Средства общеразвивающих видов
ГИМНАСТИКИ
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Характеристика упражнений
Строевые упражнения — совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью этих упражнений успешно формируются навыки коллективных действий, воспитывается чувство ритма и темпа, дисциплина и организованность.
Особое значение строевых упражнений состоит в том, что они содействуют формированию осанки человека. Это хорошо иллюстрируется выправкой кадровых военнослужащих. Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений, позволяющих быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке.
Благодаря многообразию форм перемещения, в которых может участвовать большое количество занимающихся, строевые упражнения являются одной из составных частей массовых гимнастических выступлений. Большая часть строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, меньшая создавалась в процессе работы по гимнастике.
В главе описаны самые необходимые и наиболее часто встречающиеся на занятиях гимнастикой строевые упражнения.
Для удобства проведения строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина, углы (рис. 50). Они определяются по правой границе зала — одной из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий (обычно против входной двери). Если по длинной стороне зала располо-
жены окна, то группа строится спиной к ним.
Классифицируются строевые упражнения на следующие четыре группы:
1. Строевые приемы.
2. Построения и перестроения.
3. Передвижения.
4. Размыкания и смыкания. Основные понятия для применения
строевых упражнений показаны на рис. 51.
Строй —установленное размещение занимающихся для совместных действий. Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели и студенты (старосты групп, старшие учебных отделений и дежурные) посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются го-
лосом или установленными сигналами.
Основные наименования строяи его расположения:
Сомкнутый строй—строй, в котором занимающиеся располагаются в шеренгах один от другого на интервал, равный шири-
не ладони (между локтями), или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руке.
Разомкнутый строй—строй, в котором занимающиеся располагаются в шеренгах на интервал в один шаг или на интервал, указанный преподавателем.
Строевые приемы*
1. «СТАНОВИСЬ!» По этой команде занимающийся становится в строй, принимая строевую (основную) стойку.
2. «СМИРНО!» По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».
3. «РАВНЯИСЫ», «Налево — РАВНЯЯСЬ!», «На середину — РАВНЯЯСЬ!»
4. «ОТСТАВИТЬ!» По этой команде применяется предшествующее ей положение.
5. «ВОЛЬНО!» По этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и стоит свободно.
6. «Правой (левой)—ВОЛЬНО!» Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.
7. «РАЗОЙДИСЬ!»
8. «По порядку — РАССЧИТАЙСЫ», «На первый и второй — РАССЧИТАЙСЫ», «По три (четыре, пять и т. д.) — РАССЧИТАЙСЫ» и др. расчет начинается с правого фланга. Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева и затем возвращается в исходное положение.
9. Повороты на месте (команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»). В отдельных случаях команды можно заменять распоряжениями, однако перечисленные упражнения (за исключением поворотов на месте) следует выполнять по команде.
Построения и перестроения
При построениях преподаватель должен находиться там, откуда он может видеть всех занимающихся.
Построения —действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.
Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.
Для построения подается команда: «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды староста или дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.
Перед докладом о готовности к занятиям староста (дежурный) выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду: «СМИРНО!», «Равнение напра-ВО!» («Нале-ВО!», «НА СЕРЕДИНУ!»).
Не доходя (строевым шагом 2—3 шага) до преподавателя, староста (дежурный) останавливается и отдает рапорт: «Товарищ
* Все строевые упражнения, кроме 8 и 9, взяты из Строевого устава Вооруженных Сил СССР.
преподаватель! На занятии присутствует____ группа ------- курса,
факультета----------- По списку _____ человек, присутствует____
человек. Староста (дежурный)__________ »
Затем, кратчайшим путем пройдя на линию, где находился пре
подаватель, староста становится лицом к строю. После приветствия
преподавателя и ответа группы староста (дежурный) дублирует
команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг
строя. 1
Разновидности построений
Построение в колнну выполняется* по команде: «В колонну по одному (два, три и т. д.) —СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем.
Построение в шеренги, колонны, кругиит. д. по распоряжению. Например: «Станьте в круг», «Станьте в две шеренги».
Перестроения — переходы из одного строя в другой.
Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В две шеренги — СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).
Перестроение из одной шеренги в три. После предварительного расчета подается команда: «В три шеренги — СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу — СТРОЙСЯ!» Перестроение проводится в порядке, обратном построению.
Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета группы по заданию (6—3 — на месте, 6—4—2— на месте и т. д.) подается команда: «По расчету шагом—МАРШ!» Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель считает до того момента, когда первая шеренга приставит ногу. Так, при расчете 6—3 — на месте — до 7, 9—6—3— месте — до 10.
Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом — МАРШ!» Все выходившие из строя поворачиваются кругом,, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом.
Преподаватель считает («раз», «два») до тех пор, пока последние вошедшие в строй не сделают поворот кругом (рис. 52).
Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. После предварительного расчета по 3—4 и т. д. подается команда: «Отделениями в колонну по 3 (4 и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом — МАРШ!» По этой
команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: «Группа — СТОЙ!» Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Кру-ГОМ!», «Отделениями в одну шеренгу, правые
(левые) плечи вперед, шагом — МАРШ!», «Группа — СТОЙ!» Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.
Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчета по три подается команда: «Первые номера — два (три, четыре и т. д.) шага
вправо, третьи номера —два' (три, четыре и т. д.) шага влево шагом—МАРШ!» Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом —МАРШ!» Перестроение выполняется приставными шагами (рис. 52).
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход* подается команда: «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево — МАРШ!» (как правило, команда подается, когда группа находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот по команде своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально (рис. 53). Для обратного перестроения подаются команды: «Напра-ВО!», «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом — МАРШ!»
При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая их соответствующими командами.
* Под движением группы «в обход» следует понимать передвижение вдоль границ зала или площадки.
Перестроение колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команды: а) «Через центр — «МАРШ!» (как правило, подается на одной из середин зала); б) «В колонны по одному направо и налево в обход — МАРШ!» (подается на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые— налево в обход (рис. 54); в) «В колонну по 2 через центр — МАРШ!» Команда подается при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение (рис. 55).
Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по 4, по 8 и т. д. (рис. 56).
Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: а) «В колонну по одному направо и налево в обход шагом — МАРШ!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налево. При встрече колонн на противоположной середине подается команда б) «В колонну по одному через центр — МАРШ!»
Передвижения
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Виды, передвижений
Строевой шаг — шаг, при котором ногу, надо выносить на высоту 15—20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню). При движении рук вперед сгибать их в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса (на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом — МАРШ!»
Встречается разновидность строевого шага, при котором движения руками выполняются с большой амплитудой (вперед до высоты плеча, назад до отказа и слегка наружу), движения ногами остаются те же, что в строевом шаге. Эта разновидность широко применяется во время массовых гимнастических выступлений и торжественных прохождений спортсменов.
Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений. Команды: а) «Шагом — МАРШ!» Подается для всякого движения шагом с места (даже на один шаг); б) «Обычным шагом (бегом) —МАРШ!» Применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении. Исполнительная команда подается под левую ногу.
Движение на месте выполняется по команде: а) «На месте шагом (бегом) —МАРШ!»; б) «Направляющий, на месте!» Подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше.
Переход с движения на месте к передвижению. Команды: а) «ПРЯМО!» (подается под левую ногу). Выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед; б) «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, в стороны) —МАРШ!»
Прекращение движения по команде: «Группа — СТОЙ!» (подается под левую ногу). Выполняется шаг правой, и приставляется левая нога.
Для изменения характера передвижения подаются команды: «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после подачи такой команды
необходимо вести счет до того, как ее начнет выполнять вся группа).
Изменение ширины шага и скорости движения. Команды: «Шире ШАГ!», «Короче ШАГ!», «Ре-ЖЕ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»
Движение бегом. Команда: «Бегом — МАРШ!» При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой начинается движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку Но команде: «Шагом — МАРШ!»). Если музыкального сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу (см. Строевой устав Вооруженных Сил СССР).
Перемена направления фронта захождения плечом. Команды: а) (начало) «Правое (левое) плечо вперед шагом — МАРШ!» (при движении слово «шагом» опускается). По этой команда группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение; б) (конец) «ПРЯМО!», «НА МЕСТЕ!» или «Группа — СТОЙ!»
Движение в обход. Команда: «Налево (направо) в обход шагом — МАРШ!» Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки (рис. 57).
Движение по диагонали. Команда: «По диагонали — МАРШ!»
Движение противоходом. Это движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: «Противоходом направо (налево) шагом — МАРШ!» (рис. 58). Интервал между встречными колоннами — один шаг.
Движение змейкой. Это несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды: «Противоходом налево (направо) шагом — МАРШ!», «Змейкой —МАРШ!» (рис. 59).
Движение по кругу. Команда: «По кругу — МАРШ!» Исполнительная команда подается на середине одной из границ зала или площадки, после чего указывается дистанция, определяющая размер круга.
Размыкания и смыкания
Размыкания — способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания — приемы уплотнения разомкнутого строя.
Размыкание (по строевому уставу Вооруженных Сил СССР). Команда: «Направо (налево) от середины на столько-то шагов разомк-НИСЬ!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево), направо и налево и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между ним и стоящим рядом составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево (направо, к середине) сом-КНИСЬ!» Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание и смыкание можно выполнить бегом. При подаче команды добавляется слово «бегом».
Размыкание приставными шагами. Производится по фронту. Команда: «От середины (вправо, влево) на два (три и т. д.) шага приставными шагами разом-КНИСЬ!» После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние (крайняя) колонны, затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сом-КНИСЬ!» Смыкание всей колонны начинают одновременно.» Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.
Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга!», «Разомкнитесь на вытянутые руки!» и т. д.
Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
Методические указания
1.Команды, как правило, разделяются на предварительные и исполнительные («Шагом — МАРШ!», «Кру-ГОМ!» и т. д.). Есть команды только исполнительные («РАВНЯЙСЬ!», «СМИРНО!» и пр.). Однако перед их подачей преподаватель может добавить
слова «отделение», «группа», «внимание», «колонна» и т. п., чтобы привлечь внимание занимающихся к исполнительной команде. Например: «Группа, СМИРНО!», «Колонна, СТОЙ!»
Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять ее и приготовиться к выполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы, отрывисто и энергично. Чем больше строй, тем протяжнее предварительная команда и больше пауза между предварительной и исполнительной командами и громче подача последней.
Исполнительная команда, являющаяся сигналом к началу работы, по произношению должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если для начала движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно. Следует запомнить, что команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Нужно правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса. Недопустимы как неоправданно тихие команды, так и крикливость.
Подавая команды, преподаватель должен находиться в основной стойке.
2. По предварительной команде занимающийся принимает положение стойки «смирно», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует (в особенности при проведении общеразвиваю-щих упражнений). Если же команда «СМИРНО!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.
3. В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Если по команде занимающиеся должны одновременно выполнять действия из данного исходного положения определенным способом, то по распоряжению допускается выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами. Например: вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подавать команду «Нале-ВО!», лучше отдать распоряжение: «Повернитесь налево».
4. Команды, в которых есть указание о направлении движения, различаются следующим образом: «налево» — движение в указанную сторону с одновременным поворотом; «влево» — движение в указанную сторону без поворота, то есть боком. Например: «Направо на два шага разом-КНИСЬ!» и «Вправо приставными шагами сом-КНИСЬ!»
5. При подаче команды на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей: а) название строя, б) направление движения, в) способ исполнения. Например, при перестроении из колонны по одному в колонну по четыре команда должна быть подана так: «В колонну по четыре налево (направо) шагом — МАРШ!» В движении, если способ передвижения не меняется, его не указывают. В данном случае слово «шагом» опускается.
4—699 97
При размыкании последовательность частей команды будет такой: а) направление, б) величина интервала, в) способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!»
6. При обучении строевым упражнениям, как и любым гим
настическим упражнениям, пользуются методом показа, объясне
ния и обучения по частям (по разделениям). Чаще всего при обу
чении показ сочетается с объяснением, и затем упражнение выпол
няется всей группой одновременно.
Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разделениям. В данном случае для выполнения каждого действия подается отдельная команда. Так, при перестроении из одной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды: 1. «Шаг левой назад, делай — РАЗ!» 2. «Шаг правой в сторону, делай — ДВА!» 3. «Приставить левую, делай — ТРИ!»
При обучении по разделениям ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды может исправить ошибки. Можно рекомендовать разучивать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроение из одной колонны или шеренги в две, строевой шаг и другие разновидности передвижения, размыкание приставными шагами.
Для более успешного овладения строевыми упражнениями це-, лесообразно с первых же уроков проводить учебную практику в составе учебных отделений. Некоторые строевые приемы можно проводить в парах, где один подает команду, а второй ее выполняет.
7. Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых
необходимых для проведения занятий команд одновременно из
всех групп упражнений. Сначала осваивают построения, строевые
приемы, передвижения, а затем размыкания и смыкания. При этом
на каждом уроке следует решать частные, конкретные задачи.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ Характеристика упражнений
Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела и их сочетания, выполняемые с различной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. Они выполняются без предметов и с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками, булавами), на различных гимнастических снарядах, а также со взаимной помощью друг другу (вдвоем). Цель их-—общее физическое развитие и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Общеразвивающие упражнения применяются в занятиях всеми видами гимнастики, и особенно основной. Это объясняется тем, что регулярное выполнение их способствует развитию и укреплению
двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а следовательно, всего организма человека. В результате улучшается физическое развитие, здоровье, работоспособность и жизнедеятельность организма занимающихся.