I. психологические аспекты игры
Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сфере. Если ребенку предложить представить себя тонкой, гибкой березкой, стоящей на пригорке, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается от свежего ласкового ветерка, ребенок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнить движение более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции — умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.
Ведь сколько бы ни повторялась одна и та же игра, она каждый раз проходит по-новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Проявляется это еще до начала игры, причем ребенка мало интересует конечный результат — закончится игра поражением или победой.
Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребенка. Дети легко перевоплощаются в цаплю и волка, бабочку и цветок, космонавта и паровоз, тигра и паука. Превращаясь в героев игры, они не удивляются тому, что светофор разговаривает с паровозом, а лягушка — с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьезностью и оберегают ее. Порожденные фантазией и творчеством воображаемый и реальный миры сливаются воедино.
Один из психологов так описывает характерную сцену: «Однажды девочка 5 лет, играя с деревянным барашком, изображала, как он заболел. Она плакала, звала доктора, озабоченно разговаривала с доктором о том, как спасти барашка, и представляла это с таким увлечением, что даже обеспокоила отца. Отец сказал ей в досаде: «Чего ты плачешь? Ведь он же не настоящий, а деревянный». Девочка рассердилась на отца и разрыдалась; действительно, своими словами отец разрушил всю иллюзию игры. Девочка и сама знала и помнила, что барашек ненастоящий, но в процессе игры он для нее был настоящим, и по отношению к нему она испытывала настоящее беспокойство».
Важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребенка, особенно имеющего физические недостатки. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму, и тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.
Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок — это деятель. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений — один из показателей правиль-
Глава I
п./ш а жизни ребенка
ного нервно-психического развития. К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры — значит познать природу детства.
У человека, в отличие от животных, детство составляет около трети жизни. Любопытную гипотезу высказал по этому поводу детский психологВ.В. Зеньковский еще в 1924 году: игры нужны по ТОЛЬКО для физического, но и для социально-психического созревания; прежде чем войти в реальную жизнь, ребенок должен пройти фазу свободного своего проявления, чтобы сформироваться, окрепнуть, приобрести независимость и социальный опыт. Этим автор объясняет продолжительность детства, а игре отводит преимущественную роль в формировании физической, психической и социальной активности маленького человека.
Играя, ребенок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познает свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.
У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Важное место в этом процессе принадлежит родителям, от которых ребенок сознательно или бессознательно усваивает привычки, отношение к окружающему миру, манеру поведения. Поэтому семья, близкие могут способствовать или препятствовать физической активности ребенка, особенно больного. Часто родители занимают позицию гиперопеки
над ребенком, запрещая ему те или иные физические упражнения, опасаясь вредного влияния, переутомления, травм и Т.П., и тем самым тормозят развитие ребенка. А ведь совместная игра — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: мама и бабушка, папа и дедушка. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительные отношения между родителями и детьми возможны только в игре. Игры привлекают своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, справедливостью, неповторимыми переживаниями.
Для ребенка самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, — все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка. У детей с патологией зрения и опорно-двигательного аппарата из-за трудностей освоения пространства возникает неуверенность, замкнутость, повышенное внимание к себе, робость, стеснительность. У детей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможен-ностыо поведения и т.п.
При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-инвалиды независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие
Глава 1
Игра в жизни ребенка
от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм — они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.