Теоретические основы гимнастики на производстве и ее задачи
Внедрение гимнастики в режим труда — одно из ярких проявлений заботы Коммунистической партии о сохранении и укреплении здоровья советского человека.
Включение физической культуры в число мероприятий по оздоровлению трудящихся и повышению производительности труда
8—699 225
оказало большое влияние на развитие нового направления гимнастики (производственной) и внедрение ее в режим, трудовой деятельности.
Широкое внедрение в промышленное производство комплексной механизации и автоматизация производственных процессов предъявляют новые требования к человеку, влияют на характер его труда. Многие рабочие операции требуют большой точности и координированное™ движений, значительной концентрации внимания. Успешное выполнение любой деятельности требует от людей большой работоспособности.
Огромное значение для улучшения здоровья и работоспособности трудящихся имеет оздоровительно-физкультурная работа, в частности гимнастика, проводимая в режиме труда. Основное значение этого вида гимнастики заключается в том, что она, являясь составной частью рационального режима труда, существенно влияет на поддержание высокой работоспособности людей. Высокий уровень работоспособности характеризуется согласованной деятельностью всех систем организма человека. При утомлении такая согласованность нарушается, что проявляется в сдвиге производственных и физиологических показателей.
Гимнастические упражнения, применяемые в процессе труда людей самых различных профессий, оказывают разностороннее воздействие на организм человека, способствуют улучшению точности движений, освобождают от излишних напряжений.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что с внедрением гимнастики в режим труда производительность труда возрастает в среднем (по различным профессиям, в самых разных видах промышленного производства) на 1,5—2,5%.
Занятия гимнастикой на производстве отнимают лишь несколько минут рабочего времени, но' они приносят неоценимую пользу трудящимся: улучшается их здоровье, повышается работоспособность, а следовательно, и производительность труда, снижается заболеваемость и травматизм.
В отличие от других форм занятий физическими упражнениями и спортом, гимнастика на производстве проводится непосредственно в цехе, отделе, лаборатории перед началом смены или в специальные перерывы в течение рабочего дня. Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды (вводная гимнастика или физкультурная пауза), средства и методы проведения занятий.
Задачи производственной гимнастики:
1. Содействие включению человека в производственную деятельность.
2. Обеспечение отдыха в процессе труда для повышения устойчивой работоспособности организма.
3. Улучшение здоровья трудящихся и их физического развития.
4. Содействие воспитанию коллективизма, организованности и повышению дисциплины.
5. Повышение интереса к оздоровительным мероприятиям у трудящихся и привлечение их к занятиям доступными видами спорта.
ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ
Организация производственной гимнастики требует учета особенностей профессиональной деятельности. Однако составить характеристику для работников каждой профессии невозможно, поскольку профессий очень много и они слишком разнообразны. Поэтому применительно к задачам производственной гимнастики сходные по своим особенностям профессии объединяют в следующие группы:
1. Профессии с преобладанием нервного напряжения при незначительной физической нагрузке и однообразных рабочих движениях. Это сборщики мелких механизмов, монтажницы электроламп, перфораторщицы, сборщики часовых механизмов, работники на конвейерах и др. Обычно это монотонный труд, выполняемый сидя; движения ограниченные, но требующие точной координации и внимания, мышечные усилия незначительны, напряжены анализаторы. '
2. Профессии, в которых равномерно сочетается физическая и умственная деятельность при средней физической нагрузке и некотором разнообразии движений. Сюда относятся токари, фрезеровщики, строгальщики, сборщики моторов и др. Работа выполняется стоя. Она характеризуется частой сменой динамических и статических компонентов деятельности, а также постоянным напряжением внимания, зрительного и двигательного анализаторов.
3. Профессии, требующие больших физических напряжений и характеризующиеся разнообразием рабочих операций (формовщики, прокатчики, вальцовщики, строительные рабочие и др.). Работа выполняется стоя, с передвижением в рабочей зоне. Поза и движения часто меняются, мышечные усилия преимущественно динамического характера.
4. Профессии, связанные с умственным трудом. Их выполняют
счетные работники, диспетчеры, врачи, инженеры и др. Работа
требует постоянного умственного напряжения и длительного вни
мания. Иногда она сопровождается большими эмоциональными
переживаниями (педагоги). Рабочая поза однообразна, двигатель
ная деятельность ограничена.
Практика работы по производственной гимнастике и научные исследования последних лет показали, что деления всех профессий только на 4 группы, указанные выше, недостаточно. Следовательно, возникает необходимость расширить, усовершенствовать данную классификацию рабочих профессий. По исследованиям Л. Н. Нифонтовой, профессии умственного труда разделены на две
подгруппы:
1) профессии, связанные с творческим мышлением (врачи, педагоги, научные работники, конструкторы и др.);
8* |
2) профессии, спецификой которых является необходимость точных и быстрых реакций на раздражители, напряжения внимания и анализаторов (операторы-вычислители, операторы на всевозможных пультах управления, счетные работники, корректоры и др.).
Кроме того, в практике выделяют еще профессии:
1) требующие интенсивного внимания, большого нервного напряжения, быстрой реакции на изменяющуюся обстановку и умения принимать ответственные решения в условиях воздействия шума, вибрации и различных внешних раздражителей (летчики, водители автомашин, машинисты локомотивов и др.);
2) связанные с работой под землей, характеризующиеся значительными мышечными усилиями и напряжением анализаторов (забойщики, проходчики в шахтах и др.);
3) связанные с воздействием температурных и других факторов внешней среды (верхолазы-монтажники, лесорубы, сельскохозяйственные рабочие и др.);
4) в которых применяются вибрирующие инструменты и механизмы (обрубщики, клепальщики, шлифовщики и др.).
ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ И СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ
Для рациональной организации гимнастики в режиме труда, важно хорошо знать особенности профессиональной деятельности занимающихся. В этом случае можно точнее определить задачи и содержание проводимых занятий, целесообразнее подобрать упражнения для вводной гимнастики или для физкультурной паузы, методы проведения занятий с учетом конкретных условий цеха, отдела.
При составлении комплексов упражнений производственной гимнастики необходимо учитывать общие принципы, вытекающие из задач гимнастики на производстве:
1. Содержание комплекса должно соответствовать задачам вводной гимнастики или физкультурной паузы (подготовка к предстоящей работе, «введение в нее», или активный отдых).
2. В комплекс подбираются упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм занимающихся.
3. Упражнения должны соответствовать особенностям занимающихся и условиям проведения занятий (цех, рабочий костюм, пол, возраст и др.).
4. Располагать упражнения в комплексе надо так, чтобы чередовались работающие мышцы, а предыдущее упражнение подготавливало бы к более успешному выполнению последующего.
5. Специфическая нагрузка должна соответствовать подготовленности занимающихся.
6. Важно соблюдать определенную динамику физической нагрузки (начинать с упражнений умеренной интенсивности, увеличивая напряжение до 4-го упражнения включительно, а затем постепенно ее снижать). Нагрузка зависит от характера производствен-
ной деятельности, которую предстоит возобновить после занятий гимнастикой. К концу занятий она должна быть оптимальной, способствующей успешному выполнению рабочих движений.
Основным средством производственной гимнастики являются общеразвивающие упражнения.
Комплекс упражнений вводной гимнастики.
При составлении комплекса упражнений для гимйастики перед работой очень важно знать, что в начале работы движения человека еще недостаточно точны. Период «вхождения в работу» обоснован физиологами: в это время организм приспосабливается к предстоящей деятельности. Ученые доказали, что период врабаты-ваемости можно значительно сократить, если применять гимнастику перед работой.
Цель вводной гимнастики — ускорить протекание физиологических процессов в организме и повысить функциональную готовность к работе.
Комплекс составляется по следующей схеме:
1) ходьба;
2) потягивание (с глубоким дыханием) с различными движениями руками;
3) различные наклоны, повороты;
4) подскоки, бег на месте или быстрые приседания с переходом на ходьбу;
5) упражнения для плечевого пояса, рук и кистей;
6) специальные упражнения, которые по напряжению мышц, амплитуде, характеру движений и темпу выполнения приближаются к рабочим движениям.
Методические указания: а) проводить занятия надо ежедневно; б) выполнять упражнения следует в темпе, несколько превышающем средний темп работы; в) для занимающихся, работа которых не требует большой точности и координации движений, темп упражнений и интенсивность можно увеличивать.
Комплексы упражнений для физкультурной паузы.
Огромное значение для жизнедеятельности организма имеет отдых нервной системы. Во время работы нервные клетки значительно возбуждаются, а при их торможении вновь заряжаются энергией (восстановление). На этом основана целесообразность физкультурной паузы. При сохранении работоспособности на высоком уровне до конца рабочего дня (по данным И. Ловицкой, Л. Сорокиной и С. Фейгина) производительность труда увеличивается на 6,4—11,5% (в зависимости от особенностей производства). Таково значение физкультурных пауз. Поэтому при составлении комплекса для физкультурной паузы очень важно учитывать особенности труда, рабочей позы и динамики движений работающих.
1. Схема комплекса упражнений для 1-й группы профессий:
1) потягивание, заканчивающееся расслаблением мышц рук;
2) упражнение для мышц туловища, рук и ног (наклоны, повороты) ;
3) те же типы упражнений, но более интенсивные (комбинированные);
4) подскоки, бег, быстрые приседания, переходящие в ходьбу;
5) упражнение для туловища, рук, ног;
6) упражнение на расслабление мышц рук;
7) упражнение на координацию движений.
Благодаря физкультурной паузе у лиц данной группы рабочих профессий достигается:
а) улучшение деятельности дыхательной системы и кровообра
щения; устранение застойных явлений, возникающих при однооб
разной рабочей позе;
б) расслабление мышц плечевого пояса, предплечий и кистей,
активно выполнявших рабочие движения.
2. Схема комплекса упражнений для 2-й группы
профессий:
1) потягивание, заканчивающееся расслаблением мышц плечевого пояса и рук;
2) упражнение для мышц туловища, рук, ног (сокращение, растягивание, сменяющееся расслаблением);
3) упражнение махового характера для большинства групп мышц тела;
4) бег, прыжки, подскоки, переходящие в ходьбу, приседания;
5) маховые движения ногами, позволяющие расслабить мышцы голени и стопы;
6) расслабление других частей тела, движения руками, ногами и др.;
7) упражнение на координацию движений.
Задачами физкультурной паузы для 2-й группы профессий являются:
а) улучшение деятельности дыхательной системы;
б) укрепление сердечно-сосудистой системы;
в) воздействие на мышечную систему в целях достижения рас
слабленного состояния мышц всего тела, в особенности рук; вы
прямление позвоночника и улучшение осанки (укрепление мышц
спины и живота, растягивание мышц грудной клетки и расслабле
ние плечевого пояса); укрепление мышц, поддерживающих своды
стопы.
3. Комплекс упражнений для 3-й группы про
фессий.
При составлении комплекса упражнений физкультурной паузы для рабочих тяжелого физического труда важно учитывать, что здесь есть профессии с динамическим характером работы (формовщики, молотобойцы, грузчики, землекопы и др.), у которых мышцы часто остаются сокращенными даже в покое, уменьшается их способность к растягиванию и расслаблению, что влияет на подвижность суставов, а также профессии со статическим характером работы (вырубщики, клепальщики, обрубщики, газорезчики, сборщики тяжелых моторов и др.).
Задачами физкультурной паузы для этой группы людей являются:
а) развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
б) достижение расслабленного состояния мышц всего тела, в
особенности рук;
в) улучшение осанки и развитие подвижности суставов.
Схема комплекса*:
1) потягивание с глубоким дыханием, заканчивающееся расслаблением мышц рук и плечевого пояса;
2) наклоны, повороты, вращения (для улучшения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшения подвижности суставов);
3) приседания, подскоки, бег;
4) упражнение для мышц рук и плечевого пояса (для улучшения подвижности в грудиноключичных суставах и увеличения подвижности грудной клетки);
5) упражнение на координацию движений.
Регулирование нагрузки при проведении комплекса осуществляется в строгом соответствии с учетом характера производственной деятельности, а также состояния рабочих (пол, возраст, подготовленность и др.).
4. Комплекс упражнений для 4-й группы профессий.
При составлении комплекса следует учитывать, что основную нагрузку при работе несет высший отдел центральной нервной системы — кора больших полушарий головного мозга. Обычно малоподвижная работа сидя за столом, стоя у чертежной доски, у счетно-решающей машины неблагоприятно влияет на здоровье и физическое развитие (слабеет мускулатура, снижается интенсивность циркуляции крови, приводящая к недостаточному притоку питательных веществ в кору головного мозга, снижается работоспособность, а иногда появляется головная боль).
Задачами физкультурной паузы в этом случае являются:
а) улучшение кровообращения и обмена веществ;
6) улучшение деятельности дыхательной системы;
в) воздействие на мышечную систему с целью укрепления мышц всего тела, развития подвижности суставов, улучшения осанки. Схема комплекса:
1) потягивание;
2) упражнение для мышц туловища, рук и ног;
3) те же упражнения, но более динамичные по характеру и интенсивные;
4) приседания, бег, прыжки (подскоки), переходящие в ходьбу;
5) упражнение для мышц туловища и рук;
б) упражнение на расслабление мышц рук;
7) упражнение на координацию движений.
* По исследованиям Н. В. Решетникова.
До 4-го упражнения нагрузка постепенно повышается, а затем снижается. Последнее упражнение содействует подготовке организма к предстоящей работе.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Занятия в режиме рабочего дня (вводная гимнастика или физкультурная пауза) проводятся на основе принципов и методов преподавания, существующих в системе физического воспитания. Однако у занятий производственной гимнастикой на предприятиях, в учреждениях есть свои особенности, вытекающие из задач, контингента занимающихся (пол, возраст, различная подготовленность), условий проведения этих занятий, их кратковременности, систематичности (ежедневно) и др.
Особенностью этих занятий является то, что они проводятся непосредственно после работы или до нее, в цехе (отделе, заводской лаборатории), в обычных рабочих костюмах, со всем составом рабочих или служащих (мужчин, женщин) самого различного возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Это требует индивидуализации в подходе к каждому.
Переключение от производственной деятельности к физическим упражнениям осуществляется по установленному на предприятии сигналу (радио), по которому все рабочие (служащие) даннопо цеха, отдела выходят на свободные места вблизи от своего станка (стола) и занимают исходное положение на расстояниях, позволяющих каждому свободно выполнять упражнения комплекса производственной гимнастики, стоя лицом к. руководителю (методисту или общественному инструктору производственной гимнастики). Руководитель должен находиться на некотором возвышении (подставка, тумба), лицом к занимающимся.
Руководитель обязан:
1) правильно показывать упражнение (зеркальный показ);
2) контролировать качество выполнения упражнений каждым занимающимся;
3) подсказывать, на что следует обратить внимание при выполнении отдельных движений или упражнения в целом;
4) регулировать физическую нагрузку с учетом'подготовленности занимающихся (кому увеличить амплитуду, а кому выполнять упражнение вполсилы, не с полной амплитудой).
Занятия производственной гимнастикой проводятся, как правило, с музыкальным сопровождением. Это помогает руководителям вести занятия почти без пауз между упражнениями (особенно, когда они уже усвоены занимающимися), в хорошем темпе, эмоционально. Эффект занятий заметно возрастает.
Во время занятий, проводимых с помощью трансляции по радио, роль руководителя не умаляется. Он в соответствии с записью и текстом диктора должен обеспечивать точный зеркальный показ, позволяющий рабочим и служащим нагляднее представить каждое упражнение. Руководитель по ходу выполнения упражнений может
дополнительно к записанному дикторскому тексту давать более точные и конкретные рекомендации в форме кратких требований, например: «выше ногу», «ниже наклон», «больше поворот», «не сгибать руки (или ноги)», «вдохните поглубже», «потянитесь», «выдох»
и т. д.
Руководитель, проводивший занятие, в наиболее удобное для отдельных рабочих время обязан указать им на основные ошибки, замеченные при выполнении упражнений, чтобы к следующему занятию эти ошибки были исправлены.
Важной особенностью проведения занятий производственной гимнастикой является подготовка рабочих и служащих к переходу на новый комплекс упражнений. Хотя перед гимнастикой в режиме трудовой деятельности не ставятся задачи обучения применяемым упражнениям в такой степени, как это принято на обычных занятиях гимнастикой, однако очень существенным является правильное выполнение упражнений нового комплекса, с первых дней занятий. Для этой цели прибегают к различным приемам, например: а) записанные (на пленку) комплексы зарисовывают и в виде плаката вывешивают за 3—4 дня до начала занятий по нему там, где больше всего собирается народу (у входа в столовую, у цеха, в красном уголке и т. п.); б) проводят ознакомление с упражнениями в период послеобеденного отдыха в цехе; в) печатают комплекс в заводской многотиражке за 4—5 дней до начала занятий по нему и т. п.
Музыкальное сопровождение должно быть хорошо подобрано. Вступление, по которому рабочие узнают о начале занятий, должно быть ярким, призывным, создающим бодрое настроение у занимаю-шихся. Для сопровождения упражнений подбирается четкая, выразительная музыка, соответствующая динамике выполняемых упражнений.
В последние годы нередко практикуют поточное проведение упражнений, так называемые «музыкальные комплексы». Суть их заключается, в том, что для непрерывно выполняемых упражнений одного комплекса подбирается законченное музыкальное произведение длительностью 6—8 мин., под которое и проводится занятие.
Занятия гимнастикой в режиме труда немыслимы без тщатель-' ного врачебно-педагогического контроля, который осуществляет врач заводской медицинской части или поликлиники, а также методист или общественный инструктор.
Улучшение показателей здоровья рабочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производственного травматизма — самый важный итог занятий производственной гимнастикой. Постоянный учет эффективности занятий, проводимый методистами и общественными инструкторами, позволяет своевременно вносить коррективы в содержание комплексов и отдельных упражнений, а также в методы проведения занятий. Конечный результат занятий производственной гимнастикой во многом зависит от методики преподавания, от мастерства и знаний методиста и правильных действий руководителей. Именно поэтому на предприятиях предусматривает*.
ся систематическая работа по подготовке общественных инструкторов и осуществляется постоянное руководство их работой (инструктажи, отчеты, передача опыта лучших), а также организуются соревнования на лучшую постановку работы по производственной гимнастике и т. п.