Обучение сложным атакам, защитам и ответам после них
В фехтовании на рапирах и шпагах изучение сложных атак рекомендуется начинать с атак с предварительным ударом (батманом) по оружию противника и последующим уколом прямо. Эти атаки легче воспринимаются фехтовальщиками потому, что сходны с движениями четвертой и шестой защит с последующими ответами и, таким образом, состоят из уже знакомых и понятных элементов.
Сложные атаки в фехтовании на саблях и карабинах целесообразнее, как показала практика, начинать с изучения атак с обманами, которые здесь более применимы и осваиваются легче, чем атаки с действием на оружие.
Изучение сложных атак сопровождается изучением соответствующих защитных действий. При этом нужно требовать, чтобы фехтовальщики внимательно следили за атакующими движениями противника и не проявляли излишней торопливости при выполнении защит, научились разгадывать конечные намерения.
Ответные действия после сложных защит не отличаются от ответов после простых защит и поэтому не нуждаются в специальных указаниях. Как и после каждого вида простых действий, изучение каждого сложного действия должно заканчиваться развитием его в схватку, состоящую из изученных ранее приемов.
После прочного овладения атакующими и защитными действиями можно переходить к изучению контратак, т. е. атак, опережающих атаки противника.
Обучение контратакам, защитам от них и действиям в контртемп
Контратаки ни в коем случае не должны подменять защитных действий и должны изучаться только при условии прочного усвоения защит. Контратаки в фехтовании .на рапирах, шпагах и штыках изучают сначала на сближение противника, затем на его обманные движения, потом на попытку переменить соединение или атаковать с действием на оружие. В фехтовании на саблях изучение контратак начинают с удара по руке на широкое движение (замах) при выполнении ударного или обманного движения, что наиболее характерно для сабельного боя. Затем изучают контратаки уколом на сближение, на перемену соединения, на обманное движение.
Завершив образование правильных навыков в выполнение контратак, переходят к привитию навыков защитных и ответные действий после контратакующего движения и к построениям схваток из контратак, защит и ответных действий. Действия в контртемп, как наиболее сложные, изучаются последними. Последовательное обучение не представляет изолированного перехода от одного рода действий к другому. В каждом занятии имеет место закрепление и совершенствование известных приемов и действий, изучение новых вариантов или новых приемов, тренировка, сочетающая те и другие действия и приемы.
Обучение отдельному приему
Образование двигательного фехтовального навыка и этапы обучения. Процесс обучения отдельному приему фехтования условно можно разделить на четыре взаимосвязанных этапа, имеющих 'последовательно разрешаемые педагогические задачи: 1) понять прием; 2) разучить прием; 3) закрепить прием; 4) расширить возможности использования и применения приема в изменяющихся условиях фехтовального боя.
Соответственно этим этапам обучения происходит и образование двигательных навыков фехтования. Динамика формирования спортивно-технических навыков может быть охарактеризована тремя последовательными стадиями.
Первая стадия характеризуется овладением основной структурой движения.
Вторая стадия — автоматизацией навыка. Здесь приобретается способность к свободному выполнению приема в стандартных условиях (определенная позиция, типичные стандартные действия противника, обусловленные передвижения или действия партнера, тренера и пр.).
Третья стадия характеризуется приобретением способности к свободному и точному выполнению приемов или действий в нестандартных условиях изменения обстановки в учебно-тренировочных занятиях или в соревновательном бою. Здесь приобретается важнейшее качество, обусловливающее мастерство фехтовальщика,— гибкость навыков.
Овладение основной структурой движения достигается на первых двух этапах обучения приему, в которых происходит создание правильного представления о приеме и его разучивание.
Эта стадия образования спортивного навыка в начале обу-| чения характеризуется большой напряженностью, общей скованностью движений, наличием лишних и ненужных движений. В деятельное состояние вовлекается значительно большее количество мышц, чем это нужно для выполнения разучиваемого приема.
Именно поэтому у начинающих фехтовальщиков часто наблюдается излишняя напряженность мышц плечевого пояса, особенно дельтовидной мышцы вооруженной руки. Имеет место напряженность прогиба в пояснице и в положении головы, судорожное сжимание свободной руки, тяжелые передвижения и другие ошибки, связанные с большим сосредоточением всех физических и психических сил на выполнение незнакомого движения.
В следующей стадии образования навыка — стадии его автоматизации— происходит закрепление спортивного навыка (приема) путем многократных повторений. В процессе этих повторений движения делаются постепенно все более координированными, лишние — устраняются. Появляется свобода движений и способность к четкому реагированию на определенный раздражитель—обусловленное действие противника или тренера.
В коре больших полушарий головного мозга этой стадии соответствует процесс установления прочных условнорефлекторных связей, образуется стойкий динамический стереотип спортивно-технического двигательного навыка. Говоря о стереотипе навыка в фехтовании, следует учесть, что здесь имеется необходимость стереотипизации не полного действия, а отдельных элементов основной фехтовальной техники, составляющих это действие фехтовальщика. В обучении и тренировке в связи с этим имеет чрезвычайное значение тщательная работа над элементами техники и над развитием способности к соединению этих элементов в целостном двигательном акте — фехтовальном действии.
Умение соединять отдельные приемы в разные фехтовальные действия представляет решающий момент в последнем этапе обучения приему. Этот этап наиболее длителен и решает задачу совершенствования, что соответствует третьей стадии формирования двигательного навыка, в которой происходит развитие гибкости навыка.
В связи с тем, что в фехтовании почти нет одинаковых условий, и каждый бой и противник имеют специфические черты, особенно важно обладать способностью вариативного выполнения приема.
Тщательно отшлифованные основные навыки должны соединяться в самых разнообразных сочетаниях в сложные действия. И для того чтобы центральная нервная система могла осуществлять эти соединения (интеграцию), нужны систематические специальные упражнения и тренировка.
Специальные упражнения и тренировка выполнения приемов фехтования должны проходить в постоянно изменяющихся условиях, с разной скоростью, с переменой ритма в отдельных звеньях или во всем двигательном акте. Развитие способности к быстрому переключению от одних движений к другим, от одной скорости к другой обусловлено подвижностью (лабильностью) основных нервных процессов — возбуждения и торможения. В связи с этим возникает необходимость развивать подвижность протекания основных корковых процессов, т. е. способность к быстрой смене процессов возбуждения и торможения в двигательной зоне коры больших полушарий головного мозга.
Таковы в очень кратких чертах закономерности, обусловливающие механизм формирования двигательных навыков и лежащие в основе обучения приемам фехтования.
Серьезные трудности в образовании новых двигательных навыков возникают в учебно-тренировочной работе только с фехтовальщиками-новичками, которые еще не имеют достаточного фонда основных спортивно-технических приемов. После того как новичок овладеет основными приемами и действиями фехтования и будет иметь определенный запас (фонд) основных навыков, образование новых навыков проходит значительно легче и быстрее. Освоение новых приемов теперь будет происходить на частичном использовании ранее образовавшихся временных связей.
Важнейшее свойство нервной системы — пластичность — позволяет фехтовальщику проявлять способность к переделке старых навыков я к выработке новых, более совершенных по координации. Если для овладения новыми приемами в начале обучения необходимо большое количество опробований и многократных повторений в стандартных условиях, то спортсмены высших разрядов проявляют способность к образованию новых двигательных навыков после минимального количества опробований, а в отдельных случаях и совсем без предварительных опробований — только на основании мысленных представлений и имеющихся уже сходных навыков.
Подчеркиваем, что способность к образованию новых навыков, переделке и приспособлению старых может успешно проявляться только на базе прочного, совершенного усвоения, основных, «школьных» приемов, составляющих фундамент для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства.