Подвижные игры в воде для детей с нарушением зрения
30. Игра в парах «Ваньки-встаньки»
Цель: обучение погружению в воду с помощью партнера; воспитание смелости.
Инвентарь:резиновые кольца, невсплывающие игрушки и другие предметы: плоские, объемные, круглые, квадратные и пр.
Инструкция.Дети стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. По очереди приседая, они погружаются с головой в воду. Как только один встает из воды, другой приседает и погружается в воду.
Возмоэюпые варианты: партнеры поочередно приседают, выполняя задание на 4 счета; приседают одновременно и выполняют выдох под водой па 4 счета; приседает под воду «первый» и задерживает дыхание, а второй считает, на какое время «первый» задержал дыхание, затем меняются ролями.
Методические указания
• Сориентировать занимающихся относительно места проведения игры в воде.
• Возможные варианты формирования пар: незрячий — слабовидящий; незрячий — незрячий.
• Перед погружением в воду сделать глубокий вдох, выдох делать так, чтобы над головой появились пузыри.
• Приседать под воду с погружением головы в воду.
• При погружении в воду голову держать вертикально, чтобы не столкнуться с партнером.
• С целью развития познавательной деятельности при погружении в воду поднять со дна бассейна различные предметы: резиновые кольца, невсплывающие игрушки, другие предметы (плоские, объемные, круглые, квадратные и др.).
31. «Слушай сигнал»
Цель:обучение самостоятельному погружению в воду, овладение задержкой дыхания на вдохе, развитие дифференци-ровки звуков под водой.
Инвентарь:различные металлические, пластмассовые предметы, погремушки, пенопласт, свисток и др.
Инструкция.Держась правой рукой за поручень у стенки бассейна, сделать вдох, задержать дыхание и присесть под воду (можно наклониться и погрузить голову в воду). Встать можно только после определения звука под водой. Это же задание можно выполнить в положении «поплавок» в двух шагах от поручня.
Методические указания
• С незнакомым звуковым сигналом детей ознакомить до погружения в воду.
• Для развития слухового анализатора и дифференциров-ки слухового восприятия можно использовать различные звуки (стук по поручню: металлическим, пластмассовым предметом, погремушкой, пенопластом и пр.).
• Задание выполняется по сигналу преподавателя.
• После того как дети ознакомились с несколькими звуковыми сигналами, можно предложить им погружение в воду с последующим определением звукового сигнала, включая новые сигналы.
• Можно использовать два разных звуковых сигнала с интервалом в 5 секунд. Дети должны определить, какой сигнал был первым, а какой вторым.
Глава 2
Подвижные игры в условиях летнего отдыха...
32. «Морской бой»
Цель:помочь освоиться с сопротивлением воды, преодоление водобоязни и страха.
Инструкция.
1-й вариант: дети стоят спиной к бортику бассейна, на расстоянии вытянутых рук в стороны. Сделать два шага вперед и повернуться кругом (лицом к бортику), ладошками поочередно отталкивая воду в сторону бортика бассейна. Игра продолжается 1—2 минуты.
2-й вариант: дети стоят парами лицом друг к другу на расстоянии одного шага и ладошками поочередно отталкивают воду в сторону своего «противника». Игрок, повернувшийся спиной к своему «противнику», считается проигравшим.
Методические указания
• Игра начинается и заканчивается по сигналу преподавателя.
• Незрячему ребенку следует объяснить и показать правильное положение ладоней (ладони вперед пальцами вверх) во время выполнения задания, а также указать степень усилий отталкивания воды.
• При объяснении акцентировать внимание детей на мы-шечно-двигательные ощущения, на степень усилий рук в сопротивлении с водой.
• При проведении первого варианта по сигналу (например, два коротких свистка) преподавателя можно увеличить или уменьшить усилия отталкивания воды в сторону бортика бассейна.
33. «Тоннель»
Цель:обучение эффективному отталкиванию ногами от стенки бассейна, развитие навыка пространственной ориентировки под водой.
Инвентарь:гимнастические обручи, предметы, издающие разные звуки, свисток.
Инструкция.Помощник преподавателя (один из учеников) держит гимнастический обруч («тоннель»), опущенный в воду перпендикулярно поручню. Ученик, оттолкнувшись от стенки бассейна в положении «торпеда», должен проплыть через обруч, ориентируясь на звуковой сигнал, который подает преподаватель. После того как ученик оттолкнулся от стенки бассейна, учитель стучит по поручню, каким-либо предметом, тем самым определяя место нахождения обруча. Игру повторить 3 раза, выигрывает тот, кто 3 раза проплыл через обруч.
Варианты
1. Можно использовать два обруча;
2. По мере освоения толчка от бортика расстояние между бортиком и обручем можно увеличить;
3. Через первый обруч проплыть на груди, затем повернуться на спину и через второй обруч проплыть на спине. На начальном этапе обучения предложить ученикам пройти по дну бассейна и перешагнуть через обруч с использованием осязательных способов ориентирования;
4. Подныривание под плавающий па поверхности воды предмет (пенопласт, надувная игрушка и др.).
Методические указания
• Перед игрой ознакомить незрячих (с помощью осязания) с предполагаемым местом нахождения обруча, его размером.
• С целью развития слухового восприятия и дифференци-ровки звуков использовать различные звуковые сигналы.
• Детей ознакомить с расстоянием между обручем и местом отталкивания от бортика.
34. «Озвученная мишень»
Цель:закрепление навыка погружения в воду с головой, развитие быстроты, точности движений, определение звуковых ориентиров.
Глава 2
Подвижные игры в условиях летнего отдыха...
Инвентарь:легкие поролоновые мячи, предметы, издающие различные звуки: мяч, погремушка, бубен, колокольчик и пр.
Инструкция.У всех игроков надувные или поролоновые мячи. У водящего озвученный предмет, которым он подает сигнал игрокам, а дети, ориентируясь на звуковой сигнал, метают мяч в сторону водящего. Водящий, уклоняясь от мячей, ныряет под воду. Если водящий не успел спрятаться под воду от мяча, он меняется ролью с тем, кто его «запятнал».
Методические указания
• Перед началом игры обязательно ознакомить детей с ориентирами в воде (бортик, поручень, трап, дорожка, ориентиры, определяемые с помощью подошвенного ощупывания дна бассейна, и др.), а также с условными звуковыми сигналами, которые подает преподаватель в ходе игры.
• Звуковой сигнал необходимо периодически менять, используя новые звучащие предметы.
35. «Пятнашки с поплавком»
Цель:закрепление навыка правильного выполнения «поплавка», развитие быстроты, слухового восприятия.
Инвентарь:предметы, издающие различные звуки (погремушки, бубен, звучащие мячи, свисток и др.).
Инструкция.Водящий («пятнашка») старается догнать и дотронуться до кого-либо из игроков. Спасаясь от него, игроки принимают положение «поплавка». Если водящий дотронется до играющего раньше, чем он принял положение «поплавок», то игрок становится «пятнашкой».
Методические указания
• Водящий во время передвижения подает звуковой сигнал.
• В качестве звуковых ориентиров можно использовать озвученные предметы.
• Перед началом игры обязательно напомнить занимающимся об основных ориентирах в воде (бортик, поручень,
трап, дорожка, ориентиры, определяемые с помощью подошвенного ощупывания дна бассейна и др.).
• Водящий может пятнать игрока, если он выполнил положение «поплавка» не верно.
• Занимающиеся должны передвигаться в одном направлении (например, вдоль стенки бассейна).