Общие методические положения к проведению урока
Определение цели обучения
'Исходной позицией, определяющей деятельность преподавателя на уроке, является ее цель. Правильное определение цели обучения служит гарантией его успешного проведения и завершения. От постановки цели обучения зависит выбор средств, методов и формы организаций урока.
Каждое действие преподавателя на уроке (двигательное задание ученикам, метод проведения, назначение упражнений и т. п.) должно быть мотивированным. Следует учесть, что четкое представление цели занятий повышает активность занимающихся на уроке, мобилизуя их усилия в нужном направлении.
Выбор средств
Основным источником, определяющим содержание занятий гимнастикой, является государственная программа. Однако различные условия проведения занятий, которые не могут быть предусмотрены одной общей программой, требуют методической ее расшифровки и в отдельных случаях некоторых дополнений.
Наметив конечную цель каждого этапа учебно-тренировочного процесса (четверть, семестр, тренировочный цикл и т. д.), можно определить задачи на более короткие отрезки времени, в том числе и на ближайший урок, а затем и соответствующие им средства.
На учебном уроке преподаватель (тренер) обучает занимающихся рациональным способам выполнения прикладных и чисто спортивных упражнений.
Одним из главных условий, обеспечивающих возможность обучения любому гимнастическому упражнению, является соответствие уровня развития физических качеств обучаемого трудности изучаемого упражнения. Следовательно, в состав учебного урока по гимнастике должны входить упражнения, обеспечивающие специальную физическую подготовку.
Помимо таких физических качеств, как сила и гибкость, занимающийся гимнастикой должен обладать умением тонко дифференцировать свои движения по направлению, амплитуде, времени и степени мышечных усилий, т. е. научиться управлять своими движениями. Поэтому упражнения, способствующие формированию этих умений, должны быть составной частью гимнастического урока.
Итак, основными средствами учебного урока по гимнастике являются:
1. Упражнения, обеспечивающие специальную физическую подготовку занимающихся.
2. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению занимающихся.
3. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.
4. Соответствующие контингенту занимающихся упражнения, предусмотренные государственными программами.
Дозировка упражнений
Величина нагрузки, которую получают занимающиеся на уроке, определяется трудностью выполняемых упражнений и количеством их повторений. В свою очередь, трудность одного и того же по названию упражнения не является величиной постоянной. Она может изменяться в зависимости от уровня развития физических качеств занимающихся, от степени овладения двигательным действием и даже от темпа выполнения упражнения.
Таким образом, количество повторений упражнений, трудность и темп выполнения служат мерой объема и интенсивности нагрузки.
Основным условием правильного распределения нагрузки на уроках гимнастики является постепенное ее нарастание. Организм человека может сравнительно легко выдержать значительную нагрузку при условии предварительной подготовки его путем выполнения более легких физических упражнений с дальнейшим постепенным повышением их интенсивности.
Плотность урока
Общая плотность.Общая плотность урока (в процентах) определяется по формуле:
где Робщ — общая плотность урока; ТП — время, расходуемое на полезную (имеющую прямое отношение к уроку) деятельность, куда входит: выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, переработка наглядной и словесной информации преподавателя; Т0 — общее время, отведенное на урок по расписанию.
В идеале общая плотность урока должна приближаться к 100%. Снижение этого показателя является следствием допущенных ошибок в работе преподавателя.
Причинами, приводящими к снижению плотности урока, являются:
1. Неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевремен
ной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием
очереди перед выполнением упражнений и т. д.
2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к уроку. Непро
думанные содержание и организация урока приводят к естествен
ным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удается их избе
жать, то все равно потеря времени будет неизбежной, так как в уро
ке будут использоваться случайные (по ходу придуманные), мало
эффективные упражнения.
3. Излишняя словесная информация преподавателя.
4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке. При слабой дисциплине занимающихся нерационально используется рабочее время вследствие многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объяснений и т. п.
Моторная плотность.Моторная плотность определяется отношением затраченного времени непосредственно на выполнение упражнений к общему времени ур'ока (в процентах) по формуле:
где Рмот *- моторная плотность урока; Ту — время, потраченное на выполнение упражнений.
В отличие от общей плотности, моторная плотность урока в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего урока нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока. Неизбежность этих изменений объясняется различием содержания применяемых упражнений, местом их использования на уроке и методами проведения. Например, для подготовительной части урока подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и проводятся они, как правило, фронтально с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха. Поэтому подготовительная часть урока всегда имеет .более высокий показатель моторной плотности. В основной части урока по спортивной гимнастике показатели моторной плотности обычно бывают ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. Причем в пределах этой части урока показатели моторной плотности могут изменяться в зависимости от вида многоборья.
Требования к занимающимся
Определяя задачи урока и выбирая наилучшие средства для их решения, преподаватель делает первый, но еще далеко не решающий шаг к достижению намеченной цели. Главное — необходимо добиться точного выполнения занимающимися всех упражнений, предусмотренных программой урока. Иначе учебный процесс превратится в неуправляемое мероприятие.
По ходу урока преподаватель должен постоянно следить за действиями занимающихся, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях. Проявление высокой требовательности преподавателя (тренера) к ученикам на уроке повышает его авторитет в глазах учеников и интерес к предмету.
Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, рекомендуется:
1. Проявлять ее постоянно, не допуская ни одного случая отклонения от задания.
2. Требовать только таких действий (и на таком качественном
уровне выполнения), которые находятся в пределах возможности занимающихся.
3. При исправлении ошибок в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.
На уроке должна поддерживаться строгая дисциплина. При этом вовсе не обязательно держать занимающихся в течение всего урока в напряжении (по стойке «смирно»). Нужно установить такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность препо^ давателю в любой момент мобилизовать внимание занимающихся.
Подготовительная часть урока
Общие задачи
В подготовительной части урока занимающиеся подготавливаются к выполнению задач основной его части.
По своему назначению задачи подготовительной части урока гимнастики делятся на две группы. В одну группу входят задачи разминки преимущественно биологического аспекта. К ним относятся:
1. Подготовка ЦНС и вегетативных функций. Имеется в виду психологический настрой занимающихся на урок, повышение жизнедеятельности организма, создание благоприятного фона, обеспечивающего успех последующей деятельности.
2. Обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся подвижности в суставах и значительных мышечных напряжений.
Другую группу составляют образовательные задачи преимущественно педагогического аспекта. К ним относятся:
1. Формирование у занимающихся умений выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами (степень напряжения, направление, амплитуда, темп и ритм).
2. Овладение отдельными компонентами или законченными простыми двигательными действиями. ■ ■
Приобретаемые умения и навыки в результате решения образовательных задач подготовительной части урока являются той двигательной базой, которая позволяет занимающимся быстрее и качественнее овладевать новыми двигательными действиями. Средства, применяемые в подготовительной части урока гимнастики для решения образовательных задач, одновременно решают и задачи разминки.
Состояние готовности, приобретенное в результате разминки, сохраняется сравнительно непродолжительное время. Поэтому задачи разминки должны решаться на каждом уроке и в полном объеме.
Иначе обстоит дело с образовательными задачами. В зависимости от места урока в учебном плане, состава занимающихся и других условий проведения урока образовательные задачи могут решаться на одних уроках в большей, на других в меньшей степени.
Средства
В подготовительной части урока гимнастики, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, упражнения на гимнастической стенке и скамейке. Слишком интенсивные упражнения могут снизить работоспособность занимающихся в основной части урока. В связи с этим в подготовительной части урока не следует специально развивать у занимающихся такие двигательные качества, как сила, выносливость и даже гибкость.
Выбор конкретных упражнений для подготовительной части зависит от специфики гимнастики, условий проведения урока и прежде всего от его задач, состава занимающихся и обстановки. Упражнения, включаемые в подготовительную часть урока гимнастики, очень разнообразны. В пределах только одного урока занимающиеся обычно выполняют большое количество различных по характеру двигательных действий, которые вовлекают в активную работу весь двигательный аппарат человека, вынуждая его работать в самых различных режимах (ритм напряжения и расслабления, ацикличность переключения работы различных мышечных групп и т. п.).
Содержание упражнений должно соответствовать задачам урока. Если основное назначение подготовительной части урока сводится только к разминке, то количество упражнений будет меньше, а формы их проще. В тех случаях, когда в ней предполагается решение и образовательных задач, количество упражнений увеличивается и содержание меняется.
Чередование упражнений
Чаще всего подготовительная часть начинается с выполнения строевых упражнений. Разновидности передвижений или заменяют строевые упражнения, или следуют непосредственно за ними. Заключает подготовительную часть урока, как правило, комплекс об-щеразвивающих упражнений. Однако в отдельных случаях, в зависимости от содержания основной части, общеразвивающие упражнения могут предшествовать разновидностям передвижений.
В комплексе общеразвивающие упражнения распределяются в порядке нарастающей интенсивности и чередуются по назначению. В начале комплекса следует давать упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью, в спокойном темпе и ограниченной дозировкой. По ходу выполнения комплекса амплитуда движений, темп и дозировка нарастают.
Общие методические указания к проведению подготовительной части урока
Для выполнения требований, предъявляемых к проведению подготовительной части урока, преподаватель должен уметь: 1) пользоваться различными способами информирования занимающихся об
упражнениях, 2) оказывать помощь, 3) исправлять ошибки, 4) размещать занимающихся на площадке.
В зависимости от задач и условий проведения урока преподаватель может пользоваться различными способами информирования:
1. Обычным способом,при котором сочетается показ содновременным рассказом. Этот способ доступен для любого состава занимающихся и дает возможность преподавателю объяснить назначение упражнения, охарактеризовать, а также и показать его.
2. Способом расчленения.При этом способе преподаватель показывает и объясняет упражнение, расчленяя его на элементарные движения, и предлагает занимающимся выполнять их одновременно споказом, что обеспечивает более точное выполнение каждой части упражнения.
3. Только рассказом.Преподаватель называет или пересказывает упражнение, не показывая его. Такой способ информирования активизирует внимание и способствует большей самостоятельности занимающихся в выполнении упражнений. При проведении занятий сдетьми дошкольного и младшего школьного возраста преподаватель может вести сюжетный рассказ, который дети сопровождают действиями, доступными их воображению и двигательному опыту.
4. Только показом.Преподаватель показывает упражнение, не называя его занимающимся. После показа он может подавать необходимые команды для начала и окончания упражнения, а может предложить занимающимся копировать все его действия; при этом преподаватель не произносит ни одного слова до конца всего комплекса или какой-либо его части. Этим приемом можно пользоваться при проведении занятий с любым контингентом занимающихся, но особенно хорошие результаты он дает на занятиях с детьми. Прием напоминает своеобразную игру. Дети охотно стремятся в точности копировать действия преподавателя.
Оказание помощи.Для обеспечения точности и согласованности выполнения упражнений преподаватель оказывает помощь занимающимся, пользуясь при этом подсказом, подсказывающим зеркальным показом и счетом.
Исправление ошибок.Обычно при выполнении упражнений многие занимающиеся допускают те или иные ошибки. В этих случаях преподаватель должен принимать самые энергичные меры к их устранению. Иногда он указывает на допущенные ошибки, не прекращая выполнения упражнений. Желательно при этом делать указания, согласуя их с темпом и ритмом выполняемого упражнения. Если ошибки допускают многие занимающиеся, то в этом случае целесообразнее прекратить выполнение упражнения и внести соответствующие поправки. Такой прием исправления ошибок позволяет преподавателю более подробно рассказать занимающимся о назначении заданного упражнения и о последствиях допущенных ошибок.
Размещение занимающихся на площадке.Самостоятельность выполнения упражнений занимающегося во многом зависит от места нахождения его на площадке. Хотя и удобно для проведения уп-
ражнений такое размещение, при котором левый фланг колонны расположен ближе к преподавателю, но сохранять его всегда вовсе не обязательно. Наоборот, целесообразно систематически заменять направляющих в колонне независимо от их роста, добиваясь в конечном итоге равных условий для всех занимающихся в группе. По этим же соображениям желательно менять направление строя при выполнении различных упражнений комплекса поворотами направо, налево, кругом, лицом друг к другу — в шеренгах и колоннах.
Основная часть урока
Общие задачи
Общими задачами основной части урока гимнастики, определяющими направление деятельности занимающихся, являются:
1. Воспитание волевых и физических качеств занимающихся.
2. Формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков.
На каждом занятии гимнастикой, с кем бы оно ни проводилось, решаются обе эти задачи. При этом следует учитывать, что процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требует значительного времени на операции, непосредственно не связанные с выполнением упражнений (показ, объяснение техники, анализ попыток, постановка задач, а главное — поочередность выполнения упражнений). Моторная плотность этого отрезка урока едва достигает 3—4%. В результате занимающиеся хотя и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, однако воспитание физических качеств при таких режимах занятий осуществляется крайне медленно. Для исправления создавшегося положения необходимо резервировать время на выполнение специальных упражнений, обеспечивающих развитие физических качеств, выбирать относительно простую форму упражнений и использовать фронтальный метод.
Средства
В основной части урока гимнастики применяются такие упражнения, для выполнения которых требуются значительные волевые и физические усилия: упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, прикладные общеразви-вающие упражнения повышенной интенсивности. Выбор упражнений для конкретно взятого занятия зависит от частных задач основной части урока, от индивидуальных возможностей занимающихся и других условий.
Чередование упражнений
Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных видов упражнений и их чередование в пределах одного урока во многом предопределяют его успех. При решении этих вопросов по-
мимо задач урока, состава занимающихся и других условий его проведения следует учитывать:
1. Условия сохранения высокой работоспособности занимающихся в основной части урока. Нужно так чередовать упражнения, чтобы упражнения физподготовки во всех случаях заключали основную часть урока: игры с бегом, преодолением препятствий, прыжками следовали бы после видов, в которых занимающиеся овладевают техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотипные по характеру нагрузки упражнения не выполнялись бы непосредственно одно за другим.
2. Степень овладения занимающимися упражнениями, намеченными планом урока. Не следует в программу основной части одного урока включать большое количество не освоенных упражнений.
Общие методические указания к проведению основной части урока
*
Для выполнения требований, предъявляемых к проведению основной части урока гимнастики, преподаватель должен уметь: пользоваться всеми методами обучения; оказывать помощь; анализировать и давать оценку действиям занимающихся; устранять ошибки; применять меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений.
1. Методы обучения. К ним относятся: показ упражнений препо- -
давателем, объяснение техники их выполнения, демонстрации раз
личных наглядных пособий.
На первом этапе обучения упражнению ведущим анализатором поступающей информации является зрительный. Поэтому для создания у занимающегося четкого представления о том, что ему предстоит делать, преподавателю необходимо обеспечить прежде всего хорошую наглядную информацию.
2. Оказание помощи занимающимся. Чтобы обеспечить выполне
ние упражнения каждым занимающимся, преподаватель оказывает
помощь проводкой (физическая помощь) и подсказом.
Физическая помощь оказывается занимающемуся в тех случаях,
когда уровень развития его двигательных качеств находится ниже
требований, предъявляемых к изучаемым двигательным, действиям,
и тогда, когда занимающийся впервые пытается выполнить задан
ное упражнение.
Наиболее существенным компонентом техники является ритм действий. Чаще всего занимающиеся не справляются именно с ритмом. По ходу выполнения упражнения преподаватель может в нужный момент звуковым сигналом или касанием рукой занимающегося подсказать ему нужный ритм действия.
3. Анализ и оценка действий занимающихся. Чтобы повысить ка
чество выполнения упражнений в каждой очередной попытке, необ
ходимо каждый раз оценивать действия занимающегося и ставить
перед ним конкретные задачи.
4. Наблюдение и устранение ошибок. Заметить невыполнение
или плохое выполнение упражнения как следствие какой-либо ошибки в технике довольно легко. Для этого не нужны ни особые знания, ни особые умения. Да и пересказ результатов такого наблюдения ничего, кроме огорчения, ученику не даст. Нужно увидеть причину неудачного выполнения упражнения и принять меры к ее устранению.
5. Меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений. Соблюдение нормального режима занятий и правильный подбор упражнений являются важнейшими условиями, обеспечивающими безопасность их проведения. Кроме этого, необходимо тщательно готовить места занятий и отлично владеть приемами страховки. Во избежание травм при первой попытке в выполнении нового упражнения следует страховать каждого занимающегося. В дальнейшем страховку можно применять лишь тогда, когда в этом появится необходимость.
Методика проведения отдельных видов упражнений основной части урока
Все виды упражнений, применяемых в основной части урока гимнастики, по своим характерным особенностям в организации и методике проведения можно разделить на следующие три группы:
1. Упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, акробатические упражнения и некоторые прикладные упражнения.
2. Комбинации вольных упражнений.
3. Упражнения физической подготовки.
Упражнения на гимнастических снарядах. При проведении упражнений на гимнастических снарядах преподавателю рекомендуется:
1) добиваться организованной и быстрой подготовки места занятий. Гарантией этому служит четкое распределение обязанностей между занимающимися и контроль за их выполнением;
2) создавать оптимальные условия занимающимся для наблюдения за ходом выполнения упражнений. Этому может способствовать правильно выбранная позиция наблюдающегося, обеспечивающая удобный ракурс наблюдения и ослабляющая вредное воздействие постоянных раздражителей на остроту восприятия;
3) проводить специальную разминку перед выполнением основ
ных упражнений. Со специальной разминки начинаются занятия в
каждом виде упражнений основной части урока. Специальная раз
минка осуществляет дополнительную подготовку двигательного ап
парата и позволяет определить занимающемуся свои сегодняшние
возможности к выполнению именно данного вида упражнений (по
выражению гимнастов — «почувствовать снаряд»). В средства раз
минки могут входить: общеразвивающие упражнения без предме
тов, с предметами и отягощениями, на снарядах массового типа и
обязательно упражнения того вида, к которому готовится занимаю
щийся. Для начинающих заниматься гимнастикой выбор и дозиров
ку упражнений определяет преподаватель (тренер). Опытные гим
насты обычно проводят специальную разминку самостоятельно;
4) проводить основные упражнения, руководствуясь установленными методическими рекомендациями, с учетом обстановки занятий.
Комбинации вольных упражнений.При разучивании комбинаций вольных упражнений, в которых нет сложных акробатических элементов, преподаватель проводит занятие, используя фронтальный метод, действуя при этом следующим образом:
1. Показывает и одновременно предлагает занимающимся выполнить вместе с ним движения первого счета. Если эти движения асимметричны, то преподаватель показывает их стоя спиной к группе. В зависимости от сложности движений и состава занимающихся это действие повторяется несколько раз.
2. Предлагает занимающимся выполнять движения без показа.
3. Исправляет ошибки и повторяет движения первого счета до возможной, по условиям занятия, степени их усвоения.
4. Изучает таким способом первые четыре счета. При повторении начинает с движений любого счета.
5. Предоставляет 1—2 мин. для самостоятельного освоения движений.
6. Изучает так же следующие четыре счета.
7. Предлагает занимающимся выполнить освоенные движения с музыкальным сопровождением, помогая счетом. То же без счета.
8. Действует в указанном порядке до конца комбинации. При повторении начинает с любой фразы.
Упражнения физической подготовки. Поскольку уровень развития отдельных двигательных качеств у занимающихся неодинаков, желательно во всех случаях индивидуализировать содержание этих упражнений, темп и дозировку. К сожалению, осуществить это бывает настолько сложно, что в большинстве случаев (в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях, в секциях начинающих гимнастов) приходится от этого отказываться, назначая для всех одни и те же упражнения. Эти упражнения по своему двигательному составу не представляют особой сложности, что освобождает преподавателя от многократного их показа и пространных объяснений.
Заключительная часть урока
Общие задачи
На заключительную часть урока обычно отводится неоправданно мало времени. Тем не менее в этой части решаются весьма важные задачи:
1. Содействие более быстрому восстановлению.Интенсивная двигательная деятельность, как известно, вызывает утомление, проявляющееся в снижении работоспособности занимающихся. Если перерывы между смежными уроками больше суток, то все функции организма восстанавливаются полностью. Когда же время перерывов исчисляется всего несколькими часами, тогда следующий по плану урок может попасть на стадию недовосстановления. Чтобы
избежать этого, необходимо принимать меры, обеспечивающие ускоренный процесс восстановления.
Выполнение гимнастических упражнений почти всегда связано снекоторым риском. Волевое усилие, проявляемое занимающимися для подавления чувства неуверенности, утомляет его психику. Следовательно, нужна разрядка, которую суспехом можно провести взаключительной части урока.
2. Подведение итогов данного урока и установка на предстоящий.Подводя итоги, преподаватель должен высказывать свое отношение ко всему, что было на уроке (дисциплина занимающихся, их активность, ожидаемый и фактический результат урока).
Вместе с информацией о том, что предстоит делать на очередном уроке, желательно дать ученикам задание для самостоятельной работы.
Средства
Для решения поставленных задач в заключительной части урока гимнастики применяются:
1. Успокаивающие упражнения: ходьба, умеренный шаг, массирующие упражнения (потряхивание, расслабление, массаж). Являясь средством активного отдыха, эти упражнения способствуют ускорению восстановительных процессов.
2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, музыкальные задания и др. Эти упражнения способствуют подготовке занимающихся к предстоящей деятельности.
3. Упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния занимающихся: игры и эстафеты, танцы, ходьба спесней и др. Не следует беспокоиться о возможном повышении частоты пульса при выполнении этих упражнений: она бывает относительно умеренной и быстро приходит в норму.
Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, жизнерадостное настроение, а главное — усиливают желание занимающихся регулярно посещать уроки гимнастики.
Глава X