Правила эксплуатации залов и оборудования
Для большей эффективности учебно-тренировочного процесса снаряды в залах рекомендуется размещать, придерживаясь следующих правил:
1. Переносные снаряды расставлять в зависимости от размещения постоянных.
2. Учитывать содержание предстоящего занятия и меры безопасности.
Накопленный опыт позволяет рекомендовать следующее:
* Ю. Ипполитов, В. Калогномос. Судейство соревнований по гимнастике. Гл. IV. М., ФиС, 1972.
а) однотипные снаряды лучше устанавливать ближе один к
другому, а переносные не очень далеко от мест их хранения, что
бы не тратить времени на переноску;
б) размещать снаряды и учебные отделения около них сле
дует так, чтобы быстро, кратчайшим путем переходить от одного
вида занятий к другому не мешая друг другу.
Правила эксплуатации залов и оборудования обязаны строго соблюдать как преподаватели (учителя, тренеры), так и занимающиеся. Основные требования сводятся к следующему:
1. Бережно обращаться с оборудованием и инвентарем. Умело готовить их к занятиям и убирать после них. Для перевозки пользоваться специальными тележками или переносить избегая порчи снарядов и полов в зале.
2. Научить занимающихся аккуратно обращаться с магнезией, не загрязнять ею воздух. Окончив занятие, очистить гриф перекладины, жерди брусьев, кольца или ручки коня от магнезии, протереть полотенцем; маты протереть влажной тряпкой. Убирать снаряды и маты в отведенные для них места.
3. Хранить снаряды и инвентарь в специально отведенных для них помещениях или нишах, подальше от отопительных приборов.
4. Ежедневно убирать зал. Горячей водой мыть не только полы, но и стены, подоконники, двери и др. Мягкий инвентарь (акробатические дорожки, ковер для вольных упражнений и др.) регу--лярно чистить пылесосом.
5. В перерывах между занятиями протирать полы влажной тряпкой, зал проветривать (это делают занимающиеся или дежурные).
Перед входом в зал вывешивают инструкцию, содержащую правила поведения занимающихся в зале. Основные требования следующие:
а) входить в зал только в гимнастическом костюме, с препода
вателем;
б) во время занятий точно выполнять указания учителя, по
могать товарищам;
в) до подхода к снаряду изучить правила безопасности, прие
мы самостраховки;
г) бережно пользоваться магнезией, следить за чистотой в
зале;
д) не уходить из учебного отделения (подгруппы) или из зала
без разрешения учителя (тренера);
е) закончив занятие, протереть снаряд и убрать его на место;
ж) выходить из зала после занятий организованно.
ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Гимнастическая площадка — специально оборудованный, озелененный участок земли, на котором проводятся занятия гимнастикой. Размеры площадки 40x26 м*. Для занятий со школьника-
* Нормы проектирования Госстроя СССР. М., 1967, стр. 8.
ми размер ее может быть и меньше — 30X24 м. Такую площадку на школьном участке, на стадионе, в парке или при ЖЭКе можно оборудовать своими силами*.
На гимнастической площадке устанавливают гимнастический городок с подвесными снарядами, гимнастической стенкой, лестницами, местом для общеразвивающих и вольных упражнений, местами для прыжков, дорожкой для ходьбы и бега, с местами для размещения переносных снарядов (коня, бревна, брусьев и др.), а также с навесом для хранения снарядов, местом для музыкального инструмента и скамейками для отдыха.
В гимнастическом городке, как правило, основные снаряды, особенно подвесные и стационарные, объединены в один комплекс. В его основе деревянные столбы, врытые в землю, или металлические стойки высотой 4,5—6 м с прочными горизонтальными перекладинами, на которых укрепляют подвесные снаряды. Конструкции могут располагаться в одну линию либо иметь четырехугольную форму. На конструкции крепят кольца, канаты, шесты, лестницы, гимнастическую стенку, перекладину (одну или две — высокую и низкую) и др. Остальные снаряды расставляют на площадке с учетом рекомендаций, указанных выше.
На детской гимнастической площадке должны преобладать снаряды, приспособленные для детей разного возраста, и оборудование для лазаний, перелезаний, упражнений в равновесии, различных игр и эстафет.
В общий комплекс гимнастической площадки входит и специально приспособленная площадка для выполнения общеразвивающих, вольных упражнений группой и др. Поверхность ее, как и дорожки для ходьбы и бега, должна быть земельно-песчаной (или глинобитной), так как на травяной поверхности после дождя и при росе заниматься скользко.
Для приземления после соскоков и прыжков возле снарядов могут быть оборудованы ямы, чаще всего размером 2x3 м, которые засыпают доверху опилками (3А). смешанными с чистым
песком.
В зависимости от места расположения (городок, поселок, спортивно-оздоровительный, пионерский или другой лагерь и т. п.) гимнастическая площадка может включать в себя, например, естественные (и искусственные) сооружения: канавы, окопы, завалы, а также специальную полосу препятствий (в воинских подразделениях) и др.
Желательно, чтобы гимнастическая площадка гармонично вписывалась в ландшафт местности, была хорошо озеленена. Вблизи от нее необходим водоем с чистой водой для купания. Около площадки располагают скамейки для отдыха занимающихся (после занятий или начала их).
Учитывая большое гигиеническое значение занятий гимнасти-
* В южных районах и средней полосе СССР длительное время года занятия полезно и нужно проводить на открытых площадках.
кой на свежем воздухе, необходимо стремиться к тому, чтобы и обычные учебные занятия (уроки физической культуры в школе, занятия в других учебных заведениях, подготовка и сдача норм комплекса ГТО и другие виды занятий и тренировки спортсменов) проводились на открытых площадках.
Велико значение гимнастической площадки в общеобразовательных школах и школах-интернатах. Здесь рекомендуется площадка размером 15X40 м с комбинированной установкой, включающей в себя подвесные снаряды (кольца, трапеции, канаты, шесты, гимнастические лестницы и удлиненные перекладины, стенка на 12 пролетов, бум и брусья) *.
Глава V