Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях

Способность сохранять равновесия на различных опорах является важным и в то же время сложным навыком, требующим специальной тренировки. На совершенствование функций равновесия существенное влияние оказывают специальные упражнения, которые значительно повышают тонус мыщц спины и всего тела, содействуют формированию правильной осанки.

Необходимое условие для сохранения равновесия расположение центра тяжести над площадью опоры. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Основной характерной чертой упражнений в равновесии является прямое тело, втянутый живот, фиксированные в определенном положении руки. Весьма важно в технике равновесий умение рационально распределять мышечное напряжение.

Упражнения в равновесии можно разделить на:

- динамические (связанные с поддержанием равновесия при различных передвижениях);

- статические (в которых требуется сохранять равновесие в различных положениях на месте;

- смешанные (здесь важно устоять на месте после выполнения определенных двигательных действий).

Динамические равновесия - это разновидности передвижений шагом, бегом, подскоки, повороты, прыжки.

Различают 4 группы перемещений

- шаги;

- подскоки;

- прыжки;

- повороты.

Группу шагов характеризует чередование опоры одной и другой ногой. К этой группе относятся также выпады, представляющие собой, по существу, видоизмененные шаги.

рис.1 Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru

Подскоки, здесь при выполнении их занимающийся кратковременно теряет контакт с опорой, что однако не связано со значительным подъемом центра тяжести (ЦТ) и большими опорными нагрузками. Незначительный отрыв от опоры позволяет сравнительно легко и уверенно сохранять устойчивое положение тела. Подскок выполняются на одном, двух носках и почти всегда сопровождаются движениями рук, головы, свободной ноги. Большая часть подскоков связана с передвижением и очень часто комбинируются в единые движения (комплексы) с шагами.

Скачок - выполняют шагом вперед с последующим прыжком вверх, другую ногу энергично сгибают вперед аналогично положению ее в высоком шаге. Движение руками осуществляется произвольно, разноименно выносимой ноге (рис. 1).

Прыжки- значительно труднее, чем шаги и подскоки. Высота прыжка одна из главных характеристик качества его исполнения. Другая важнейшая характеристика - демонстрация той позы (положения) или действия, которые составляют суть прыжка. Третья характеристика - устойчивость приземления.

Прыжки на месте проще прыжков с продвижением; с увеличением продвижения (длины прыжка) сложнее сохранить устойчивость.

Прыжки на месте выполняются большей частью толчком двумя ногами. К прыжкам с двух на две относятся: прыжки по I,II,Ш позициям, прыжки со сменной ног, прыжки со сменой позиций ног, где положение фиксируется в исходной позиции, и лишь при приземлении ноги приходят в другую позицию, например: из I позиции во II позицию. Прыжки сгибая ноги вперед или назад, прыжок ноги врозь в стороны, прыжок ноги врозь - правая вперед, левая назад или наоборот.

Прыжок выпрямившись - начинают выполнение прыжка с полуприседа на счет “и”- в полете все суставы предельно выпрямлены. Руки взмахом поднимают вверх, способствуя увеличению высоты полета. Приземление происходит с носка на всю стопу в полуприсед. Этот прыжок можно усложнить, добавляя поворот на 90о,180о.

Прыжки с продвижением. Этим прыжкам предшествует 1-2 шага разбега, приземление почти всегда производится на одну ногу, с последующим шагом другой. К прыжкам с продвижением относятся:

Закрытый и открытый прыжки.

И.п.-о.с.

1. Шагом правой, левую согнуть вперед, прыжок на правой, руки дугами вниз-вперед (плечи и голова слегка опущены).

2. Шаг левой с последующим прыжком на ней, правая назад, руки дугами вниз-в стороны, прогнуться (рис. 2).

Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru рис. 2

Обучение закрытому и открытому прыжкам следует начинать при продвижении шагом в медленном темпе, уточняя положение рук, ног, тела.

Далее можно перейти к выполнению в медленном темпе без музыки, и только после исполнить прыжки в нужном темпе под музыку вальса. Каждый прыжок выполняется на один музыкальный такт.

Прыжок со сменой ног впереди- выполняется толчком одной махом другой вперед, в фазе полета происходит смена положения ног, приземление осуществляется на маховую ногу. Возможно выполнение прыжка с согнутыми ногами; сгибая и разгибая ногу, с разбега, с поворотом.

Разноименный перекидной прыжок - выполняется толчком левой и махом вперед правой с последующим поворотом тела кругом и отведением левой ноги назад.

Последовательность обучения:

Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru 1) И.п. стоя лицом к опоре, правая на опоре, руки в стороны

1 -поворот кругом налево, в переднее равновесие на левой, руки в стороны.

2- поворотом кругом направо и.п. (при выполнении поворота, руки вверх) (рис. 3).

2) И.п. - левая вперед на носок, руки в стороны.

1 - шагом левой, махом правой вперед поворот кругом налево, переднее равновесие на правой (в полуприседе) руки в стороны (рис. 4).

Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru рис.4

3) И.п. - то же, повторить счет 1-2- сделать смену положения ног сзади с последующим приземлением на маховую ногу (правую), левая назад (прямая), руки в стороны.

4) Выполнение прыжка с небольшого разбега.

Подбивные прыжки - выполняют махом одной вперед, в сторону или назад. Технической основой является вертикальный вылет, подбив осуществляется подтягиванием толчковой ноги к маховой. Малые прыжки исполняются на небольшой высоте, с подбивом под углом 45о, с прямыми ногами; одной прямой, другой согнутой; широким разведением ног после подбива; с двойным ударом в фазе полета.

Прыжок шагом- выполняют толчком одной ноги с приземлением на маховую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад, руки противоположно одноименной ноге (рис.5).

рис. 5 Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru

Последовательность обучения:

1) С продвижением по кругу небольшими прыжками с левой на правую, выпрямляя ноги в фазе полета. Направление толчка вертикально;

Тема 12. Методика обучения упражнениям в равновесиях - student2.ru 2) Прыжки с левой на правую через “ров” (нарисованный мелом на полу). Ширину “рва” можно увеличивать. Задание выполняют шеренгами по 4-5 человек, продвигаясь из одной половины зала в другую и обратно со сменой толчковой ноги (рис. 6)

3) И.п. - левая нога вперед на носок, правая рука вперед, левая назад в сторону,

1 - шаг левой в полуприсед

2 - толчком левой прыжок на правую в полуприсед, левая назад, дугой книзу сменить положение рук

3-4 выпрямляя правую, левую перевести вперед на носок, руки дугой книзу в и.п.

В дальнейшем упражнение выполнять на 2 счета.

4) И.п. - то же, что и упражнении 3.

1 - 2 - приставной шаг левой вперед

3 - 4 - шагом левой вперед прыжок на правую со сменой положения рук.

При выполнении прыжка шагом ноги в фазе полета предельно разведены.

Повороты

Поворот-это вращательное движение вокруг вертикальной оси тела занимающегося

Главная задача при выполнении поворотов - это сохранение равновесия.

Успешное выполнение поворотов зависит от:

-правильного напряжения мышечных групп (особенно спины);

-умение быстро и точно переносить центр тяжести тела на ту ногу, на которой выполняется поворот;

-четкого выполнения маха рукой и ногой для создания необходимой инерции поворота и умения в нужный момент остановить движение (за счет мышечного напряжения)

-правильного поворота головы. Она должна в начале движения несколько отставать от поворота туловища, а затем обгонять его.

Для овладения поворотами занимающегося необходимо хорошо развивать мышцы ног, уметь стоять на высоких полупальцах, держать в подтянутом положение туловище.

В поворотах можно выделить три основные группы:

- в смешанных упорах, седах, стойке на колене и т.д.;

- на двух ногах;

- на одной ноге.

Повороты на двух ногах.

Повороты приставлением ноги - выполняются на 45о, 90о, 180о с поворотом на одной ноге (на полупальцах) приставлением к ней другой.

Повороты переступанием - выполняются на высоких полупальцах, руки в стороны, плечи развернуты, голова слегка приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими шажками поворачиваясь вокруг оси, сохраняя правильную осанку и прямые ноги.

Последовательность обучения:

1) И.п. - о.с.

1-2 - подняться на носки, руки в стороны

3-”и”-4-”и”- переступая поворот направо на 180о (четыре мелких шажка)

5-6- полуприсед с последующим подъемом на носки

7-8- и.п.; то же с поворотом налево.

2) То же с поворотом на 360о направо и налево

3) Повороты переступанием можно сочетать с танцевальными шагами, например с полькой.

Повороты скрестно на 180о,360о .

Начинать обучение следует из основной стойки. Поставив одну ногу скрестно вперед, подняться на носки и выполнить поворот на 180о или 360о, затем опуститься на всю стопу, приняв и.п.

При выполнение скрестного поворота на 180о шагом вперед или назад нога ставится на одну линию с опорной. Поднимаясь на носки, гимнастка выполняет поворот кругом на двух ногах (тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги).

При выполнении скрестного поворота на 360о шагом вперед в завершающей фазе нога, выполняющая скрестный шаг приставляется к опорной, а при скрестном повороте шагом назад на 360о приставляется опорная нога.

Повороты на одной ноге.

Могут быть одноименными, когда направление вращение совпадает с опорной ногой (на левой -налево, на правой - направо), разноименными. В хореографии повороты на полу следует делить на малый и большие. В малых поворотах свободная нога согнута у щиколотки или колена, большие - отведена на 90о.

Последовательность обучения:

1) И.п. - правая вперед на носок, руки: правая в I позиции, левая во II.

1 - шаг на правую левая назад на 45о, руки в стороны.

2-3- перевести левую ногу через сторону вперед в конце движения подняться на носок, руки вверх.

4- опуститься на всю стопу левая вперед на носок, левая рука в I позицию, правая во II. Выполнить то же с левой.

2) Выполнить поворот на 180о, заканчивая поворот приставлением свободной ноги в стойку на носках или переходом в любое другое положение. Далее выполнение поворота на 360о.

Последовательность обучения разноименному повороту:

1) Разноименный поворот делают на правой ноге - налево или на левой ноге направо.

И.п.- I позиция, руки в стороны

1- шаг левой влево в полуприсед на двух

2- толчком двух встать на носок левой, правую согнуть вперед, прижав стопу к голеностопу опорной ноги, руки вверх.

3- приставить правую в стойку на носках

4- опуститься на всю стопу, руки в стороны. То же на правой ноге.

2) Выполнить поворот на 180о, 360о во время счета 2.

Статические равновесия

Переднее равновесие - представляет собой равновесие на одной, другая назад, тело наклонено вперед под любым углом. Стопа опорной ноги слегка развернута наружу. Свободная нога сохраняет выворотное положение, руки в стороны.

Последовательность обучения:

1) И.п. - стоя на правой спиной к опоре левая прямая на опоре, руки в стороны

1- подняться на носок правой, руки вверх

2- и.п., после нескольких повторений выполнить с другой.

2) И.п. -то же

1- поднять правую, руки в стороны

2-3- сохранение принятого положения.

4- и.п.,

5-8- то же с другой

3) И.п. - о.с.

1-2- правая нога максимально назад, руки вперед -в стороны, тело наклонить вперед,

3- сохранение заданного положения

4- и.п., 5-8 - то же с другой ноги

Боковое равновесие - представляет собой равновесие на одной, другая в сторону, тело наклонено в противоположную сторону. При выполнении равновесия, стопа опорной ноги слегка развернута наружу, плечи опущены, лопатки сведены и находятся в одной плоскости с туловищем. Таз не поворачивается в сторону свободной ноги и не отводится назад

Последовательность обучения:

1) И.п. - стоя правым боком к опоре правая на опоре, руки вверх

1- наклон влево (до горизонтального положения)

2-3- сохранение принятого положения

4- и.п., 5-8- то же в другую сторону.

2) И.п. - то же

1- наклон влево

2- правую ногу вверх

3- сохранение принятого положения

4- и.п.

Заднее равновесие - представляет собой равновесие на одной другая вперед с наклоном туловища назад. При выполнении данного равновесия таз несколько поворачивается в сторону, противоположную поднятой ноге, и подается вперед (в таком положении общий центр тяжести остается над площадью опоры). Наиболее простое положение рук, руки в стороны. Опорная слегка сгибается, сгибание увеличивается по мере увеличения наклона назад. Голова при выполнении заднего равновесия с наклоном туловища до горизонтали слегка наклоняется вперед, с наклоном ниже горизонтали - назад.

Последовательность обучения:

1) И.п. - лицом к опоре. Нога лежит на опоре впереди, наклон назад, постепенно увеличивая угол наклона, руки в стороны - вверх.

2) И.п. - боком к опоре. Нога на опоре впереди, наклонить туловище назад до горизонтального положения, подняться, удерживая ногу и.п. В начале выполняется упражнение с фиксацией положений, затем слитно.

3) То же, что в упражнение 2, но поднимать ногу маховым движением и удерживать в наивысшей точке.

4) Упражнение 2,3 без опоры.

Смешанные равновесия.

К смешанным равновесиям относятся такие в которых двигательное действие завершается устойчивым статическим положением. Устойчивость в этом случае в значительной мере зависит от того, насколько правильно выполнено само двигательное действие. Наиболее характерным для данной группы упражнений является приземление после различных прыжков, соскоков.

Наши рекомендации