Формирование правильной осанки на занятиях основной гимнастикой в школе
Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания учащихся в школе.
Под правильной осанкой понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит.
Правильная осанка оказывает благоприятное воздействие на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и центральной нервной системы. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможны только при правильной осанке.
Существует тесная взаимосвязь между физическим и эстети-
* П. Ф. Лесгафт. Собр. пед. соч. Т. 2. М., ФиС, 1952, стр. 118—119.
ческим воспитанием детей школьного возраста. Эта связь проявляется полно в стремлении к красоте и гармоническому развитию тела, которые возможны только при правильной осанке.
«Стремление к красоте тела, —пишет профессор В. В. Горинев-ский, — столь же понятно, как стремление к красоте речи, красоте слога, как вообще все стремление человека к прекрасному»*.
Для формирования правильной осанки и устранения ее дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.
Исследованиями установлено, что гармоническое развитие мышц всего тела лишь предпосылка для формирования правильной осанки. Осанка — это рефлекс позы, для образования которого необходима специальная работа, направленная на воспитание умения принимать позу правильной осанки, а также сохранять ее длительное время сидя, стоя и при ходьбе. Необходимо также научить детей управлять этой позой, т. е. уметь оценивать положения различных частей тела в пространстве (головы, туловища и ног).
Начинать обучение следует с постановки головы и плечевого пояса. От правильного положения головы в силу действия шейно-тонических рефлексов зависит распределение тонуса мышц, удерживающих туловище и голову.
Далее следует обратить внимание на положение туловища и ног. На этой стадии следует добиться, чтобы учащиеся могли самостоятельно безошибочно принимать правильное положение тела. С этой целью применяются упражнения на ощущение правильной осанки.
Дальнейшая работа по формированию правильной осанки заключается в закреплении и стабилизации навыка правильной осанки.
Характерные признаки осанки.Одним из важных характерных признаков осанки является взаимное расположение частей тела (головы, туловища и ног) в сагиттальной плоскости.
Как известно, продольной осью части тела принято считать линию, соединяющую центры суставов или середины поперечных осей суставов. Следовательно, продольной осью голени считается линия, соединяющая центры коленного и голеностопного суставов; бедра — линия, соединяющая центры тазобедренных и коленных суставов; туловища — линия, соединяющая середины поперечных осей тазобедренных и плечевых суставов, а головы и шеи — линия, соединяющая середину поперечных осей плечевых суставов и головы, поперечная ось которой проходит на уровне середины верхнего края наружного слухового прохода.
Положение осей на плоскости будет определено, если станут известны расстояния, т. е. перпендикуляры от концов каждой оси до вертикальной линии, проведенной через точку голеностопного
*В. В. Гориневский. Физическое образование. Спб., 1913, стр. 27.
сустава. Следовательно, точка голеностопного сустава всегда будет иметь нулевое значение и считается точкой отсчета для всех остальных (рис. 138, а).
Таким образом, измерив расстояния от всех точек до вертикальной линии, можно графически изобразить и описать взаимное рас-
положение звеньев тела в сагиттальной плоскости.
Другой характерный признак осанки — профиль позвоночника (величины изгибов в шейной, грудной и поясничной области). Специальным устройством измеряются -расстояния от вертикали до верхних точек изгиба позвоночника и до точки затылка, которые изображены на рис. 138,6.
Зная расстояния от^ вертикальной линии до точек на позвоночнике,
а также расстояния между ними по вертикали, можно описать и графически изобразить профиль позвоночника, что дает возможность определить величины изгибов каждой части позвоночника.
Для определения состояния осанки детей рекомендуется их фотографировать в Vm натуральной величины. Съемку нужно производить в двух позах: в профиль и со стороны спины. При съемке учащиеся должны стоять в привычной для них позе. На снимке указанные выше точки на позвоночнике и боковой стороне тела надо пометить мягким карандашом. Соединив все точки боковой стороны тела линиями, можно увидеть взаимное расположение звеньев тела, а измерив расстояния от каждой точки до вертикальной линии, проведенной через точку голеностопного сустава, можно описать взаимное расположение частей тела. Линия, соединяющая точки позвоночника, дает возможность судить о боковых искривлениях позвоночника.
Типы осанки
1. Прямой тип осанки(рис. 139). Характерные признаки: отклонение точек головы, плечевого, тазобедренного и коленного суставов в сагиттальной плоскости от вертикальной линии на малые и средние величины. При малых и средних отклонениях точек всех звеньев тела продольные их оси приближаются к прямой вертикальной линии.
При прямой осанке (рис. 139, а) все звенья тела располагаются
в наиболее выгодном положении для удержания их в равновесии. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развернутым плечевым поясом, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и стоят вертикально. Позвоночник имеет углубления и возвышения примерно одинаковой величины.
2. Прогнутый тип осанки(лордотическая осанка) характеризуется большим отклонением точек тазобедренного и коленного сус-
тавов и малым отклонением точек головы и плечевого сустава от вертикали (рис. 139,6). Кроме того, при прогнутом типе осанки поясничный изгиб (лордов) больше грудного, тело прогнуто в поясничной области, живот выступает вперед.
3. Сутулый тип
осанки(кифотичес-
кий). Характерные признаки: а) большое отклонение точки плече-
вого сустава при среднем отклонении точки тазобедренного сустава от вертикальной линии; б) увеличенный грудной кифоз и уменьшенный поясничный лордоз (рис. 139, в). При сутулой осанке спина согнута, голова опущена, лопатки расходятся и выпячиваются, плечи опущены и сдвинуты вперед.
4. Наклонный тип осанки.Характерные признаки: а) большое отклонение точки плечевого сустава при малом отклонении точек тазобедренного и коленных суставов; б) увеличенный поясничный изгиб позвоночника; увеличенный угол наклона таза (рис. 139, г). Туловище при наклонной осанке согнуто в тазобедренных суставах и наклонено вперед, ягодицы выступают назад.
5. Изогнутый тип осанки. Вданном типе осанки сочетаются признаки сутулого и прогнутого типов. Позвоночник имеет увеличенные изгибы в грудной и поясничной частях (рис. 139, д). Мускулатура слабо развита и не может удерживать тело в прямом положении.
Нарушения осанки, часто встречающиеся у детей, могут привести к расстройствам деятельности организма, а иногда даже к серьезным заболеваниям.
При искривлении позвоночника в поясничной области увеличивается угол наклона таза, укорачиваются мышцы поясницы (квадратная мышца), растягиваются мышцы живота. Слабость мышц живота ведет к нарушению пищеварения и затруднению кровообращения. При этом может наблюдаться и опущение внутренностей брюшной полости.
Сутуловатость, возникающая при искривлении позвоночника в
грудной части, приводит к ограничению экскурсии грудной клетки, а следовательно, к ухудшению дыхательной функции легких. К дефектам осанки относятся также искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы), а также плоскостопия.