Особенности подбора упражнений для групп видов спорта

Взависимости от принадлежности того или иного вида спорта к одной из указанных выше групп подбираются комплексы упражне­ний спортивно-прикладной гимнастики. Например, для спортсме­нов, избравших какой-либо из-видов спорта, отнесенных к 5-й груп­пе, подбираются упражнения общего воздействия. Перечень упраж­нений:

1. Упражнения выпрямляющие типа потягиваний.

2. Последовательно чередующиеся упражнения для рук, тулови­ща и ног, выполняемые в удобном ритме и темпе.

3. Повторение указанных упражнений в различном методиче­
ском оформлении с постепенным повышением интенсивности. На­
пример, наклоны вперед и назад, сгибания и приседания, махи но­
гами в стороны, выпады и т. п.





4. особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru Упражнения разностороннего воздействия (прыжки, лазанье, упражнения на гимнастической стенке, скамейке с набивными мя­чами, с амортизаторами).

5. Упражнения избирательного характера повышенной интенсив­ности на силу, гибкость, скорость, ловкость с учетом режима спор­тивной деятельности.

6. Упражнения успокаивающего типа (ходьба и легкий бег, уп­ражнения на расслабление, на ощущение правильной осанки, ды­хательные и т. п.).

Для совершенствования двигательных качеств спортсменов в скоростно-силовых видах спорта (1-я группа) рекомендуются:

1. Упражнения с легкими отягощениями. Используются гантели, набивные мячи, амортизаторы. При выполнении упражнений серия­ми скорость движений не должна снижаться. Предназначены для метателей, футболистов и др.

2. Прыжки неопорные (простые) и опорные. Полезны для бас­кетболистов, теннисистов, волейболистов, легкоатлетов. Разновид­ности прыжков:

а) прыжки на двух «ли одной на месте, с продвижениями впе­
ред, в стороны, назад; прыжки с маховыми движениями руками, с
поворотами, в полуприседе и приседе; особенно ценны прыжки из
приседа на максимальную высоту, а также темповые подскоки сги­
бая ноги вперед;

б) прыжки в высоту на препятствие (конь, козел) с последующи­
ми разнообразными соскоками;

в) соединения прыжков и упражнений (например, с разбега или
с места наскок в упор присев на коне или козле); соскок в полупри­
сед, длинный кувырок и прыжок с поворотом на 360°.

При проведении занятий со спортсменами данной группы наи­более эффективны комплексы, состоящие из упражнений на ско­рость— 50%; силу — 25% и выносливость — 25% (С. В. Кале­дин).

Двигательная деятельность спортсменов, нуждающихся в раз­витии выносливости (2-я группа), характеризуется многократным повторением циклических действий. Для спортсменов этой группы целесообразны общеразвивающие упражнения на силу, гибкость, выносливость; полезно также лазанье (особенно для специализи­рующихся по гребле, автомотоспорту и лыжам). Отдельные уп­ражнения и комплексы следует выполнять до относительно полного утомления (3-я группа).

Для фигуристов, прыгунов в воду, слаломистов и других весьма полезны акробатические прыжки (на дорожке, с трамплина, на батуте).

Они оказывают положительный эффект на функцию вестибу­лярного аппарата, особенно в безопорных положениях, поэтому здесь можно рекомендовать: перекаты, кувырки, перевороты, саль­то и простейшие соединения из них. Фигуристам (парное катание) целесообразно использовать также акробатические поддержки.

Следует отметить, что акробатические прыжки полезны всем

спортсменам для воспитания смелости и умения управлять движе­ниями своего тела в пространстве. С этой же целью на занятиях полезно использовать тренажеры (вращающиеся колеса, качели, лопинги). Упражнения подобного типа особенно полезны футбо­листам, баскетболистам, волейболистам, хоккеистам, борцам, тен­нисистам, прыгунам в воду, парашютистам.

Спортсмены 4-й группы должны применять самые разнообраз­ные средства спортивно-прикладной гимнастики.

Всем спортсменам необходима хорошо развитая гибкость. При выполнении заданий на развитие гибкости прежде всего необходи­мо соблюдать правило постепенного увеличения амплитуды дви­жений.

При подборе упражнений для любой группы спортсменов следу­ет отдавать предпочтение тем упражнениям, которые содействуют улучшению спортивной техники. Например, пловцам полезны уп­ражнения на увеличение подвижности в плечевых и голеностопных суставах, барьеристам, футболистам — на увеличение подвижности в тазобедренных и т. п.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

1. Упражнения спортивно-прикладной гимнастики следует под­бирать с учетом характера двигательной деятельности спортсменов.

2. Большинство движений должно носить динамический харак­тер и выполняться свободно, с широкой амплитудой, чаще в форме конкретных заданий. Например, взмах ногой до уровня головы, прыжок с касанием мяча, на точность приземления и т. п.

3. При выполнении упражнений следует изменять их временные и пространственные параметры. Например, прыжок на максималь­ную длину, на % или половину от показанного максимального ре­зультата или броски набивных мячей на дальность; следует также выполнять отдельные упражнения в различные временные отрезки: в удобном, среднем или максимальном темпе.

4. Стиля выполнения упражнений, специфичного для гимнас­тов, необходимо добиваться только в том случае, если он является составной частью.спортивной техники (прыжки в воду, фигурное катание и др.).

5. При выполнении упражнений на снарядах следует исключать длительные статические напряжения, связанные с задержкой дыхй* ния. Прыжки через снаряды и напрыгивания на них целесообразно выполнять без гимнастического мостика.

6. Во время проведения занятий важно предусматривать соот­ветствующие меры безопасности. Необходимо обучать спортсменов способам самостраховки. Футболистам рекомендуется для этой це­ли выполнять, например, перекаты, кувырки, падения; волейболис­там— падения в упор лежа, перекаты, кувырки назад и т. п.



? 240



особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru Глава XVI ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ГИМНАСТИКИ

Военно-прикладная гимнастика является одним из важнейших разделов физической подготовки воинов. Она решает задачи:

а) развития физических качеств: ловкости, силы, гибкости, вы­
носливости, быстроты;

б) улучшения ориентировки во времени и пространстве в не­
обычных условиях;

в) совершенствования прикладных навыков;

г) повышения устойчивости к укачиванию и перегрузкам;

д) воспитания смелости и решительности;

е) формирования правильной осанки, строевой выправки и под­
тянутости.

Решение указанных задач содействует успешному овладению сложной боевой техникой.

Развитие координационных способностей, воспитание умения со­гласовывать движения различными частями тела, соразмерять мы­шечные усилия с двигательными задачами — все это совершенству­ется с помощью специально подобранных упражнений для рук, ног, туловища, а также упражнений на различных снарядах, акробати­ческих упражнений, прыжков и т. п.

Для воинов особое значение имеет развитие силы и выносливо­сти. Сила необходима солдату при действиях с грузом, переноске боеприпасов, при земляных работах, лазанье и перелезании.

Упражнения на снарядах, с тяжестями, в лазанье являются эф­фективными средствами развития Силовых качеств, что подтверж­дается результатами специальных исследований. Развитию сило­вых качеств способствуют упражнения в висе и упоре, упражнения с предметами, а также в сопротивлении. Методы развития силы разнообразны, однако наиболее полезны те, которые построены на многократном повторении и максимальных усилиях.

Гибкость — подвижность в плечевых, тазобедренных суставах, позвоночном столбе — нужна при лазанье, переползании, преодоле­нии препятствий, в прыжках и других двигательных действиях. Это качество особенно полезно воину.

Для совершенствования быстроты и выносливости — качеств, не­обходимых на поле боя,— применяются различные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и т. п.

Значение строевой подготовки в общей системе обучения и вос­питания молодого человека трудно переоценить. Выполнение на за­нятиях по гимнастике строевых приемов способствует воспитанию аккуратности, четкости и дисциплинированности.

Одной из важных задач гимнастики является повышение устой­чивости организма к действию перегрузок и укачиванию. Работа многих воинов (летчики, моряки, танкисты и др.) связана с возмож-

ностью нарушения ряда функций организма, с воздействием различ­ных ускорений, вызывающих укачивание. Например, боеспособность летчика во многом зависит от его устойчивости к перегрузкам, так как под их влиянием зачастую нарушается нормальный кровоток в организме, ухудшается координация движений, быстрота реакции.

Исследования показали, что занятия гимнастикой совершенству­ют способность к быстрым компенсаторным реакциям на измене­ние условий кровотока при выполнении упражнений. Хороших ре­зультатов можно достигнуть, применяя специально подобранные упражнения на гимнастических снарядах (обороты, кувырки, поло­жения вниз головой, вращения и др.), а также с помощью специ­альных аппаратов и приспособлений (лопинг, батут, гимнастиче­ское колесо, вертикальные качели).

На занятиях гимнастикой совершенствуются психические про­цессы (восприятие степени напряженности мышц, оценки времени и пространства, устойчивости и сосредоточенности внимания, способ­ности быстро и точно запомнить упражнения, управлять собой); воспитываются волевые качества (дисциплинированность, целеуст­ремленность и упорство, самообладание, самостоятельность, поз­воляющие управлять своими эмоциями в сложных условиях).

В гимнастике имеется большой выбор упражнений для воспи­тания смелости и решительности: различные опорные и неопорные прыжки, ходьба по узкой площади опоры на значительной высоте, соскоки с высоких снарядов, а также ряд акробатических упражне­ний. Для полноценного формирования этих качеств необходимо, чтобы задания постепенно усложнялись.

Средства военно-прикладной гимнастики формируют и совер­шенствуют такие важные навыки, как ходьба и бег, лазанье, под­нимание и переноска тяжестей, прыжки, разнообразные действия на местности.

В программу военно-прикладной гимнастики входят многочис­ленные виды упражнений:

а) строевые приемы построения и перестроения, передвижения,
размыкания, повороты в соответствии со Строевым уставом Воору­
женных Сил СССР;

б) ходьба, бег и упражнения в движениях;

в) общеразвивающие и вольные упражнения, выполняемые без
предметов, с предметами (мячи простые и набивные, палки), вдво­
ем, на гимнастической стенке и скамейке;

г) упражнения на снарядах (перекладина, брусья), а также
опорные и неопорные прыжки, прыжки в глубину;

д) упражнения в лазанье на руках и с помощью ног по лестни­
цам, шестам, канатам и другим вертикальным, наклонным и гори­
зонтальным приспособлениям;

е) упражнения в равновесии без груза и с грузом на специаль­
ных конструкциях большой высоты;

ж) упражнения с тяжестями (поднимание и переноска снарядов
и товарищей);

з) акробатические прыжки и балансирования;





особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru особенности подбора упражнений для групп видов спорта - student2.ru и) игры и эстафеты, включающие перечисленные выше двига­тельные действия.

Для личного состава Военно-Морского Флота полезны упражне­ния на специальных корабельных устройствах: выстреле, шторм­трапе, скобтрапе, шкентеле, а также на низком и высоком тросах, снарядах гимнастического городка.

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОИНОВ

Средства гимнастики используются в различных формах физи­ческой подготовки воинов: на учебных занятиях, утренней физиче­ской зарядке, в особых условиях и в спортивной работе.

Учебные занятия ведутся со всем личным составом Вооружен­ных Сил. Каждое занятие занимает у солдат примерно 50 мин. и состоит из трех частей: подготовительной (7—10 мин.), основной (35—40 мин.) и заключительный (3—5 мин.).

Ежедневная зарядка является важным средством тренировки. Гимнастические упражнения входят в содержание всех вариантов зарядки. Наставление по физической подготовке Советской Армии предусматривает проведение чисто «гимнастической» зарядки, ос­новным содержанием которой являются упражнения на снарядах, поднимание тяжестей, прыжки и бег.

Данные научных исследований свидетельствуют о большой эф­фективности таких занятий, особенно для развития силы и силовой выносливости. При этом доказана целесообразность и возможность проведения «гимнастического» варианта зарядки не только летом, но и зимой при низкой температуре, что является хорошим средст­вом закаливания и снижения простудных заболеваний. Этот поло­жительный эффект объясняется тем, что переменная интенсивность работы и паузы между упражнениями вызывают быструю смену характера теплообмена и содействуют повышению устойчивости организма к резким сменам температуры.

В особых условиях, т. е. при длительном пребывании на транс­портных средствах (машинах, самолетах, подводных лодках), при дежурстве у аппаратов и приборов, боевая и служебная деятель­ность ряда категорий военнослужащих связана с сохранением ста­тической позы, длительным напряжением внимания, однообразной работой. Все это вызывает общее утомление и сонливость, снижает внимание, развивает сутуловатость, нарушает осанку. Гимнастика в этих случаях резко снижает влияние неблагоприятных факторов, предупреждает утомление, поддерживает высокую работоспособ­ность в течение длительного периода. Систематическое выполнение коротких специальных гимнастических комплексов упражнений в значительной мере способствует устранению отрицательных явле­ний, связанных с пребыванием в особых условиях. Здесь применяют­ся ходьба, бег на месте, комплексы гимнастических упражнений для отдельных мышечных групп (с предметами и без них).

Спортивная гимнастика культивируется в спортивных командах военнослужащих в соответствии с правилами соревнований.

Часть IV СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Спортивные виды гимнастики сформировались в недрах самой гимнастики по мере включения различных ее средств в программы всевозможных соревнований.

Если собственно спортивная гимнастика (упражнения на снаря­дах, вольные упражнения и опорные прыжки) начала культивиро­ваться в нашей стране и за рубежом еще в конце прошлого века, то первое официальное первенство СССР по художественной гим­настике было проведено совсем недавно — в 1950 г.

Несколько раньше, в 1939 г., стали у нас проводить всесоюзные состязания по акробатике. Еще позднее вышли эти два вида спорта на официальную международную спортивную арену. Первенство мира по художественной гимнастике впервые было проведено в 1963 г., а по акробатике — спустя 10 лет, в 1973 г.

В настоящее время существуют самостоятельные международ­ные федерации по спортивной и художественной гимнастике, а так­же по акробатике. Имеются аналогичные федерации и в нашей стране. Они оказывают важную помощь международным федера­циям, а также сосредоточивают свои усилия на развитии этих инте­реснейших видов спорта во всех республиках, во всех городах и краях нашей Родины.

Спортивные виды гимнастики в Советском Союзе, как наиболее эмоциональные и зрелищные, пользуются большой популярностью и являются средством гармонического физического воспитания под­растающего поколения. Они решают задачи физического совершен­ствования занимающихся и направлены на овладение мастерством в исполнении упражнений, требующих сложной координации двига­тельных действий, силы, ловкости, быстроты, смелости и решитель­ности.

Наши рекомендации