Особенности подбора упражнений для групп видов спорта
Взависимости от принадлежности того или иного вида спорта к одной из указанных выше групп подбираются комплексы упражнений спортивно-прикладной гимнастики. Например, для спортсменов, избравших какой-либо из-видов спорта, отнесенных к 5-й группе, подбираются упражнения общего воздействия. Перечень упражнений:
1. Упражнения выпрямляющие типа потягиваний.
2. Последовательно чередующиеся упражнения для рук, туловища и ног, выполняемые в удобном ритме и темпе.
3. Повторение указанных упражнений в различном методиче
ском оформлении с постепенным повышением интенсивности. На
пример, наклоны вперед и назад, сгибания и приседания, махи но
гами в стороны, выпады и т. п.
4. Упражнения разностороннего воздействия (прыжки, лазанье, упражнения на гимнастической стенке, скамейке с набивными мячами, с амортизаторами).
5. Упражнения избирательного характера повышенной интенсивности на силу, гибкость, скорость, ловкость с учетом режима спортивной деятельности.
6. Упражнения успокаивающего типа (ходьба и легкий бег, упражнения на расслабление, на ощущение правильной осанки, дыхательные и т. п.).
Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в скоростно-силовых видах спорта (1-я группа) рекомендуются:
1. Упражнения с легкими отягощениями. Используются гантели, набивные мячи, амортизаторы. При выполнении упражнений сериями скорость движений не должна снижаться. Предназначены для метателей, футболистов и др.
2. Прыжки неопорные (простые) и опорные. Полезны для баскетболистов, теннисистов, волейболистов, легкоатлетов. Разновидности прыжков:
а) прыжки на двух «ли одной на месте, с продвижениями впе
ред, в стороны, назад; прыжки с маховыми движениями руками, с
поворотами, в полуприседе и приседе; особенно ценны прыжки из
приседа на максимальную высоту, а также темповые подскоки сги
бая ноги вперед;
б) прыжки в высоту на препятствие (конь, козел) с последующи
ми разнообразными соскоками;
в) соединения прыжков и упражнений (например, с разбега или
с места наскок в упор присев на коне или козле); соскок в полупри
сед, длинный кувырок и прыжок с поворотом на 360°.
При проведении занятий со спортсменами данной группы наиболее эффективны комплексы, состоящие из упражнений на скорость— 50%; силу — 25% и выносливость — 25% (С. В. Каледин).
Двигательная деятельность спортсменов, нуждающихся в развитии выносливости (2-я группа), характеризуется многократным повторением циклических действий. Для спортсменов этой группы целесообразны общеразвивающие упражнения на силу, гибкость, выносливость; полезно также лазанье (особенно для специализирующихся по гребле, автомотоспорту и лыжам). Отдельные упражнения и комплексы следует выполнять до относительно полного утомления (3-я группа).
Для фигуристов, прыгунов в воду, слаломистов и других весьма полезны акробатические прыжки (на дорожке, с трамплина, на батуте).
Они оказывают положительный эффект на функцию вестибулярного аппарата, особенно в безопорных положениях, поэтому здесь можно рекомендовать: перекаты, кувырки, перевороты, сальто и простейшие соединения из них. Фигуристам (парное катание) целесообразно использовать также акробатические поддержки.
Следует отметить, что акробатические прыжки полезны всем
спортсменам для воспитания смелости и умения управлять движениями своего тела в пространстве. С этой же целью на занятиях полезно использовать тренажеры (вращающиеся колеса, качели, лопинги). Упражнения подобного типа особенно полезны футболистам, баскетболистам, волейболистам, хоккеистам, борцам, теннисистам, прыгунам в воду, парашютистам.
Спортсмены 4-й группы должны применять самые разнообразные средства спортивно-прикладной гимнастики.
Всем спортсменам необходима хорошо развитая гибкость. При выполнении заданий на развитие гибкости прежде всего необходимо соблюдать правило постепенного увеличения амплитуды движений.
При подборе упражнений для любой группы спортсменов следует отдавать предпочтение тем упражнениям, которые содействуют улучшению спортивной техники. Например, пловцам полезны упражнения на увеличение подвижности в плечевых и голеностопных суставах, барьеристам, футболистам — на увеличение подвижности в тазобедренных и т. п.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
1. Упражнения спортивно-прикладной гимнастики следует подбирать с учетом характера двигательной деятельности спортсменов.
2. Большинство движений должно носить динамический характер и выполняться свободно, с широкой амплитудой, чаще в форме конкретных заданий. Например, взмах ногой до уровня головы, прыжок с касанием мяча, на точность приземления и т. п.
3. При выполнении упражнений следует изменять их временные и пространственные параметры. Например, прыжок на максимальную длину, на % или половину от показанного максимального результата или броски набивных мячей на дальность; следует также выполнять отдельные упражнения в различные временные отрезки: в удобном, среднем или максимальном темпе.
4. Стиля выполнения упражнений, специфичного для гимнастов, необходимо добиваться только в том случае, если он является составной частью.спортивной техники (прыжки в воду, фигурное катание и др.).
5. При выполнении упражнений на снарядах следует исключать длительные статические напряжения, связанные с задержкой дыхй* ния. Прыжки через снаряды и напрыгивания на них целесообразно выполнять без гимнастического мостика.
6. Во время проведения занятий важно предусматривать соответствующие меры безопасности. Необходимо обучать спортсменов способам самостраховки. Футболистам рекомендуется для этой цели выполнять, например, перекаты, кувырки, падения; волейболистам— падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.
? 240
Глава XVI ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ГИМНАСТИКА
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКИ
Военно-прикладная гимнастика является одним из важнейших разделов физической подготовки воинов. Она решает задачи:
а) развития физических качеств: ловкости, силы, гибкости, вы
носливости, быстроты;
б) улучшения ориентировки во времени и пространстве в не
обычных условиях;
в) совершенствования прикладных навыков;
г) повышения устойчивости к укачиванию и перегрузкам;
д) воспитания смелости и решительности;
е) формирования правильной осанки, строевой выправки и под
тянутости.
Решение указанных задач содействует успешному овладению сложной боевой техникой.
Развитие координационных способностей, воспитание умения согласовывать движения различными частями тела, соразмерять мышечные усилия с двигательными задачами — все это совершенствуется с помощью специально подобранных упражнений для рук, ног, туловища, а также упражнений на различных снарядах, акробатических упражнений, прыжков и т. п.
Для воинов особое значение имеет развитие силы и выносливости. Сила необходима солдату при действиях с грузом, переноске боеприпасов, при земляных работах, лазанье и перелезании.
Упражнения на снарядах, с тяжестями, в лазанье являются эффективными средствами развития Силовых качеств, что подтверждается результатами специальных исследований. Развитию силовых качеств способствуют упражнения в висе и упоре, упражнения с предметами, а также в сопротивлении. Методы развития силы разнообразны, однако наиболее полезны те, которые построены на многократном повторении и максимальных усилиях.
Гибкость — подвижность в плечевых, тазобедренных суставах, позвоночном столбе — нужна при лазанье, переползании, преодолении препятствий, в прыжках и других двигательных действиях. Это качество особенно полезно воину.
Для совершенствования быстроты и выносливости — качеств, необходимых на поле боя,— применяются различные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и т. п.
Значение строевой подготовки в общей системе обучения и воспитания молодого человека трудно переоценить. Выполнение на занятиях по гимнастике строевых приемов способствует воспитанию аккуратности, четкости и дисциплинированности.
Одной из важных задач гимнастики является повышение устойчивости организма к действию перегрузок и укачиванию. Работа многих воинов (летчики, моряки, танкисты и др.) связана с возмож-
ностью нарушения ряда функций организма, с воздействием различных ускорений, вызывающих укачивание. Например, боеспособность летчика во многом зависит от его устойчивости к перегрузкам, так как под их влиянием зачастую нарушается нормальный кровоток в организме, ухудшается координация движений, быстрота реакции.
Исследования показали, что занятия гимнастикой совершенствуют способность к быстрым компенсаторным реакциям на изменение условий кровотока при выполнении упражнений. Хороших результатов можно достигнуть, применяя специально подобранные упражнения на гимнастических снарядах (обороты, кувырки, положения вниз головой, вращения и др.), а также с помощью специальных аппаратов и приспособлений (лопинг, батут, гимнастическое колесо, вертикальные качели).
На занятиях гимнастикой совершенствуются психические процессы (восприятие степени напряженности мышц, оценки времени и пространства, устойчивости и сосредоточенности внимания, способности быстро и точно запомнить упражнения, управлять собой); воспитываются волевые качества (дисциплинированность, целеустремленность и упорство, самообладание, самостоятельность, позволяющие управлять своими эмоциями в сложных условиях).
В гимнастике имеется большой выбор упражнений для воспитания смелости и решительности: различные опорные и неопорные прыжки, ходьба по узкой площади опоры на значительной высоте, соскоки с высоких снарядов, а также ряд акробатических упражнений. Для полноценного формирования этих качеств необходимо, чтобы задания постепенно усложнялись.
Средства военно-прикладной гимнастики формируют и совершенствуют такие важные навыки, как ходьба и бег, лазанье, поднимание и переноска тяжестей, прыжки, разнообразные действия на местности.
В программу военно-прикладной гимнастики входят многочисленные виды упражнений:
а) строевые приемы построения и перестроения, передвижения,
размыкания, повороты в соответствии со Строевым уставом Воору
женных Сил СССР;
б) ходьба, бег и упражнения в движениях;
в) общеразвивающие и вольные упражнения, выполняемые без
предметов, с предметами (мячи простые и набивные, палки), вдво
ем, на гимнастической стенке и скамейке;
г) упражнения на снарядах (перекладина, брусья), а также
опорные и неопорные прыжки, прыжки в глубину;
д) упражнения в лазанье на руках и с помощью ног по лестни
цам, шестам, канатам и другим вертикальным, наклонным и гори
зонтальным приспособлениям;
е) упражнения в равновесии без груза и с грузом на специаль
ных конструкциях большой высоты;
ж) упражнения с тяжестями (поднимание и переноска снарядов
и товарищей);
з) акробатические прыжки и балансирования;
и) игры и эстафеты, включающие перечисленные выше двигательные действия.
Для личного состава Военно-Морского Флота полезны упражнения на специальных корабельных устройствах: выстреле, штормтрапе, скобтрапе, шкентеле, а также на низком и высоком тросах, снарядах гимнастического городка.
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОИНОВ
Средства гимнастики используются в различных формах физической подготовки воинов: на учебных занятиях, утренней физической зарядке, в особых условиях и в спортивной работе.
Учебные занятия ведутся со всем личным составом Вооруженных Сил. Каждое занятие занимает у солдат примерно 50 мин. и состоит из трех частей: подготовительной (7—10 мин.), основной (35—40 мин.) и заключительный (3—5 мин.).
Ежедневная зарядка является важным средством тренировки. Гимнастические упражнения входят в содержание всех вариантов зарядки. Наставление по физической подготовке Советской Армии предусматривает проведение чисто «гимнастической» зарядки, основным содержанием которой являются упражнения на снарядах, поднимание тяжестей, прыжки и бег.
Данные научных исследований свидетельствуют о большой эффективности таких занятий, особенно для развития силы и силовой выносливости. При этом доказана целесообразность и возможность проведения «гимнастического» варианта зарядки не только летом, но и зимой при низкой температуре, что является хорошим средством закаливания и снижения простудных заболеваний. Этот положительный эффект объясняется тем, что переменная интенсивность работы и паузы между упражнениями вызывают быструю смену характера теплообмена и содействуют повышению устойчивости организма к резким сменам температуры.
В особых условиях, т. е. при длительном пребывании на транспортных средствах (машинах, самолетах, подводных лодках), при дежурстве у аппаратов и приборов, боевая и служебная деятельность ряда категорий военнослужащих связана с сохранением статической позы, длительным напряжением внимания, однообразной работой. Все это вызывает общее утомление и сонливость, снижает внимание, развивает сутуловатость, нарушает осанку. Гимнастика в этих случаях резко снижает влияние неблагоприятных факторов, предупреждает утомление, поддерживает высокую работоспособность в течение длительного периода. Систематическое выполнение коротких специальных гимнастических комплексов упражнений в значительной мере способствует устранению отрицательных явлений, связанных с пребыванием в особых условиях. Здесь применяются ходьба, бег на месте, комплексы гимнастических упражнений для отдельных мышечных групп (с предметами и без них).
Спортивная гимнастика культивируется в спортивных командах военнослужащих в соответствии с правилами соревнований.
Часть IV СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Спортивные виды гимнастики сформировались в недрах самой гимнастики по мере включения различных ее средств в программы всевозможных соревнований.
Если собственно спортивная гимнастика (упражнения на снарядах, вольные упражнения и опорные прыжки) начала культивироваться в нашей стране и за рубежом еще в конце прошлого века, то первое официальное первенство СССР по художественной гимнастике было проведено совсем недавно — в 1950 г.
Несколько раньше, в 1939 г., стали у нас проводить всесоюзные состязания по акробатике. Еще позднее вышли эти два вида спорта на официальную международную спортивную арену. Первенство мира по художественной гимнастике впервые было проведено в 1963 г., а по акробатике — спустя 10 лет, в 1973 г.
В настоящее время существуют самостоятельные международные федерации по спортивной и художественной гимнастике, а также по акробатике. Имеются аналогичные федерации и в нашей стране. Они оказывают важную помощь международным федерациям, а также сосредоточивают свои усилия на развитии этих интереснейших видов спорта во всех республиках, во всех городах и краях нашей Родины.
Спортивные виды гимнастики в Советском Союзе, как наиболее эмоциональные и зрелищные, пользуются большой популярностью и являются средством гармонического физического воспитания подрастающего поколения. Они решают задачи физического совершенствования занимающихся и направлены на овладение мастерством в исполнении упражнений, требующих сложной координации двигательных действий, силы, ловкости, быстроты, смелости и решительности.