Музыкальное сопровождение занятий
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой-ним, ДеЙСТВУттТ эстетическому воспитанию за-«мающихся. На уроках гимнастики занимающиеся не толь-
ко слушают музыку, но и выполняют различные упражнения, подчиняя свои действия ее характеру. Такое активное восприятие музыки позволяет занимающимся глубже познать содержание, построение, характер, ритм и другие характеристики различных музыкальных произведений.
2. Повышает эмоциональное состояние занимающихся. Жизнерадостное настроение занимающихся на уроке обостряет их внимание, восприятие, память, сохраняет высокую работоспособность на более продолжительное время, а в целом увеличивает продуктивность урока.
3. Обеспечивает большую действенность упражнений. Положительные эмоции, возникающие у занимающихся при выполнении движений под музыку, невольно вызывают у них стремление действовать более энергично. Кроме того, совпадение главного действия в упражнениях с музыкальным акцентом повышает эффективность этого действия.
4. Освобождает преподавателя от счета во время проведения упражнений и позволяет ему делать занимающимся замечания по качеству выполнения упражнений.
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Музыкальное сопровождение урока гимнастики должно быть подчинено его содержанию. Преподаватель руководит аккомпаниатором на уроке. Для. достижения соответствия музыкального материала характеру упражнений и согласованности действий аккомпаниатора и преподавателя, ведущего урок, преподаватель должен знать те элементы музыкальной грамоты, которые позволяют ему подсказать аккомпаниатору размер и характер наиболее пригодных для каждого конкретного случая музыкальных произведений; вести вариативный счет (по восьмым, четвертям, половинам, по тактам) по ходу выполнения занимающимися упражнений в соответствии с размером и темпом исполнения различных музыкальных произведений; подавать команды к началу, окончанию и переходу от одного упражнения к другому в соответствии с музыкальной фразировкой; составлять упражнения под музыку.
Запись длительности звуков
В любом музыкальном произведении обычно чередуются звуки разной длительности. За единицу счета принимается определенная длительность, чаще всего это одна четверть, соответствующая одному целому счету «раз», или «два», или «три» и т. д. По отношению к длительности звука, принятой за единицу счета, все остальные звуки в данном музыкальном размере будут или равномерными, или вдвое, вчетверто и т. д. длиннее, или вдвое, вчетверо и т. д. короче. Соотношение длительности звуков вдвое длиннее или вдвое короче лежит в основе их записи.
Обычно в одну группу объединяются длительности, приходящиеся на единицу счета. Иногда объединяют весь такт или несколько его долей. Подобный способ записи применяется только в инструментальной музыке.
Музыкальный размер
Ударения. В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения, то есть звучат более громко и отчетливо. Музыкальные ударения повторяются в произведениях простых размеров через равные промежутки времени или по крайней мере следуют друг за другом в строго определенном порядке. Для ведения правильного счета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении. На ударные звуки в марше приходится шаг левой ногой, в обще-, развивающих упражнениях — фаза главного действия.
Такт. Отрывок музыкального произведения между двумя сильными ударениями называется тактом (между двумя тактовыми чертами).
Длительность ноты, которая служит единицей счета, называется долей такта. Число долей в такте определяет его размер. Такт, состоящий из двух долей, называется двухдольным или тактом двухдольного размера. Такт, состоящий из трех долей, назы- , вается трехдольным. Доля такта, на которую падает сильное ударение, называется сильной долей и является первой долей такта. Остальные доли такта в простых размерах — слабые доли.
Если на первую долю такта приходится пауза или звук последней доли такта переходит без перерыва звучания на первую долю в следующий такт, то ударения в этих случаях смещаются (синкопы). Таким образом, в музыкальных произведениях двухдольного размера сильные и слабые доли чередуются через равные промежутки времени. На счет «раз» приходится сильная, на «два» — слабая доля такта. В произведениях трехдольного размера на каждую сильную долю «раз» приходятся две слабые — «два», «три».
Размер указывается в начале нотной записи после ключа и ключевых знаков в виде двух цифр. Верхняя цифра показывает число долей в такте, а нижняя — длительность, которая принята за долю такта (см. примеры 1 и 2).
Сравнив музыкальные отрывки из русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» и из произведения Д. Кобалевского «Школьные годы», легко обнаружить разницу в размере простым счетом или дирижированием. Если в первом отрывке счет «раз» в каждом такте равномерно чередуется со счетом «два», то во втором — на каждый счет «раз» в такте приходится еще два счета — «два», «три» до сильной доли следующего такта.
При дирижировании трехдольного размера рука движется вниз — «раз», затем в сторону от себя — «два» и по треугольнику вверх — «три».
Простыми размерами называются двух- и трехдольные. Такт сложного размера состоит из нескольких тактов простых размеров, объединенных в различных сочетаниях. Например, объединение двухдольного такта с двухдольным образует такт четырехдольного размера.
В сложных размерах сильные ударения первых долей объединенных тактов сохраняются. Однако ударения на первую долю такта, стоящую за тактовой чертой, относительно сильнее. Поэтому иногда трудно различить на слух двух- и четырехдольный
размер.
Возможные ошибки в этом определении в практике проведения занятий гимнастикой существенного значения не имеют.
Затакт. Иногда музыкальное произведение начинается с неполного такта — со звука без ударения. Такой неполный первый такт называется затактом. В этих случаях, пропустив затакт, счет следует вести со счета «раз» первого полного такта. Затакт может служить сигналом к выполнению упражнений без команды преподавателя, когда такая команда бывает нежелательной (на соревнованиях, выступлениях и т. п.).
Ритм
Когда мы поем или играем хорошо знакомую мелодию, то не считаем долей такта. Тем не менее этот счет мы все время подсознательно ощущаем. Это часто выражается в наших непроизвольных движениях в такт с песней. Длительность отдельных звуков мелодии чаще всего не совпадает с долями такта. Однако бессознательный отсчет долей не нарушается.
Таким образом, метрические доли счета не совпадают с действительной длительностью звуков. Например, в произведении Д. Покрасса «Прощание».
Метрические доли отсчитываются так: |
Действительная длительность звуков такова: |
Перед составлением композиции вольных упражнений необходимо хорошо изучить ритмическую фигуру выбранного музыкального произведения. Чем точнее совпадение движений с ритмической фигурой музыкального произведения, тем богаче, выразительней и ярче они будут восприниматься, тем полнее будет единство музыки и движений.
мической фигурой — |
Например, в отрывке музыкального произведения с такой рит-
возможен такой вариант
композиции:
1. Правую руку вперед.
2. Левую руку вперед.
3. Руки в стороны.
4. Руки вниз.
Чтобы композиция соответствовала ритмической фигуре этого отрывка, нужно внести в нее дополнительное движение.
1. Правую руку вперед.
2. Левую руку вгТеред.
3. Руки перед грудью (восьмая). — И — руки в стороны (восьмая).
4. Руки вниз.
Фразировка
Излагая какую-либо мысль, мы расчленяем нашу речь на отдельные предложения, фразы. Музыкальные произведения тоже расчленяются на определенные построения. Отличия в изложении мысли словами и музыкой заключаются лишь в том, что построения в музыке более упорядочены. Если в разговорной речи предложения и фразы, выражающие мысль, как правило, различны по размеру (количество слов, время произношения), то в музыке эти куски обычно равномерны.
Наиболее простое построение музыкального произведения, в котором отдельные куски равномерны, называется квадратным. Однако его нельзя считать общим законом построения музыкальных произведений. По своей длительности музыкальные построения иногда могут находиться между собой в самых разнообразных
ритмических соотношениях (симфонические произведения, оперные и т. п.), но поскольку для музыкального сопровождения занятий гимнастикой чаще всего выбираются музыкальные произведения квадратного строения, речь пойдет именно о такой структуре.
Наименьшее (практически значимое в гимнастике) построение, занимающее чаще всего четыре такта в музыкальных произведениях простого и два такта в произведениях сложного размера, ' называется музыкальной фразой.
На слух граница фразы воспринимается как кратковременный (действительный или воображаемый) перерыв звучания, как контрастный скачок музыкальной мысли в виде вопроса и ответа.
Если считать по четвертям, теина фразу приходится в музыкальных произведениях двух- и четырехдольного размеров 8 счетов, трехдольного размера — 12, или, как это обычно делается в практике занятий гимнастикой, 4 счета по тактам.
Для удобства ведения счета, составления и записи упражнений принято (только для проведения занятий гимнастикой) считать за фразу отрывок музыкального произведения двух- и четырехдольного размеров, заключающего в себе 8 счетов по четвертям, в произведениях трехдольного размера — 8 счетов по тактам.
Вдвое больший отрывок музыкального произведения называется предложением. Два предложения составляют период, которым обычно завершается музыкальное произведение полностью или его законченная часть.
Знание структуры музыкальных произведений, умение на слух определять начало и конец не только крупных музыкальных построений— периодов, но также предложений и фраз необходимо для грамотного проведения занятий с музыкальным сопровождением.
Преподаватель, знающий фразировку, может составлять упражнения, вести счет, подавать команды в полном соответствии с музыкальным сопровождением.
Составление упражнений. Отдельные упражнения и композиции (общеразвивающие упражнения, разновидности передвижения, подскоки, танцевальные движения, вольные упражнения) могут быть составлены на 2, 4, 8, 16, 32 счета, а при большей продолжительности — на количество счетов кратное 32 (в отдельных случаях 16). В противном случае при переходах от одних упражнений к другим, различным по характеру выполнения, акценты и окончания упражнений не будут совпадать с музыкой.
Счет. Если счет ведется на «раз-два», то начинать его можно с любого такта двух- или четырехдольного размера, лишь бы счет «раз» совпадал с сильной долей. При счете на «четыре» счет «раз» должен обязательно совпадать с первой долей такта четырехдольного размера и нечетной двухдольных тактов. Когда счет ведется на «восемь», счет «раз» должен попасть на первую долю такта, с которого начинается музыкальная фраза. Иначе окончание упражнений не совпадает с концом музыкального периода.
Команды. Команды для перемены способа передвижений или для переходов с одного упражнения на другое должны подаваться
на стыке музыкальных периодов, так как новое упражнение или новый способ передвижения требует изменения музыкального произведения. Команду для окончания упражнений следует подавать с концом музыкального периода. Окончание выполнения упражнения даже с концом четной фразы (предложения) совпадает с неустойчивым звуком и вызывает неприятное ощущение.
ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Значительная часть упражнений, выполняемых на занятиях гимнастикой (ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие и вольные упражнения, танцевальные и даже некоторые акробатические упражнения), проводится с музыкальным сопровождением.
В зависимости от содержания, назначения, темпа и ритма упражнений подбираются наиболее подходящие музыкальные произведения. По этому же принципу даже одно и то же музыкальное произведение по названию и темпу исполнения может сопровождаться различным счетом: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.
Ходьба. Для ходьбы обычно подбираются музыкальные произведения двух- и четырехдольного размеров: марш, песня, полька и др. Произведения типа польки можно рекомендовать в тех слу- -чаях, когда ходьба чередуется с подскоками.
Счет ведется, как правило, по четвертям.
Для остановки движения подается команда: «Группа» — на 1-й счет, «СТОЙ!» — на 5-й счет последней фразы музыкального периода.
Бег. Для бега также используются музыкальные произведения двух- и четырехдольного размеров: галоп, полька, песня и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения.
В зависимости от конкретного музыкального произведения и темпа его исполнения счет можно вести как по четвертям, так и по восьмым.
Для перехода с бега на шаг и наоборот подаются команды: «Шагом» («бегом»)—на 1-й счет (реже на 5-й) «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода.
Подскоки. Для подскоков чаще всего пользуются музыкальными произведениями двух- и четырехдольного размеров: полька, галоп, песни и др. В большинстве случаев счет ведется по четвертям, реже — по восьмым.
Подскоки рекомендуется заканчивать ходьбой. Для перехода с подскоков на ходьбу подается команда: «На месте» — на 5-й, «шагом»— на 7-й и «МАРШ!» — на 8-й счет последней фразы музыкального предложения или периода.
Разновидности передвижения и упражнения на ходу. Как бы ни были разнообразны упражнения на ходу, музыкальный материал следует подбирать исходя из способа пере-
движения. Это будут такие же произведения, как для ходьбы, бега, подскоков, преимущественно двух- и четырехдольного размеров.
В зависимости от способа передвижения группы, содержания упражнений и конкретного музыкальногоп роизведения счет следует максимально варьировать: по восьмым, четвертям, половинам и по тактам.
Группа начинает, изменяет и заканчивает упражнения не прекращая движения. Для начала упражнений на ходу подаются команды: «Упражнение начи-НАЙ!» или «МАРШ!» — в зависимости от того, что будет выполняться после команды.
Команда «Упражнение начи-НАЙ!» подается: «Упражнение» — на 1-й, «начи» — на 5-й, «НАЙ!» и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода.
Для окончания упражнений подаются команды: «Обычным шагом— МАРШ!» или просто «Шагом (или бегом)—МАРШ!», также в зависимости от того, какие упражнения предшествовали команде.
Команда «Обычным шагом МАРШ!» подается: «Обычным» — на 5-й счет, «шагом» — на 6-й и «МАРШ!» — на 7-й счет последней фразы музыкального периода. Команда «Шагом (или бегом) — МАРШ!» подается так же, как при беге.
Танцевальные движения. Для танцевальных движений используются разнообразные музыкальные произведения: вальс, полька, галоп, мазурка, народные танцевальные мелодии и т. п.
При обучении занимающихся какому-либо танцевальному ходу или фигуре счет следует вести на каждое движение. Например, переменный шаг и шаг польки состоит из четырех движений. Один переменный шаг сочетается с одним тактом двухдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по восьмым: «раз» — «и» — «два» — «и». Шаг вальса и большой шаг мазурки состоят из трех движений и занимают один такт трехдольного размера. Следовательно, счет нужно вести по четвертям: «раз», «два», «три». Если танцевальное движение заканчивается ходьбой (а после галопа это желательно), то подается команда «Шагом — МАРШ!» Для прекращения танцевального движения подается команда «Стой!» с последним счетом последней фразы музыкального периода.
Общеразвивающие упражнения. Беспредельное разнообразие общеразвивающих упражнений по форме, характеру, темпу и ритму требует соответствующего репертуара для музыкального сопровождения. Общеразвивающие упражнения можно проводить под музыку любого размера. Важно, чтобы музыкальные произведения были доступны, удобны по темпу и ритму, способствовали повышению эмоционального состояния и эстетическому воспитанию занимающихся.
Чтобы облегчить выбор музыкального произведения, все общеразвивающие упражнения можно разделить на две группы. В одну из них входят такие, в которых все фразы движений равноценны. Преимущественно это упражнения на силу: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания, поднимание ног в седе и т. п. Для
таких упражнении можно пользоваться музыкальным материалом любого размера, предпочитая трехдольный (вальс). Трехдольный размер особенно рекомендуется для плавных упражнений, составленных на несколько счетов (круговые движения туловищем, наклоны назад и т. п.), при выполнении которых желательно сохранять равномерную плавность движений. В музыкальном произведении двухдольного размера слишком контрастны сильные и слабые доли такта. Это вынуждает занимающихся непроизвольно расчленять неделимое целостное движение на два. В трехдольном размере контрасты между сильными и слабыми долями менее выражены, что способствует выполнению движений в заданном характере.
Другую группу составляют упражнения, в которых явно выражены две фазы: фаза основных действий, для выполнения которой должны быть приложены значительные усилия, и малоэффективное, но вынужденное возвращение в исходное положение. Преимущественно это упражнения для развития гибкости: взмахи ногами, рывковые движения руками и т. п. Для таких упражнений лучше всего подходит музыкальное произведение двух- и четырехдольного размеров. Причем фаза основных действий должна совпадать с сильной долей такта. В данном случае музыкальный акцент вызывает более энергичные действия занимающихся. В зависимости от нужного темпа и особенностей музыкального произведения двух-или четырехдольного размера счет можно вести по четвертям, по половинам, иногда по восьмым. При исполнении произведений трехдольного размера типа вальса счет обычно ведется по тактам и совпадает с сильными долями.
Вольные упражнения. Подбирая музыку для вольных упражнений, нужно учитывать прежде всего их назначение. Одни композиции вольных упражнений составляются для массовых показательных выступлений, другие — для соревнований.
Найти музыкальное произведение, которое удовлетворяло бы всем требованиям, довольно трудно. В одних случаях произведение выходит за рамки установленного правилами соревнования времени, в других оно не отвечает специальным требованиям, в третьих— не соответствует наклонностям и возможностям индивидуальных исполнителей.
В зависимости от конкретных условий можно воспользоваться одним из следующих вариантов решения этой проблемы:
а) сделать купюры в выбранном музыкальном произведении,
пропуская те его части, которые мало соответствуют характеру за
думанной композиции вольных упражнений;
б) создать компеляцию из различных музыкальных произведе
ний одного или нескольких авторов;
в) на выбранную тему сделать обработку или вариации;
г) на готовую композицию вольных упражнений написать новую
музыку.
Все эти варианты подбора музыкального сопровождения для произвольных вольных упражнений успешно применяются на практике.
Часть II ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Глава VII