Тема. Научно-теоретические основы гимнастики
Кострома
Тема. Научно-теоретические основы гимнастики
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос – нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо – упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, – что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.
Задачи гимнастики:
Оздоровительная – укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
2. Образовательная – обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики, формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др. Формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков. Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движение и др.) способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.
Воспитательная – воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего, добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, готовности к защите Родины.
Успешное решение перечисленных выше задач предусматривает разностороннее педагогическое воздействие на личность занимающегося в целом, на индивидуальные свойства, относящиеся ко всем ее подструктурам, и достигается специфическими для гимнастики средствами и методами.
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова преподавателя, оказывающие психорегулирующее воздействие, и др.
Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом – двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений – прекрасное зрелище!
Гимнастические упражнения классифицируются в соответствии с педагогическими задачами и структурой двигательных действий на следующие основные группы.
1. Строевые упражнения – совместные действия в строю включая и одиночные. Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, ловким, стройным.
2. Общеразвивающие упражнения применяются для разносторонней физической подготовки, расширения функциональных возможностей организма и воспитания правильной осанки. С их помощью оказывается избирательное воздействие на отдельные группы мышц и весь двигательный аппарат в целом, облегчается процесс овладения разнообразными навыками. Общеразвивающие упражнения позволяют человеку овладевать такими двигательными умениями, которые он может использовать для построения двигательных действий любой сложности.
3. Вольные упражнения – комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными требованиями. Основная цель композиций – совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения – эффективные средства формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях и просто в учебных целях).
4. Прикладные упражнения – ходьба, бег, метания, лазанье, перелезание, преодоление препятствий, переползания, равновесия. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. Применяемые в комплексе прикладные упражнения – одно из действенных средств разностороннего физического развития.
5. Прыжки – хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи, с чем занимают в гимнастике важное место.
6. Упражнения на снарядах.Упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, брусьях разной высоты, гимнастическом бревне – наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение – совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения этими упражнениями – всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития специальных двигательных способностей, волевых качеств и вестибулярного аппарата. Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обусловливают значительную интенсивность этих упражнений.
Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся: гимнастические стенки, шесты, канаты, лестницы, гимнастические скамейки, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большими группами одновременно.
7. Акробатические упражнения объединяют акробатические прыжки и упражнения в балансировании, включая статические положения. Эти упражнения широко применяются на занятиях с различным контингентом для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, воспитания волевых качеств, особенно смелости и решительности, а также для тренировки вестибулярного аппарата.
8. Упражнения художественной гимнастики включают в себя самые разнообразные движения, в том числе и танцевальные. Они органически связаны с музыкальным сопровождением и содействуют эстетическому воспитанию занимающихся. Эти упражнения применяются в занятиях с женщинами.
При занятиях гимнастикой широко применяют разнообразные подвижные игры и спортивные эстафеты с целью совершенствования и закрепления многих важных навыков и умений, а также повышения эмоционального тонуса занимающихся.
Перечисленные основные средства гимнастики, учитывая их преимущественное воздействие, целесообразно объединить следующим образом:
а) упражнения, направленные на общее развитие физических качеств и двигательных способностей (строевые и общеразвивающие упражнения, гимнастические игры и эстафеты);
б) упражнения, направленные на формирование жизненно необходимых навыков и умений (прикладные упражнения, прыжки);
в) упражнения, направленные на интенсивное развитие и совершенствование двигательных способностей и волевых качеств (вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах, акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики).
Такое деление основных гимнастических упражнений облегчает их подбор для решения тех или иных педагогических задач.
Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения и организации деятельности занимающихся на занятии по заранее разработанным преподавателем методическим указаниям и плану-конспекту. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемыми упражнениями и к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях гимнастики:
1. Разностороннее воздействие на организм человека. С помощью гимнастических упражнений успешно совершенствуются функции всех органов человека, поэтому с помощью гимнастики можно успешно решать задачи общего физического развития и разностороннего совершенствования двигательных способностей человека.
2. Широкое использование различных движений, обеспечивающих всестороннее и гармоническое развитие функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).
3. Избирательное воздействие на организм человека. Подборка соответствующих упражнений, исходных положений и способов выполнения достигается локальное воздействие на определенную группу мышц, что способствует развитию необходимых двигательных качеств и позволяет успешно исправлять недостатки физического развития занимающихся.
4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач обучения с использованием при этом многообразных методических приемов. Это обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств. Путем изменения темпа и амплитуды движения, увеличением или уменьшением количества повторений, изменением исходных и конечных положений, варьированием последовательности выполнения упражнений, применением отягощении и амортизационных устройств можно успешно регулировать нагрузку в соответствии с подготовленностью занимающихся.
5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений. По мере овладения тем или иным упражнением обычно переходят к изучению более сложных его вариантов, соединяя трудные элементы, включая в комбинации новые движения и т. п. В этом случае изучаемый учебный материал получает новое качественное (и количественное) выражение. Применение одних и тех же упражнений для решения различных задач может осуществляться путем разнообразного методического оформления (направленной регламентации, использования игровой или соревновательной формы выполнения и т. д.).
В решении важнейших задач по реализации долгосрочной целевой программы по подъему массовости физической культуры и спорта одним из ведущих средств является гимнастика с ее практически неограниченными возможностями, обусловленными рядом факторов, и прежде всего огромным числом всевозможных упражнений.
Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания.
Виды гимнастики
Наличие большого числа упражнений – средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики. Культивирование устойчивых видов гимнастики, появление новых ее разновидностей следует рассматривать в связи с основными задачами и функциями физической культуры в нашей стране. С учетом этих критериев отдельные виды гимнастики насыщаются соответствующими средствами.
В зависимости от основных задач, решаемых физическим воспитанием в нашей стране, выделяются группы видов гимнастики, утвержденные Всесоюзной конференцией 1984 г. (табл. 1).
Образовательно-развивающие виды – базовая (основная) гимнастика и прикладная гимнастика – с их разновидностями связаны с долгосрочным применением большинства средств с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными программами. С помощью этих базовых видов гимнастики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, более высокого уровня общефизической подготовленности, приобретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера.
Оздоровительные виды гимнастики – гигиеническая и ее разновидности (бытовые и производственные формы) сопутствуют занимающимся в течение всей жизни, являются формами фоновой физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности.
Лечебная гимнастика и ее разновидности также относятся к данной группе видов гимнастики оздоровительной направленности.
Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп – массовых спортивных видов и спортивных объясняется следующим. Возрастание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях, требует круглогодичной специализированной интенсивной подготовки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих разработаны упрощенные классификационные программы категории «Б», доступные и детям и взрослым.
Таким образом, наличие теоретически и методически обоснованных по содержанию, направленности многих видов гимнастики предоставляет практически неограниченные возможности применять их для решения самых различных задач, типичных для физического воспитания в целом. Универсальность гимнастики, обусловленная ее методическими особенностями, многообразием средств и видов, позволяет использовать ее в работе с любыми контингентом, делает ее важным и незаменимым средством российской системы физического воспитания.
Термины общеразвивающих упражнений.
Стойки
1. О.С.- соответствует команде “смирно”.
2. Широкая стойка
3. Узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь правой.
4. Скрестная стойка.
5. Стойка на правом колене или левом колене.
Седы
1. Сед углом, сед углом ноги врозь.
2. Сед ноги врозь.
3. Сед согнувшись.
4. Сед с захватом
5. Сед на пятках.
Присед - положение занимающегося на согнутых ногах.
1. Полуприсед.
2. Круглый присед.
3. Наклонный полуприсед.
4. Полуприсед с наклоном.
5. Присед на правой или левой.
Выпад - движение с выставлением и сгибанием опорной ноги:
1. Наклонный выпад.
2. Выпад с наклоном.
3. Глубокий выпад.
Упоры - положение занимающегося с опорой руками, при котором его плечи выше точек опоры.
Упор присев.
Упор на правом колене.
Упор лежа. Упор стоя.
Упор лежа сзади.
Исходное положения для рук.
Руки на пояс. Руки к плечам. Руки за голову. Руки перед грудью. Руки перед собой, т.е. руки согнуты в локтях, над предплечьем.
Движение руками.
Руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки в стороны – книзу.
Наклон - это сгибание или прогибание тела (наклон прогнувшись, полунаклон, наклон согнувшись, наклон с захватом).
Равновесие- это удержание определенного положения на ограниченной опоре.
Термины упражнений на снарядах.
Хват - способ держаться за снаряд (сверху, хват снизу, разный хват, обратный хват, скрестный, глубокий).
Вис - положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.
Различают висы простые:
-вис на согнутых руках;
-вис прогнувшись;
-вис согнувшись и т.д.
и смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела:
- вис лежа;
- вис присев на гимнастической стенке;
- вис стоя и т.д.
Упор -на предплечьях, на руках, упор сзади, упор углом, упор углом, упор ноги врозь, упор стоя и т.д.
Подъем - переход из виса или низкого упора в упор (подъем силой, подъем переворотом, подъем правой или левой, двумя, разгибом, махом вперед или назад).
Спад - обратное движение подъему, медленный спад (опускание).
Оборот - круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда выполняемое из упора. Различают: обороты вперед, назад, большой оборот, то же в упоре, ноги вне стоя, различными хватами.
Стойка – вертикальное положение гимнаста ногами кверху (на плечах, руках, одной руке). Выполняются стойки силой, махом, согнувшись, прогнувшись.
Дуга – неполное круговое вращение.
Мах – свободное движение тела относительно оси вращения.
Размахивание – мах ,выполняемый несколько раз. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжка.
Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
Выкрут – оборот с вращением в плечевых суставах.
Перемах – движений ногой над снарядом.
Скрещение – два встречных перемаха.
Перелет – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук.
Замах – предварительный мах ногами после толчка ногами.
Акробатические термины.
Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову, с переворачиванием через голову – кувырок).
Переворот – движение тела с полным переворачиванием с опорой руками, головой, с одной или двумя фазами полета.
Курбет – это прыжок с рук на ноги или наоборот.
Сальто – вращательное движение тела в воздухе.
Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.
Вальсет – темповый подскок, применяется в качестве связующего элемента в прыжках.
Шпагат – сед с максимально разведенными ногами с касанием опоры обеих ног.
Тема. Места занятий гимнастикой и их оборудование. Предупреждение травматизма на занятиях гимнастикой
Учебно-тренировочные занятия по гимнастике обычно проводятся в специально оборудованных гимнастических залах или открытых гимнастических городках.
Стандартные размеры гимнастических залов:
30 х 18 х 6, | 36 х 18 х 6, | 42 х 24 х 6. |
Гимнастический зал также как и всякий другой имеет свои гигиенические требования. Стены и потолок окрашиваются в светлые тона масляной краской. Пол должен быть ровным, без трещин, температура + 18-20 С, влажность 50-60 %. 0кна должны располагаться не ниже 1,5 м от пола. Световая площадь окон не менее 1/5 площади пола. Электрический свет мягкий (желательно использовать лампы дневного освещения 150 люксов на уровне пола). Влажная уборка проводится регулярно после каждого занятия. Вентиляция в зале должна быть как естественная, так и искусственная (приточно-вытяжная и обогревательная), обеспечивающая трехкратный обмен воздуха, в час.
Для занятий гимнастикой необходимы специальные снаряды и инвентарь.
Комплект гимнастических снарядов:
Гимнастический ковер 12x12 окаймляется белой линией, за которой необходим запас не менее 1 метра (для занятий мужчин и женщин).
Конь-махи - длина. 160 см., ширина 36 см, ручки расположены симметрично на расстоянии 41-44 см., высота, коня 120 см,
Кольца - крепятся на высоте 5,5 м от пола на специально колечной системе или же к потолочным балкам. Высота колец от пола 2,5 м, расстояние между ними 50 см.
Конь для прыжков - длина 160 см, ширина 36см: для женщин высота 120 см, для мужчин - 135 см.
Брусья (мужские) параллельные - длина жердей 3,5 м, форма, овальная, высота 175 см, расстояние между жердями 42-52 см.
Брусья (женские) разновысокие. Нижняя жердь на высоте 130-150 см, верхняя - 190-240 см, ширина между жердями 43-55 -см;
Перекладина состоит из грифа 28 мм: укрепленного на 2-х стойках с помощью растяжек. Высота от 120-255 см.
Бревно - длина 5 м, ширина 10 см, высота 120 см.
Вспомогательные снаряды:
Гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, канат или шест для лазания, батут, стоялки.
Козел - длина 60 см, высота 100-160 см.
Мостик - применяется для прыжков, упражнениях на брусьях и бревне. Длина 120 см, ширина 60 см, высота 200 мм,
Маты - 200 см х 125 см.
Инвентарь
Гимнастические палки. Набивные мячи. Скакалки, гантели, пояс для страховки (лонжа), накладки, судейская указка.
Гимнастическая площадка.
Это специально оборудованный, участок земли на котором проводятся занятия гимнастикой. Размеры площадки 40х26м, но школьная может быть меньше 35 x 25 м. Она оборудуется как правило своими силами. На площадке устанавливают гимнастический городок, который представляет собой комплекс основных снарядов. На металлических или деревянных столбах, высотой 4,5-6 м с прочными горизонтальных балках крепятся кольца, канаты, шесты, перекладина высокая и низкая. Для приземления после прыжков и соскоков со снарядов могут быть приготовлены ямы, которые засыпаются опилками. На площадке должно быть место для проведения групповых упражнений желательно чтобы оно имело деревянный настил. Гимнастическая площадка может включать в себя отдельные естественные и искусственные препятствия, окопы, завалы.
Правила эксплуатации залов и оборудования.
Занимающиеся обязаны бережно относится к оборудованию и инвентарю. Находиться в зале только в гимнастических костюмах и чешках. Входить в зал и выходить только с разрешения преподавателя.
Во время занятий помогать товарищам, выполнять указания преподавателя.
Страховка
Страховка - совокупность средств и методов, применяемых с целью предупреждения травматизма и способствующий выполнению элемента или его части.
Виды страховки
Помощь - применяется, как правило, в начале обучения, тренер прилагает максимум усилий для выполнения учеником какого-либо двигательного действия. По мере овладения двигательными действиями помощь уменьшается до полного прекращения.
Проводка, по пути движения от начала упражнения до окончания.
Подталкивание - это кратковременная помощь оказываемая преподавателем при исполнении наиболее ответственных фаз движения.
Поддержка - этот вид страховки используют в начальных, промежуточных и конечных положениях, так как умения прилагать свои усилия у занимающихся недостаточно развито.
Упражнения с обручем
Упражнения с обручем – один из наиболее интересных разделов художественной гимнастики. Это прекрасное средство для развития координации, быстроты, двигательной реакции, точности движений. Упражнения с обручем увеличивают силу рук, особенно пальцев и кисти, эффективно влияют на формирование правильной осанки.
Обручи используют пластмассовые, деревянные, дюралюминиевые. Они бывают различного размера. Наиболее распространен обруч диаметром 80 - 90 см.
Упражнения с обручем подразделяются на следующие группы:
- повороты,
- вращения,
- броски и ловля,
- прыжки в обруч и через него,
- маховые движения,
- перекаты обруча.
Все движения с обручем выполняют одной или двумя руками, в различных направлениях и плоскостях, в сочетании с движением туловища и ног. Ниже приведены простейшие упражнения, которые можно использовать на уроках физической культуры и внеклассной работе со школьниками.
Начинать обучение рекомендуется со знакомства занимающихся с хватами обруча и способами их изменения.
Хваты бывают:
– двумя руками снаружи (рис. 101 а) и изнутри (рис. 101 б)
– хват обруча одной рукой сверху (рис. 102 а) и снизу (рис. 102 б).
а б
Рис. 101. Хват обруча двумя руками: а) снаружи, б) изнутри
а б
Рис. 102. Хват обруча одной рукой: а) сверху, б)снизу
Обхватывают обруч всеми пальцами без напряжения (большой палец снаружи). Положение обруча по отношению к полу может быть:
– горизонтальным,
– вертикальным,
– наклонным (рис.103).
а б в
Рис. 103. Положение обруча: а горизонтальное, б) вертикальное, в) наклонное
По отношению к телу обруч может находиться в лицевой, боковой и промежуточной плоскостях.
Комплекс ОРУ с обручем:
1. И.п. – стоя, обруч в лицевой плоскости вертикально внизу хватом двумя снаружи.
1 - мах правой назад, обруч вертикально вверх,
2 - и.п.,
3-4 - то же с левой.
2. И.п. – стоя, обруч в лицевой плоскости вертикально внизу хватом двумя снаружи.
1 - правая вправо на носок, обруч вертикально вверх;
2 - наклон вправо обруч вертикально вверх;
3 - выпрямиться обруч вертикально вверх;
4 - и.п.
3. И.п. – стоя, обруч вертикально вверх хватом двумя снаружи,
1 - мах правой вправо, обруч горизонтально вперед,
2 - выпад на правой, обруч вертикально на полу,
3 - с перекатом обруча влево выпад на левой,
4 - и.п.,
5-8 - то же с левой.
4. И.п. – стоя, обруч вертикально вперед, хват изнутри.
1-2 - поднимаясь на носки с выкрутом назад перевести обруч за спину;
3-4 - поднимаясь на носки с выкрутом вперед перевести обруч в и.п.
5. И.п. - обруч вертикально на полу в лицевой плоскости хватом правой рукой.
1 - мах правой с перекатом обруча под правой влево,
2 - обруч вертикально на полу в лицевой плоскости хватом левой рукой,
3-4 - то же вправо,
6. И.п. – стоя обруч в лицевой плоскости вертикально внизу, хват двумя изнутри.
1 – поднимаясь на носки обруч горизонтально вверх,
2 - присед внутри обруча,
3 – выпрямиться в стойку на носках обруч горизонтально вверх,
4 - и.п.
1.И.п. – стоя обруч в лицевой плоскости вертикально, хват двумя снаружи.
1-2 - опуская левую руку дугой книзу-вправо, правую дугой кверху-влево, поворот обруча влево с наклоном туловища влево, левая влево на носок.
3-4 - и.п.,
5-8 - то же вправо (рис. 104).
Рис.104. Поворот обруча
8. И.п. – стоя левая вперед на носок, обруч вертикально в боковой плоскости справа хватом двумя снаружи.
1-2 - полуприсед на правой, поворот обруча вперед с наклоном вперед,
3-4 – поворот обруча назад (левая рука дугой книзу вперед, правая дугой вперед кверху), выпрямляясь прогнуться в стойку на левой правая назад на носок (рис. 105).
Рис. 105. Упражнение № 8
9. И.п. - стойка ноги врозь, обруч удерживается руками на поясе.
1-16 - вращение обруча.
10. И.п. - обруч вертикально в лицевой плоскости хватом одной сверху за верхний край.
1-4 - шагом правой поставить обруч вертикально, переднее равновесие на правой,
5-6 - опуская левую, шаг ее перед обручем, шаг правой в обруч, согнув руки (кисти скользят вниз по обручу),
7-8 - выпрямиться волной, одновременно опуская левую руку, правой рукой перевести обруч через сторону вперед, приставляя левую и.п.
11. И.п. – обруч горизонтально в лицевой плоскости, хват двумя руками снаружи за передний край.
1-2 - качнув обруч назад, прыжок в обруч толчком левой на правую,
3-4 - повторить движение 1-2, качнув обруч назад в обратном направлении (рис. 106).
Рис. 106. Упражнение № 11
12. И.п. - обруч в лицевой плоскости наклонно вверху, хват двумя руками снаружи за верхний край обруча, вращая обруч вперед как скакалку, прыжки в обруч толчком двумя (рис. 107).
Рис. 107. Упражнение № 12
13. И.п. - стоя лицом друг к другу, держа один обруч, хват двумя снаружи.
1-2 - шагом внутрь поворот кругом, вращая обруч в сторону поворота, закончить движение спиной друг к другу,
3-4 - поворачиваясь далее кругом, прийти в и.п.
14. И.п. - обруч в лицевой плоскости, хватом двумя снаружи за нижний край обруча.
1-4 - выполнение раскачиваний обручем вправо и влево,
5-8 - захватом кистью поднять обруч вверх и, разогнув пальцы, начать вращение обруча, делая движение рукой вверх и вниз по круговой траектории.
Эстафета с обручем. И.п. – команды выстраиваются в колонны по одному. 1-й участник встает напротив своей команды на расстоянии 10 м с обручем удерживая его руками на поясе. По сигналу преподавателя 1-й участник подбегает к своей команде, надевает обруч на 2-го участника и бежит с ним к флажку. 1-й выбегает, а второй бежит за третьим участником и т.д.
Выигрывает та команда, которая первая «переправилась на другой берег».
Упражнение со скакалкой способствуют развитию таких важных физических качеств, как ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота. Большое место отводится этим упражнениям и в занятиях со школьниками.
Упражнения со скакалкой могут использоваться во всех частях урока по физической культуре и на внеурочных занятиях. При подборе упражнений со скакалкой следует учитывать наряду с общими принципами ряд особенностей этих упражнений, в первую очередь их высокую интенсивность (особенно прыжки). Кроме того упражнения со скакалкой требуют хорошей реакции, пространственной ориентировки и быстроты, и поэтому весьма утомительны. В связи с этим упражнения следует тщательно дозировать (прыжки - ходьба - упражнения на расслабления). Также перед выполнением упражнений со скакалкой следует несколько упражнений для разминки ног.
В упражнениях со скакалкой можно условно выделить следующие группы упражнений:
махи и круги,
прыжки,
переводы,
броски,
Различают упражнения с короткой и длинной скакалкой. Короткая представляет собой резиновый шнур длиной 2-3 метра, длинная- 4-5 метров и диаметром до 1см. Упражнения с длинной скакалкой наряду с вышеперечисленными качествами развивают реакцию, воспитывают чувство ритма и темпа.
Основными терминами упражнений со скакалкой являются:
- прыжок (небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением);
- двойной прыжок (два пружинящих прыжка);
- основной и промежуточный (прыжок меньший по амплитуде).
При подборе скакалки нужно учитывать рост занимающего. Проверяя длину скакалки надо вставать на середину скакалки (рис.1) и натянуть ее кверху. В этом положении кисти должны касаться подмышечных впадин.
рис.1
Комплекс ОРУ со скакалкой
1. и.п.- скакалка сложенная вдвое за головой
1-2 - встать на носки скакалка вверх
3-4 - и.п.
2. и.п.- стоя на скакалке, концы ее в согнутых руках
1 - выпад левой, руки в стороны
2-3 - пружинящие сгибание левой ноги
4 - и.п.
5-8 - то же с правой.
3. и.п. - концы вдвое сложенной скакалки в обеих руках, скакалка натянута сзади
1-2 - присед руки выкрутом вверх
3-4 - и.п.
4. и.п.- концы вдвое сложенной скакалки в двух руках сзади
1-3 - три пружинящих наклона согнувшись отводя скакалку вверх
4- и.п.
5-7 - три пружинящих наклона назад, 8 - и.п.
5. и.п.- руки вверх со скакалкой сложенной вчетверо.
1-2 - поворот туловища влево сгибая руки скакалка за голову.
3-4 - и.п.
5-8 - то же вправо
6. и.п. скакалка сзади под пяткой левой ноги
1-3 - переднее равновесие на правой с помощью скакалки
4- и.п
5-7 - переднее равновесие на левой
8- и.п (рис. 2)
рис. 2
7. и.п. - концы скакалки в двух руках, скакалка сзади
1-4 - полуприсед с кругом левой рукой за спиной вправо и, продолжая его перед лицом влево закончить движение руки в стороны, скакалка впереди.
5-8 - круг левой рукой по дуге вперед-вправо продолжая его за спиной влево, перевести скакалку за спину и закончить движение руки в стороны (рис. 3)
8. и.п. - скакалка впереди, концы ее двух руках
1 - соединяя кисти и сгибая руки круг скакалкой слева книзу в боковой плоскости
2 - круг скакалкой справа книзу
3-4 - повторить то же (рис. 4)
9. и.п.- сед руки со сложенной вчетверо скакалкой вверх
1-2 - наклон вперед, касаясь пола за носками
3-4 - и.п.
10. и.п. - сед руки со сложенной вчетверо скакалкой вверх
1-2 - сгибая ноги перемах двумя через скакалку, сед скакалка под ногами
3-4 - перемахом назад и.п. (рис. 5)
рис. 3 рис.4 рис.5
11. и.п.- сед ноги врозь, скакалка сложенная вдвое сзади
1-2 - выкрутом назад наклон вперед
3-4 - и.п
12. и.п.- лежа на спине, скакалка за головой сложенная вдвое
1-2 - наклон вперед касаясь скакалкой носков
3-4 - и.п.
13. и.п.- лежа на животе скакалка сложенная вдвое за спиной
1- отводя скакалку назад наклон назад
2-3 - удержание заданного положения
4- и.п.
14. и.п.- сед ноги врозь скакалка сложенная вчетверо за головой
1-3 - три пружинящих поворота туловища влево
4- и.п.
5-8 - то же вправо
15. и.п. - концы скакалки в двух руках, скакалка сзади
1-16 - прыжки выпрямившись, вращая скакалку вперед (рис. 6)
17. и.п.- скакалка впереди концы в двух руках
1-2 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку назад
3-4 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку назад скрестно (сделать серию прыжков)(рис. 7).
рис. 6 рис. 7
16. и.п.- скакалка сзади концы ее в двух руках
1-2 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку вперед
3-4 - прыжок выпрямившись, вращая скакалку вперед скрестно (рис. 8)
17. и.п.- скакалка сзади, концы ее в двух руках
1- вращая скакалку вперед прыжок толчком левой на правую, согнув левую.
2- шаг левой назад
3-4- то же, далее сделать с левой (рис. 9)
рис. 8 рис. 9
18. Построение в колонну по четыре, интервал и дистанция 1,5 метра. Каждая пара в шеренге имеет одну скакалку. Партнеры из 1-й и 3-й колонн держат правой рукой один конец скакалки, из 2-й и 4-й колонн берут другой ее конец левой рукой.
и.п.- о.с.
1-4 - четыре вращения скакалки вперед
5-8 - стоящие в 1-й и 3-й колоннах с поворотом направо кру гом (спиной к основному направлению) встают под вращающуюся скакалку и выполняют 4 прыжка выпрямившись
9-12- с поворотом направо кругом прыгавшие возвращаются в и.п продолжая вращать скакалку.
13-16- стоящие во 2-й и 4-й колоннах с поворотом налево кругом, к основному направлению, выполняют 4 прыжка выпрямившись и т.д. (рис.