Характеристика разделов программы «са-фи-дансе»
Вступление
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности — античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента — гимнастика и ритмический танец.
В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых об-щеразвивающих упражнениях. Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими
Вступление
и упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях. В этой связи актуальной становится проблема разработки программы по физическому воспитанию для дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных эффективных разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.
Оздоровительно-развивающая программа «Са-Фи-Дан-се»по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения — от трех до семи лет.
Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении (Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение, 1985, 1987). В программе «Са-Фи-Дансе» представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика (см. табл. 1).
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную
форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Основной целью программы «Са-Фи-Дансе»является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе «Са-Фи-Дансе» создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
В то же время немаловажным является вооружение специалистов дошкольных учреждений нестандартной оздоровительно-развивающей программой по физическому воспитанию ребенка и подготовке его к обучению в общеобразовательной школе.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задачдля детей 3—7 лет.
1. Укрепление здоровья:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
формировать правильную осанку;
содействовать профилактике плоскостопия;
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2 Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
При распределении разделов программы по годам обучения учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности ребенка от 3 до 7 лет. Занятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся два раза в неделю из расчета 68 часов в год (таблица 2).
Таблица 2
Планирование занятий по танцевально-игровой гимнастике (час)
Сетка часов при двухразовых занятиях в неделю
При трехразовых (и более) занятиях в неделю время на отведенные разделы пропорционально увеличивается, используется дополнительный материал. Если группа детей начинает заниматься танцевально-игровой гимнастикой не с 3—4 лет, а с более позднего возраста, то целесообразно пройти материал программы первого года обучения, но в более короткие сроки.
ИГРОГИМНАСТИКА.
2.1. Строевые упражнения.Построение в шеренгу и в колонну по команде. Передвижение в сцеплении. Построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом. Построение врассыпную, бег врассыпную. Перестроение из одной шеренги в несколько по ориентирам.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета.Основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами. Основные движения туловищем и головой. Полуприсед, упор присев, упор лежа на согнутых руках, упор стоя на коленях, положение лежа. Комплексы общеразвивающих упражнений.
Упражнения с предметами.Упражнения с погремушками, султанчиками (хлопками).
2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.Свободное опускание рук вниз. Напряженное и расслабленное положения рук, ног.
Потряхивание кистями рук. Расслабление рук с выдохом. Упражнения на осанку, стоя спиной к опоре. Имитационные, образные упражнения.
2.4. Акробатические упражнения.Группировки. Сед ноги врозь, сед на пятках. Перекаты в положении лежа, руки вверх и в седе на пятках с опорой на предплечья. Равновесие на носках с опорой и без нее. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.
ИГРОТАНЦЫ.
3.1. Хореографические упражнения.Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.
3.2. Танцевальные шаги.Шаг с носка, на носках, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Комбинации из танцевальных шагов.
3.3. Ритмические танцы«Хоровод», «Мы пойдем сначала вправо», «Танец сидя», «Галоп шестерками» (на приставном шаге), «Если весело живется», «Танец утят», «Ла-вота», «Кузнечик».
ИГРОГИМНАСТИКА.
2.1. Строевые упражнения.Построение в шеренгу и колонну. Повороты переступанием по команде. Перестроение в круг. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога. Передвижение в обход шагом и бегом.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета.Ходьба на носках и с высоким подниманием бедра. Сочетание основных движений прямыми или согнутыми руками. Стойка на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения головой. Сочетание упоров с движениями ногами.
Упражнения с предметами.Упражнения с платочками, шарфиками, косынками.
2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.Потряхивание кистями и предплечьями. Раскачивание руками из различных исходных положений. Контрастное движение руками на напряжение и расслабление. Расслабление рук в положении лежа на спине. Посегментное свободное расслабление рук в положении лежа на спине, потряхивание ногами из положения лежа на спине. Лежа на спине при напряжении мышц — выдох; при расслаблении мышц — вдох. Упражнения на осанку в стойке: руки за спину с захватом локтей. Имитационные, образные упражнения.
2.4. Акробатические упражнения.Группировка в положениях лежа и сидя, перекаты в ней вперед — назад. Из упора присев переход в положение лежа на спине. Сед ноги врозь широко. Равновесие на одной ноге с опорой и без опоры. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.
ИГРОТАНЦЫ.
3.1. Хореографические упражнения.Танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо/налево, переступая на носках, держась за опору. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.
3.2. Танцевальные шаги.Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный в сторону, переменный и русский хороводный шаги. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, то же — с поворотом на 360°. Поворот на 360° на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.
3.3. Ритмические и бальные танцы«Автостоп», «Большая прогулка», «Вару-вару», полька «Старый Жук», «Большая стирка», «Полька-хлопушка», «Матушка-Россия».
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, работа одним пальцем, круговые движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т.д. пальцев, «сцепление», соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой рукой («здороваются»), движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола.
Упражнения пальчиками с речитативом.
7. ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ.Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме.
8. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ«Карлики и великаны», «Найди предмет», «Два Мороза», «Птица без гнезда», «Автомобили», «Воробушек», «Космонавты», «Усни-трава», «Поезд», «Музыкальные стулья»; музыкально-подвижные игры по ритмике и с использованием строевых и общеразвивающих упражнений.
9. ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ«Лесные приключения», «Времена года», «На выручку карусельных лошадок», «Путешествие в Кукляндию», «Космическое путешествие на Марс», «В мире музыки и танца».
10. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА.Музыкально-творческие игры «Аи да я!», «Творческая импровизация». Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка картин».
ИГРОГИМНАСТИКА.
2.1. Строевые упражнения.Построение в шеренгу и колонну по сигналу. Повороты направо, налево, по распоряжению. Строевые приемы «Становись!», «Разойдись!» в образно-двигательных действиях. Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаге и беге по ориентирам. Перестроение из одной шеренги в несколько уступами по образному расчету и ориентирам. Размыкание по ориентирам. Перестроение из одной колонны в две, три колонны по выбранным водящим.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета.Комбинированные упражнения в стойках. Присед. Различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев. Комбинированные упражнения в седах и положении лежа. Сед «по-турецки». Прыжки на двух ногах.
Упражнения с предметами.Основные положения и движения в упражнениях с лентой (элементы классификационных групп).
2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.Посегментное расслабление рук на различное количество счетов. Свободное раскачивание рукамипри поворотах туловища. Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя. Потряхивание ногами в положениистоя. Свободный вис на гимнастической стенке. Дыхательные упражнения в имитационных и образных снижениях. Упражнения на осанку в седе и седе «по-турецки».
2.4. Акробатические упражнения.Группировки в приседеи седе на пятках. Перекаты вправо и влево из группировки в седе на пятках с опорой на предплечья. Переход из седа в упор стоя на коленях. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Комбинации акробатических упражнений в образно-двигательных действиях.
ИГРОТАНЦЫ.
3.1. Хореографические упражнения.Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук: напоясе и перед грудью. Полуприседы и подъемы на носки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги, стоя боком к опоре. Выставление ноги назад на носок и поднимание ноги, стоя лицом к опоре. Прыжки выпрямившись, опираясь на опору. Перевод рук из одной позиции в другую. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры.
3.2. Танцевальные шаги.Шаг галопа вперед и в сторону. Шаг польки. Пружинные движения ногами на полуприседах, кик-движение. Шаг с подскоком. Русский попеременный шаг. Шаг с притопом. Русский шаг-при падание. Комбинации из изученных танцевальных шагов.
3.3. Ритмические и бальные танцы«Современник», «Ма-карена», «Полька», «В ритме польки», «Русский хоровод», «Падеграс», «Конькобежцы», «Травушка-муравушка», «Модный рок», «Артековская полька», «Давай танцуй».
ИГРОГИМНАСТИКА.
2.1. Строевые упражнения.Строевые приемы «Направо!», «Налево!», «Крутом!» при шаге на месте, переступа-ннем. Строевой шаг на месте, походный шаг в передвижении. Упражнение типа задания в ходьбе и беге по звуковому сигналу, на внимание. Размыкание колонн на нытянутые руки вперед и в стороны. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки и по ориен-Гирам.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета.Прыжки на двух ногах и одной ноге, с ноги на ногу. Общеразвивающие упражнения по типу «Зарядка».
Упражнения с предметами.Основные положения и движения в упражнениях с флажками, мячами, обручами (элементы классификационных групп).
2.3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательныеи на укрепление осанки.Посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и положения лежа на спине. Посегментное расслабление ног из положения лежа на спине ноги вперед (в потолок). Расслабление всего тела, лежа на спине. Свободное, расслабленное раскачивание ноги, стоя боком к опоре на одной ноге и держась за нее. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях: с проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук. Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.), лежа на спине и на животе.
2.4. Акробатические упражнения.Акробатические комбинации из пройденных упражнений. Горизонтальное равновесие на одной ноге с опорой и без опоры («ворона»).
ИГРОТАНЦЫ.
3.1. Хореографические упражнения.Русский поклон. "Открывание» руки в сторону и на пояс, стоя боком к опоре. Полуприседы и подъемы на носки с движением руки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед, в сторону, назад — «крестом», «носок-пятка». Наклоны туловища, стоя спиной и боком к опоре. Подъемы ног и махи ногами через выставление ноги на носок. Прыжки, стоя лицом к опоре, из первой позиции ног во вторую. Перевод рук из одной позиции в другую на шаге. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры и вне ее.
3.2. Танцевальные шаги.Шаг с подскоком с различными движениями руками. Поочередное пружинное движение ногами в стойке ноги врозь. Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону, руки в стороны. Основные движения русского танца: тройной притоп, «припадание» с поворотом, «елочка», «гармошка», «ковырялочка».
Основные движения танцев «Ча-ча-ча», «Самба», «Полонез»; комбинации из изученных шагов.
3.3 Ритмические и бальные танцы.«Танец с хлопками», «Тайм-степ», «Спенк», «Слоненок», «Круговая кадриль», «Полька тройками», «Полонез», «Московский рок», «Самба», «Божья коровка».
ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к занимающимся, по освоению знаний, умений и навыков программы «СА-ФИ-ДАНСЕ»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (младшая группа). По
прошествии первого года обучения занимающиеся получают следующие знания, умения и навыки. Знают назначение спортивного зала и правила поведения в нем. Умеют ориентироваться в зале, строиться в шеренгу. Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (средняя группа).После второго года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (старшая группа).По окончании обучения занимающиеся знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (подготовительная группа).После четвертого года обучения занимающиеся знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
Год обучения
УРОКИ 1-2
I
Строевые упражнения.Построение в шеренгу и колон-по команде (образно-двигательные действия «солдатики»).
Игроритмика.Хлопки в такт музыки (образно-звуко-действия «горошинки»).
II
Построение врассыпную.
Общеразвивающие упражнения без предмета.Основные упражнения прямыми и согнутыми руками и ногами, выполняемые под музыку.
Танцевальные шаги.Шаг с носка, на носках. Музыкально-подвижная игра«Найди свое место» («У ребят порядок строгий»). Все дети стоят в шеренге (колонне), команде руководителя «Разойдись!» звучит веселая мука, играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют, передвигаются под музыку. Звучит команда: «Быстро местам!» Музыка прекращается. Все учащиеся должны быстро занять свои места в шеренге (колонне). Руководитель
отмечает тех, кто правильно занял место в строю. Второй вариант. Играющие стоят в шеренге. По сигналу руководителя «На прогулку!» дети расходятся по залу
(Здесь и далее: I — подготовительная часть урока; II основнаячасть урока; III — заключительная часть урока.)
гуляют. Руководитель произносит слова: «У ребят по рядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее» Дети отвечают: «Тра-та-та, тра-та-та!» По сигналу руководителя дети быстро строятся в шеренгу в указанное месте. Построение может быть в колонну или круг, по периметру или посередине зала. Игру можно проводить под музыку и без нее.
III
Игровой самомассаж. Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме.
УРОКИ 3-4
I
Строевые упражнения. Повторить уроки 1—2. Передвижение в сцеплении за руки («гусеница»). Игроритмика. Повторить уроки 1—2.
II
Построение врассыпную.
Общеразвивающие упражнения без предмета. Повторить уроки 1—2. Основные движения туловищем и головой.
Танцевальные шаги. Повторить уроки 1—2.
Музыкально-подвижная игра. Повторить уроки 1—2 (вариант 2).
III
Игровой самомассаж. Повторить уроки 1—2.
УРОКИ 5-6
I
Музыкально подвижная игра«Нитка — иголка». Играющие строятся в шеренгу, берутся за руки и поворачиваются в колонну. Руководитель-водящий встает впереди: он — «иголка», дети — «нитка». Куда иголка идет — туда и нитка тянется. Руководитель ведет детей залу, что-то обходит, где-то проползает, идет «змейкой» по кругу и т.д. Водящего можно менять. Игра выполняется под музыку и без нее.
Строевые упражнения. Повторить уроки 1—2. Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом — «Хоровод»; ориентиры вправо, влево, к центру, от центра (муз. Б. Карамышева «Русский лирический»).
Игроритмика. Повторить уроки 1—2.
Танцевальные шаги. Повторить уроки 1—2.
II
Построение врассыпную.
Общеразвивающие упражнения без предмета. Повторить уроки 1~4. Полуприсед; упоры: присев, лежа на согнутых руках, стоя на коленях; положение лежа.
Акробатические упражнения. Группировки. Сед ноги врозь, сед на пятках.
III
Игровой самомассаж. Повторить уроки 1—2.
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Поднимание рук — на вдохе. Свободное опускание рук — на выдохе.
Речитатив:
Носом — вдох,
А выдох — ртом,
Дышим глубже,
А потом —
Марш на месте,
Не спеша,
Коль погода хороша!
УРОКИ 7-8
Строевые упражнения.Повторить уроки 1—6.
Игроритмика.Повторить уроки 1—2. Ходьба сидя на]стуле.
II
Построение врассыпную.
Общеразвивающие упражнения без предмета.Повторить уроки 1—6. Комплекс общеразвивающих упражнений] из пройденного материала, выполняемый под музыку.
Акробатические упражнения.Повторить уроки 5—6.
Хореографические упражнения.Полуприседы, подъемы! на носки, держась за опору.
Танцевальные шаги.Повторить уроки 1—2. Полуприсед на одной ноге, другую — вперед на пятку.
Музыкально-подвижная игра.Повторить игру «Нит-| ка — иголка» (уроки 5—6).
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.Напряженное и расслабленное поло жения рук и ног в образно-двигательной форме и различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя.
УРОКИ 9-10
Игроритмика.Ходьба сидя на стуле. Хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»).
Строевые упражнения.Построение в шеренгу («солдатики»), в круг. Передвижение по кругу в различных направлениях. Бег врассыпную. Музыкально-подвижная игра «Найди свое место» (в кругу) (уроки 1—2).
II
Общеразвивающие упражнения без предмета.Комплекс ОРУ из пройденного материала, выполняемый под музыку.
Акробатические упражнения.Повторить уроки 5—6.
Хореографические упражнения.Стойка руки на пояс и i.i спину. Повторить уроки 7—8.
Танцевальные шаги.Повторить уроки 7—8. Пружинные Полуприседы.
Ритмический танец«Танец сидя».
Веселый танец-игра исполняется под музыку любой польки. Все участники танца сидят на стульях, перед ними — ведущий. Он показывает движения, которые все ребята повторяют, предварительно не разучивая. Первые два раза можно комментировать движения какими-либо словами-подсказками. С каждым разом темп исполнения убыстряется. Важно сделать все движения точно, красиво И ничего не перепутать. (Тот, кто ни разу не ошибется, может быть награжден.)
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на крепление осанки.Повторить уроки 5-8. Расслабление с выдохом.
УРОКИ 11-12
I
Игроритмика.Повторить уроки 9—10.
Строевые упражнения.Перестроение из одной шеренги в несколько по распоряжению и ориентирам («Шишки, желуди, орехи» — образно-двигательные действия).
II
Общеразвивающие упражнения с предметом.Упражнения с погремушками, султанчиками, хлопками.
Акробатические упражнения.Перекаты в положении лежа, руки вверх («бревно») и в седе на пятках с опорой на предплечья.
Хореографические упражнения.Повторить уроки 9—10. Свободные, плавные движения руками.
Танцевальные шаги.Повторить уроки 9-10. Приставной шаг в сторону.
Ритмический танец«Танец сидя» (повторить уроки 9—10).
Музыкально-подвижная игра«Цапля и лягушки». Все играющие — лягушки, а один человек— цапля (стоит посредине круга). Под веселую музыку лягушки
Начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе, и они помогаютей ловить остальных лягушек. Игра проводится несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами-лягушками. Выделяется лучшая цапля.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на крепление осанки.Повторить уроки 9—10. Расслабление с выдохом.
УРОКИ 13-14
I
Игроритмика.Повторить уроки 9—10. Строевые упражнения.Повторить уроки 11—12.
II
Общеразвивающие упражнения с предметами. Повторить уроки 11—12.
Ритмический танец«Кузнечик». («Песня о кузнечике» на муз. В. Шаинского).
Описание танца Первый куплет.
А.1—2 — два пружинистых полуприседа с двумя ударами руками по коленям.
3—4 — два пружинистых полуприседа и два хлопка в ладоши перед собой.
5—8 — повторить счет 1-4.
Б. 1—2 — два пружинистых полуприседа со скрестными движениями руками справа («ножницы»).
3—4 — повторить счет 1—2 в другую сторону.
5—6 — два пружинистых полуприседа с двумя ударами кулака о кулак справа («молоточки»).
7—8 — повторить счет 5—6 в другую сторону.
Припев.«Представьте себе...»
А. 1-2 прыжком — стойка ноги врозь, руки в стороны — книзу ладонями вперед.
3-4- прыжком — стойка ноги вместе, руки напояс.
5-8- четыре подскока на месте с поворотом на 360° вправо.
Б. — повторить движения части А.
Акробатические упражнения.Повторить уроки 11—12.
Музыкально-подвижная игра«Цапля и лягушки» (уроки 11-12).
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на| укрепление осанки.Повторить уроки 11-12. Упражнения на укрепление осанки, стоя спиной к опоре.
УРОКИ 15-16
I
Строевые упражнения.Построение в шеренгу, круг.
Танцевальные шаги.Приставные шаги в сторону. Шаг с небольшим подскоком.
Игроритмика.Акцентированная ходьба с выделением сильной доли такта (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком, сидя на стуле.
II
Танцевально-ритмическая гимнастика.Упражнение с погремушками, султанчиками или хлопками «У оленя дом! большой» (французская народная песня «Большой олень»;: И. Мазнин, А. Фомин). Построение лицом в круг, предмет в руках.
Первый куплет.
А.1—8 — восемь акцентированных шагов вперед к центру с ударами погремушек.
Б 1—8 — повторить движения части А, шаги назад.
Припев.
А1—2 — два удара погремушками («Тук-тук»).
3—4 — три удара погремушками.
5—8 — повторить счет 1—4.
Б. 1—4 — повторить движения части А, счет 1—4.
5—8 — полуприсед, правую руку разогнуть вперед,
левую за спину («лапу подает»).
Проигрыш.Повторить упражнения первого куплета, но шаги — вправо по кругу и в конце — поворот лицом в круг
Припев.Повторить упражнения припева, но вместо трех ударов в погремушки — три удара погремушками о колени.
Второй куплет.Повторить упражнения первого куплета.
Припев.Повторить упражнения припева.
Проигрыш.Повторить упражнения первого куплета, но Книги влево по кругу и в конце — поворот лицом в круг.
Припев.Повторить упражнения припева с ударами погремушками о колени. При повторении припева уйти по |кругу к своему стулу.
Ритмический танец«Кузнечик» (уроки 13—14).
Музыкально-подвижная игра«Цапля и лягушки» (уроки 11-12).
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.Повторить уроки 13—14.
УРОКИ 17-18
I
Строевые упражнения.Построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом.
Танцевальные шаги.Повторить уроки 15—16.
Игроритмика.-Повторить уроки 15—16.
Танцевально-ритмическая гимнастика«У оленя дом большой» (уроки 15—16).
Ритмический танец«Кузнечик» (уроки 13-14).
Подвижная игра«У медведя во бору».
На одной стороне площадки — берлога медведя, в берлоге — водящий — медведь. На другой стороне — дети. Дети идут к берлоге со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит!»
После этих слов медведь начинает ловить детей, а дети стараются убежать. Пойманные идут в берлогу. Медведь меняется, когда в берлоге будет четыре—пять пойманных игроков.
Вариант: игра с двумя—тремя водящими.
Хореографические упражнения.Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Свободные, плавные движения руками.
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.Имитационно-образные упражнения на осанку: лежа на спине, стоя спиной к опоре («палочка», «столбик»).
УРОКИ 19-20
I
Строевые упражнения.Построение врассыпную.
Игроритмика.Повторить уроки 15—16, но в положении стоя.
II
Ритмический танец«Кузнечик» (уроки 13—14).
Акробатические упражнения.Комбинация в образно-двигательных действиях. Группировка лежа на спине («кача-лочка»); перекатом вперед сед на ноги врозь («Буратино»),
лечь на спину, руки вверх («бревнышко») — перекаты вправо (влево).
Танцевально-ритмическая гимнастика«У оленя дом большой» (уроки 15—16).
Музыкально-подвижная игра«У медведя во бору» (уроки 17-18).
III
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.Имитационно-образные упражнения на укрепление осанки. Сед ноги врозь («Буратино»), стоя спиной к опоре («палочка», «столбик»).
УРОК 21
I
Строевые упражнения.Построение в круг.
Игроритмика.Повторить уроки 19—20.
Пальчиковая гимнастика.Общеразвивающие упражнения пальчиками.
И. П. (исходное положение) сед по кругу (или на стульчиках). Сгибание пальцев рук в кулак и разгибание — «фонарики»: правой, левой рукой, обеими руками и по очереди.
II
Акробатические упражнения.Комбинация в образно-двигательных действиях. Повторить уроки 19—20.
Танцевально-ритмическая гимнастика«У оленя дом большой» (уроки 15—16).
Креативная гимнастика.Творческая игра «Кто я?»
Назначается водящий. Играющие разбегаются по площадке. Звучит музыка. Руководитель дает задание вспомнить, кто живет в море. Дети придумывают фигуры (рыбы, крабы и т.д.) и замирают в выбранной позе. Музыка прекращается. Водящий должен угадать, кого дети изобразили, и выбрать лучшую фигуру.
Заданиямогут быть самыми различными: изобразить птиц, лесных жителей и тд.
III
Упряжнения на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.Имитационно-образные упражнения на укрепление осанки. Повторить уроки 17—18, 19—20.
СЮЖЕТНЫЙ УРОК 22
«На лесной опушке» (путешествие в лес)
Задачи.Совершенствовать выполнение танца «Кузнечик». Закрепить выполнение комплекса танцевально-ритмической гимнастики «У оленя дом большой». Содействовать развитию ловкости, ориентировки в пространстве.!
Ход урока
* Здесь и далее музыка с аудиокассет «Суперсборник „77 лучших песен для детей"», «Танцы для детей от 3 до 8 лет», «Новые песни для детей», «Прокатите нас, облака!», «Песни Лукоморья».
Дети входят в зал под музыку «Песенка о лете» (Е. Крылатов — Ю. ЭнтинПерестраиваются в шеренгу.
Педагог сообщает ребятам, что они отправляются путешествовать в лес и будут знакомиться с обитателями леса.
1. «Поход»— различные передвижения шагом, прыжками, с махами руками и т.д. по сюжету. Движение детей сопровождается речитативом, читаемым педагогом.
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре —
Полетели, закружились.
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем.
Дальше — глубже в лес зашли,
Налетели комары.
Руки вверх — хлопок над головой,
Руки вниз — хлопок другой.
Комаров всех перебь<