Методическая послеовательность

(этапы) и способы обучения отдельному приему

Первый этап обучения — создание представления о приеме начинается с ознакомления с ним, для чего следует:

1) назвать прием, объяснить его содержание и тактический смысл, условия выполнения и зависимость от определенного положения противника (дистанция, позиция, передвижение, вызов и пр.);

2) несколько раз продемонстрировать прием в целом, без разделения на элементы, сначала в боевом, затем в замедленном темпе, подчеркивая наиболее характерные моменты вы­полнения.

Таким образом, создается первое общее представление о приеме, о структуре движений, характере действий, о целост­ном двигательном акте. Количество повторений показа приема зависит от подготовленности занимающихся и сложности при­ема. Повторные демонстрации приема сопровождаются крат­ким объяснением техники, которое должно останавливать вни­мание обучаемых на основных элементах приема;

3) прием демонстрируется медленно, с разделением на эле­менты и с указанием на наиболее важные моменты выполне­ния. Затем прием снова демонстрируется в целом со средней скоростью и, наконец — в быстром темпе в соответствующей ему боевой ситуации. Разделение приема на элементы усиливает яркость представлений о значимости отдельных деталей дви­жений.

Второй этап обучения — разучивание происходит с исполь­зованием следующих методических приемов:

1. Прием выполняется обучаемыми самостоятельно для оп­робования и проверки правильности созданного мысленного представления о нем.

При хорошей подготовленности обучаемых (при простоте приема) может быть допущено пробное выполнение приема без предварительного деления на элементы.

Преподаватель, наблюдая за выполнением приема, проверя­ет правильность восприятий, полученных от демонстраций. За­нимающиеся выполняют прием сначала медленно, а затем, по­сле разрешения преподавателя, в среднем темпе.

2. Прием выполняется медленно и, если нужно, с разделе­нием на элементы, по команде преподавателя, а затем и само­стоятельно.

Это делается для уточнения деталей приема и создания бо­лее точных ощущений. Время на выполнение по разделениям зависит от сложности приема и быстроты усвоения. Оно не должно быть длительным, чтобы не вызвать разрыва в пред­ставлении о приеме как о целостном двигательном акте.

3. Прием выполняется в целом всеми одновременно по команде, сначала медленно и потом, постепенно убыстряя, в темпе, приближенном к боевому.

Повторяя выполнение приема по команде или под счет, ко­торым подсказывается нужный ритм, преподаватель акценти­рует внимание и команду на важнейших элементах. Здесь же могут быть использованы упражнения на подсобных снарядах (чучелах и мишенях).

4. Прием снова выполняется обучаемыми самостоятельно в замедленном темпе, без напряжения, с соблюдением макси­мальной правильности и точности во всех элементах.

Для проверки правильности движений используются: самоконтроль, наблюдение за выполнением в зеркало, наблюдение и помощь партнера. Преподаватель, переходя от одного фехто­вальщика к другому, делает персональные поправки и ука­зания.

5. Прием выполняется обучаемыми одновременно в темпе, приближающемся к боевому.

Этим как бы подводится итог предварительной работы над оовоением основной структуры приема или действия. В целях побуждения к лучшему выполнению приема рекомендуются контрольные выполнения приема перед группой, привлекая к оценке качества всех занимающихся.

В процессе разучивания приема создаются мышечно-осяза-тельные представления о правильном выполнении, осознаются основные компоненты и первоначальные проприоцептивные ощущения, происходит образование, координационных связей, необходимых для данного движения.

В первой стадии формирования двигательного навыка про­исходит становление основной структуры выполнения фехто­вального приема, которая в дальнейшем закрепляется и совер­шенствуется, и именно поэтому очень важно создание правиль­ного представления о его структуре с самого начала обучения.

Однако способность правильно воспроизводить разучивае­мый прием еще не означает овладения навыкам. Это осущест­вляется в следующей стадии закрепления навыка.

Третий этап обучения — закрепление навыка проис­ходит в систематических повторных выполнениях, в которых постепенно приобретаются свобода, экономичность и легкость движений. Постепенно темп выполнения приближается к мак­симальному — боевому. Лучшей формой проведения упражне­ний для закрепления навыков являются упражнения в парах и с преподавателем.

Рекомендуется следующий порядок проведения упражнений при попарном (двухшерснговом) построении:

1. Прием выполняется поочередно по команде препода­вателя.

Сначала прием выполняется в легких условиях (замедлен­ный темп, фиксированное положение оружия партнера, не­сколько укороченная дистанция и пр.). По мере усвоения пре­подаватель подсчетом или возгласом подчеркивает необходи­мость убыстрения или акцентирования какого-либо элемента.

2. Прием выполняется поочередно (по нескольку раз) са­мостоятельно.

Каждый обучаемый при этом должен помогать своему парт­неру, объясняя ошибки, облегчая позиции, требуя точности. Преподаватель, переходя от пары к паре, проверяет действия, дает указания, а в случае необходимости заменяет временно одного из партнеров, давая короткий индивидуальный урок на заданные действия.

3. Прием снова выполняется всеми одновременно по сиг­налу преподавателя.

Это дает возможность яснее представить степень усвоения, а также полезно для установления дисциплины, которая не­сколько падает (особенно в начале обучения) при произволь­ном самостоятельном выполнении.

4. Прием выполняется в усложненных условиях сначала по команде преподавателя и вслед за установлением понима­ния самостоятельно.

Усложнение условий выполнения достигается изменением позиций, добавлением передвижений, изменением дистанции, включением подготавливающих действий, усилением активности партнера и пр. Важно добиваться совершенно ясного понима­ния задания обоими партнерами, и особенно обслуживающего, так как ему приходится выполнять роль преподавателя.

5. Прием выполняется с продолжением действий, развити­ем их в боевую схватку, используя изученные ранее приемы и действия.

Закрепление навыка в боевых схватках производится сна­чала в упрощенных условиях и замедленном темпе, который постепенно нарастает. Затем обстановку усложняют включе­нием новых подготовляющих действий. Схватка не должна становиться самоцелью, и при тренировке приема к ней нужно переходить не каждый раз, а несколько неожиданно, развивая ориентировку и проверяя, таким образом, автоматизирован-ность выполнения основного изучаемого приема или действия.

Четвертый этап обучения — совершенствование спортивного двигательного навыка. Для достижения совершен­ного выполнения и применения приемов используются:

1. Упражнения во взаимных индивидуальных уроках, в ко­торых фехтовальщики поочередно выступают в роли преподава­теля.

2. Переходить к этим упражнениям можно только после прочного усвоения основных технических приемов и развития достаточно ясного представления о взаимозависимости дей­ствий фехтовальщиков.

3. Упражнения в индивидуальных уроках преподавателя (технической, тактической или соревновательной направленно­сти).

4. При совершенствовании изучаемого приема широко исполь­зуются ранее изученные действия, специальные упражнения для увеличения технического разнообразия и вариативности вы­полнения приема, «немые» уроки и уроки «вольного боя».

5. Специальные соревновательные упражнения («контры»).

6. Упражнения в учебных боях.

7. Особенно рекомендуются учебные бои в замедленном тем­пе, которые позволяют р а осматривать действия свои и против­ника, как при рапидной съемке. Главным в этих боях является развитие способности сознательно и без напряженност определять направление действий противника и соответственн реагировать на них.

8. Соревновательные бои.

В этих боях фехтовальщики опробуют новые и ранее изу­ченные приемы в условиях спортивного единоборства. Бои про­водятся на определенное количество ударов (уколов) с привле­чением занимающихся к судейству.

Повторим коротко, что в первой стадии происходит озна­комление с приемом, во второй — овладение основной структурой движений, в третьей — автоматизация навыка, в четвертой — достигается убыстрение, уточнение, гибкость навыка, происхо­дит увеличение фонда стереотипов двигательных навыков и развитие подвижности корковых процессов.

Эти задачи решаются с некоторыми специфическими для фехтования затруднениями, которые должны быть учтены пре­подавателем. С одной стороны, мы заинтересованы в том, что­бы навык был (предельно) автоматизирован, и для этого необходимо делать упражнения с многократными повторения­ми в одинаковых условиях. С другой стороны, в фехтовании приходится постоянно сталкиваться с изменением условий, как в тренировке, так особенно во время боя. Следовательно, авто­матизированное, стандартное выполнение приема может отри­цательно сказаться на возможностях вариативного выполнения приемов и действий в бою, где все изменчиво и неповто­римо.

Чтобы избежать установления -косного шаблонного навыка, необходимо постоянно изменять условия применения приема и не заниматься длительной механической зубрежкой приемов в одних и тех же условиях. После достижения автоматизирован-ности в выполнении приема переходят к сочетаниям его с дру­гими приемами, переключению с одного вида действий на дру­гой, от нападения к защите, к боевым схваткам и сложным формам тактических действий (ложные, повторные атаки, контратаки и пр.).

Постепенное развитие и совершенствование навыка в от­дельном приеме фехтования происходят не изолированно по вышеуказанньш этапам. Уже первая стадия имеет элементы закрепления и совершенствования, поскольку в ней есть повто­рения, изменения ритма и другие варианты выполнения. В за­креплении имеются уже все элементы совершенствования, продолжается закрепление и автоматизация навыков. Вместе с тем здесь происходит и разучивание новых вариантов, уточня­ются детали, обнаруживаются новые стороны техники и так­тики. Таким образом, на более поздних этапах обучения мы постоянно сталкиваемся и с разучиванием и с овладением структурой движений, присущих первой стадии образования навыка.

* * *

В учебно-тренировочном процессе при овладении техниче­скими навыками большую роль играют три момента: 1) осмыс­ливание приемов и действий; 2) самоконтроль за их выполне­нием и 3) исправление ошибок.

Осмысливание приемов и действий является непременным условием успешного формирования спортивно-технических навыков и осуществляется при активной созна­тельности обучаемых. Для помощи в осмысливании приема используются разные методические средства. К ним относятся: показ; объяснение; сообщение характера ощущений, которые должен испытывать фехтовальщик при правильном выполне­нии приемов; опрос о выполнении и ощущениях; демонстрация следствий неправильного выполнения; привлечение занимаю­щихся к обучению более слабых фехтовальщиков или нович­ков; предложение выполнить новый прием на основании только рассказа без демонстрации; (постановка задач на взаимное индивидуальное обучение; повторные объяснения и показы. В процессе осмысливания происходит возбуждение соответ­ствующих двигательных центров, создается необходимая психи­ческая настройка на выполнение определенной работы.

Понимание структуры приема и его деталей развивает спо­собность к самоконтролю за выполнением приемов и действий фехтования.

Самоконтроль за выполнением приемов и действий способствует более быстрому формированию пра­вильных навыков и предупреждает появление стойких ошибок. Самоконтроль возможен при условии хорошо развитого чув­ства движения и полном понимании смысла и структуры прие­ма или действия.

Мастера фехтования, даже в самых напряженных соревнова­ниях, могут определять мельчайшие особенности движения и де­лать быстрые выводы для исправления ошибок в последующих движениях в процессе этого же боя.

Способность к самоконтролю следует постепенно и настой­чиво воспитывать и развивать. Для этого могут быть рекомен­дованы такие методичеокие приемы: выполнение приемов и действий с разделением на составные элементы; чередование быстрого выполнения с замедленным; специально замедленное выполнение; остановки движения с фиксацией различных его моментов для лучшего разбора и ощущения; выполнение частей движения с заданной скоростью; выполнение под наблюдением партнера и наблюдение за партнером; выполнение перед зер­калом; анализ проведенных тренировочных боев и соревнова­ний; специальные раэборы техники фехтования; изучение основ боя и т. п.

Использование этих средств может содействовать развита у фехтовальщиков критического мышления, повышению наблю­дательности и требовательности к себе, увеличить способность к анализу движений, развить интерес и любовь к техническому совершенствованию.

Исправление ошибок. Ошибками называют откло­нения, нарушающие механизм движения, искажающие его структуру, своевременность и целесообразность действий.

Все ошибки по специальному фехтовальному признаку можно разделить на технические и тактические; по физиологиче­скому — на автоматизированные и неавтоматизированные и по биомеханическому — на локальные и цепные.

Технические ошибки нарушают основную правиль­ность движений, искажают элементы, составляющие рабочее движение фехтовальщика. Это ошибки в координации движе­ний. Даже при тактическом преодолении противника они мо­гут помешать достижению победы, так как их результатом являются незасчитываемые уколы или удары (промахи, уколы в непоражаемое пространство, недобранные защиты, случайные падения и т. д.).

Тактические ошибки выражаются в несоответствии действий и поведения фехтовальщика в бою действиям, пове­дению и всему боевому облику своего противника.

Автоматизированные ошибки возникают в ре­зультате многократных повторений неправильных движений, в процессе которых вырабатывается стереотип неправильного двигательного навыка. Автоматизированные ошибки исправля­ются со значительными трудностями, а в ряде случаев, если их запустили, остаются навсегда. Исправление этих ошибок требует ломки образовавшегося неправильного навыка и пога­шения установившихся рефлексов.

Неавтоматизированные ошибки чаще всего возникают в начальном обучении и представляют собой как бы неизбежное явление, обусловленное неподготовленностью нерв­но-мышечного аппарата и психики к выполнению новых необычных движений. Они связаны с недостаточностью контро­ля со стороны двигательных анализаторов в работе по установ­лению сложных условнорефлекторных связей, т. е. в выработ­ке новых координации.

При встрече с новым движением, до установления навыка, в нервной системе идет деятельная работа, связанная с необхо­димостью наладить правильные взаимоотношения частей тела и органов. Совершенные координации возникают только в ре­зультате этой борьбы. И пока идет обучение, возникновение ряда ошибок представляет собой как бы неизбежное явление. При отсутствии должного внимания к ним они могут стать автоматизированными и будут представлять большую помеху в дальнейшей тренировке фехтовальщика.

Локальные ошибки представляют искажение отдель­ных деталей движения, отклонения от структурной правильно­сти, не искажающие основы приема или действия. Примерами таких ошибок могут быть: 'значительное лроваливаиие тела книзу при выпаде, недостаточная црофильность боевой стойки, поворот ступни сзади стоящей ноги на внутренний край при выпаде, излишне широкие движения предплечьем в защитных действиях и пр. Вое эти ошибки представляют неточности в выполнении движений, с которыми нужно настойчиво бороться, так как они делают движения фехтовальщика неполноценными в боевом отношении.

Цепные ошибки искажают движение или положение в целом. При этих ошибках нарушение правильности в одной ча­сти тела ведет к ряду отрицательных последствий во всей цепи движения. Так, наклон головы вниз-вправо, часто встречаю­щийся у начинающих, вызывает изменение в положении позво­ночника, перераспределяет тонус мышц всего тела, влечет к падению корпуса вниз и, как следствие, ведет к потере точно­сти и равновесия.

Преподаватель должен очень внимательно следить за про­цессом образования и совершенствования навыков, вовремя замечать ошибки и предупреждать их закрепление. Важно точно и своевременно определить основную причину возникно­вения ошибки и прежде всего, принять меры к ее устранению.

Для устранения ошибок обычно используют те же приемы, что и при разучивании приемов и действий фехтования. Боль­шое значение имеет демонстрация ошибок. В демонстрации может быть допущена и некоторая подчеркнутость — утриров­ка, при которой не следует допускать насмешки.

Бывает, что ошибка не поддается исправлению. В этих случаях полезно совершенно исключать выполнение тех прие­мов, в которых она встречается, чтобы сгладить след от нее в памяти. Через некоторое время надо снова вернуться к этим приемам, разучивая их как бы сначала и стараясь обойти те моменты, при которых ранее возникала ошибка.

При устранении ошибок, особенно в работе с молодыми фехтовальщиками, нельзя перечислять сразу мелкие и большие недостатки, которых может в начале обучения возникать зна­чительное количество. Необходимо обратить внимание сперва на главную ошибку, а после ее устранения перейти к исправ­лению более мелких.

Преподаватель не должен успокаиваться на том, что прием или действие выполняется «в основном правильно», хоть и с небольшими погрешностями. Малозаметные ошибки могут впо­следствии оказать резко отрицательное влияние на спортивное совершенствование. По существу настоящая работа над спор­тивным совершенствованием начинается именно после правиль­ного овладения основными механизмами движений, и эта работа над характером движения, его качеством и деталями, т. е, шлифовка, должна неуклонно продолжаться на протяжении всей спортивной жизни фехтовальщика.

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ

Достижение высоких и устойчивых спортивных результатов возможно только при условии систематических и хорошо про­думанных занятий, в которых используются наиболее эффек­тивные средства и методические приемы, имеющиеся в нашей системе физического воспитания и самого фехтования.

Такая система занятий, охватывающая все стороны подго­товки спортсмена к выступлению в соревнованиях, составляет процесс, именуемый спортивной тренировкой.

Тренировка представляет собой длительный педагогический процесс, предусматривающий разрешение задач развития и со­вершенствования: 1) спортивно-технических и тактических на­выков и умений; 2) физических качеств и 3) моральных и воле­вых качеств.

Тренировочная работа по фехтованию должна строиться так, чтобы одновременно с решением специальных задач реша­лись и важнейшие общие задачи — улучшение общего состоя­ния здоровья и воспитание занимающихся в духе коммунисти­ческой морали.

Только настойчивая борьба за гармоническое решение этих задач, правильное использование различных средств и методов вместе с серьезной воспитательной работой могут обеспечить успешность спортивного совершенствования фехтовальщика и достижение результатов, стоящих на уровне высшего между­народного класса.

Наши рекомендации