Детско-юношеская спортивная школа г. Навашино
Детско-юношеская спортивная школа г. Навашино
Утверждаю:
Директором МБУ ДО ДЮСШ
_____________ А.В. Резайкин
«____»__________ 2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности
ПО футболу
(спортивно-оздоровительный этап)
Срок реализации весь период. Возраст 6-17 лет
Составители:
Терентьев С.Г., тренер-преподаватель, 1к
Г. Навашино
Г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по футболу составлена на основе примерных учебных программ спортивной подготовки по футболу для ДЮСШ и СДЮШОР ( 2010 г.) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 31.01.96 г. № 12-фз и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей) Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. 3 233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школи вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данная образовательная программа разрабатывалась с использованием методических рекомендаций, составленных на основе законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
- нормативных актов, действующих в сфере физической культуры и спорта и образования;
- данных научных исследований и анализа опыта работы ДЮСШ и СДЮШОР.
Программа рассчитана на подготовку юных футболистов с 8- до 12-летнего возраста и старше.
В программе отражены: задачи работы с обучающимися в спортивно-оздоровительных группах (СОГ), содержание учебного материала по теоретической, физической, технической и тактической подготовке, распределение объемов нагрузки в годичном цикле на каждый год обучения, система контроля и нормативные требования для перевода обучающихся на следующий год (этап) подготовки.
Таким образом, программа детализирует содержание учебно-тренировочной работы на спортивно-оздоровительном этапе подготовки. Общие задачи этой работы органически связаны с основной целью системы многолетней подготовки спортивного резерва в футболе.
Программный материал предполагает решение следующих задач:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья обучающихся;
- приобретение определенных теоретических знаний и практических умений в избранном виде спорта;
- воспитание высоких волевых, морально-этических и эстетических качеств.
Цели:
- обучение двигательным действиям;
- формирование подвижности.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной и воспитательной работы. Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся являются: выполнение контрольных нормативных требований по общей и специальной физической подготовке.
1. Организационно-методические указания.
Учебно-тренировочные занятия по футболу могут проводиться с отступлением по возрасту в ту или иную сторону.
Продолжение занятий в школе и перевод обучающихся на следующий этап обучения осуществляется решением педагогического (тренерского) совета оформляется приказом директора школы.
Многолетняя подготовка обучающихся строится на основе следующих методических положений. Подготовка обучающихся на различных этапах подготовки строится на основе следующих методических положений:
- использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования.
- оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения.
- стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.
- поиск средств, позволяющих решать одновременно насколько задач (например, сочетание физической и технической подготовки).
- моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Основными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной школе являются теоретические и групповые практические занятия, тренировки по индивидуальным планам, календарные соревнования, учебные и товарищеские игры, учебно-тренировочные занятия в спортивно-оздоровительном лагере и на учебно-тренировочном сборе, занятия по подготовке и сдаче контрольных нормативов, воспитательно-профилактические и оздоровительные мероприятия.
Подготовка футболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и обшей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы.
Наполняемость в спортивно-оздоровителой группе ( предбазовый этап) и режим учебно-тренировочной работы.
ПРЕДБАЗОВЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ.
Цель — привить интерес к систематическим занятиям футболом.
Задачи:
Обеспечить разностороннюю физическую подготовку учащихся,
Изучить основы техники, тактики, правила игры в футбол,
Освоить теоретические сведения о гигиене и врачебном контроле.
Предполагаемый результат: обучающиеся должны усвоить процесс игры в соответствии с правилами «малого футбола», укрепить здоровье. Годовые планы конкретизируются составлением рабочих планов на каждый месяц. На основании рабочих планов разрабатываются тематическое планирование занятий.
Основной формой тренировки являются учебно-тренировочные занятия.
Применяются комплексные и тематические занятия по физической, технической и тактической подготовке.
При планировании комплексных уроков в занятие нельзя включать большое количество нового материала.
4. Теоретическая подготовка
Инструктаж по охране труда и технике безопасности на УТЗ и соревнованиях
Физическая культура и спорт в России. Спорт в России.
Развитие футбола в России и за рубежом.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Врачебный контроль на занятиях футболом. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
Тренировка как процесс формирования двигательных навыков. Восстановление физиологических функций организма после различных нагрузок.
Значение всесторонней физической подготовки. Утренняя зарядка. Разминка перед тренировкой и игрой. Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки.
Понятие о спортивной технике. Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения.
Основные понятия о стратегии, системе, тактике и стиле игры.
Моральные качества спортсмена: смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, чувство ответственности, взаимопомощи, коллективизма. Психологическая подготовка.
Разбор правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Участие в соревнование как важнейшее условие непрерывного роста и совершенствования технической и тактической подготовленности юных футболистов.
5. Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения: команды для управления строем.
Общеразвивающие упражнения без предметов: упражнения для рук, мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, упражнения с сопротивлением.
Общеразвивающие упражнения с предметами: упражнения с набивными мячами, с гантелями, штангой с короткой и длинной скакалкой, с малыми мячами.
Акробатические упражнения: кувырки вперёд, назад, перекаты, перевороты.
Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию, эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий.
Лёгко-атлетические упражнения: бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м. Кроссы от 300 м. до 1000 м (в зависимости от возраста), 6-минутный и 12-миниутный бег; прыжки в длину и высоту с места и с разбега, многоскоки, пятикратный прыжок с места; метание мяча.
Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол (по упрощённым правилам).
6. Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты.
упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры.
упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на дистанцию 50-100м (15-20 мин с макс. Скоростью, 10-15 м медленно и т.д.
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости, «челночный бег»: 2х10, 4х5,4х10,2х15 и т.п., выполнение элементов техники в быстром темпе, бег с «тенью».
Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15м) на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседание с отягощением (гантели, набивными мячами, штанга для подростков весом 40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Прыжки на одной ноге, затем с отягощением. Спрыгивание (40-80 см) с последующим прыжком вверх.Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча (бросаемого одним или двумя партнерами с разных сторон), из упора лёжа — хлопки ладонями, прыжки в сторону с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный бег, кроссы с изменением скорости.
Многократно повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с обводкой стоек, ударом по воротам).
Игровые упражнения с мячом большой интенсивностью, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнение ударов по воротам с минималь ным интервалом 3-5 игроками.
4. Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толком одной и обеими ногами, доставая высоко повешенный мяч головой, руками, ногой, тоже самое с поворотом на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок вперед и назад, в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями.
Для вратаря: прыжки с короткого рахзбега, доставая высоко повешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой. «Колесо» с места, с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот вперёд с разбега.
7. Техническая и тактическая подготовка,
7.1. Техническая подготовка.
1.Техника передвижения.
Бег обычный, спиной, скрестными, приставными шагами, бег по прямой, дугами с изменением скорости, направления.
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад и т.п. Толчком одной или двумя ногами с места или с разбега.
Остановка во время бега выпадом и прыжком.
Повороты переступание, прыжком на одной ноге; в стороны и назад, на месте и в движении.
Для вратарей — прыжки в сторону с падением «перекатом».
Удары по мячу ногой.
Удары внутренней и средней частью подъёма по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары внешней частью подъема. Удары на точность.
Удары по мячу головой.
Удары на точность, в определённую цель на поле, удары серединой лба без прыжка, в прыжке, с места, с разбега по летящему навстречу мячу.
Остановка мяча.
Подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча — на месте, в движении вперед и назад.
Остановка бедром, грудью.
Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для следующих действий и закрывая его туловищем от соперника.
Ведение мяча.
Ведение внешней частью подъема (внутренней).
Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой, кругу, меняя направление движения между стоек, движущимися партнерами, не теряя контроль за мячом.
Обманные движения (финты).
«Уход» выпадом (умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую).
Финт «остановкой» мяча ногой (после остановки рывок с мячом).
Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо или влево).
Отбор мяча.
При единоборстве с соперником находящемся на месте, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага.
Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ходу партнеру.
Техника игры вратаря.
Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестными, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке, с перекатом. Быстрый подъём с мячом после падения.
Ловля катящегося мяча без падения и с падением.
Ловля высоко летящего мяча в прыжке с места и с разбега.
Отбивание мяча одной, двумя руками без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли ( по неподвижному), с рук (с воздуха) на точность.
7.2. Тактическая подготовка.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия : правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперника, оценивать целесообразности той или иной позиции, занятие выгодной позиции для получения мяча.
Использование изученных технических приёмов. В зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия: уметь выполнять комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных ударах, сбрасывание мяча, взаимодействие партнеров, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», комбинация «пропуск мяча». Умение начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия: выполнение основных обязанностей при атаке на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия: осуществлять «закрывания» и создание препятствий сопернику в получении мяча, выбор момента для перехвата мяча. Противодействие передаче и удары по воротам.
Групповые действия: взаимодействие игроков в обороне при розыгрыше противником «стандартной» комбинации, осуществлять правильный выбор позиции и страховки партнера. Организации противодействия комбинациям «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Комбинации с участием вратаря.
Командные действия: выполнение основных обязательных действий в обороне на своем игровом месте. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр.
3. Тактика вратаря: уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»; разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру, адресуя его свободному от опеки партнеру; занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударе вблизи своих ворот.
Воспитательная работа.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от чёткости ее планирования. В процессе воспитательной работы предполагается использование разнообразных форм, которые подразделяются на массовые (участие всех групп в школе), групповые (с участием одной или нескольких групп), индивидуальные (рассчитанные на отдельных учащихся).
Основным документом планирования является план воспитательной работы по основным направлениям:
- Спортивно-оздоровительное;
- Гражданско-патриотическое
План включает разделы: культурно-массовая работа, индивидуальная работа.
Активная и творческая совместная деятельность тренеров, учителей, родителей — залог дальнейшего совершенствования работы спортивной школы по подготовке высококвалифицированных футболистов и воспитанию гармонически развитых граждан нашего общества
10. Нормативные требования для спортивно-оздоровительных групп.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится на основании выполнения футболистами контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
Таблица № 1
Упражнения | 6 лет | 7 лет | 8 лет |
По общей физической подготовке. | |||
1. Челночный бег 3х10 или бег 30 м с высокого старта (сек) | 9,5 5,5 | ||
2. Метание теннисного мяча в цель с 6 м из трёх попыток (кол-во попаданий) | |||
3. Кросс без учёта времени (м). | |||
4. Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги на ногу) (м). | 10,5 | 12,5 | |
5. Лазание по канату с помощью ног (м) | - | 1,5 | |
По технической подготовке | |||
1. Удар по мячу на дальность (м) | |||
2. Комплексное упражнение: ведение 10м, обводка трёх стоек, поставленных на 12-метровом отрезке, с последующим ударом в цель (2,5х1,2 м) с расстояния 6 м — из трёх попыток (сек) | 9,5 | ||
3. Бег на 30 м с ведением мяча (сек) | - | - | 6,5 |
4. Жонглирование мячом ногами (кол-во ударов) | - | - |
Примерная схема расположения материала
Ш. Заключение.
Выполнение программы по каждому году обучения и требования по общей и специальной физической подготовке, показанный спортивный результат в соревнованиях служат основными критериями оценки качества работы отдельного тренера и спортивной школы в целом. Оценка качества учебно-тренировочной работы только по результатам участия в соревнованиях неприемлема в работе с юными футболистами.
В отдельных случаях в соответствии с конкретными условиями работы школы (климатические условия, наличие материальной базы, контингент учащихся и т.д.) педагогический совет школы может вносить изменения в содержание учебно-тренировочной работы, сохраняя при этом ее основную направленность.
В работе с юными футболистами 6-12 лет не предусматривается четкая периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле, т.к. основная направленность тренировки – обучающая.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора
________________О.В. Степанович
Детско-юношеская спортивная школа г. Навашино
Утверждаю:
Директором МБУ ДО ДЮСШ
_____________ А.В. Резайкин
«____»__________ 2015 г.