Глава xviii методика тренировки юных гимнастов
Высоких спортивных результатов, как правило, достигают те гимнасты, которые систематически занимаются гимнастикой с детских лет.
Подготовку юных гимнастов следует рассматривать как длитель-
ный педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств, овладение умением управлять своими движениями, обучение технике многообразных упражнений и воспитание психологической устойчивости.
Успешное осуществление педагогического процесса возможно при наличии научно обоснованной системы. Такой подход к процессу подготовки юных гимнастов предусматривает наличие комплекса взаимосвязанных элементов, строгое сочетание и взаимодействие которых обеспечивают успешную работу с детьми и подростками.
Система подготовки юных гимнастов должна предусматривать наличие определенных:
1) целей и задач;
2) педагогических (тренерских) кадров;
3) контингента занимающихся;
4) структуры учебных организаций;
5) организации и управления учебным процессом;
6) учебных планов и программы;
7) условий для проведения занятий.
Анализ этих элементов позволяет определить значение и место каждого из них, а также взаимное влияние их один на другой при функционировании системы.
1. Цели и задачи определяют направление в работе, дают возможность планировать и прогнозировать намеченное. Без намеченной цели, без конкретно поставленных задач обучение и воспитание невозможны. Весь период подготовки юных гимнастов целесообразно разделить на этапы и для каждого из них определить цели и задачи.
2. Педагогические (тренерские) кадры, уровень их подготовленности — один из важнейших элементов системы. Они реализуют цели и задачи обучения, воспитывают юных гимнастов. Количест-
венный состав педагогических кадров определяется положением ДЮСШ.
3. Контингент занимающихся, обучение и воспитание которых являются главной задачей системы подготовки, их возраст, пол, наполняемость и количество групп определены положением о ДЮСШ.
4. Структура учебных организаций приведена на рис. 140. К учебным организациям относятся школьные гимнастические секции, ДЮСШ, школы высшего спортивного мастерства и др.
5. Организация и управление учебным процессом рассматриваются как важнейшие компоненты системы, определяющие методы обучения, воспитания и тренировки.
6. Учебные планы и программы —это основные документы, определяющие и регламентирующие содержание учебно-воспитательного процесса. Только с их помощью можно осуществить намеченные цели и задачи подготовки.
7. Условия, в которых проходят занятия с учащимися, должны отвечать санитарно-гигиеническим, эстетическим и психолого-фи-зиологичЛким требованиям.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ
Этап предварительной подготовки (девочки 7—8 лет и мальчики
Лет)
Цель:выявление и воспитание способностей детей к занятиям гимнастикой. Задачи:
1. Укрепление здоровья, гармоническое развитие всех органов и систем организма, развитие быстроты движений и гибкости, умения сохранять позы в смешанных висах и упорах благодаря статическим усилиям.
2. Обучение умениям управлять своими движениями.
3. Формирование правильной осанки и стиля выполнения гимнастических упражнений.
4. Обучение основам техники гимнастических упражнений.
5. Привитие интереса к занятиям гимнастикой.
Предварительная подготовка осуществляется в школьных гимнастических секциях, которые должны организовываться районными ДЮСШ, а также в подготовительных группах ДЮСШ. Организация секций содействует широкому распространению гимнастики в общеобразовательных школах.
За год-два занятий можно отобрать наиболее способных детей для ДЮСШ. В группы предварительной подготовки принимаются дети 7—9-летнего возраста, желающие заниматься гимнастикой, прошедшие предварительный отбор и допущенные к занятиям врачом.
При отборе детей рекомендуется обращать внимание на следующее: внешний вид (осанка), телосложение (пропорции частей тела,
форма, ног, соотношение длины ног и туловища); активность и интерес к гимнастическим упражнениям, двигательные способности (координация, физическая подготовленность).
Занятия в группах предварительной подготовки проводятся 2— 3 раза в неделю по 2—2,5 часа каждое.
Программа занятий должна содержать физическую, специально-двигательную и техническую подготовку.
Физическая подготовка на этом этапе не делится на общую и специальную. Цель ее: укрепление здоровья, развитие скоростных качеств, гибкости и статической силы при сохранении поз правильной осанки. Это достигается путем регулярного выполнения общеразвивающих, прикладных упражнений и подвижных игр. Общеразвивающие и прикладные упражнения рекомендуется применять в виде специальных комплексов, серий и нормативов физической подготовки* на каждом занятии (до 30% времени).
Специально-двигательная подготовка предусматривает обучение умению: сочетать движения различными частями тела, выполнять движения быстро, медленно, с большими и малыми усилиями, большой и малой амплитудой; определять пространственные величины глазомером, шагами, мышечными ощущениями; ориентироваться в пространстве при вращениях (раздражении вестибулярного анализатора).
Все эти действия связаны с управлением движениями, а следовательно, с формированием двигательной функции**. На упражнения специально-двигательной подготовки нужно тратить 30% времени на каждом занятии.
Техническая подготовк'а юных гимнастов на первом этапе заключается в обучении основам техники, в формировании правильной осанки и стиля выполнения упражнений.
Все эти компоненты технической подготовки формируются при обучении упражнениям в висах и упорах, акробатическим, хореографическим и прыжковым. Занимаясь упражнениями в висах и упорах, юные гимнасты овладевают многообразными движениями на гимнастических снарядах. Точность положений и движений тела на снаряде обусловлена тонкой координационной работой двигательного аппарата при сравнительно небольших мышечных усилиях, а это важно для овладения основами техники гимнастических упражнений ***.
Акробатические упражнения служат хорошим средством для воспитания ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве, а также для повышения устойчивости вестибулярного аппарата. С их помощью занимающиеся подготавливаются к освоению вольных упражнений, прыжков и упражнений на гимнастических снарядах.
* Общеразвивающие и прикладные упражнения описаны в специальных главах а нормативы физической подготовки — в учебной программе по гимнастике для ДЮСШ.
** Особенности формирования двигательной функции описаны в главе XI. *** Обучение упражнениям в висах и упорах описано в главе VIII.
На первом этапе подготовки юные гимнасты должны овладеть перекатами, кувырками (всех видов), стойками на лопатках, голове, руках (с помощью), переворотом в сторону, переворотом с опорой головой.
'* Прыжковые упражнения на данном этапе подготовки изучаются для укрепления мышц ног, развития прыгучести, обучения умениям оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий, а также для овладения устойчивым и мягким приземлением.
Хореографические упражнения важны для формирования стиля (специфической манеры) выполнения движений. Манера исполнения хореографических упражнений отличается легкостью, точностью, пластичностью. Занятия этими упражнениями помогают развивать чувство ритма, формировать правильную осанку и воспитывать эмоциональное исполнение движений. Занятия хореографическими упражнениями на первом этапе подготовки необходимы как девочкам, так и мальчикам.
Организация занятий с юными гимнастами первого года обучения имеет свои особенности. В каждое занятие обязательно включаются все виды подготовки: физическая, специально-двигательная и техническая. Время, затрачиваемое на каждый вид программных упражнений на каждом занятии, примерно одинаковое.
Занятия, как правило, проводятся групповым, поточным и игровым способами. Это позволяет одному тренеру заниматься с боль--шим отделением (до 20 человек).
По всем разделам программы не менее двух раз в учебном году надо проводить контрольные испытания в виде соревнований.' Соревновательный метод, как и выполнение упражнений на оценку, целесообразно использовать в процессе обычных занятий, чтобы воспитывать у юных гимнастов целеустремленность, дисциплинированность и настойчивость.
Начальный этап подготовки (девочки 8—10 лет, мальчики 9—12 лет)
Цель:выявление наиболее способных детей и комплектование учебных групп ДЮСШ. Задачи:
1. Физическая подготовка и учет динамики развития физических качеств.
2. Специально-двигательная подготовка, направленная на воспитание умения управлять своими движениями и координировать их, а также на повышение функциональной деятельности вестибулярного аппарата.
3. Обучение основам техники гимнастических упражнений.
Физическая подготовка является составной частью физического воспитания. Развивать основные физические качества у детей и подростков необходимо для их гармонического развития, улучшения здоровья, формирования правильной осанки.
В процессе всесторонней физической подготовки перестраиваются все физиологические функции человека, особенно его двигательная функция, что необходимо для овладения спортивными двигательными навыками.
Опыт показывает, что юные гимнасты, умеющие, например, легко сгибать и выпрямлять руки в упоре 6—8 раз, овладевают подъемами махом вперед и назад в полтора раза быстрее тех, которые сгибают и разгибают руки в упоре только 1—2 раза. Еще пример. На освоении переворота назад положительно сказывается умение делать мост из положения лежа, на овладении шпагатом — стоя, поднимать одну ногу вперед на 90°, а другую назад на 80°.
На этом этапе подготовки занятия строятся по годичному циклу, который подразделяется на три периода: подготовительный (8— 9 месяцев), соревновательный (1 месяц) и переходный (2 месяца). В подготовительном периоде 40—50% времени каждого занятия следует использовать на общую и специальную физическую подготовку. В соревновательном периоде объем работы по физической подготовке снижается до 20—30%. В переходном периоде, когда юные гимнасты, как правило, находятся в спортивных лагерях, отводится на общую и специальную физическую подготовку 50— 60% времени занятий (две трети времени на общую и одна треть на специальную), а остальное время — на овладение акробатическими и гимнастическими упражнениями.
Упражнения специально-двигательной подготовки на втором этапе работы с юными гимнастами предназначены для воспитания координационных способностей, функционального совершенствования вестибулярного аппарата, а также для умения оценивать движения в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий.
Эти упражнения представляют собой специфические двигательные действия, имедлцие структурное сходство с изучаемыми гимнастическими упражнениями. Для овладения координационными способностями необходимо хорошо освоить: последовательные и разнонаправленные движения руками и ногой, движения, выполняемые одновременно всеми частями тела в разном темпе, переключения с одних движений на другие.
Для совершенствования вестибулярного аппарата рекомендуются акробатические упражнения (кувырки вперед, назад, в сторону; по 3—4 подряд), прыжки с поворотами на 180, 360° и более в темпе (то же на батуте), упражнения на ренском колесе (вращающемся вперед, назад и в стороны; по 10—20 в каждую сторону), упражнения на кресле Барани (по 18—20 оборотов в одну, а затем в другую сторону).
С целью управления движениями выполняются следующие упражнения: движения руками, ногой и туловищем с разной амплитудой (точность оценки до 10°) и скоростью (до 0,5 сек.); размахивания в висе и упоре (с оценкой амплитуды маха на 45—55, 65—85, 90—100°); прыжки по разметкам (с оценкой темпа удобного и заданного); упражнения с резиновым амортизатором и динамометром
(с оценкой степени мышечных усилий на 50, 25% от максимальных) .
Техническая подготовка направлена на овладение основами техники гимнастических упражнений. Обучение основам техники гимнастических упражнений. Обучение основам техники сводится к тому, чтобы с помощью сравнительно простых, доступных упражнений научить юных гимнастов выполнять эти упражнения технически правильно, в хорошем стиле, легко и изящно.
Специализированный этап подготовки (девочки 11—14 лет, мальчики 13—16 лет)
Цель:овладение совершенной техникой основных гимнастических упражнений. Задачи:
1. Обучение технике гимнастических упражнений всех структурных групп (преимущественно профилирующих движений) *.
2. Воспитание физических качеств, необходимых для успешного освоения техники гимнастических упражнений.
3. Обучение умению оценивать движения во времени, в пространстве и по степени мышечных усилий раздельно и в комплексе при выполнении сложных двигательных действий.
4. Функциональная подготовка сердечно-сосудистой, дыхатель" ной, нервной систем организма к сравнительно большим тренировочным нагрузкам.
5. Воспитание психологической устойчивости (целеустремленность, выдержка, самообладание).
Для успешного решения задач третьего этапа подготовки юных гимнастов (гимнасток) требуется 3—4 года напряженной работы, связанной с применением значительных тренировочных нагрузок.
Исследованиями установлена зависимость между спортивными достижениями, биологической зрелостью организма подростков, физической и специально-двигательной их подготовленностью, а также уровнем функциональной подготовки всех систем организма. Поэтому успешная подготовка юных гимнастов на данном этапе зависит от того, насколько правильно решаются все задачи с учетом взаимосвязи между отдельными видами подготовки.
Опыт показывает, что подростки 11—13 лет (девочки) и 13— 14 лет (мальчики) успешно овладевают довольно сложными по координации упражнениями. Программа обучения должна содержать основные профилирующие упражнения из разных структурных групп. Чем больше гимнаст освоит этих упражнений, тем спортивное мастерство его будет выше и многообразнее.
При обучении подростков двигательным действиям используются различные методы и приемы, описанные в главе X. Особенно можно рекомендовать метод предписаний алгоритмического типа.
* См. главу XX.
Этот метод изложен в главе, посвященной методике проведения занятий с детьми школьного возраста.
В процессе формирования двигательных навыков наиболее трудоемка фаза развития двигательного навыка, связанная с уточнением деталей двигательного действия. Недостаточная физическая подготовленность, неумение различать пространственные, временные и силовые характеристики движения часто приводят к тому, что в фазе стабилизации двигательного навыка допускаются ошибки в точности и легкости исполнения изучаемых упражнений. Обучение с помощью предписаний алгоритмического типа исключает подобные случаи, так как физическая и специально-двигательная подготовка сочетаются в процессе обучения.
Организм подростка обладает значительными функциональными возможностями и высокой работоспособностью при выполнении кратковременной и скоростно-силовой нагрузки, в то же время он сравнительно плохо приспосабливается к длительной повторной работе, требующей большой выносливости. Повышение функциональной работоспособности всех органов и систем организма подростков возможно при соблюдении принципов постепенного повышения и переменной интенсивности тренировочных нагрузок. Целесообразно повышать тренировочные нагрузки волнообразно, строго чередуя большие нагрузки с малыми и средними. При таком чередовании нагрузок работоспособность юных гимнастов повышается, так как следующая за большой ненапряженная кратковременная работа способствует оптимальному протеканию восстановительных процессов в организме.
Разная или переменная интенсивность нагрузок в тренировке осуществляется путем чередования:
а) коротких упражнений с продолжительными (на каждой тре
нировке) ;
б) отдельных элементов и соединений (по 2—3) с комбина
циями;
в) больших и малых нагрузок в недельном цикле тренировки.
При регулярном изменении интенсивности физических нагрузок
(на каждом занятии) функциональные и двигательные возможности юных гимнастов повышаются. Волнообразный характер изменения нагрузок позволяет успешно снимать ощущение усталости, повышать эмоциональное состояние занимающихся, что способствует выполнению более интенсивной работы. При этом все системы организма лучше приспособливаются к условиям двигательной деятельности.
Психологическая подготовка юных гимнастов осуществляется в процессе обучения и подготовки к соревнованиям (путем проведения бесед, просмотра кинофильмов о гимнастах и соревнованиях, посещения цирка, балета). Целеустремленность можно воспитать только у подростков, полюбивших гимнастику.
Для воспитания самостоятельности и инициативности юным гимнастам следует предлагать вести дневник, составлять комплексы для развития физических качеств, оценивать качество выполнения
упражнений товарищами и другие задания. Необходимо систематически учить гимнастов управлять своими эмоциями, успокаивать себя путем самовнушения, выполнения отвлекающих упражнений. Воспитывая смелость и решительность, тренер должен поощрять стремление учеников овладеть рискованными элементами и исполнять выученные упражнения без страховки.
Психологическую подготовку нужно проводить систематически, по специально составленному плану.
Тренировка юных гимнастов на этапе специализированной подготовки может планироваться как по годичным, так и по полугодичным циклам. Полугодичные циклы применяются в тех случаях, когда юные гимнасты должны в первом полугодии выступать по имеющемуся у них разряду и овладевать учебным материалом следующего разряда. Тренировка в данном случае строится так, чтобы юные гимнасты могли соревноваться в двух циклах учебного года,1 т. е. имели два соревновательных периода.
Подготовительный период в каждом из двух циклов длится по 4 месяца. В первом из них юные гимнасты готовятся к соревнованиям по одной программе и одновременно изучают упражнения следующего разряда.
Тренировка по годичному циклу проводится только по программе одного разряда.
Соотношение средств различных видов подготовки по периодам? в подготовительном периоде 30—40% времени занимает физическая подготовка, остальное время используется на техническую подготовку, в соревновательном периоде 20—30%—физическая подготовка, остальное время — техническая, в которую включается и морально-волевая подготовка; в переходном периоде 50—60% — физическая, 20—30%—специально-двигательная и остальное время— техническая подготовка. Количество тренировочных занятий увеличивается до 4—5 в неделю, а продолжительность каждого до 180 мин.