Отбор и комплектование сборной команды
Сборная команда (города, республики, страны) должна состоять из лучших на данное время футболистов. Быть членом сборной команды — это значит представлять весь футбол общества (территории) в соревнованиях с другими сборными командами. Представительство в сборной команде — это наивысшее достижение, как для самого спортсмена, так и для коллектива, в котором он вырос. В связи с этим тренировочный процесс должен быть ориентирован на то, чтобы футболисты повышали свое мастерство в соответствии с требованиями сборной команды, стремились стать ее членами.
Отбор футболистов в сборную проводит главный тренер этой команды. в зависимости от ранга сборной старшим назначается ведущий тренер клуба (территории), который работает с командой только в период сборов. Если же это сборная команда России, старшим назначается наиболее авторитетный тренер страны.
Работа тренера по отбору, комплектованию и подготовке игроков сборной команды должна проводиться в следующих направлениях: 1) контроль за тренировочной и соревновательной деятельностью членов сборной команды в период их пребывания в своих коллективах (клубных командах); 2) составление совместно с основным тренером футболистов программ и планов подготовки; З) разработка методических концепций подготовки футболистов на местах; 4) материально-техническое обеспечение подготовки сборной команды.
Критерии, по которым отбирают в сборную команду:
1) патриотизм и стремление к бескомпромиссной борьбе во всех матчах;
2) высокое спортивное мастерство и, прежде всего разносторонняя и
эффективная тактика;
З) умение быстро сыгрываться с другими игроками сборной команды;
4) высокая психологическая устойчивость к возможным неудачам в играх;
5) отличное физическое состояние.
Необходимо учитывать, что нагрузка футболистов сборных команд существенно выше средней. Эти спортсмены играют на 7-20 матчей в год больше, они больше тренируются, чаще других находятся на сборах. Значительнее у них и «транспортное утомление», вызванное большим количеством переездов и перелетов.
Предварительная оценка пригодности футболиста для сборной команды проводится, когда главный тренер наблюдает за его действиями, тренировкой в клубе. Окончательное решение лучше принимать после специального сбора, на который приглашается двойной состав команды - до 25 спортсменов. Лучше всего проводить такой сбор в подготовительном периоде в течение трех недель. Работа в это время строится так:
1) Первые два дня — стандартизированные «выравнивающие» тренировки, в ходе которых устраняется утомление, приобретенное футболистом ранее. Проводится текущий медицинский контроль;
2) третий-четвертый дни — комплексное обследование с измерением показателей физической работоспособности регистрируемых при нагрузке до «отказа»;
З) тренировочные занятия и контрольные игры — в остальные дни; в это же время - оперативный и текущий контроль за состоянием спортсменов.
По результатам комплексного контроля и наблюдений тренеров за соревновательной и тренировочной деятельностью футболистов, за их Отношением друг к другу, поведением определяется соответствие каждого из них критериям комплектования сборной команды.
Эффективность комплектования и выступлений сборной команды зависит от взаимосвязи ее тренеров с тренерами клубных команд. Объективная информация тренера клуба о своих воспитанниках поможет избежать ошибок при приглашении игроков в сборную команду. Руководители обеих команд должны обмениваться служебными записками. Ниже представлен образец одной из таких записок.
Тренеру команды «Динамо» тов. Петрову П.П.
Футболист вашей команды Семенов С.С. в период с 12.01 по 26.01 Находился в составе сборной команды. Прошел там комплексное обследование. Некоторые основные результаты: 1) показатели телосложения: масса — 75,5 кг. Жир — 9,6%, мышечная масса — 52,2%; 2) работоспособность по РWС170 = 25,6 кГм, МПК = 62,6 мл/кг/мин. Приспособляемость к нагрузкам хорошая. Заболеваний и травм не было.
По сравнению с результатами прошлого обследования зафиксированы положительные сдвиги: уменьшилась жировая масса на 1,2%; увеличилось значение МПК на 2 мл/кг/мин.
За время сбора Семенов С. провел 37 тренировочных занятий и две игры. Коэффициент специализированности нагрузки — 77%, в том числе сложных специфических упражнений — 54% от их общего количества. Соотношение нагрузок по направленности: смешанных — 55%, аэробных —33, гликолитических — 9, алактатных — 3%.
Отношение к тренировкам хорошее.
Играл на месте левого защитника. Объемы индивидуальных технико-тактических действий (ИТТД) в каждой из игр —107и 126. Коэффициенты точности выполнения ИТТД — 0,81 и 0,77. С заданиями на игру справился хорошо.
Недостатки: иногда несвоевременно начинает атаку своей команды после перехвата мяча; неточно выполняет длинные диагональные передачи.
В период подготовки в клубе Семенову С. рекомендуется: 1) более частое использование стандартных упражнений с длинными диагональными передачами на ход партнеру: 2) игровые упражнения с ограничением касаний и ведений.
Футболист, направляющийся в сборную команду, должен привести ее главному тренеру аналогичную информацию из клуба. Такой обмен информацией между тренерами позволит контролировать тренировки члена сборной команды и эффективно вносить коррективы в планы подготовки.
В течение своей спортивной жизни футболист может пройти через множество сборных команд: от сборной школы до сборной страны. Специфика отбора в каждую из них очевидна; однако во всех случаях преследуется одна цель — из группы лучших на данный момент футболистов создать коллектив единомышленников, способный решить любые поставленные задачи. На это и должна быть Направлена работа по отбору для любой команды.
7.3.Теоретическая подготовка
Футболистами международного класса могут стать лишь те спортсмены, у которых высокий уровень специальных качеств и способностей будет сочетаться с хорошей теоретической подготовленностью. Это утверждение справедливо, во-первых, потому, что сознательная активность возможна, если футболист знает, какие качества и способности развиваются и совершенствуются при выполнении тренировочных упражнений. Во-вторых, подавляющее большинство квалифицированных футболистов рано или поздно становятся тренерами: лучше всего начинать учиться тренерской профессии тогда, когда сам тренируешься и играешь. А поиск ответов на вопросы о том, почему задания выполнялись в определенной последовательности, почему они сопровождались определенной нагрузкой и т.п., позволит футболисту теоретически осмыслить содержание и организацию тренировочного процесса, понять логику тренерской работы.
Теоретическая подготовленность футболистов характеризуется их знания - ми о спортивной тренировке вообще и ее частных законах, проявляющихся в футболе. Психологические вопросы игровой деятельности, биологические механизмы, ее обусловливающие, содержание и организация комплексного контроля, нормирование нагрузок, профилактика травматизма и заболеваний, анализ результатов подготовки команды с помощью компьютерной техники - все это входит в круг вопросов, с которыми каждодневно сталкивается тренер. Раскрытие этих вопросов осуществляется как на специально организованных теоретических занятиях, так и непосредственно в ходе тренировок.
Теоретические занятия особенно эффективны, если проводятся систематически в соответствии с планом теоретической подготовки, составленным на очередной год. Содержание теоретической подготовки включает изучение таких проблемных вопросов, которые дадут возможность футболисту, во-первых, сформировать свое мировоззрение и, во-вторых, приобрести конкретные знания о принципах игры, планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в футболе.
В плане теоретической подготовки предусматривается изучение, как общих принципов спортивной подготовки, так и особенностей их использования при планировании тренировочного процесса. Значительное внимание уделяется научно-методическому обоснованию совершенствования в тактике и технике футболистов, их физической и психической подготовленности, формам и методам планирования, организации работы с футболистами, участию в соревнованиях, контролю и самоконтролю.
В ходе теоретических занятий квалифицированные футболисты должны Хорошо усвоить принципы игры и понять, что принципы в значительной степени определяют содержание тренировочного процесса.
Важнейшими разделами теоретической подготовки можно считать теоретическое обоснование планов и программ подготовки и анализ их реализации с определением взаимосвязи между выполненной тренировочной работой, показателями игровой деятельности и результатами комплексного контроля.
Следует отметить, что анализ деятельности особенно важен для играю- щих футболистов. Если они будут анализировать содержание своих дневников, искать закономерности в изменении своей подготовленности в связи с выполненными нагрузками, то это будет хорошей школой теоретической подготовки.
Повысить эффективность теоретической подготовки можно при использовании видеотехники. Видеозаписи в теоретических занятиях можно плодотворно использовать, если они смонтированы в соответствии с определенной тематикой. Кроме того, целесообразно использовать видеозаписи матчей лучших команд мира, рассматривая их не как эталон для подражания, а как отправную точку совершенствования собственных тактико-технических концепций.
Важнейшим разделом теоретической подготовки является изучение правил соревнований. Хорошее знание правил игры должно постоянно подкрепляться особенностями их трактовки в сложных условиях игры.
Совершенствование