Глава xxii упражнения мужских видов многоборья
УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
Характеристика упражнений
Упражнения на перекладине, входящие в мужское гимнастическое многоборье, разнообразны по структуре и трудности исполнения. Они носят преимущественно динамический характер, связаны с использованием перемещения тела гимнаста и его звеньев по инерции и называются «маховыми упражнениями» (см. стр. 277).
При выполнении маховых упражнений на перекладине необходимо следить за технически правильной рабочей осанкой во всех решающих фазах упражнения. Правильный вис на перекладине — это поза с предельно выпрямленным телом и его «оттяжкой» от опоры. То же самое относится к стойке на руках (где необходимые требования соблюдать труднее), к положениям типа висов согнувшись и др.
Многие упражнения на перекладине связаны со сложными перемещениями тела гимнаста в пространстве, требующими от спортсмена точной ориентировки в пространстве и времени, тонкой координации действий, а также смелости, решительности. В связи с этим обучение упражнениям на перекладине представляет собой сложный педагогический процесс. Освоение упражнений на данном снаряде требует применения наиболее рациональных методов обучения и хорошего знания техники разучиваемых упражнений.
Основные упражнения
Размахивания в висе и простые соскоки
1. Размахивание изгибами и мах дугой. Упражнение используется для набора маха в висе на перекладине.
Из виса хватом сверху гимнаст поднимает ноги до положения угла или несколько выше. Затем, расслабляя мышцы живота и провисая, энергично разгибается и делает маховое движение назад. Таз и плечи несколько смещаются вперед, а тело в целом остается на месте. Вслед за этим спортсмен быстро сгибается в тазобедренных и особенно в плечевых' суставах. Сильно нажимая книзу руками на перекладину, он стремится подняться в согнутом положении вверх. При этом его тело отходит назад, а ноги постепенно сближаются с перекладиной; голова приподнята. Эту часть упражнения можно сделать с прямыми руками или с быстрым подтягиванием в висе.
С началом маха вперед гимнаст еще больше сгибается и подносит голени к перекладине, а после прохождения нижней вертикали энергично разгибается одновременно в тазобедренных, плечевцх, аесли были согнуты руки, то и в локтевых суставах. Ноги перемещаются высоко вверх и вперед, а руки отталкиваются от снаряда, за-
ставляя тело удаляться от опоры. В конце разгибания, в высшей точке движения, гимнаст полностью выпрямляется, после чего делает мах назад в висе.
Последовательность разучивания:
а) освоить правильную рабочую осанку в висе на перекладине:
научиться держать тело совершенно'выпрямленным, «оттянутым»
от опоры; плечи расслабить, голову «убрать» между руками;
б) параллельно с освоением осанки развивать силу мышц-сгиба
телей рук, для чего рекомендуются следующие упражнения: подтя
гивания в висе на перекладине и кольцах (на быстроту и количест
во), лазанье по канату на скорость (с помощью ног и без нее), мно
гократные подтягивания штанги до уровня груди (максимально
сгибая руки);
в) освоить размахивание изгибами в висе на перекладине; де
лать в одном.подходе по 3—5 пар махов, добиться ритмичных дви
жений в висе; не переходить к маятникообразным махам;
г) разучить упражнение в целом. Мах дугой делать вначале с
помощью преподавателя, который помогает гимнасту вовремя под
тянуться вверх и выбрать верное направление разгибания.
2. Размахиваниев висе.Набрав мах в висе, гимнаст активно поддерживает нужную амплитуду движений.
Важнее всего в упражнении исполнить мах вперед. Перемещаясь вниз, спортсмен движется выпрямленным, расположив голову между руками, расслабив плечи. Достигнув отвесного положения, о"н начинает сгибаться в тазобедренных, а затем в плечевых суставах, посылая стопы вверх-вперед. На первых махах это движение несколько затруднено, а с увеличением амплитуды размахиваний становится более быстрым, бросковым. По мере приближения маха вперед к высшей точке сгибание тела сменяется плавным разгибанием, но гимнаст по-прежнему тянется вверх-вперед и в крайней точке движения полностью выпрямляется.
Мах назад в висе протекает относительно пассивно: гимнаст движется выпрямленным и лишь во второй половине маха обычно несколько приподнимается плечами вверх, перехватывает кисти вперед, а затем вновь полностью выпрямляется, готовясь к повторному маху вперед.
Последовательность разучивания:
а) освоить движения, необходимые для первоначального набора
маха в висе;
б) выполнить размахивание в висе на перекладине, добиваясь
большой и постоянной силы махов. Особое внимание обращать на
свободное, бросковое движение ногами вперед-вверх, не допуская
преждевременного (до прохождения нижней вертикали) сгибания
тела. Желательно перед исполнением упражнения закреплять кисти
на грифе с помощью петель;
в) закрепить технику размахивания без крепления кистей к
опоре. Особое внимание обращать на перехват кистей в конце каж
дого маха назад, помня, что хват должен быть надежным. Вместе
стем чтобы предохранить гимнаста от внезапного срыва на махе
назад, тренеру следует стоять сзади гимнаста и быть готовым предохранить его от падения.
3. Соскок махомназад (рис. 151) делается после размахиваний или в конце простой комбинации.
Проходя во время маха назад нижнюю вертикаль, гимнаст ускоренным движением посылает ноги назад-вверх и несколько проги-
бается. При этом стопы обгоняют остальные звенья тела, а голова по-прежнему удерживается между руками. В конце маха назад, когда бросковое движением ногами притормаживается, спортсмен активно нажимает руками на опору, приподнимает плечи и голову вверх и, дождавшись, когда давление на перекладину уменьшится, снимает руки с опоры. Перейдя в безопорное положение, он отходит от снаряда плечами вверх-назад и, сохраняя тело прогнутым и напряженным, приземляется на мат.
Последовательность разучивания:
а) освоить размахивание в висе на перекладине. Гимнаст должен
четко ощущать момент ослабления давления на опору в конце каж
дого маха назад;
б) выполнять соскок после размахивания средней силы. На ма
хах назад, предшествующих переходу в безопорное положение, пре
подаватель каждый раз помогает гимнасту определить момент, ког
да надо отпустить перекладину. Упражнение повторять до полного
освоения правильной техники. Преподаватель контролирует дейст
вия спортсмена и страхует его от падения в случае преждевремен
ного срыва кистей с опоры;
в) разучить соскок с максимально активным, форсированным
движением ногами назад-вверх, энергичным отталкиванием руками
и вылетом над снарядом. В этом случае при торможении ног допус-
кается небольшое сгибание тела в тазобедренных суставах и его последующее прогибание.
4. Соскок махом вперед (см. рис. 145). Техника движения описана в главе «Общие основы техники упражнений на снарядах» (стр. 273).
Последовательность разучивания:
а) стать спиной к гимнастической стенке (в полуметре от нее),
держась за рейку на уровне головы. Прогибаясь и отталкиваясь ру
ками, перейти в стойку руки вверх. Необходимо добиться эффек-
■ тивных действий руками при отталкивании;
б) выполнить предыдущее упражнение, имитируя сгибание и
разгибание тела при соскоке. Разгибаться одновременно с отталки
ванием руками от стенки;
в) из виса на гимнастической стенке, сгибаясь и разгибаясь в
тазобедренных суставах, соскок махом вперед. При сгибании от
толкнуться от стенки тазом, а при разгибании — плечами и кистями.
Добиться активного вылета тела вверх-вперед;
г) размахивание в висе на перекладине, имитируя на махе впе
ред движения опорной стадии соскока. Необходимо установить зри
тельный ориентир, чтобы помочь гимнасту определить направление
движения ног при броске снизу вверх. Точность этого движения
преподаватель корректирует на каждом махе вперед;
д) выполнить соскок махом вперед в целом с помощью препода
вателя, а затем самостоятельно, до полного освоения. Силу маха'
вперед увеличивать по мере совершенствования навыка исполнения
упражнения. При этом должна соответственно возрастать и высота
броскового движения ног.
Подъемы разгибом Подъем разгибом из виса (рис. 152). В висе хватом сверху гимнаст берет умеренный мах вперед. Движение протекает плавно, с прямым телом. В данном случае подчеркнутое бросковое движение ногами отсутствует. В конце маха вперед гимнаст начинает подносить, а с началом маха назад вплотную подносит ноги к перекладине (при небольшом исходном махе — стопами, а при сильном — голенями). В дальнейшем, нажимая прямыми руками книзу и прижимая голени, а затем и бедра к перекладине, он быстро разгибается в та-
зобедренных и одновременно сгибается * в плечевых суставах. Ноги спортсмена скользят вдоль грифа, а кисти переходят от голеней к тазу. Описанное разгибание начинается ускоренно,-но затем, когда плечи поднимутся несколько выше уровня перекладины, движение ногами плавно затормаживается, и гимнаст, поднимаясь по инерции, выходит в упор.
Последовательность разучивания:
а) махом вперед в висе на низкой перекладине с разбега- вис
согнувшись. Необходимо освоить правильный ритм движения, на
учиться своевременно подводить ноги к перекладине. Вначале вы
полнять с помощью преподавателя. Физически слабым гимнастам
необходимо предварительно развить мышцы брюшного пресса и
сгибателей плеча;
б) принять вис согнувшись на низкой перекладине; не отрывая
стоп от грифа, с помощью преподавателя набрать мах в этом поло
жении и при движении назад выполнить подъем разгибом. Препода
ватель стоит сбоку и помогает спортсмену сделать упражнение тех
нически правильно, прочувствовать и освоить действия ногами и ру
ками во время подъема;
в) подъем разгибом с разбега на низкой перекладине. По необ
ходимости оказывать гимнасту помощь. Когда упражнение будет
освоено, перейти на высокую перекладину.
Махи и соскоки дугой
1. Мах дугой из упора (рис. 153) можно выполнять из статического положения или делать махом из упора. В последнем случае, начиная мах вперед, гимнаст закрепляет плечевой пояс, а также все тело и, не давая тазу сразу опуститься к кистям, несколько отходит плечами назад.
* Анатомически данное сгибание в плечах также разгибание. |
Когда тело проходит примерно вертикальное положение, а плечи отходят назад, спортсмен ускоряет движение ногами, несколько сгибается в тазобедренных суставах и, надавливая руками к себе, прижимает таз к перекладине. При этом движение всем телом ускоряется, и гимнаст начинает быстро переворачиваться назад.
По мере сгибания тела в тазобедренных суставах ноги соскальзывают с грифа и таз отходит от опоры, благодаря чему спортсмен оказывается в висе согнувшись с приподнятым вверх тазом (колени— у грифа). Проходя это положение, он нажимает руками на перекладину назад, от себя, разгибается всем телом и посылает ноги высоко вверх-назад до полного выпрямления. Далее следует мах назад в висе.
Последовательность разучивания:
а) освоить правильную осанку и ознакомиться с общим харак
тером движений, исполняемых при махе дугой. С этой целью в.
упоре на низкой перекладине гимнаст, напрягаясь, полностью вы
прямляется и плотно прижимается к опоре; преподаватель замед
ленно переворачивает его назад, в вис согнувшись, а затем, после
разгибания в плечевых суставах — в вис. Следует избегать рас
слабления тела в висе согнувшись и «падения» таза;
б) на низкой перекладине освоить мах дугой в нормальном тем
пе. Преподаватель стоит сбоку и контролирует выполнение упраж
нения, особенно в конце спада и во время разгибания тела. Следу
ет напомнить гимнасту, что прогибание тела в конце маха дугой
недопустимо.
2. Соскок дугой из упораначинается так же, как мах дугой из упора, но при соскоке дугой тело разгибается гораздо активнее. Гимнаст не только отходит вперед-вверх от перекладины, но и сильно прогибается, при этом носки ног опускаются, а грудь приподни-» мается. Разгибание сопровождается энергичным отталкиванием от опоры, голова откидывается назад. Когда прогибание тела притормаживается, а отталкивание от снаряда полностью завершается, гимнаст отпускает перекладину. В полете он прогибается и наклоняет голову назад (опустить ее на грудь можно только перед приземлением на мат).
Последовательность разучивания:
а) разучить мах дугой в вис. Гимнаст должен владеть высоким
и энергичным движением с мощным разгибанием тела;
б) проделать упражнения «а» и «б», рекомендованные для овла
дения соскоком махом вперед из виса;
в) выполнить соскок дугой, начиная движение прыжком из виса
стоя на согнутых руках (на низкой перекладине); наскок делать
вверх и несколько назад. Движение через упор должно быть про
ходящим, плечи все время остаются сзади, не заходят за вертикаль
ную плоскость снаряда. Упражнение исполняется с помощью
преподавателя, который сбоку поддерживает спортсмена под
спину и ноги и продвигается вместе с ним вперед, к месту призем
ления;
г) освоить соскоки дугой из упора на низкой перекладине из
статического положения, а затем маха вперед в упоре. При исполне
нии упражнения желательно контролировать высоту и дальность
полета тела с помощью вспомогательного ориентира: перед пере
кладиной, на расстоянии, несколько большем длины ног самого вы
сокого гимнаста, на уровне грифа натянуть веревочку;
д) освоить соскок на высокой перекладине. Разгибание и отталкивание руками здесь могут'быть менее активными.
1. Подъем двумя в упор.Сразу вслед за перемахом двумя гимнаст плотно сгибается в тазобедренных суставах, а пройдя нижнюю вертикаль, энергично разгибается, посылая стопы по высокой дуге вверх-вперед и затем вниз. При этом он держит ноги на некотором расстоянии от грифа, а прямыми руками сильно тянет на себя перекладину. Когда плечи приподнимутся над уровнем опоры, разгибание в тазобедренных суставах плавно затормаживается, и спортсмен, оставаясь слегка согнутым и жестко упираясь прямыми руками в перекладину, выходит в упор сзади.
Последовательность разучивания:
а) освоить упражнения, близкие по характеру к подъему двумя:
подъем одной, подъем разгибом на брусьях (хватом за концы).
Гимнаст должен освоить достаточно высокое движение ногами при
разгибании и активные действия прямыми руками;
б) освоить спад назад из упора сзади.
в) разучить на низкой перекладине подъем двумя после спада
назад из упора сзади. Первоначально выполнять с помощью. При
исполнении упражнения пресекать попытки спортсмена выйти в
упор сзади за счет сильного прогибания тела и сгибания рук;
г) разучить (или повторить) перемах согнувшись из виса; при
перемахе гимнаст должен проносить ноги под грифом без касаний
и задержек;
д) освоить на низкой перекладине подъем вперед с прыжка в
вис углом. Исполнять до овладения правильным ритмом и коорди
нацией движений;
е) выполнять упражнение на высокой перекладине. Препода
ватель должен быть готов предохранить гимнаста от падения вперед
в случае излишне быстрого выхода в упор сзади или от перевора
чивания назад через голову в результате неполного подъема и по
следующего неверного спада в вис.
Подъемы и обороты назад
1. Подъем назад(рис. 154). Махом вперед из виса хватом сверху гимнаст выполняет перемах согнувшись и, посылая ноги назад-вверх (оставляя голову на груди), делает как бы неполный мах
дугой назад. При этом он временно удаляется от перекладины, частично разгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Приподнявшись назад-вверх, спортсмен вновь сгибается в тазобедренных суставах и на махе вперед возвращается в вис согнувшись. Пройдя нижнюю вертикаль и начиная собственно подъем назад, он активно разгибается в тазобедренных суставах, при этом тянет прямыми руками перекладину к себе и заставляет таз вплотную приблизиться к грифу; спина все время должна оставаться округленной, а голова опущенной на грудь. Если разгибание тела не было преждевременным и ноги не остались сзади, под перекладиной, то гимнаст выйдет в упор сзади.
Последовательность разучивания:
а) освоить перемах согнувшись махом вперед из виса. Добиться
четкого прохождения ног под перекладиной;
б) разучить «полумах» дугой назад. Вначале делать его из раз
махивания'в висе согнувшись сзади, затем в соединении с перема
хом согнувшись. При разгибании добиться далекого и высокого от
хода тела вверх-назад (но не вверх-вперед). Преподаватель помога
ет гимнасту набрать мах в висе согнувшись и затем корректирует
его действия, следя за точным перемещением ног на каждом махе
назад;
в) имитировать разгибание тела, стоя на полу: наклоняясь впе
ред, отводить руками за спину гимнастическую палку, затем, энер- *
гично разгибаясь, прижать ее к тазу, преодолевая сопротивление
преподавателя, придерживающего палку за спиной гимнаста;
г) выполнить основную часть упражнения в замедленном темпе;
гимнаст принимает вис согнувшись сзади на низкой перекладине,
несколько человек берут его за ноги и поднимают в упор сзади.
В ходе движения спортсмен, используя опору ногами, самостоятель
но разгибается, сохраняя необходимую осанку;
д) приступить к разучиванию подъема назад в целом. На пер
вых порах контролировать исполнение подъема, не позволяя гимна
сту преждевременно разгибаться. С этой целью обращать его вни
мание на ритм упражнения, подавать сигналы к исполнению от
дельных действий, а также следить за тем, чтобы подготовительное
сгибание тела на махе вперед было достаточно сильным.
2. Оборот назад представляет собой слитное исполнение спада назад из упора сзади и одноименного подъема.
В исходном положении гимнаст подает плечи назад и, теряя равновесие, начинает спад. В ходе ускоренного движения он постепенно сгибается в тазобедренных суставах; при этом голова обязательно держится на груди, спина округлена, а ноги как бы соскальзывают с грифа назад. Во время спада гриф снаряда, перемещаясь относительно ног, должен продвинуться от таза почти до уровня коленных суставов (но не дальше), так, чтобы у нижней вертикали тело спортсмена было полностью уравновешено. Продолжая движение вперед, гимнаст исполняет подъем назад.
Последовательность разучивания:
а) разучить подъем назад в упор сзади;
б) освоить спад назад из упора сзади с помощью преподавате
ля, который страхует гимнаста от переворачивания через голову в
случае недостаточного отведения таза назад при спаде;
в) слитно исполнить обе части оборота. Если в ходе спада гим
наст недостаточно отводит таз назад, то во второй части оборота
его может отбросить вперед от перекладины, поэтому преподаватель .
должен быть готов предотвратить падение.
Обороты из упоров
1. Оборот назад в упоре. Начало упражнения аналогично соот
ветствующей фазе маха дугой из упора (см. стр. 311). Здесь также
важно начать движение на некотором расстоянии от грифа, сразу
отвести плечи назад и преждевременно не согнуться в тазобедрен
ных суставах. Миновав вертикальное положение, гимнаст прибли
жает таз к перекладине, сгибаясь и постепенно приподнимая голову,
ускоренно посылает ноги под опору, вверх и вперед. Благодаря это
му вращение тела назад ускоряется. В дальнейшем спортсмен, по-
прежнему прижимая таз к перекладине, переворачивается через го
лову, плавно прогибается и выходит в упор.
Последовательность разучивания:
а) освоить правильную осанку в упоре на перекладине; тело
должно быть слегка прогнуто, приподнято в плечах, руки полностью
выпрямлены;
б) выполнить оборот назад из упора (без предварительного ма
ха). Движение начинается отведением плеч назад и потерей равно
весия. В дальнейшем спортсмен, прижимаясь тазом к опоре и сги
баясь, переворачивается через голову и разгибается лишь в самом
конце движения;
в) исполнить оборот в соединении с предварительным махом
назад из упора. Следить, чтобы сразу после подготовительного от
маха гимнаст начал отводить плечи назад (а не посылал вперед)
и напрягал тело.
2. Оборотназад в вис, в стойку на руках (рис. 155) начинается
замахом назад в упоре. В этот момент гимнаст удерживает плечи
над опорой или незначительно наклоняет вперед, голову слегка
опускает на грудь, выпрямляет тело и приподнимает до горизонтального положения или выше.
Исполняя собственно оборот, спортсмен постепенно закрепляется в плечевых суставах и, теряя равновесие, начинает ускоренно двигаться всем телом вниз и затем вперед. При этом он сразу отводит плечи назад, а таз, приблизив к перекладине до 25—35 см, в дальнейшем удерживает на этом расстоянии и не касается грифа. Первая половина оборота представляет собой быстрый спад в висе согнувшись (колени у грифа). Пройдя положение вниз головой, гимнаст немедленно разгибается; удерживая голову на груди и энергично нажимая от себя прямыми руками на гриф, он посылает ноги назад-вверх, за перекладину. Разгибание протекает одновременно в тазобедренных и плечевых суставах и заканчивается приходом в вис или в положение, близкое к стойке на руках.
Последовательность разучивания:
а) проверить, подготовлен ли гимнаст к разучиванию оборота.
Он должен уверенно владеть простейшими силовыми выходами в
стойку на руках, отмахом назад из упора на перекладине в стойку
(через прямые руки), а также быть достаточно физически подготов
ленным;
б) освоить доступные упражнения, сходные с оборотом (напри
мер, кувырок назад в стойку на руках на полу);
в) разучить оборот назад не касаясь в упоре. Упражнение сходно
с оборотом в вис, но связано с неполным разгибанием тела и опуска»
нием в упор. Его назначение—приучить гимнаста удерживать те
ло на определенном расстоянии от перекладины, чувствовать
характер движений руками и овладеть необходимой для оборота
осанкой.
г) освоить оборот в вис на низкой перекладине. Необходимо указывать гимнасту, что излишнее приближение к грифу затрудняет разгибание тела и выход в высокое конечное положение. Чрезмерное удаление от перекладины, напротив, приводит к преждевременному выпрямлению тела и срыву в вис. При разучивании оборота рекомендуется подавать условные сигналы в момент приложения основных усилий при разгибании тела.
Махи назад из упоров
1. Мах назад из упора в вис. В упоре хватом сверху гимнаст пружинящим движением сгибается в тазобедренных суставах и, оставляя плечи несколько впереди, слегка заводит ноги под перекладину. Если упражнение делается из статического положения, то в это время руки незначительно сгибаются в локтях, чтобы тело могло опереться о перекладину тазобедренным сгибом.
Вслед за сгибанием исполняется возможно более энергичное разгибание. Гимнаст отталкивается от грифа и делает мах ногами назад-вверх. Ноги как бы увлекают за собой остальные звенья тела; подхватывая это движение, спортсмен наклоняет голову на грудь, энергично нажимает от себя прямыми руками на перекладину
и выпрямляется в высшей точке подъема тела. Далее следует мах вперед в висе.
Последовательность разучивания:
а) проверить, подготовлен ли гимнаст физически к освоению уп
ражнения. Он должен уметь при отмахе быстро отвести тело назад-
вверх прямыми руками;
б) освоить соскок махом назад из упора на низкой перекладине.
Особое внимание обращать на подготовительное сгибание тела и
действия руками при отмахе назад;
в), разучить мах назад в вис на средней перекладине. Гимнаст должен сразу стремиться выйти в максимально высокое положение,
вплоть до стойки на руках. Упражнение исполняется спомощью, затем самостоятельно; в первом случае преподаватель стоит сбоку, на высокой подставке, контролирует движение и помогает гимнасту удерживать плечи над опорой, не допуская их преждевременного отведения назад;
г) разучить мах назад в вис в соединении с подъемом разгибом. Освоить отмах с прямыми руками.
2. Соскок ноги врозь(рис. 156), как и предыдущие упражнения данного раздела, основан на махе назад из упора. Выполнив отмах и поднявшись несколько выше горизонтали, гимнаст быстро, акцен-тированно сгибается в тазобедренных суставах и несильно разводит ноги; при этом он слегка приподнимает голову, плечи наклоняет вперед несколько больше, чем при обычном махе, а руками активно нажимает книзу на опору. Как только спортсмен согнется примерно под прямым углом, он резко затормаживает это движение и начинает разгибаться. Одновременно с заключительным толчком гимнаст снимает руки с опоры и, поднимаясь плечами вверх, переходит через перекладину.
Последовательность разучивания:
а) овладеть махом назад из упора (см. упражнение l)j
б) разучить переход в упор стоя ноги врозь махом назад из
упора. Гимнаст должен делать высокий отмах и быстро ставить
ноги на гриф сверху (а не подтягивать их снизу к опоре);
в) разучить или повторить прыжки ноги врозь через козла в ши
рину и коня с ручками (опорой о ручки и седло) ;
г) выполнить пробные соскоки вперед махом назад из упора на
низкой перекладине: махом назад упор присев и соскок вперед —
1—2 раза; махом назад упор стоя ноги врозь и соскок вперед— 1—
3 раза;
д) выполнить соскок ноги врозь из упора на низкой перекладине.
Упражнение делать с помощью преподавателя, который стоит перед
снарядом и держит гимнаста за предплечья, чтобы он не упал, если
заденет ногой за перекладину. В момент перехода спортсмена через
снаряд преподаватель вместе с ним отходит к месту приземления.
Подъемы большим махом
1. Подъем махом назад в упор (рис. 157) обычно исполняется в соединении с махом дугой из виса или упора. В обоих случаях
мах назад, необходимый для подъема, должен быть как можно сильнее. В основной стадии упражнения, проходя в висе хватом сверху нижнее вертикальное положение, гимнаст энергичном движением посылает ноги назад-вверх и прогибается. При этом руки и туловище по-прежнему располагаются на одной прямой линии, голова втянута в плечи и несколько опущена на грудь.
В высшей точке движения спортсмен слегка приподнимает голову и, нажимая прямыми руками на перекладину, посылает плечи вперед, стремясь перейти в упор. Ноги должны оставаться
--win ди*1л\пи uci аьаться как можно выше: это позволяет в дальнейшем сделать полноценный мах вперед в упоре.
Последовательность разучивания:
а) освоить подъем махом назад после размахиваний увеличи
вающейся амплитуды. При выполнении упражнения надеть петли,
крепящие кисти к опоре. Переходить в упор необходимо только тог
да, когда на махе назад гимнаст поднимется выше горизонтали.
Вначале этот момент подсказывает преподаватель, затем спортсмен
должен научиться самостоятельно определять амплитуду маха и
время приложения основных усилий;
б) разучить (или повторить) мах дугой в висе. В высшей точ
ке маха дугой гимнаст должен подниматься не йиже горизонталь
ного положения. Важно научиться сохранять прочный хват сверху '
при большом махе назад;
в) выполнить подъем махом назад в соединении с махом дугой из виса или упора. Упражнение делается с применением петель и без них. В последнем случае нужно внимательно страховать гимнаста и контролировать движения его кистей, так как на данном этапе обучения возможны срывы со снаряда.
2. Подъем переворотом в упор (рис. 158). Простые варианты упражнения обычно выполняются после маха назад из упора в вис,
реже — с размахивания. Если полученный мах вперед в висе был достаточно большим, то основная часть подъема переворотом протекает пассивно: в висе гимнаст перемещается выпрямленным, а в конце движения вверх, в момент его остановки, он быстро откидывает голову назад (стараясь увидеть перекладину), четко прогибается и, жестко упираясь прямыми руками в гриф, перевернувшись назад через голову, опускается в упор.
Для исполнения подъема требуются активные действия. Проходя отвесное положение, гимнаст делает хлестообразное движение ногами вперед-вверх и затем назад, через перекладину, при этом сгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Описанное сгибание должно закончиться приблизительно в момент подъема тела до горизонтального положения. Тотчас же следует разгибание в тазобедренных суставах с одновременным, движением головой назад и приведением туловища к рукам.
Последовательность разучивания:
а) выполнить на низкой перекладине несколько раз подъем пе
реворотом в упор махом одной и толчком другой. Уточнить направ
ление движения ногами в ходе переворота, время разгибания тела,
а также действия рук и головы;
б) сделать подъем переворотом в упор из размахивания в висе
(желательно с применением петель, крепящих кисти к опоре). Осо-
*бое внимание обращать на движение ногами вверх-назад через себя и добиваться выполнения подъема с прямыми руками;
в) освоить подъем переворотом после маха назад из упора в вис. Основная задача гимнаста — возможно точнее определить момент разгибания тела и опускания в упор. При большом махе преждевременное сближение со снарядом приводит к закручиванию в упоре, а позднее —к неполному переворачиванию тела и падению тазом на перекладину.
Большие обороты
•1. Большой оборот назад (рис. 159) делается после отмаха назад из упора в стойку на руках, после оборота назад из упора
в вис (или стоику), а также в соединении со многими движениями типа больших оборотов.
Из стойки на руках хватом сверху гимнаст движется назад-вниз, максимально выпрямившись и оттянувшись в плечах; кисти располагаются на ширине плеч (или несколько уже), голова держится между руками, взгляд устремлен на перекладину. Подходя» к горизонтальному положению, спортсмен слегка сгибается в тазобедренных суставах, а позднее, расслабляя мышцы живота, ус-, коренно прогибается. Последнее прогибание должно быть наибольшим в момент, когда гимнаст не дойдет до нижней вертикали на 40—45°. В это время мышцы
передней поверхности тела натянуты, а ноги, отставая в движении, как бы делают замах для броска вперед.
Заканчивая первую половину упражнения, гимнаст прогибается и мощным бросковым движением посылает ноги вперед, а затем вверх, через себя. В результате этого в третьей четверти упражнения (уже поднимаясь) он сгибается вначале в тазобедренных, а затем и в плечевых суставах, тело сближается с опорой, что в дальнейшем позволяет закончить оборот выходом в стойку на руках. Наибольшим сгибание бывает примерно в начале последней четверти оборота. Затем спортсмен плавно, замедленно разгибается в тазобедренных суставах, а под конец оборота и в плечевых. Это позволяет ему выйти в стойку на руках в выпрямленном, оттянутом от опоры положении и подготовиться к исполнению повторного оборота или аналогичного упражнения.
Последовательность разучивания: а) проверить готовность гимнаста к разучиванию оборота. Он должен уверенно владеть обычными размахиваниями в висе на
перекладине, стойкой на руках на брусьях быстрым махом, а также высоким отмахом из упора в вис на средней перекладине;
б) повторить размахивания в висе на высокой перекладине и,
выполняя их с достаточной амплитудой, уточнить характер подго
товительных действий в первой части маха вперед и особенности
броска ногами, необходимого для большого оборота назад. Это уп
ражнение, а также упражнения «д», «и» исполнять с применением
петель, крепящих кисти к опоре. При исполнении упражнения необ
ходимо намечать зрительный ориентир, в направлении которого
гимнаст будет посылать ноги в решающий момент -оборота;
в) несколько раз выполнить на полу стойку на руках, сохраняя
с помощью осанку, необходимую для начала и окончания оборота;
г) имитировать на матах первую часть оборота: из выпрямлен
ной стойки на руках гимнаста медленно опускают в положение
лежа руки вверх. В ходе движения сохранять выпрямленное, на
пряженное положение тела; первыми должны коснуться пола носки
ног (а не грудь или живот);
д) из упора на перекладине сделать отмах в стойку на руках и
спад назад. Во всех фазах движения тело должно быть строго вы
прямлено и фиксировано;
е) ознакомить гимнаста с заключительной частью оборота: из
виса лежа на низкой перекладине (ноги впереди) с помощью парт
неров гимнаста согласованным движением подбрасывают вверх
так, чтобы он, энергично выпрямляясь, быстро прошел через
стойку;
ж) повторить упражнение «д», добавив к нему подготовитель
ные действия и несильное бросковое движение ногами вперед-вверх;
з) сделать мах назад из упора в вис и попытаться выполнить
большой оборот назад. Предварительно необходимо указать гимна
сту, что в случае неудачного исполнения он должен сохранять же
сткое положение всего тела, чтобы не упасть в сторону. В ходе уп
ражнения преподаватель помогает гимнасту, подталкивая его вверх
(а не вперед) во второй половине оборота;
и) выполнить серию обо<