Кафедра теоретических основ физического воспитания
Кафедра теоретических основ физического воспитания
ВЫПУСКНАЯ КЛАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФУТБОЛЬНОМУ ФРИСТАЙЛУ
Руководитель ____________ д.п.н., профессор А. И. Пьянзин
Студент 4 курса о/о ____________________ П.В Козлов
Чебоксары 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА I. КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУТБОЛЬНОГО ФРИСТАЙЛА КАК ВИДА ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ……..………………5
1.1. История возникновения футбольного фристайла………..…………5
1.2. Дисциплины футбольного фристайла……..….…………………...7
Заключение по главе 1 ……………………………….…………..……...16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...…….11
2.1. Методы исследования………….………….…………………….…12
2.2. Организация исследования………………………………………….13
ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ФУТБОЛЬНОМУ ФРИСТАЙЛУ…………………………………………………………………....14
3.1. Содержание методики начального обучения футбольному фристайлу…………………………………………………………...14
3.2. Результаты педагогического эксперимента по реализации методики начального обучения футбольному фристайлу………16
Заключение по главе 3………………..…………………………...16
ВЫВОДЫ……..……………..…………………………………...………………21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...……22
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт не стоит на месте, вместе с развитием основных видов спорта, существующих с древних времен, так же развиваются новые, альтернативные виды спорта. Вес больше молодых людей начинают проявлять себя в творческих видах физической активности. Одним из таких видов является футбольный фристайл. Футбольный фристайл (англ. freestyle football) — современный и быстро развивающийся по всему миру вид физической активности, суть которого заключается в выполнении разнообразных трюков с футбольным мячом при помощи различных частей тела кроме рук. Молодежь со всех концов света зажглась идеей выполнения «нереальных» трюков с футбольным мячом, которые не в силах выполнить даже профессиональные футболисты. В России этот вид физической активности развивается очень стремительно. Почти во всех крупных городах существуют школы футбольного фристайла. Из-за того, что футбольный фристайл начал свое существование совсем недавно, мы должны отметить на сегодня отсутствие какой-либо научной и методической информации об этом виде физической активности. Отсюда возникает противоречие между высоким уровнем популярности футбольного фристайла и отсутствием научно-методического сопровождения процесса совершенствования в футбольном фристайле. Основным источником информации для любителей футбольного фристайла является пока только информация, доступная на различных молодежных сайтах и в социальных сетях.
Актуальность данного исследования состоит в отсутствии методики обучения футбольному фристайлу.
Цель исследования –разработать методику начального обучения футбольному фристайлу и экспериментально обосновать ее эффективность.
Для достижения цели выделены следующие задачи исследования:
1. Выявить ключевые характеристики футбольного фристайла как вида физической активности молодежи.
2. Разработать и раскрыть содержание методики начального обучения футбольному фристайлу.
3. Экспериментально обосновать эффективность начального обучения футбольному фристайлу.
Объект исследования –футбольный фристайл как вид физической активности человека.
Предмет исследования –методика обучения футбольному фристайлу.
Гипотеза.Изучение футбольного фристайла на начальном этапебудет более эффективным, если: выявить ключевые характеристики футбольного фристайла как вида физической активности молодежи; разработать методику начального обучения футбольному фристайлу; раскрыть содержание методики начального обучения футбольному фристайлу и экспериментально обосновать ее эффективность.
Методы исследования –анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
ГЛАВА I. КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУТБОЛЬНОГО ФРИСТАЙЛА КАК ВИДА ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Дисциплины футбольного фристайла
Как и многие другие соревновательные виды физической активности, футбольный фристайл делится на различные дисциплины:
Lowerbody/Air Moves (эйр мувз или ловеры). Ловеры — это трюки, выполняемые нижней частью тела (ногами).Это наиболее популярные движения среди большинства современных фристайлеров. Несколько трюков совершенных подряд называются «комбо», а трюки, идущие подряд, без «подбития» между ними, называются nt комбо. Ловеры по праву считаются самой сложной дисциплиной фристайла, они имеют наибольшее количество трюков и вариаций их исполнения. Ловеры так же делятся на два направления выполнения и сочетания трюков – это «креатив» и «хардкор».
«Креатив» в ловерах характеризуется нестандартными сочетаниями трюков в комбинациях, удержаниями мяча в статическом положении на различный частях ноги и поворотами на 360 и 720 градусов вокруг своей оси. «Хардкор» подразумевает выполнение сложных и длинных комбинаций. Россия является самой «хардкорной» страной в мире.
Upperbody (апперы). Большинство трюков исполняются на голове, на груди и плечах, без использования рук. Выделают несколько направлений выполнения трюков в этой дисциплине:
· Face трюки – включают в себя удержания и перекаты мяча на глазах, щеках и на губах.
· Body трюки – выполнение удержаний, перекатов и подбивок на шее, груди и плечах.
· Roll трюки – перекаты мяча по виску, лбу и затылку.
· No pause(NP) трюки – поочередное выполнение трюков, без временных промежутков между ними [10].
Sitting (ситтинг). Трюки с мячом выполняемые из положения сидя и лежа на земле. Она так же подразделяется на несколько направлений:
· Базовые трюки – стандартные трюки,выполняемые из положения сидя.
· Shin трюки – выполнение трюков на голени из положения сидя.
· Sole трюки – трюки на стопе из положения лежа на спине [11].
Groundmoves (граунды). Последней в списке дисциплиной являются граунды. Это наименее популярная дисциплина в фристайле, которая заключается в выполнении обманных трюков на земле. На соревнованиях по фристайлу используется редко, в основном граунды используют на соревнованиях по панне (панна – это разновидность дворового футбола, где главная задача заключается в том, чтобы прокинуть мяч между ног противника) и в игре в футбол. Они больше всего напоминают танец сальса [1].
Заключение по главе 1
Футбольный фристайл – это исторически сложившийся под влиянием различных видов спорта, вид физической активности, который активно набирает обороты среди молодежи со всех концов мира. Футбольный фристайл в том виде, в котором мы можем видеть его сегодня, «родом» с городских улиц. Дети, играя между собой в дворовый футбол, придумывали различные финты с целью унизить противника, сделать так называемую «панну» (panna, прокинуть мяч между ног). Потом эта игра приняла форму отдельного соревнования, где противники сходятся один на один [2].
Ребята, так же соревновались в умении жонглировать мячом. С ростом мастерства они придумывали всё новые, ещё более невообразимые трюки.
Футбольный фристайл делится на четыре самостоятельные дисциплины (апперы, ситтинги, ловеры и граунды) которые отличаются содержанием движений, самобытностью и красочностью. Каждая дисциплина подразделяется на несколько направлений, которые отличаются техникой выполнения трюков. При выполнении трюков в футбольном фристайле необходимо сложнейшие формы проявления координационных способностей.
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
· анализ научно-методической литературы;
· педагогическое тестирование;
· педагогический эксперимент;
· методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы проводился для выявления ключевых характеристик футбольного фристайла как вида физической активности молодежи с выделением исторических аспектов возникновения и его развития и дисциплин футбольного фристайла.
Педагогическое тестирование проводилось для оценки уровня технической подготовленности занимающихся до и после эксперимента. Мы использовали три тестовых упражнения:
1. Удержание мяча на подъеме стопе. После предварительного объяснения задания испытуемый выполнял удержание мяча на подъеме стопы, укладывая мяч на стопу руками. Задание выполнялось на время с момента выпуска мяча из рук. Временной границей успешности выполнения задания была продолжительность удержания 15 секунд. После чего задание считалось выполненым.
2. Набивание мяча подъемом стопы.
3. Удержание мяча на шее. Расписать методы
Организация исследования
В организации исследования с учетом решаемых задач можно условно выделить 4 этапа.
На первом этапе (сентябрь 2017 г.) изучалась научно - методическая литература по проблеме исследования, определялись объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, формулировали основные положения рабочей гипотезы исследования.
На втором этапе (февраль 2017 г.) разрабатывалась экспериментальная учебная методика начального обучения футбольному фристайлу.
На третьем этапе (февраль – март 2017 г.) был организован и проведен педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности экспериментальной учебной методики начального обучения футбольному фристайлу.
На четвертом этапе (март 2017 г.) проводился качественный и количественный анализ результатов исследования и оформление материалов исследования в виде выпускной квалификационной работы.
В экспериментальной части исследования принимало участие две группы испытуемых – контрольная (?? мальчиков) и экспериментальная (?? мальчиков), возраст с 8 до 15 лет, которые на момент начала эксперимента не имели опыта занятий футбольным фристайлом.
Продолжительность педагогического эксперимента составила 1 месяц. Дети занимались два раза в неделю по одному часу.
Испытуемые контрольной группы занимались по традиционной методике. Испытуемые экспериментальной группы занимались по предложенной нами методике, которая отличалась от традиционной тем, что изучение упражнения разбивалось на несколько этапов с постепенным его усложнением и тд (добавить своеобразие).
Содержание методики начального обучения футбольному фристайлу
При обучении двигательным действиям в футбольном фристайле мы использовали следующие методические принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности; последовательности; постепенности; индивидуализации. Доминирующим методом обучения в футбольном фристайле является расчлененный метод. Мы использовали существующие методы обучения: словесный, наглядный, физического упражнения, непосредственной помощи. В процессе обучения мы решали следующие задачи: ознакомление (ознакомить); разучивание (разучить); закрепление (закрепить или обучить в целом); совершенствование (совершенствовать).
В футболном фристайле, как и в других видах спорта есть свои базовые упражнения, на которых основаны все остальные движения. Мы выбрали 3 таких упражнения: удержание мяча на стопе; набивание мяча; удержание мяча на шее.
ВЫВОДЫ
Кафедра теоретических основ физического воспитания