Основное направление учебно-тренировочной работы.

Совершенствование техники основных приемов и действий; улучшение общей физической и специальной физической под­готовленности; повышение уровня специальных знаний по фех­тованию.

Конкретные указания тренера над чем работать:

В специальной тренировке по фехтованию: исправить широкие движения при защитных действиях и сократить ам-ллитуду движений в лучезапястном суставе; использовать для этого самостоятельную работу перед зеркалом, упражнения в парах и взаимоуроках, выполняя многократно защиты отведе­нием и отбивом с фиксацией конечного положения, стараясь делать возможно более легкие и точные движения клинком с раскрепощением мышц плеча.

В защитных действиях выполнять многократно три основ­ных варианта защит на месте со средним положением руки, с шагом назад с более отодвинутым оружием, с шагом вперед с приближенным положением руки с оружием.

В ответных действиях следить за прямолинейностью движе­ния оружия и кисти; выполнять большинство прямых ответов с оппозицией и без потери соединения; из каждой защиты де­лать ответ прямо, с переводом, с задержкой, с разным положе­нием руки при ответе — средним распрямлением, максималь­ным вытягиванием, согнутой рукой, используя для этого различные дистанционные положения.

Основное направление учебно-тренировочной работы. - student2.ru В атакующих действиях: основное внимание уделить вы­полнению простых атак с разных дистанций, применяя для этого полувыпады, выпады средней величины, максимально длинные выпады, выпады со скольжением сзади стоящей ноги вперед (вместо шага и вьипада). Обратить внимание на отра­ботку толчка левой ногой при посылке на выпад и на свобод­ное положение плеч и всего корпуса при конечном движении. Добиваться, чтобы движение оружия вперед было совершенно свободным при полном раскрепощении руки и с соблюдением максимально короткого пути до цели с ускорением в конце движения. При возвращении в боевую стойку не допускать небрежности и выполнять движения, как боевой и важный эле­мент. Овладеть всеми способами прямых уколов, т. е. без сое­динения, со скольжением но оружию, с оппозицией (с подавле­нием клинка противника).

Развивать способность к продолжению боевых действий, завязывая схватки из атакующих и защитных действий. Тренировать изменение скорости при схватках от замедленных движений к резким убыстрениям, от максимальной скорости к приостановке или замедлению и последующему действию с изменением линии и пр.

При проведении учебных боев исключить действия в темп для закрепления и совершенствования защитных рефлексов, как важнейших для фехтовальщиков.

В учебных боях использовать бои в замедленном темпе для развития чувства ориентировки и способности к сознательному обыгрыванию противника лучшим ведением оружия. Провести не менее 20 соревновательных боев.

В тренировке по повышению общей и специальной физиче­ской подготовки обратить особое внимание на развитие гибко­сти, выполнять специальные упражнения для увеличения амплитуды движений в тазобедренных и плечевых суставах; использовать для развития силы упражнения в приседаниях и выпрыгиваниях из разных положений приседа; использовать в конце каждой тренировки специальные упражнения с легкими гантелями и штангой; ввести в ежедневную гимнастику упраж­нения на гибкость, укрепление и развитие мышц предплечья с использованием гимнастической палки, малых мячей; не менее 5 мин. в каждой тренировке работать со скакалкой. Два раза в неделю заниматься по 60—80 мин. упражнениями общей физиче­ской подготовки, исключив в эти дни тренировку по фехтова­нию; в эти же дни делать двух-трехчасовые прогулки пеш­ком, на лыжах или катание на коньках.

По совершенствованию теоретических знаний и французской терминологии: сдать зачеты и экзамены в вузе с оценкой не ниже чем на «хорошо».

Сдать специальный зачет по знанию французской термино­логии по судейству и по наименованию фехтовальных действий.

Примерный недельный тренировочный цикл

1-й день:   Общая и специальная разминка 20—25 мин
Упражнение в технике передвижения 10—15 мин
Упражнения для совершенствования техники управления оружием 15—20 мин
Упражнения с партнером по заданию 30—40 мин
Индивидуальный урок тренера 30—35 мин
Учебные бои с заданиями технического характера 25—30 мин
Упражнения для совершенствования физических качеств 20—35 мин
Длительность занятия 150-200 мин
2-й день: Занятия для развития и совершенствования физических качеств в зале, на манеже, на пло­щадке, на катке, в лесу и пр. с включением бега, прыжков, игр с мячом, специальных упражнений на гибкость, быстроту, силу 90—120
3-й день: Общая и специальная разминка 20—25
Упражнения у мишеней 10—20
Совершенствование техники передвижений 10—15
Упражнения с партнером 30—40
Индивидуальный урок у тренера 35—40
Учебные бои по заданию 25—30
Упражнения для развития физических качеств 20—30
Длительность занятия 150—200
4-й день: Так же, как во второй день или после хоро­шей общей разминки, игра в баскетбол, футбол, хоккей или другие спортивные игры 90—120
5-й день: Так же, как в первый или во второй день.  
6-й день: Отдых  
7-й день: Отдых.  


В ряде случаев при проведении шестого и седьмого дней недельного цикла могут быть изменения. Вместо отдыха будут разного рода соревнования по фехтованию или по нормативам физической подготовки в зависимости от периода тренировки и подготовленности опортсменов. В основном периоде и между соревнованиями в недельном цикле может быть 4—6 занятий по фехтованию. В некоторых случаях могут проводиться допол­нительные занятия, специально назначаемые тренером. В этих занятиях после разминки фехтовальщик получает индивидуаль­ный урок, проводит учебный или соревновательный бой с парт­нером или тренером и после небольшого количества упражне­ний в растягивании, расслаблении или со скакалкой заканчи­вает тренировку.

В некоторых случаях можно проводить добавочные тренировки, когда ученик приходит специально получить урок у тренера, а остальную часть тренировки проводит в другое Основное направление учебно-тренировочной работы. - student2.ru время или в другой день. Такие индивидуальные тренировки проводятся в случаях необходимости специализированной под­готовки спортсмена к соревнованиям, решительного исправле­ния значительного недостатка, необходимости усиления трени­ровочного режима. Эти тренировки не являются правилом, но все же имеют место в учебно-тренировочной работе сильней­ших фехтовальщиков, и об этом нужно знать тренеру и спорт­смену.

Пожалуй, самым важным, решающим, фактором в планиро­вании и осуществлении тренировки является полная сознатель­ность и целенаправленность фехтовальщика в проведении каждого отдельного занятия. Совершенно недостаточно пере­числить виды упражнений в тренировке и указать время на их выполнение, как это сделано в недельном тренировочном цикле. Это дает только общее представление о работе и нагрузке в занятиях.

Часто фехтовальщики приходят на занятия, не имея точ­ного представления о направлении и объеме работы над кон­кретным приемом или действием, над тем или иным качеством. В этих случаях они получают в основном количественную нагрузку со значительными потерями в качестве тренировки.

При тренировке фехтовальщиков старших разрядов одним из важнейших и наиболее эффективных средств является инди­видуальный урок у тренера, который они берут в установлен­ной тренером очередности. Тренер, сосредоточивая все внима­ние на работе с одним спортсменом, не имеет возможности сладить за тренировкой остальных фехтовальщиков, и ему приходится целиком полагаться на сознательность и грамот­ность учеников, которым предоставляется самостоятельность в выполнении заданий. В ряде случаев эта самостоятельность не дает должного эффекта. Предоставленные себе фехтоваль­щики порой сводят всю тренировочную работу к незначитель­ному количеству упражнений на мишенях и в передвижениях, а главное время уделяют боям, которые чаще всего принимают соревновательный характер, без направленности на воспитание и совершенствование какого-либо важного качества. Не имею­щие достаточно воспитанного трудолюбия могут сводить тре­нировку к ожиданию индивидуального урока у тренера и вы­полнению упражнений, наиболее приятных фехтовальщику. Этого явно недостаточно. Для планомерного развития необхо­димых качеств должна быть определена конкретная задача и средства для ее разрешения в каждом элементе тренировки. Все эти обстоятельства требуют очень внимательного отноше­ния к построению отдельного тренировочного занятия, где упражнения должны быть целенаправлены и точно дозиро­ваны.

Таким образом, содержание недельного цикла должно быть расшифровано в плане отдельного тренировочного занятия.

Примерный план тренировочного занятия фехтовальщика-рапириста

Период подготовительный

Задачи: совершенствование основной техники, и в частности про­стых действий.

1. Общая разминка — 8 мин.

2. Специальная разминка — 12 мин.

3. Совершенствование техники передвижений: — 10 мин.

­ продвижение шагами вперед на расстояние в 10—12 м и возвращение шагами назад — 3 раза

­ движение вперед, поочередно делая маленький и большой шаги на расстояние 10—12 м, и возвращение назад в

­ том же порядке — 2 раза

­ шаг вперед, шаг назад, полувыпад и закрыться — 20 раз

­ то же, но с полным выпадом — 15 раз

­ из боевой стойки полный выпад и закрыться — 15 раз

­ шаг вперед и полувыпад, закрыться — 20 раз

­ шаг вперед и полный выпад полной скоростью — 40

­ шаг и полувыпад, закрыться, скачок назад — 15 раз

­ произвольные безостановочные передвижения с полувыпа­дами, выпадами, бросками, повторениями выпадов после

­ полувыпадов — 2 раза, по 1 мин.

4. Упражнения на мишени — 10 мин.

­ уколы с места из 6, 4, 7, 8, 2-й позиций — 40 раз

­ уколы с шагом вперед из разных позиций — 30 раз

­ уколы с полувыпадами — 20 раз

­ уколы с выпадом — 20 раз

­ уколы с повторениями при отходе, выполняемые на фоне различных движений оружием и передвижений — 20 раз

­ уколы с шагом вперед и выпадом полной скоростью — 10 раз

­ уколы с выпадом из дальней дистанции с подтягиванием сзади стоящей ноги — 10 раз

­ уколы с выпадом и с фиксацией в конечном положении — 10 раз

5. Упражнения с партнером:

­ защитные действия: 4-я и ответ прямо после маленькой паузы для проверки точности защиты — 20 раз

­ то же, в 6-й — 20 раз

­ то же, в 7-й — 20 раз

­ то же, в 8-й — 20 раз

­ Атаки прямые, с переводом на открывание и перемену линии и соединения с полувыпадами — 30 раз

­ защиты круговые 6, 4, 7-я и ответы прямо — по 15—20 раз

­ схватка в защитах 4 — прямо, 4 — прямо — 15 раз

­ то же в 6-й линии — 15раз

­ схватка после атаки, стоя на выпаде 4-я или 6-я и контрответ — 15—20 раз

­ риностная игра без выпадов из простых действий — 3—5 мин.

6. Индивидуальный урок у тренера — 30 мин

планируется тренером

7. Учебные бои:

­ в замедленном темпе — 5 мин

­ в боевом темпе 2 боя — 10 мин

8. Упражнения для развития физических качеств: 25—30 мин

­ со скакалкой — 5—6 мин

­ сгибание рук в упоре лежа — 20 раз

­ растягивание мышц задней поверхности ног, наклоны с но­гами врозь — 20 раз

­ махи ногами полной амплитудой вперед, назад и в стороны по 20 раз в каждую сторону

­ Основное направление учебно-тренировочной работы. - student2.ru растягивание в шпагат и покачивание в нем — 6—8 раз

­ расслабление мышц плечевого пояса — 3 мин.

­ прыжки в высоту с разбега в 5 шагов, отталкиваясь попе­ременно левой и правой ногой — 10 раз

­ расслабление мышц ног — 3—4 мин.

Фехтовальщик может проводить эти упражнения в раз­ной последовательности, делая перерывы для отдыха разной длительности в зависимости от интенсивности. Все упражне­ния должны проделываться на протяжении нескольких за­нятий, а затем их дозировка может изменяться в сторону увеличения или уменьшения.

Перспективные годовые общие и индивидуальные планы тренировочной работы составляет тренер и обсуждает их со спортсменом. После согласования основных вопросов эти планы принимаются к действию и служат основанием для планирова­ния работы на ближайшие периоды. Индивидуальный перспек­тивный план должен быть заготовлен в двух экземплярах: для тренера и для фехтовальщика. Месячный индивидуальный план разрабатывает тренер вместе со спортсменом. Недельный тре­нировочный цикл и план отдельного занятия составляет фех­товальщик и представляет тренеру для согласования и утверж­дения.

Фехтовальщики высших разрядов должны вести дневник тренировок, который отражает их повседневную тренировочную работу и содержит анализ участия в соревнованиях. Учет коли­чества проведенных боез ведется в специальном «боевом ли­стке» спортсмена, где отмечается каждый бой в официальных соревнованиях и его результат. Состояние здоровья спортсмена и его антропометрические показатели контролируются посред­ством регулярных медицинских осмотров во врачебно-физкультурных диспансерах.

Принимая во внимание громадное влияние соревнований на формирование личности спортсмена и на его воспитание, тре­нер должен развивать у своих учеников чувство ответственности перед каждым боем, независимо от масштаба и состава участ­ников соревнования. На все соревнования, в том числе и на тренировочные в своем коллективе, спортсмен обязан являться в полной аккуратной спортивной форме и соблюдать все пра­вила спортивной этики. Следует воспитывать у спортсменов ясное понимание того, что в фехтовании нет мелочей и каждая, на первый взгляд незаметная, небрежность может перейти в значительную ошибку и отрицательно влиять на дальнейшие выступления.

Наши рекомендации