При этом необходимо добиваться правильного положения головы, что не только повышает зрелищность упражнения, но и улучшает устойчивость гимнастки на бревне.
С целью развития пространственных дифференцировок и воспитания точности движений желательно в план занятии (прежде все-
го для начинающих) включать упражнения, развивающие способность занимающихся оценивать положение звеньев тела, направление движения, высоту и дальность прыжка, величину мышечных усилий. Например:
1. И. п. — основная стойка. Поднять руки в стороны, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. То же, но закрыть глаза до поднимания рук. То же, поднимая руки вверх-вперед, вверх-наружу, вперед-наружу и т. д.
2. Те же упражнения в других и. п.: в стойке ноги врозь, правая впереди, в седе, лежа на спине и др.
3. И. п. — руки на поясе. Поднять правую ногу вперед-наружу, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. То же, но закрыть глаза до поднимания ноги. То же, поднимая ногу назад, вперед, в сторону, назад-наружу и т. д.
4. Те же упражнения в других и. п.: в седе, в упоре на коленях, лежа на спине и др.
5. И. п. — руки в стороны, закрыть глаза. Махом правой вперед коснуться предмета, подвешенного на веревке (малый мяч, мешочек с песком). То же, но стоя боком к предмету, вполоборота, лежа на спине.
6. С закрытыми глазами передвижение шагом, прыжками и другими способами по начерченной мелом линии.
7. Прыжки на полу по точкам, определяющим размер и направление прыжка.
8. Прыжок шагом на указанное тренером расстояние. Закрыть глаза и повторить прыжок на то же расстояние.
Также рекомендуется выполнять с закрытыми глазами различные передвижения, прыжки в глубину, повороты на 180 и 360° и другие упражнения на полу и низком бревне. Занимающиеся могут сами контролировать точность движений, проверяя величину и направление отклонений от прямой линии.
Одним из факторов, затрудняющих процесс обучения упражнениям на бревне, является защитная реакция организма, возникающая в связи с возможностью падения. Поэтому очень важно в ходе занятий воспитывать у занимающихся уверенность в безопасности выполнения упражнений и умение преодолевать защитные рефлексы. Решению этой задачи содействует рациональная последовательность изучения упражнений, отвечающая требованиям перехода от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Как правило, новые упражнения нужно изучать на полу и лишь потом исполнять на снаряде, постепенно увеличивая его высоту. Чтобы занимающиеся привыкли к высоте, целесообразно применять на бревне упражнения общеразвивающего типа, выполняемые под счет или музыкальный аккомпанемент. Нужно добиваться максимальной плотности занятий, используя поточный и групповой методы исполнения упражнений с начинающими гимнастками. На занятиях с разрядницами целесообразно устанавливать дополнительные снаряды.
Устранению «боязни» бревна способствуют систематические занятия на узком буме и тросе, после которых обычное бревно кажется достаточно широким и удобным.
Особое внимание следует уделять правильной страховке. Чем ближе сустав к опоре, тем большую роль он играет в регуляции данной позы, поэтому поддерживать гимнасток нужно по возможности за наиболее отдаленные от снаряда части тела (например, в стойке на руках — за бедра). При поддержке в стойке на ногах или на одной ноге можно подать гимнастке свободный конец палки. Однако подобная помощь должна быть кратковременной. В отдельных случаях рекомендуется применять подставки: мостик, скамью, горку матов и другие устойчивые предметы, с которых удобно оказывать помощь.
Начальная подготовка. Учебный материал для начинающих должен содержать сравнительно знакомые и привычные (естественные) положения тела и его движения. К ним можно отнести: стойки (на двух ногах или одной, другую назад, вперед, в сторону); то же на колене (коленях); упоры (на колене или коленях с опорой на две руки или на одну) присев на двух ногах и на одной; приседы; седы; положения лежа (на спине, на груди, на спине согнувшись, с захватом бревна, без захвата); ходьбу (обычную, на носках, на пятках, сгибая ноги вперед, приставными шагами, с остановками на носке, спиной и боком вперед, с поворотами, переступанием); танцеваль- -ные шаги*(вальс, русский шаг и др.); бег (на носках мелким шагом, прыжками с ноги на ногу); прыжки (с двух на две, на одну, в упор присев на месте и с продвижением вперед; с поворотами на 45 и 90°; шагом); повороты (на 90 и 180°, на двух ногах, в приседе, приседая и вставая; на 180 и 360° из положения стойки продольно ноги скрестно).
Начинать изучение упражнений нужно с наиболее простых вариантов исполнения, при неподвижном положении рук. Далее следует менять исходные положения рук, усложняя задачу сохранения равновесия, и сочетать исполнение упражнений с движением звеньями тела. Амплитуду и скорость движений, высоту и дальность полета (в прыжках), а также высоту снаряда нужно увеличивать постепенно, по мере того как появляется легкость и непринужденность выполнения упражнений. Изученные элементы следует объединять в связки и комбинации для дальнейшего совершенствования амплитуды движения, легкости и динамичности выполнения.
Последовательность разучивания стоек и других упражнений на месте без вращения:
1. Выполнить простейший вариант упражнения на полу; исправить ошибки в осанке и положениях звеньев тела. Сохранить позу в течение 5—10 сек.
2. Изменить и. п. рук, ног. Проверить позу. То же на низком бревне (скамейке). То же на обычном бревне.
3. Соединить данное упражнение с изученным ранее. Выполнить сначала на низком, а затем на обычном бровне.
Последовательность разучивания поворотов:
1. Принять на полу положения: исходное, конечное, позу поворота— и сохранить равновесие в них в течение 5—10 сек. Исправить ошибки в положении туловища и головы. То же на бревне.
2. Освоить поворот в медленном темпе на полу, сохраняя в конце положение на носках. То же на бревне.
3. Выполнить поворот на бревне в среднем и быстром темпе.
4. Соединить поворот с движением руками.
Последовательность разучивания передвижений:
1. Выполнить упражнения на полу с хорошей осанкой. Уточнить положение головы, стоп, рук.
2. То же, но по прямой линии. То же на низком и обычном бревне.
3. То же с движением руками.
В качестве вскоков можно использовать простейшие элементы, исполняемые с места или с разбега на конце или в середине бревна: в упор; то же одну в сторону на носок; в упор на коленях и на одном колене; в сед ноги врозь (на конце бревна), на бедре.
Разучивать вскоки нужно сначала на коне с ручками и без ручек и только после уверенного и самостоятельного исполнения на этих снарядах приступать к выполнению их на бревне.
При выполнении соскоков в период начальной подготовки у занимающихся воспитываются ориентировка в пространстве и навыки сохранения равновесия. Однако положительное влияние их сказывается лишь при достаточно высокой требовательности педагога к качеству исполнения.
Последовательность разучивания соскоков:
Из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади; из упора ноги врозь с перемахом ноги с поворотами и без поворотов; из упора сзади махом вперед; из упора на одном колене прогнувшись; то же из упора присев на одной; толчком ног прогнувшись; то же с поворотами на 90, 180° и более; согнув ноги назад; ноги врозь, согнувшись
и др.
Период спортивного совершенствования. Изучение основных упражнений на бревне связано с дальнейшим совершенствованием навыка рациональной осанки и пространственной точности движений. Поэтому гимнасткам старших разрядов кроме упражнений, указанных в разделе «Особенности методики обучения и тренировки», следует исполнять с закрытыми глазами кувырки, перевороты и другие акробатические элементы на полу, гимнастической скамейке и низком бревне.
Трудность многих упражнений в равновесии обусловлена не столько координационной сложностью элементов, сколько степенью устойчивости тела при их исполнении. В связи с этим целесообразно специально заниматься формированием навыков сохранения равновесия в малоустойчивых положениях, тренируясь на снарядах более узких, например на низком буме 3—5 см шириной, на туго натянутом тросе, на подставках-столбиках для отработки поз (рис. 203, 204).
Для облегчения задачи воспитания рациональной осанки рекомендуется на первых этапах обучения каждому новому элементу на узком буме или тросе пользоваться веером, балансируя руками.
![]() |
Указанные упражнения необходимо проделывать систематически, так как перерывы в занятиях не позволяют достичь стабильных результатов и отрицательно влияют на качество подготовки.
Результат выполнения произвольных комбинаций на бревне зависит в значительной степени от их композиции. Требования к ней обусловлены правилами соревнований, отступление от которых наказывается снижением оценки. Одним из таких требований является разнообразие элементов. Гимнастка должна полностью раскрыть в комбинации свои двигательные возможности, продемонстрировать высокий уровень развития физических качеств, способность координировать сложные движения и сохранять устойчивость в труднейших условиях опоры, проявить в действиях смелость и уверенность.
Разнообразие упражнений достигается изменением не только формы и содержания движений, но и ритма их исполнения. Медленные и плавные движения большой амплитуды должны с помощью оригинальных переходов органически переплетаться с темпераментными прыжками и поворотами, выполненными в быстром темпе.
Преобладание в комбинации элементов, односторонне характеризующих двигательную подготовленность гимнастки, свидетельствует о недостатках в постановке учебно-тренировочного процесса.
Весьма важное требование к композиции — слитность и целостность исполнения произвольных упражнений. Каждый элемент, независимо от структуры и принадлежности к той или другой классификационной группе, должен быть выполнен слитно с предыдущим и последующим элементами, в одинаковых либо разных ритме и темпе.
В каждом занятии достаточное время следует отводить специальной физической подготовке занимающихся, которая должна осуществляться с учетом важности укрепления и развития мышц ног и туловища и увеличения подвижности в тазобедренных суставах и позвоночнике. Это ускорит овладение равновесием тела в необычных позах, позволит разнообразить упражнения новыми зрелищными и оригинальными элементами.
Глава XXIV