Исторические предпосылки возрождения Олимпийского движения. Создание Международного олимпийского комитета. Роль Пьера де Кубертена.

Идеи о необходимости возродить Олимпийские игры (ОИ) античной Греции возникали еще в XV в. (произведения И. Шиллера, Ж.Ж. Руссо). Позднее, в XVIII в. была написана первая значительная научная работа по истории древнегреческих олимпиад английским ученым Д. Вестом. Мысли об использовании ОИ в целях ФВ молодежи высказывали многие ученые и педагоги. Среди них: Я.А. Коменский, И.Г. Гутс-Мутс, Г.Фит, П.Ф. Лесгафт.

Были и практические попытки проведения состязаний по образцу ОИ античной Греции в Германии (1516), Англии (с 1604, 1772-1779, 1850), Греции (1838, 1859), Швеции (1834, 1836), Канаде (1844) и других странах.

Толчком к возобновлению современных ОИ послужили археологические исследования мест проведения античных состязаний. В 1887 г. были опубликованы результаты первых крупных и результативных археологических раскопок, проведенных на территории Древней Греции группой немецких ученых во главе с Э. Курциусом. Резонансом раскопок во многих странах стали публикации об ОИ античности. В России в 1856 г. выходит первая книга по истории ФК – «Очерк гимнастических игр у древних греков», автором которой был П. Тиханович.

Бурное развитие капитализма во в.п. XIX в. поставило развитые страны в такие условия, что их национальная обособленность стала невозможной. В связи с этим возросла роль международных общественных организаций. Национальные гимнастические системы уже не отвечали этим требованиям. В них не было единого отношения к соревновательному методу ФВ и не сложилась система сопоставления результатов соревнований, что уже тормозило формирование системы международного спорта. Для консолидации спортивных отношений, выработки единых для всех правил соревнований по всем видам спорта возникла необходимость в создании единой в мире организации. В этом отношении почти напрашивалась необходимость реализации олимпийской традиции. Для претворения этой идеи в жизнь необходим был идеолог, подвижник, которым и стал Пьер де Кубертен – французский педагог и просветитель.

Пьер де Кубертен (1863-1937) родился 1 января 1863 г. в Париже. Он принадлежал к старинному дворянскому роду, но по окончании колледжа, неожиданно для родственников отказывается от карьеры военного и поступает в высшую школу политических наук.

В поисках истинного призвания он едет в Англию. И, оказавшись в небольшом городке Регби, знакомится с педагогическим наследием Томаса Арнольда, возглавлявшего в течение 14 лет местный колледж и на практике доказавший, что спортивные игры, соревнования благотворно влияют на учебно-воспитательный процесс, способствуют раскрепощению личности, созданию неформальных отношений в школьном коллективе. Вероятно, именно посещение Регби пробудило в Пьере де Кубертене педагога, а учение Томаса Арнольда оказало решающее воздействие на формирование его творческих концепций.

Свою реформаторскую деятельность Кубертен начинает в одной из школ Парижа. Параллельно занимается просветительством – читает лекции и пишет статьи, в которых призывает отказаться от военизированного воспитания молодежи, базирующегося на немецкой гимнастике. В 1887 году он выступает инициатором создания Союза французских обществ бега (некоторое время спустя переименованного в Союз французских обществ атлетических видов спорта) и комитета по пропаганде физического воспитания.

Руководящую роль в этом комитете формально играл тогдашний министр просвещения Франции Жюль Симон. Но он с трудом воспринимал значимость внедрения спортивных мероприятий в программы учебных заведений. Только своего рода одержимость Пьера де Кубертена помогла сломать общественные стереотипы. В условиях, когда родители и преподаватели рассматривали спорт как помеху учебе, а врачи видели в нем угрозу здоровью, Кубертен предложил лекцию под названием «Лекарство от переутомления и трансформация лицеев Парижа».

Воспользовавшись международной выставкой, проходившей в Париже в 1889 году, он организовал конгресс по физической культуре, разослал за границу анкеты с просьбой сообщить о методах физического воспитания в учебных заведениях и был командирован Министерством всеобщего образования Франции в США и другие страны для изучения эволюции физической культуры. Под его руководством стал издаваться журнал «Ревью-атлетик», посвященный проблемам воспитания спортивной педагогикой и величественными руинами античной Олимпии, только что открытой археологами.

На конференции (1892 г.), посвященной пятилетию Союза французских легкоатлетов, Кубертен выступил с лекцией «Олимпийский Ренессанс», в которой он высказал мысль о необходимости свободных встреч спортсменов разных стран, о широком обмен опытом спортивно-педагогической деятельности. Он был против милитаризма, расовой и религиозной дискриминации в спорте. Эти идеи поддержали представители ряда стран, за исключением Германии.

Кубертену удалось убедить министра образования в том, что возрождение олимпийских традиций – дело чести, престижа Франции. В итоге, приглашения были разосланы в разные страны Европы и Америки. В организационный комитет возрождения Олимпиад входили представители Англии, Греции, Бельгии, России, США и других стран, защищавших идею интернационализации физкультурного движения.

Тогда же барон Кубертен знакомится с настоятелем одного из лицеев Парижа отцом П. Дидоном, который для своего учебного заведения придумал девиз, ставший впоследствии олимпийским «Быстрее, выше, сильнее». И хотя сам священнослужитель и разделял взгляды Кубертена на роль и значение спорта в современном мире, он видел в этих словах призыв к победе над собой, а не над рекордами.

I Олимпийский конгресс (1894 г.) состоялся в Париже в Сорбонне. По предложению Кубертена в состав международного комитета за Олимпийские игры (так официально назывался МОК до 1901 г.) помимо него самого были включены Эрнст Калло (Франция), Деметриус Викелас (Греция), Алексей Бутовский (Россия), Виктор Балк (Швеция), Уильям Слоэн (США), И.-. Ярковский (Богемия), Ференс Кемени (Венгрия), лорд Амптхилл и Чарльз Герберт (Великобритания), Хосе Бенхалиен Субиар (Аргентина), Леонардо Кафф (новая Зеландия) и граф Луккези Палли (Италия).

На этом конгрессе была принята Олимпийская Хартия (основной документ, определявший правила проведения ОИ, цель и задачи МОК). В первую редакцию Олимпийской Хартии вошли следующие положения:

- Пожизненное избрание членов МОК.

- К участию в Играх приглашаются спортивные объединения всех стран.

- Каждая страна может быть представлена только своими гражданами.

- В программу международных ОИ будут включены следующие виды спорта:

1. собственно атлетические (бег, прыжки, метание диска, тяжелая атлетика)

2. Водные виды спорта (парусный спорт, гребля, плавание)

3. Конькобежный спорт, фехтование, борьба, бокс, конный спорт, спортивная стрельба, гимнастика, велоспорт.

За исключением фехтования, во всех других видах спорта могут участвовать только любители. Те, для кого спорт является профессией, не могут принимать участия в соревнованиях. Но в Хартии также указывалось, что участником ОИ может быть спортсмен, не имевший никакого вознаграждения (включая заработную плату) за время, потраченное на подготовку к соревнованиям и участие в них. Такое определение любительства фактически отстраняло спортсменов из малообеспеченных слоев населения от участи в ОИ.

Первым президентом МОК был избран грек Деметриус Викелас. Он родился в 1835 году на о. Сирос и был известен скорее как автор переводов с французского языка на греческий трагедии Жана Расина «Эстер», научного трактата «Византия и современная Греция» или сборника «Сказки Эгейского моря», нежели как спортивный деятель. Он состоял, правда, членом Всегреческого атлетического клуба, чтобы уговорить делегатов провести первые Олимпийские игры в Афинах.

Кода усилия Викеласа увенчались успехом, сам собой решился вопрос о том, что возглавить контроль за подготовкой к предстоящим соревнованиям и руководство МОК должен грек. Это было очень кстати, т.к. сразу после выбора Афин в качестве олимпийской столицы, выяснилось, что греческая казна пуста, а правительство страны отказывает не только в материальной, но даже и в моральной поддержке. К осени 1894 года в сложившуюся обстановку по просьбе Викеласа вмешался наследник греческого престола, принц Константин, призвавший население осознать всю меру ответственности за судьбу Игр и оказать им посильную помощь.

За несколько месяцев удалось собрать примерно 300 тысяч драхм частных пожертвований. Этих средств было достаточно, чтобы приступить к подготовительной работе, но не хватало на то, чтобы заняться реставрацией разрушенного в средние века стадиона, который был построен в 350 г. до н.э., и с которого, по преданиям, делегации Афин отправлялись на Игры в Олимпию.

Когда выяснилось, что в самой Греции необходимой суммы не найти, организаторы Олимпиады решили обратиться к кому-либо из греков, разбогатевших за рубежом. И тогда, по подсказке Викеласа выбор пал на обосновавшегося в Египте известного мецената Георгия Авероффа. В Александрию была направлена высокопоставленная делегация, и Аверофф, проявив щедрость и патриотизм, выделил миллион.

Игры I Олимпиады современности начались 6 апреля 1896 г., а 4 дня спустя, вслед за отставкой Викеласа, Пьер де Кубертен, стал вторым президентом МОК и оставался в этой должности 29 лет. Умер Пьер де Кубертен 2 сентября 1937 года в Женеве.

Наши рекомендации