Урок, структура и разновидность.
В школе гимнастику проводят в виде урочных и внеурочных форм занятий. К урочным формам относятся: учебные, секционные уроки, уроки ОФП, лечебные. Внеурочные формы: гимнастика до занятий, физминутка, физпауза, гигиеническая гимнастика и домашние задание.
Урок является ведущей формой занятий в российской системе физического воспитания школьников.
Преимущество урочной формы занятий заключается в том, что руководящая роль принадлежит преподавателям, которые обеспечивают проведение учебного процесса путем плановой работы, правильным определением задач и целей каждого занятия, четверти и полугодия, оказание квалифицированной помощи учащимся (показ, объяснение, исправление ошибок).
Уроки в школе по своему педагогическому назначению могут быть учебными, тренировочными, смешанными, контрольными.
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.Подготовительная часть имеет следующую задачу – подготовка занимающихся к решению основной части урока. Упражнения должны проводится в умеренном темпе, для того, чтобы не снизить работоспособность основной части урока. Подбор гимнастических упражнений должен быть направлен на подготовку тех мышечных групп, которые будут задействованы в основной части урока.
Методические особенности.
Подготовительную часть, как правило, начинают с выполнения строевых упражнений, затем используют различные формы передвижений. По мере врабатывания организма занимающихся, амплитуда движений, темп, скорость нарастает.
При проведении ОРУ могут быть использованы различные способы проведения (показ и рассказ, поточный – безостановочный, по разделениям).
Продолжительность подготовительной части урока определяется и содержанием задачами урока, составом занимающихся и уровнем их подготовленности. У младших школьников – 6-8 минут. У старших – 10- 12 минут.
Основная часть урока. Задачи: формирование специальных и жизненно важных навыков и умений, совершенствование физических и психических качеств.
В этой части урока учащиеся выполняют упражнения, требующие от них значительной усилий, а также овладевают упражнениями сложными по координации.
Для успешного поведения основной части преподаватель должен знать технику упражнений, знать механику движений, владеть страховкой. При разучивание сложных гимнастических упражнений, применяется расчленный метод (т.е. упражнение разучивается в по частям). Целостный метод используется при изучении простых упражнений. Наиболее сложные упражнения следует изучать в начале основной части. Не следует планировать изучение несколько новых упражнений на нескольких снарядах. Будет лучше, если на одном снаряде идет обучение, а на другом совершенствование. При обучении в основной части используют фронтальный метод, групповой, индивидуальный, круговой методы.
Фронтальный – выполняют все ученики наиболее простые упражнения знакомые упражнения.
Групповой – класс делится на группы 8-10 человек, работают на разных снарядах. При формировании групп нужно учитывать техническую и физическую подготовку занимающихся.
Индивидуальный метод используется в основном на секционных занятиях.
Круговой метод – заключается в выполнении определенного задания непрерывно или с незначительным перерывом, переходя от одного снаряда к другому. При этом способе преподаватель находится на более трудном участке. Продолжительность основной части урока – 25 – 35 минут.
Заключительная часть урока.Задачи: снижение двигательной активности занимающихся, подведение итогов, задание на дом.
Для решения задач в заключительной части урока используются успокаивающие упражнения: легкий бег, упражнения на восстановление дыхания.
Регулирование физической нагрузки на уроке.
От степени загруженности занимающихся зависит целесообразность проведения уроков. Чем больше нагрузка, тем больше функциональных изменений происходит в организме, на основании которых повышается работоспособность, формируются умения и навыки. Любое упражнение может по-разному влиять на организм. Это зависит от объема и интенсивности. Объем определяется количественным показателем выполненной работы. Интенсивность характеризуется степенью напряжения при выполнении упражнений, а также выполнение работы в единицу времени.
Плотность урока.
Различают общую и моторную плотность.
tп – время, потраченное на полезную деятельность.
tо - общее время занятий.
Р общ. = tп х 100%
tо
Сюда входят выполнение упражнений, необходимый отдых, переработка наглядной и словесной информации/
Общая плотность урока должна стремиться к 100%. Снижение этого показателя свидетельствует об упущении в работе преподавателя.
Причины:
- Опоздание с началом урока;
- Несвоевременная подготовка мест занятий;
- Долгое ожидание очереди для выполнения упражнений;
- Не подготовка преподавателя;
- Излишняя словесная информация;
- Неудовлетворительная дисциплина.
Моторная плотность определяется временем, потраченным на непосредственное выполнение упражнений.
Р мот. = tу х 100%
tо
tу –время, потраченное на выполнение упражнения.
В отличие от общей плотности моторная не стремится к 100%. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока. Более высокой она должна быть в подготовительной части урока. В основной части она ниже, т.к. при высоких своих показателях она может оказать негативное влияние на выполнение упражнений (искажение техники).
Подготовка и проведение урока.
Составление конспекта. При составление конспекта необходимо учитывать следующее:
1. Контингент занимающихся.
2. Место проведение и оснащение.
3. Определение темы урока (ближайшие задачи и содержание).
4. Определение частных задач данного урока (чему обучать, что повторять).
5. Определить форму занятий (учебный урок, тренировочный, зачетный).
В практике, как правило, сочетаются формы занятий, урок называется учебно-тренировочный.
За время планирования урока очень важно определить наиболее рациональную последовательность решение задач. В этой связи обучение новому сложному материалу необходимо планировать в основной части урока, а решение легких задач в начале и в конце урока.
Организация урока и порядок действия преподавателя.
Каждый урок начинается с рапорта. После которого преподаватель сообщает тему и задачи урока, а затем переходит к реализации. Для более успешного решения поставленных задач учеников необходимо разделить на группы, согласно их подготовке. Руководя уроком в целом преподаватель подбирает себе помощников из числа наиболее подготовленных учениколв, обучив их предварительно правилам страховки. Смена мест занятий происходит организованно по команде преподавателя. При подведении итогов преподаватель должен высказать свое мнение об учениках, успехах и недостатках. При необходимости дать ученикам задания для самостоятельной работы.
Содержание и методика организации и проведения уроков с учащимися разных возрастных групп.
Проведение занятий по гимнастике должно строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.
Урок гимнастики в 1-3 классах. В содержание уроков включаются строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, лазания, метания.
При обучении детей необходимо широко использовать показ с объяснением. Объяснение должно быть доступным. В этом возрасте детям свойственно подражание, поэтому широко используются методики образных сравнений. Характерной особенностью этой категории детей является быстрое утомление, но в то же время и быстрое восстановление.
Поэтому нагрузка должна быть незначительная. Также необходимо проводить урок в форме игры, соревнования (кто лучше, быстрее, дальше, выше). Следует также обратить внимание на формирование правильной осанки и профилактику плоскостопия. Для профилактики дефектов осанки следует развивать мышцы всего тела. В проведении урока следует избегать необоснованных пауз, что ведет к нарушениям дисциплины.
Урок гимнастики в 5 – 8 классах.Этот возраст характеризуется проявлением психических и физиологических процессов в связи с началом полового созревания.
Высокая активность роста способствует возникновению диспропорций. Уроки гимнастики имеют цель дальнейшего укрепления и развития растущего организма детей. В этом возрасте учащиеся узнают простые упражнения на гимнастических снарядах.
Учитывая высокий уровень сознательности и организованности следует использовать групповой метод проведения уроков.
Для ребят следует планировать упражнения на развитие, силы, гибкости, скорости, выносливости. Стремясь быстрее стать взрослыми, ребята охотно выступают в соревнованиях между собой. Учебный материал необходимо преподносить небольшими частями, последовательно усложняя его, постепенно необходимо, чтобы материал повторялся на последующих уроках.
Урок гимнастики в 9 – 11 классах.В этом возрасте юноши и девушки достигают высокой работоспособности. Занятия следует проводить раздельно. Работа с юношами направлена на дальнейшее совершенствование строевых упражнений, овладение прикладными навыками и умениями, развитие силы, выносливости, ловкости, скорости, овладение специальными упражнениями на гимнастических снарядах.
С девушками широко применяются упражнения музыкально-ритмического характера, упражнения из художественной гимнастики, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах.
Подготовительная группа. Она формируется из учеников, имеющих незначительное отклонение от норм здоровья. Необходимо старательно обдумывать двигательные задания, сокращать длительность выполнения упражнений, упрощать их сложность. На занятиях с детьми, которые имеют отклонения в сердечно-сосудистой системе, следует избегать упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания.
Специальная медицинская группа. К этой группе относятся учащиеся со значительными отклонениями от нормы в состояние здоровья. Дети этой группы освобождаются от занятий физкультуры. С ними проводятся занятия 3 раза в неделю по 30 минут. К средствам относятся простейшие ОРУ направленные на развитие правильной осанки, совершенствование функций дыхания. Исключаются упражнения направленные на проявление большой силы, скорости, резкости, выносливости.
Важным этапом является работа с родителями. Необходимо проводить разъяснительную работу с детьми, с целью формирования у них сознания о том, что занятия физкультурой не только способствуют улучшению организма. Необходимо проводить примеры из жизни.