Основное направление учебно-тренировочной работы.
Совершенствование техники основных приемов и действий; улучшение общей физической и специальной физической подготовленности; повышение уровня специальных знаний по фехтованию.
Конкретные указания тренера над чем работать:
В специальной тренировке по фехтованию: исправить широкие движения при защитных действиях и сократить ам-ллитуду движений в лучезапястном суставе; использовать для этого самостоятельную работу перед зеркалом, упражнения в парах и взаимоуроках, выполняя многократно защиты отведением и отбивом с фиксацией конечного положения, стараясь делать возможно более легкие и точные движения клинком с раскрепощением мышц плеча.
В защитных действиях выполнять многократно три основных варианта защит на месте со средним положением руки, с шагом назад с более отодвинутым оружием, с шагом вперед с приближенным положением руки с оружием.
В ответных действиях следить за прямолинейностью движения оружия и кисти; выполнять большинство прямых ответов с оппозицией и без потери соединения; из каждой защиты делать ответ прямо, с переводом, с задержкой, с разным положением руки при ответе — средним распрямлением, максимальным вытягиванием, согнутой рукой, используя для этого различные дистанционные положения.
В атакующих действиях: основное внимание уделить выполнению простых атак с разных дистанций, применяя для этого полувыпады, выпады средней величины, максимально длинные выпады, выпады со скольжением сзади стоящей ноги вперед (вместо шага и вьипада). Обратить внимание на отработку толчка левой ногой при посылке на выпад и на свободное положение плеч и всего корпуса при конечном движении. Добиваться, чтобы движение оружия вперед было совершенно свободным при полном раскрепощении руки и с соблюдением максимально короткого пути до цели с ускорением в конце движения. При возвращении в боевую стойку не допускать небрежности и выполнять движения, как боевой и важный элемент. Овладеть всеми способами прямых уколов, т. е. без соединения, со скольжением но оружию, с оппозицией (с подавлением клинка противника).
Развивать способность к продолжению боевых действий, завязывая схватки из атакующих и защитных действий. Тренировать изменение скорости при схватках от замедленных движений к резким убыстрениям, от максимальной скорости к приостановке или замедлению и последующему действию с изменением линии и пр.
При проведении учебных боев исключить действия в темп для закрепления и совершенствования защитных рефлексов, как важнейших для фехтовальщиков.
В учебных боях использовать бои в замедленном темпе для развития чувства ориентировки и способности к сознательному обыгрыванию противника лучшим ведением оружия. Провести не менее 20 соревновательных боев.
В тренировке по повышению общей и специальной физической подготовки обратить особое внимание на развитие гибкости, выполнять специальные упражнения для увеличения амплитуды движений в тазобедренных и плечевых суставах; использовать для развития силы упражнения в приседаниях и выпрыгиваниях из разных положений приседа; использовать в конце каждой тренировки специальные упражнения с легкими гантелями и штангой; ввести в ежедневную гимнастику упражнения на гибкость, укрепление и развитие мышц предплечья с использованием гимнастической палки, малых мячей; не менее 5 мин. в каждой тренировке работать со скакалкой. Два раза в неделю заниматься по 60—80 мин. упражнениями общей физической подготовки, исключив в эти дни тренировку по фехтованию; в эти же дни делать двух-трехчасовые прогулки пешком, на лыжах или катание на коньках.
По совершенствованию теоретических знаний и французской терминологии: сдать зачеты и экзамены в вузе с оценкой не ниже чем на «хорошо».
Сдать специальный зачет по знанию французской терминологии по судейству и по наименованию фехтовальных действий.
Примерный недельный тренировочный цикл
1-й день: | Общая и специальная разминка | 20—25 мин |
Упражнение в технике передвижения | 10—15 мин | |
Упражнения для совершенствования техники управления оружием | 15—20 мин | |
Упражнения с партнером по заданию | 30—40 мин | |
Индивидуальный урок тренера | 30—35 мин | |
Учебные бои с заданиями технического характера | 25—30 мин | |
Упражнения для совершенствования физических качеств | 20—35 мин | |
Длительность занятия | 150-200 мин | |
2-й день: | Занятия для развития и совершенствования физических качеств в зале, на манеже, на площадке, на катке, в лесу и пр. с включением бега, прыжков, игр с мячом, специальных упражнений на гибкость, быстроту, силу | 90—120 |
3-й день: | Общая и специальная разминка | 20—25 |
Упражнения у мишеней | 10—20 | |
Совершенствование техники передвижений | 10—15 | |
Упражнения с партнером | 30—40 | |
Индивидуальный урок у тренера | 35—40 | |
Учебные бои по заданию | 25—30 | |
Упражнения для развития физических качеств | 20—30 | |
Длительность занятия | 150—200 | |
4-й день: | Так же, как во второй день или после хорошей общей разминки, игра в баскетбол, футбол, хоккей или другие спортивные игры | 90—120 |
5-й день: | Так же, как в первый или во второй день. | |
6-й день: | Отдых | |
7-й день: | Отдых. |
В ряде случаев при проведении шестого и седьмого дней недельного цикла могут быть изменения. Вместо отдыха будут разного рода соревнования по фехтованию или по нормативам физической подготовки в зависимости от периода тренировки и подготовленности опортсменов. В основном периоде и между соревнованиями в недельном цикле может быть 4—6 занятий по фехтованию. В некоторых случаях могут проводиться дополнительные занятия, специально назначаемые тренером. В этих занятиях после разминки фехтовальщик получает индивидуальный урок, проводит учебный или соревновательный бой с партнером или тренером и после небольшого количества упражнений в растягивании, расслаблении или со скакалкой заканчивает тренировку.
В некоторых случаях можно проводить добавочные тренировки, когда ученик приходит специально получить урок у тренера, а остальную часть тренировки проводит в другое время или в другой день. Такие индивидуальные тренировки проводятся в случаях необходимости специализированной подготовки спортсмена к соревнованиям, решительного исправления значительного недостатка, необходимости усиления тренировочного режима. Эти тренировки не являются правилом, но все же имеют место в учебно-тренировочной работе сильнейших фехтовальщиков, и об этом нужно знать тренеру и спортсмену.
Пожалуй, самым важным, решающим, фактором в планировании и осуществлении тренировки является полная сознательность и целенаправленность фехтовальщика в проведении каждого отдельного занятия. Совершенно недостаточно перечислить виды упражнений в тренировке и указать время на их выполнение, как это сделано в недельном тренировочном цикле. Это дает только общее представление о работе и нагрузке в занятиях.
Часто фехтовальщики приходят на занятия, не имея точного представления о направлении и объеме работы над конкретным приемом или действием, над тем или иным качеством. В этих случаях они получают в основном количественную нагрузку со значительными потерями в качестве тренировки.
При тренировке фехтовальщиков старших разрядов одним из важнейших и наиболее эффективных средств является индивидуальный урок у тренера, который они берут в установленной тренером очередности. Тренер, сосредоточивая все внимание на работе с одним спортсменом, не имеет возможности сладить за тренировкой остальных фехтовальщиков, и ему приходится целиком полагаться на сознательность и грамотность учеников, которым предоставляется самостоятельность в выполнении заданий. В ряде случаев эта самостоятельность не дает должного эффекта. Предоставленные себе фехтовальщики порой сводят всю тренировочную работу к незначительному количеству упражнений на мишенях и в передвижениях, а главное время уделяют боям, которые чаще всего принимают соревновательный характер, без направленности на воспитание и совершенствование какого-либо важного качества. Не имеющие достаточно воспитанного трудолюбия могут сводить тренировку к ожиданию индивидуального урока у тренера и выполнению упражнений, наиболее приятных фехтовальщику. Этого явно недостаточно. Для планомерного развития необходимых качеств должна быть определена конкретная задача и средства для ее разрешения в каждом элементе тренировки. Все эти обстоятельства требуют очень внимательного отношения к построению отдельного тренировочного занятия, где упражнения должны быть целенаправлены и точно дозированы.
Таким образом, содержание недельного цикла должно быть расшифровано в плане отдельного тренировочного занятия.
Примерный план тренировочного занятия фехтовальщика-рапириста
Период подготовительный
Задачи: совершенствование основной техники, и в частности простых действий.
1. Общая разминка — 8 мин.
2. Специальная разминка — 12 мин.
3. Совершенствование техники передвижений: — 10 мин.
продвижение шагами вперед на расстояние в 10—12 м и возвращение шагами назад — 3 раза
движение вперед, поочередно делая маленький и большой шаги на расстояние 10—12 м, и возвращение назад в
том же порядке — 2 раза
шаг вперед, шаг назад, полувыпад и закрыться — 20 раз
то же, но с полным выпадом — 15 раз
из боевой стойки полный выпад и закрыться — 15 раз
шаг вперед и полувыпад, закрыться — 20 раз
шаг вперед и полный выпад полной скоростью — 40
шаг и полувыпад, закрыться, скачок назад — 15 раз
произвольные безостановочные передвижения с полувыпадами, выпадами, бросками, повторениями выпадов после
полувыпадов — 2 раза, по 1 мин.
4. Упражнения на мишени — 10 мин.
уколы с места из 6, 4, 7, 8, 2-й позиций — 40 раз
уколы с шагом вперед из разных позиций — 30 раз
уколы с полувыпадами — 20 раз
уколы с выпадом — 20 раз
уколы с повторениями при отходе, выполняемые на фоне различных движений оружием и передвижений — 20 раз
уколы с шагом вперед и выпадом полной скоростью — 10 раз
уколы с выпадом из дальней дистанции с подтягиванием сзади стоящей ноги — 10 раз
уколы с выпадом и с фиксацией в конечном положении — 10 раз
5. Упражнения с партнером:
защитные действия: 4-я и ответ прямо после маленькой паузы для проверки точности защиты — 20 раз
то же, в 6-й — 20 раз
то же, в 7-й — 20 раз
то же, в 8-й — 20 раз
Атаки прямые, с переводом на открывание и перемену линии и соединения с полувыпадами — 30 раз
защиты круговые 6, 4, 7-я и ответы прямо — по 15—20 раз
схватка в защитах 4 — прямо, 4 — прямо — 15 раз
то же в 6-й линии — 15раз
схватка после атаки, стоя на выпаде 4-я или 6-я и контрответ — 15—20 раз
риностная игра без выпадов из простых действий — 3—5 мин.
6. Индивидуальный урок у тренера — 30 мин
планируется тренером
7. Учебные бои:
в замедленном темпе — 5 мин
в боевом темпе 2 боя — 10 мин
8. Упражнения для развития физических качеств: 25—30 мин
со скакалкой — 5—6 мин
сгибание рук в упоре лежа — 20 раз
растягивание мышц задней поверхности ног, наклоны с ногами врозь — 20 раз
махи ногами полной амплитудой вперед, назад и в стороны по 20 раз в каждую сторону
растягивание в шпагат и покачивание в нем — 6—8 раз
расслабление мышц плечевого пояса — 3 мин.
прыжки в высоту с разбега в 5 шагов, отталкиваясь попеременно левой и правой ногой — 10 раз
расслабление мышц ног — 3—4 мин.
Фехтовальщик может проводить эти упражнения в разной последовательности, делая перерывы для отдыха разной длительности в зависимости от интенсивности. Все упражнения должны проделываться на протяжении нескольких занятий, а затем их дозировка может изменяться в сторону увеличения или уменьшения.
Перспективные годовые общие и индивидуальные планы тренировочной работы составляет тренер и обсуждает их со спортсменом. После согласования основных вопросов эти планы принимаются к действию и служат основанием для планирования работы на ближайшие периоды. Индивидуальный перспективный план должен быть заготовлен в двух экземплярах: для тренера и для фехтовальщика. Месячный индивидуальный план разрабатывает тренер вместе со спортсменом. Недельный тренировочный цикл и план отдельного занятия составляет фехтовальщик и представляет тренеру для согласования и утверждения.
Фехтовальщики высших разрядов должны вести дневник тренировок, который отражает их повседневную тренировочную работу и содержит анализ участия в соревнованиях. Учет количества проведенных боез ведется в специальном «боевом листке» спортсмена, где отмечается каждый бой в официальных соревнованиях и его результат. Состояние здоровья спортсмена и его антропометрические показатели контролируются посредством регулярных медицинских осмотров во врачебно-физкультурных диспансерах.
Принимая во внимание громадное влияние соревнований на формирование личности спортсмена и на его воспитание, тренер должен развивать у своих учеников чувство ответственности перед каждым боем, независимо от масштаба и состава участников соревнования. На все соревнования, в том числе и на тренировочные в своем коллективе, спортсмен обязан являться в полной аккуратной спортивной форме и соблюдать все правила спортивной этики. Следует воспитывать у спортсменов ясное понимание того, что в фехтовании нет мелочей и каждая, на первый взгляд незаметная, небрежность может перейти в значительную ошибку и отрицательно влиять на дальнейшие выступления.