Понимание намерений противника
В бою каждый фехтовальщик стремится распознавать, предугадать ближайшие намерения и действия противника. Умение фехтовальщика делать это всегда безошибочно обеспечивало бы ему бесспорную победу над противником. Но постоянная безошибочность предугадывания невозможна вследствие того, что и противник стремится к тому же, противопоставляя фехтовальщику свое мышление и свои действия. Однако в (ряде случаев предугадывание возможно. Суть его заключается в том, что фехтовальщик по определенным положениям, иногда и по едва уловимым невольным движениям противника, может понимать его намерения и для предотвращения их выполнения выбрать именно те приемы, которые окажутся для противника неотразимыми; кроме того, предугадывания позволяют реагировать на действия противника раньше, чем определится их точное содержание по начальным его движениям.
Более глубокое и более частое распознавание намерений противника требует от фехтовальщика умения определять ход мыслей противника, который должен возникать у него в связи с предыдущими 'боевыми взаимодействиями, и вызывать принятие им определенного решения. Предугадывание этого решения, которое может внешне и не проявиться, бесспорно поможет фехтовальщику оказать соответствующее противодействие и поразить противника уколом или ударом раньше, чем он приступит к его выполнению.
Полезно и распознавание в бою физического и морального состояния противника. Оно помогает фехтовальщику своевременно перестраивать план боя и выбирать для его осуществления приемы и действия, ведущие к наиболее верному поражению противника.
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКА
По тактическим целям боевые действия фехтовальщика можно разделить на три основные группы: 1) подготавливающие дейстзия; 2) действия нападения; 3) действия обороны.
Подготавливающие действия имеют основной целью подготовить успешность действий нападения или обороны.
Действия нападения имеют целью нанести укол или удар относительно 'бездействующему противнику в инициативной попытке.
Действия обороны имеют целью избежать получения укола или удара от атаковавшего противника и использовать обстановку, создавшуюся в результате неудавшегося или незавершенного нападения для поражения противника.
Для осуществления всех этих действий в фехтовании на разных видах оружия используются соответствующие приемы, изложенные в главах с четвертой по седьмую включительно.
Подготавливающие действия
В фехтовальном бою на всех видах оружия большую часть его времени занимают подготавливающие действия. Главнейшими тактическими задачами этих действий являются: 1) разведка противника; 2) подавление инициативы противника; 3) маскировка своих намерений и действий; 4) вызовы противника на определенные действия; 5) овладение полем боя; 6) обманывание противника в «чувстве» дистанции и затруднение начала его атаки.
Разведка. Цели разведки в фехтовальном бою могут быть различные и в связи с этим различны и сами приемы разведки.
Общие цели разведки: узнать технические возможности противника, его моральное состояние и тактическое построение боя.
Основными конкретными задачами разведки является стремление фехтовальщика выяснить:
а) как реагирует противник на внезапную и ожидаемую им атаки; б) какие атаки применяет противник и как их выполняет; в) как реагирует противник на отдельные приемы атаки: обманы, удар по оружию и т. д.; г) как внешне проявляется состояние невнимательности и отсутствие настороженности у противника.
Разведка защитных действий противника производится посредством выполнения начальных движений атаки или всей атаки, но с меньшим, чем для нанесения укола или удара, продвижением вперед.
Разведка характера реагирования противника на обманы, удары по оружию и другие приемы подготовки нанесения укола или удара производится посредством изолированного выполнения этих приемов с небольшим шагом вперед или наклоном туловища в там же направлении.
В ходе боя могут возникнуть и другие частные задачи, в зависимости от которых будут появляться и соответствующие им приемы разведки.
Подавление инициативы противника. Подавить инициативу противника — это значит лишить его активности, самостоятельности действий, обречь его на пассивное поведение в (бою.
Фехтовальщик, подавивший инициативу противника, «владеет боем» и поэтому имеет возможность пользоваться по своему желанию всем разнообразием своих боевых средств. Он навязывает противнику выгодное для себя поведение в бою, определенные действия и время их выполнения и создает у него подавленное настроение. Он захватывает преимущество первого действия, обеспечивающего внезапность и опережение. Достигается подавление инициативы противника прежде всего активностью ведения боя и технико-тактическим превосходством фехтовальщика, обрекшим на неудачу первые попытки противника нанести укол (удар) и применить защиту.
Но «овладеть боем» оказывается часто возможным и посредством применения ряда приемов, имеющих специальную цель создать у противника впечатление непрерывной угрозы получения внезапного удара. Технически это осуществляется в движениях и положениях предатакового характера, не дающих противнику возможности найти ни сил, ни времени, чтобы переключить пассивную мысль — как бы спастись от удара — на активную — как бы совершить нападение.
Маскировка намерений и действий. Цель маскировки заключается в том, чтобы создать у противника ошибочные представления о своем психическом и физическом состоянии, своих технических возможностях и, главное, о своих тактических намерениях. Особенно важно уметь маскировать свои намерения совершить атаку и контратаку.
Маскировка намерения атаковать, атаки и затем внезапное для противника выполнение атаки достигаются в результате специальной подготовки, заключающейся в усыплении бдительности противника. Внешне это может проявляться в медленных, как будто беспечных движениях фехтовальщика, создающих впечатление у противника, что ему в данный момент ничего не грозит, так как, по его мнению, фехтовальщик не собирается приступать к нападению и, не опасаясь атаки противника, начинает готовить свое нападение, что и нужно первому. Выбрав удобный момент, он может в этом случае внезапно для противника и с наибольшим успехом атаковать его, т. е. поймать в заранее заготовленную ловушку. Свое намерение атаковать противника фехтовальщик может маскировать и посредством движений и жестов, говорящих о его желании защищаться и уходить от атак противника, что также может создать ряд моментов, соблазняющих противника готовить атаку и также дающих возможность фехтовальщику внезапно и успешно атаковать противника.
Маскировка контратаки основывается на применении фехтовальщиком приемов и действий, побуждающих противника начать действительную атаку. Такими действиями фехтовальщика могут быть, главным образом, движения, выражающие его намерение реагировать на атаки противника отступлением и применением защит.
Вызовы противника на определенные действия и поведение. Подавленный морально в бою противник, как правило, теряет инициативу действий. Однако овладеть инициативой действий в бою и управлять движениями противника можно и не подавляя его воли. Противник в этом случае, не ощущая угнетения, а иногда даже полагая себя «хозяином положения», действующим обдуманно и самостоятельно, на самом деле находится на поводу у фехтовальщика, заставляющего его поступать согласно своим желаниям. Вызванный на определенные действия, противник может неискушенному зрителю даже показаться активным, подавившим фехтовальщика своей активностью, и только результат боя в этих случаях свидетельствует об истинном положении вещей. Это управление действиями противника осуществляется посредством преднамеренных вызовов его на определенные, желаемые цля фехтовальщика действия.
В качестве вызовов применяются положения или движения оружия и тела фехтовальщика, побуждающие противника на атаку, контратаку, сдвоенный или ответный укол (удар) в открытую часть тела фехтовальщика для того, чтобы последний, защитившись оружием или контратакуя, мог поразить противника уколом (ударом) в ответе или в контратаке.
Вызовы, как и все тактические обманы, представляют собой имитации определенных действий фехтовальщика и должны сочетаться с маскировкой истинных намерений. Например, приняв в бою на шпагах или саблях вторую позицию движением, как будто свидетельствующим о потере осторожности, можно вызвать противника на попытку поразить руку уколом сверху и, отразив это нападение, нанести ему ответный укол; выполняя в бою на рапирах как бы беспечный шаг вперед в шестой позиции, можно вызвать противника на атаку во внутренние сектора поражаемого пространства и, защитившись, нанести ему ответный укол и т. п.
Фехтовальщик, вызвавший противника на определенные действия, всегда имеет преимущество перед ним, так как заранее предвидит его действия и знает, как сам будет противодействовать им. При этом фехтовальщик может начинать движения, необходимые для противодействия, значительно раньше, чем если бы все действия противника были для него неожиданными.
Вызывать можно не только определенные боевые действия противника, но и различные психические его состояния и тактические решения общего характера, затрудняющие противнику реализацию намеченного им плана боя. Например, в бою с сильным в обороне противником, изображая подавленность и робость, можно поднять его активность, вызвать на необдуманные чрезмерно смелые и технически слабые у него атаки и, легко взяв защиту, нанести противнику ответный укол или удар.
Овладение полем боя. В связи с ограниченностью фехтовального поля боя для фехтовальщика на нем создаются то благоприятные, то неблагоприятные условия ведения боя. Так, фехтовальщик, оттесненный к самому концу поля, лишен возможности отступать и вынужден защищаться стоя на месте или контратаковать. Такое положение фехтовальщика затрудняет ему ведение боя, а его противнику облегчает.
Поле боя выигрывается обычно в результате преобладания наступательных действий над оборонительными и теряется в результате преобладания оборонительных действий, яри которых фехтовальщик преимущественно отступает. Овладение полем боя может стать и специальной тактической задачей фехтовальщика, например тогда, когда он установит, что его противник стремится вести бой на сверхдальней дистанции и спасается от атак глубоким отступлением, или когда фехтовальщик окажется прижатым к задней границе поля боя.
Для овладения полем боя применяются шаги вперед и ложные атаки, выражающиеся в притоптываниях стоящей впереди ногой, в наклонах туловища вперед, укороченных выпадах или обозначениях шага вперед и выпада.
Обманывание противника в «чувстве дистанции» и затруднение начала его атаки. Понимание дистанции, или, как говорят фехтовальщики, «чувство дистанции»,— одно из важнейших условий успешного ведения фехтовального боя. Грубо ошибающийся в оценке дистанции фехтовальщик обречен на поражение, и, наоборот, фехтовальщик, обладающий острым чувством дистанции и использующий в бою свое превосходство над противником в этом отношении, будет иметь явное боевое преимущество перед ним.
Пассивное ожидание момента, когда противник позволит совершить на себя нападение с сокращенной дистанции, не приведет к победе в бою, особенно с опытным противником, у которого развито чувство дистанции. В зтом случае не следует быть пассивным, а необходимо обманывать противника игрой дистанцией и оружием.
Игра оружием и дистанцией. Подобно тому, как «чувство боя» содержит в себе все элементы тактического мышления, так и игра оружием и дистанцией содержит в себе обозначение всех подготавливающих успешность нанесения укола (удара) действий. И тем не менее об игре оружием и ногами стоит говорить отдельно, как о самостоятельном явлении в боевых движениях фехтующего. Игра оружием и ногами, которую в дальнейшем мы будем называть просто игрой фехтующего, отличается от подготавливающих действий, описанных выше, меньшей конкретностью и определенностью целей. Игра — это своего рода двигательный фон, чреватый возникновениями многочисленных поводов для успешного применения не только основных действий, но и подготавливающих, поэтому игра фехтующего не должна всецело концентрировать на себе его внимания; кроме того, она имеет положительное значение как физиологически благоприятный режим для выполнения взрывных, предельно быстрых, решающих движений. Игра оружием и игра дистанцией, или, как последнюю иногда называют, игра ногами, представляют собой выполнение отдельных, не связанных воедино предварительных приемов атаки, обозначение различных действий и выполнение совсем неопределенных движений, не облаченных в фехтовальную технику. Это непрерывное или лишь изредка прерываемое «холостое» движение оружием и ногами в этой игре выполняет целый ряд тактических задач, часто даже не осознаваемых фехтующим. Фехтовальщик приходит к игре оружием и дистанцией самостоятельно даже тогда, когда его не обучали этим, как будто выходящим из фехтовальной техники, приемам. Во всяком случае, все сформировавшиеся фехтовальщики приобретают, в конце концов, свою игру оружием и дистанцией, в которой индивидуальность фехтовальщика.; может быть, проявляется с большей силой, нежели в других фехтовальных действиях, поскольку здесь нет необходимости всегда придавать движениям определенные технические формы. Основным назначением «холостого» движения оружием и ногами следует считать маскировку начала решающих действий. Видя перед собой оружие противника в постоянном легком движении, сочетаемом с покачиванием противника вперед, приседанием, притоптываниями, чередованием быстрых коротких шагов вперед и назад, обо значением выпада посредством коротких выставлений впереди-стоящей ноги и т. д., фехтовальщик не всегда имеет возможность своевременно определить начало решающего действия, поскольку оно может не отличаться от наступательной фазы игрового движения. Характерной особенностью этих игровых движений являются периодические и неглубокие вторжения в зону рискованной приближенности к противнику как телом, так и оружием. В этом случае играющий дистанцией то входит в такую дистанцию, в которой уже бездействовать нельзя, то снова выходит из нее, оставляя линию нормальной боевой дистанции где-то между точками своего приближения и отдаления. Тем не менее противник не успевает воспользоваться мгновениями приближения фехтовальщика, так как они слишком мимолетны, чтобы можно было совершить атаку в момент одного из таких приближений.
Возникает ситуация, выгодная для играющего дистанцией, так как он одно из своих сближений может развить в действительную атаку, начав ее с дистанции, в которой противники в бою не стоят. Следовательно, игра ногами не только маскирует начало атаки, но и позволяет ее начинать с укороченной дистанции. Само собой разумеется, что нет приема, который не имел бы своего опровержения. Чрезмерная ритмическая размеренность в изменении дистанции может позволить противнику, упреждая движение вперед, самому устремиться в атаку и использовать момент сближения для нанесения укола (удара). Еще больший эффект может дать игра дистанцией с выдвижениями вперед оружия в захватах, батманах, нажимах или показах укола. Специальное значение может иметь игра в виде коротких и небыстрых выпадов с движением оружием угрожающим уколом или ударом. Этот прием имеет целью обезопасить фазу приближения к противнику посредством своевременного занятия оружием положения угрозы. Этими посылами оружия вперед наподобие ложных атак фехтовальщики, за исключением шпажистов, страхуют себя от поражения в случае контратаки.
Кроме перечисленных более или менее конкретных целей игры оружием и дистанцией может иметь место не столь определенная, но широкая задача. Эту задачу можно назвать «расшатыванием противника», выведением его из состояния статической собранности, приведением его в движение, на фоне которого легче найти повод для совершения на него неожиданной атаки.
Затруднение атаки противника. Игра оружием в виде быстрых, неправильных по форме и ритмически неразмеренных движений оружием и игра дистанцией в форме непрерывных и тоже быстрых перемещений вперед и назад могут иметь своей задачей затруднить противнику выбор момента и приема для начала атаки. Такое поведение заставляет противника пропускать моменты сближения и отказываться от действий на оружие, что уже является затруднением в выполнении им атак.
Обманывания прямого и косвенного воздействия. Почти все приемы подготавливающих действий служат для того, чтобы обмануть, ввести в заблуждение противника.
Тактические обманывания, исходя из задуманного воздействия их на противника, можно разделить на две группы:
1) Обманывания прямого воздействия, имеющие своей задачей вызвать противника на действие, непосредственно вытекающее из самой боевой ситуации, создаваемой обманывающим. Например, фехтовальщик-саблист открыл свою руку снаружи, но сделал это так, чтобы противник не уловил вызова его на атаку руки. Замысел: вызвать противника на попытку рубить руку снаружи с тем, чтобы, защитившись, нанести ему ответный укол или удар.
2) Обманывания косвенного воздействия, имеющие своей задачей вызвать противника на реагирование, которое логически вытекает из обнаружения им попытки обмануть его. Например, фехтовальщик-саблист также открыл свою руку снаружи, но сделал это очень заметно, чтобы противник обнаружил вызов его на атаку руки и сделал бы отсюда вывод о необходимости совершить обманный удар по руке снаружи, а нанести действительный удар в другое место. Замысел: вызвать противника на атаку с обманом на руку снаружи с тем, чтобы поразить его контратакой уколом во время выполнения им этого обмана.
Успешность этих актов тактического обманывания требует тонкой наблюдательности и умения правильно изображать те или иные выразительные позы, жесты, движения и боевые действия. Техника обманывания не может иметь каких-либо твердых норм, средства фехтовального обманывания должны быть по своей форме крайне изменчивыми.
Формы обманнык движений и положений изменяются в зависимости от повторности приема в бою, от психологических особенностей противника, от всей ситуации боя и т. д. Один и тот же тактический прием, тождественно выполняемый в боях с разными противниками или в разные моменты боя с одним и тем же противником, может разрешать различные тактические задачи и вызвать совершенно различное реагирование противника.
Искусство фехтовальщика в большой мере и заключается в умении учесть обстановку и в связи с этим дать то или иное воплощение одному и тому же тактическому намерению, чтобы исключить в .наибольшей мере неожиданное для фехтовальщика реагирование противника.
Действия нападения
Нападение — тактически лучшее средство спортивного единоборства. Нет более верного пути к победе, как тщательно подготовленное нападение. Но это не означает, что в фехтовальном бою надо непрерывно нападать. Нападение почти безотказно приносит успех только в тех случаях, когда оно совершается своевременно, неожиданно для противника, т. е. врасплох и в подходящей боевой ситуации. Фехтовальщик стремится искать и создавать эти моменты, но встречает сопротивление противника, стремящегося к тому же.
Возникает борьба противников, старающихся создать и уловить выгодный момент для атаки, борьба, исключающая возможность непрерывного нападения. Основная и тактически самая выгодная разновидность нападения — атака представляет собой быстрое приближение к противнику, завершающееся попыткой поразить его уколом или ударом. Атака — инициативное и самостоятельное действие и поэтому предполагает некоторую бездеятельность противника в момент, когда она возникает.
Большинство фехтовальщиков чувствует преимущество нападения, и поэтому подготовка атаки у них, чередуясь с подготовкой защитных действий, все же превалирует над последней.
Атака имеет и техническое преимущество перед действиями обороны, так как атакующий, как инициатор, как зачинатель боевых взаимодействий, может полностью сообразовать начало атаки с моментами своей наибольшей готовности к движению, чем не обладает обороняющийся при неожиданном на него нападении. Кроме того, атакующий почти всегда имеет время представить движения своей задуманной атаки, в то время как защищающийся от внезапного нападения противника этой возможности не имеет. Его защитные движения неожиданны для него самого, что может привести к потере правильности движений и обязательно к опаздыванию начала реагирования на действия атакующего. Следует, однако, отметить, что овладение техническим мастерством уменьшает эти потери неожиданно застигнутого атакой фехтовальщика.
Основная трудность в атаке заключается в невозможности поразить противника без предварительного сближения с ним, так как бой, как правило, проходит из дальней дистанции. В ответ на предварительное сближение противник может начать отступать или же предпринять контратаку. В первом случае атака может не дойти до противника или так замедлиться, что он без труда сумеет защититься. Во втором случае атакующий может получить удар раньше, чем нанесет его сам. Преодоление этой основной трудности боя достигается специальной подготовкой атаки посредством умелого использования подготавливающих действий, позволяющих обеспечить внезапность, неожиданность атаки для противника.
Внезапная атака с дистанции, немного меньшей, чем дальняя, имеет наибольшие шансы на успех. Атака может быть успешной и с дальней дистанции, но в этих случаях необходимо уметь ловить встречное движение противника (начало маневренного шага, наклонение туловища вперед и т. д.). Выгодность внезапной атаки заключается в том, что у атакованного может возникнуть состояние некоторой растерянности; его движения вследствие этого могут принять хаотический характер, становятся слишком широкими, напряженными, опаздывающими, главное, фехтовальщик, застигнутый атакой врасплох, не может преднамеренно пользоваться такими выгодными средствами боя, как контратака во всех ее разновидностях.
Подготовка атаки
Чтобы атака была внезапной, нужно совершать ее на противника в момент ослабления его внимания, и в частности оборонной настороженности, или в момент переключения его внимания с обороны на подготовку своей атаки.
Подготовка атаки может быть пассивной и активной. Пассивная подготовка обычно заключается в искании и ожидании повода для атаки без активного воздействия на противника. Готовящийся атаковать при этом может искать повод вообще, не предрешая его конкретного содержания, а может ожидать и только определенный момент в движениях противника, уверенность в возникновении которого обусловлена изученностью его поведения.
Подготовка атаки сможет быть и активной, которая в свою очередь делится на обобщенную и конкретную. В обобщенной активной подготовке атаки фехтующий своими действиями выводит противника из статической настороженности, как бы расшатывая его самого и его оружие, т. е. создает поведение противника, чреватое возникновением рискованных для него моментов. В этой подготовке создается лишь общий фон боя, богатый предпосылками к нахождению подходящих, но не заранее ожидаемых моментов для атаки.
Другая разновидность активной подготовки — конкретная подготовка заключается в там, что фехтовальщик затевает как бы игру в бой на дальних подступах (не в критической дистанции, в которой нельзя бездействовать), игру из атаковых и защитных движений в виде обозначения фраз разного содержания и сложности, из которой преднамеренно, в заранее задуманный момент, выходит в действительную, также задуманную заранее, быструю и длинную атаку. Такая развитая подготовительная игра требует тактической смелости и обладания совершенной техникой и .поэтому является достоянием лишь больших мастеров. Следует еще отметить, что такая активная развитая игра может не предусматривать определенного выхода в атаку, а создаваться из расчета на «импровизированное» завершение.