Глава iv. фехтование на рапирах
Рапира — колющее спортивное оружие. Применение только колющих ударов и небольшая поверхность поражаемого пространства (по сравнению с другими видами оружия) создают благоприятные условия для обороны и трудность для нанесения укола в атаке. На рапирах фехтуют в дистанции значительно меньшей, нежели на других видах оружия, и, как правило, не прибегают к глубоким отходам, поэтому бои рапиристов отличаются большой напряженностью.
В отличие от фехтования на саблях, где удар наносится фронтальным движением клинка и направление удара противника поэтому довольно легко контролируется зрением, в фехтовании на рапирах во многих случаях фехтовальщик вынужден ориентироваться на основании не столько зрительных восприятий, сколько тактильных и кинестетических ощущений вооруженной руки, возникающих от постоянных соприкосновений клинков.
Точность, сложность и пространственная ограниченность движений оружием, требующие от фехтующего непрерывного чередования напряжений и расслаблений мышц пальцев и кисти, являются типичными чертами рапирной техники. Трудность этой техники усугубляется необходимостью действовать нередко в непосредственной близости от противника, которую рапиристы создают порой умышленно, чтобы избежать укола. Разнообразие защитных действий, заключающееся в чередовании прямых и круговых защит с продвижением вперед и назад и различного рода уклонениях, заставляет фехтовальщика часто более предугадывать, чем видеть, защитные действия противника для успешного завершения атаки. Все это придает тонкость технике и сложность тактике рапирного боя.
Техника и тактика фехтования на рапирах требуют длительного изучения и освоения. Однако, достигнув некоторого мастерства владения рапирой, фехтовальщик может без труда и с успехом начать занятия фехтованием на любом другом виде оружия. Фехтование на рапирах, представляющее само по себе большой спортивный интерес, может выступать и как подсобный вид к фехтованию на шпагах, обогащая технику и тактическую игру и в значительной мере содействуя совершенствованию быстроты, точности, тонкости тактильных и мышечно-суставных ощущений и других качеств.
Владение рапирой не требует большой силы и значительных по длине перемещений, поэтому фехтованием на рапирах успешно занимаются девочки и мальчики, начиная с 11—12 лет, а женщины и мужчины до преклонного возраста. В соревнованиях бои проводятся: для старших юношей и мужчин на 5 уколов при продолжительности боя не более 6 мин. чистого времени; для мальчиков и девочек на 3 укола и не более 5 мин.; для старших девушек и женщин на 4 укола при продолжительности боя не долее 5 мин. Победителем боя считается фехтовальщик, который первым нанес положенное правилами количество уколов.
Поражаемое пространство—туловище и шея (рис. 50, а, б). У мужчин нижней границей поражаемого пространства является линия, проходящая спереди по сгибу ног в паху, а сзади по пояснице. У женщин — горизонтальная линия, проходящая через верхушки бедер.
Решением конгресса ФИЕ в Будапеште в 1959 г. поражаемое пространство у женщин принято такое же, как и у мужчин.
Руки из поражаемого пространства как у мужчин так и у женщин исключаются. Полем боя служит прямоугольник длиной 12 и шириной 1,8—2 м (рис. 51).
Рапира (рис. 52, а) состоит из двух основных частей: клинка (рис. 52,6) и монтировки (рис. 52, в). Клинок — стальной, немного плоский, четырехгранного сечения, длиной не более 90 см, утончается к концу и завершается пуговкой, или наконечником (рис; 52, г). Другой его конец переходит в стержень (рис. 52,(3), на который насаживаются гарда (рис. 52, е) — прокладка (рис. 52, ж), рукоятка (рис. 52, з) и гайка-противовес (рис. 52, и). Клинок условно делится на три части: слабую — тонкую и гибкую, завершающуюся условным острием в виде шляпки, сильную — у гарды и среднюю, расположенную между слабой и сильной частями. Монтировка состоит из гарды — круглого металлического щитка для предохранения кисти от уколов диаметром не более 12 см и глубиной до 5,5 см, выпуклого в сторону острия, рукоятки и гайки, скрепляющей все части рапиры. Общая длина рапиры не более 110 см. Длина рукоятки вместе с гайкой не более 22 см. Вес рапиры не более 500 г.
Рукоятки бывают трех видов: простая (см. рис. 52,в), с перекладиной (рис. 53) и «пистолет» (рис. 54).
Простая рукоятка — обыкновенно деревянная, длиной 16—17 см. Она слегка изогнута, прямоугольного сечения, имеет массивную, удлиненной формы гайку, которая одновременно является противовесом. Рукоятка выгнута в направлении более широких сторон ее так, что одна из этих сторон выпуклая, другая вогнутая. Чтобы рукоятка не скользила в руке, поверхность ее должна быть шероховатой, например с насечками в разных направлениях. Можно также покрывать ее мягкой кожей или резиной. Допускается обмотка тонким шнурком. Для еще более прочного держания, согласно правилам соревнований, рапиристам разрешается употреблять ремешки и петли (мартингалы). Иногда простая рукоятка снабжается металлической скобкой, прикрепляемой к ее широкой вогнутой стороне.
Рукоятка с перекладиной имеет крестовину из металла сечением 3—4 мм и длиной 12—16 см, пересекающую рукоятку около гарды. К краям гарды прикрепляются металлические дужки, к ним и приваривается стержень. Деревянная часть рукоятки укорочена, так как между гардой и перекладиной она заменена утолщенной частью клинка или специальной, насаженной на клинок, муфточкой.
Рукоятка «пистолет» отливается из легкого металла и называется так из-за внешнего сходства с пистолетом. Она имеет три выступа: один сверху и два снизу, которые обеспечивают более прочное держание рапиры. Рукоятка «пистолет» обычно лишена противовеса и поэтому коротка.
В начале обучения следует пользоваться только простой рукояткой, так как она способствует активной работе пальцев при управлении рапирой. В дальнейшем, когда основы техники будут прочно усвоены, занимающимся может быть предоставлено право выбирать рукоятку, но посоветовавшись предварительно с преподавателем.
Некоторые рапиристы изготовляют для себя видоизмененные рукоятки. Например, у «пистолета» спиливают верхний и малый нижний выступы. Этим достигается более свободная работа пальцев при управлении острием рапиры. Иногда у рапиры с рукояткой «пистолет» сохраняют противовес, который обеспечивает некоторое уравновешивание клинка и рукоятки и облегчает управление ее концом.
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ РАПИРА
Электрифицированная рапира приспособлена к использованию электрофиксатора (рис. 56). Отличается она от обычной несколько более массивным клинком, на нижней плоскости которого в желобке проклеивается проводок. Ширина желобка 1—2 мм, глубина 0,5—1 мм. Последний сантиметр конца клинка круглого сечения с резьбой для прикрепления наконечника, представляющего собой контактный механизм цилиндрической формы. Подвижная часть наконечника имеет вид грибочка с насечками на шляпке. Ход подвижной части наконечника (не менее 0,5 мм) необходим для включения электрофиксатора. Сила пружины наконечника устанавливается при помощи грузоэталона и должна быть не менее 500 г. Подвижная часть пружинного наконечника рапиры в переднем положении замыкает всю электроцепь и находится в контакте с массой рапиры. При уколе возникает размыкание цепи, в результате чего «срабатывает» электрофиксатор. В фехтовании на рапирах электрофиксатор решает только две судейские задачи: определяет качество и место нанесения укола. Темп, т. е. время нанесения укола, оценивает исключительно старший судья.
ДЕРЖАНИЕ РАПИРЫ
Держание рапиры с простой рукояткой см. на рис. 57. Большой палец находится на широкой, выпуклой стороне рукоятки, касаясь ее всей длиной первой фаланги и не доходя до гарды примерно на 1 см. Слегка согнутый указательный палец противостоит большому сгибом между первой и второй фалангами на таком же расстоянии от гарды, но с выдвинутой вперед до касания гарды первой фалангой и подхватывает рукоятку снизу отчасти сбоку. Остальные три согнутые пальца лежат на рукоятке, мягко прижимая ее к впадине ладони между мышечными буграми большого пальца и мизинца так, что гайка слегка, касается предплечья сверху. Средний и безымянный пальцы при этом первыми и вторыми фалангами обхватывают рукоятку снизу и снаружи, а мизинец только снаружи, касаясь ее лишь первой фалангой.
Ошибки при держании рапиры с простой рукояткой: 1) чрезмерное напряжение мышц пальцев и кисти; 2) вытягивание указательного пальца вдоль боковой стороны рукоятки; 3) держание рукоятки только четырьмя пальцами, без участия мизинца; 4) держание рукоятки слишком близко к гайке, т. е. за ее конец.
Держание рапиры с перекладиной (рис. 58) обусловливается конструкцией рукоятки. Большой палец всей длиной первой фаланги соприкасается с утолщенной частью стержня клинка или муфтой. Ему противостоят: указательный палец, обнимающий металлическую часть рукоятки первой и второй фалангами, и средний палец, который лежит на ребре рукоятки второй фалангой, обхватывает поперечник и, упираясь на его середину первой фалангой, прижимает рукоятку к середине ладони и мышечному бугру большого пальца. Таким образом, поперечник проходит с одной стороны между большим и'указательным пальцами, с другой— между средним и безымянным; два пальца—мизинец и безымянный лежат на деревянной части рукоятки, так же слегка прижимая ее к ладонной впадине.
Держание рапиры с рукояткой «пистолет» отличается от держания рапиры с простой рукояткой всего лишь одной деталью: безымянный палец и мизинец обхватывают не корпус рукоятки, а нижний выступ ее (рис. 59).
Фехтуя, следует держать рукоятку рапиры, какого бы устройства она ни была, без излишнего напряжения, т. е. не сильно сжимая ее пальцами. Ненапряженное держание позволяет: во-первых, сохранять постоянно необходимую «свежесть» мышц руки, а во-вторых, более тонко ощущать движения своего оружия и в моменты соприкосновения клинков — оружия противника. Только в моменты действия оружием следует мгновенно сжимать рукоятку более сильно, акцентируя нажим на нее в зависимости от желаемого направления движения клинка то большим пальцем, то указательным, то тремя остальными, а то и всеми одновременно. Эта жизнь пальцев, то сжимающих рукоятку, то почти совсем ослабляющих давление на нее, сочетаемая с движениями в других суставах руки, и главным образом в лучезапястном, придает движениям клинка тонкость, четкость и законченность.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЕ
При описании боевых приемов, действий и техники их выполнения для простоты и удобства изложения имеется в виду фехтовальщик, держащий рапиру (саблю, шпагу) в правой руке. Левше при чтении следует соответственно заменять все правое левым и левое правым.
Стойка «Смирно» фехтовальщика (рис. 60) применяется при построениях для занятий, парадов, показательных выступлений и соответствует положению «Смирно» в строю. Рапира находится в опущенной левой руке рукояткой вперед, клинок подхватывается перед гардой четырьмя пальцами снизу и придерживается большим пальцем сверху. Оружие занимает наклонное положение, острие клинка обращено назад и не поднимается выше коленей.
Положение «Вольно» принимается из строевой стойки по команде «Вольно!». Не сходя с места, фехтовальщик расслабляет мышцы ног, шеи, туловища и чуть-чуть сгибает в колене правую или левую ногу.
Исходное положение (рис. 61) принимается также из строевой стойки и предшествует боевой стойке. Если партнеры стоят лицом друг к другу, то для принятия исходного положения им следует поставить правую стопу носком вперед к партнеру, а левую перпендикулярно к ней, сомкнув при этом пятки. Лицо должно быть обращено к партнеру, туловище — вполоборота к нему. Обе руки симметрично полуприподняты вверх в разные стороны: правая вперед, левая назад, вытянуты и супинированы, кисти обеих рук развернуты ладонями влево-вверх. В групповых занятиях исходное положение принимается по команде «В исходное положение — становись!», сначала выполняется полповорота налево (голова не поворачивается) и одновременно правая рука ложится на рукоятку рапиры, затем правая нога, отделившаяся при повороте, приставляется к левой под прямым углом, правая рука выносит оружие вперед-вниз, а левая рука отводится назад — вниз. В начале обучения исходное положение выполняется по разделениям, а в дальнейшем — слитно. Возвращение в строевую стойку осуществляется в обратной последовательности: .полповорота направо с одновременным перемещением рапиры в левую руку и приставлением левой ноги к правой с опусканием правой руки.
Приветствие (салют)делается противнику, судьям и зрителям. Приветствие выполняется из исходного положения. Первоначально прямая вооруженная рука поднимается до уровня плеча и останавливается параллельно полу (рис. 62, а). Затем она сгибается в локтевом суставе, поднося гарду к подбородку с поворотом кисти ладонью к лицу (рис. 62,6). Рапира и предплечье — в вертикальной плоскости. Далее рука выпрямляется, вынося рапиру в сторону старшего судьи на уровне плеча (рис. 62, в). При этом голова также поворачивается лицом к старшему и угловым судьям, стоящим по ту же сторону дорожки. После салюта им рапира снова поднимается до вертикального положения гардой к подбородку, и приветствие повторяется в другую сторону стоящим там судьям и зрителям. Последним такимже способом приветствуется противник, после чего вооруженная рука возвращается в исходное положение. Приветствие перед боем выполняется по выходе бойцов на поле боя.
БОЕВАЯ СТОЙКА
Боевая стойка (рис. 63) — это положение фехтующего, наиболее выгодное для ведения боя, т. е. одинаково удобное как для наступательных действий, так и для обороны и маневрирования. Почти все приемы в бою выполняются из боевой стойки, и неправильности в ней поэтому часто ведут к ошибкам в выполнении их. Вследствие этого обучать боевой стойке еужно с особой тщательностью, добиваясь прочного освоения ее во всех деталях. В боевой стойке правая нога фехтовальщика находится впереди. Расстояние между стопами равно примерно ширине плеч. Носок правой стопы обращен вперед, левой — влево, т. е. стопы находятся под прямым углом одна к другой, причем пятка правой ноги и ближняя к пятке часть левой стопы расположены на боевой линии. Ноги согнуты так, что правое колено находится над носком правой стопы, а левое — над носком левой. Тяжесть тела распределена на обе ноги, но несколько больше нагружена правая нога. Туловище обращено правым боком и слегка грудью к противнику и чуть наклонено вперед. Правое плечо несколько ниже левого. Лицо обращено к противнику. Полусогнутая рука с оружием вынесена вперед. Локоть находится против правого бока и отстоит от него на длину кисти. Кисть вооруженной руки — на уровне середины бицепса и повернута ладонью вйерх-влево, если рапира с простой рукояткой или с перекладиной, и влево, если рапира имеет рукоятку типа «пистолет». Предплечье и клинок в одной прямой линии, устремленной вперед и немного вверх. Острие клинка на уровне и против своего левого глаза. Левая рука — сзади, поднята вверх и свободно полусогнута, причем локоть немного выше плеча, предплечье вертикально, кисть расслаблена и свисает в сторону головы. Основным признаком правильности боевой стойки следует считать расположение примерно в одной вертикальной плоскости правой руки, туловища, правой ноги и пятки левой стопы.
Первоначально боевая стойка принимается из исходного положения на два счета: 1) вооруженная рука, выпрямляясь, выносится вперед, в сторону противника; 2) правая нога выставляется вперед, обе ноги сгибаются, и одновременно руки и орудие принимают боевое положение. После освоения выполнения боевой стойки по разделениям она принимается в целом по команде: «К бою»
Типичные ошибки при первых выполнениях боевой стойки: 1) недостаточно согнутые ноги; 2) перегруженность правой или левой ноги; 3) иксобразное положение ног, т. е. отклонение правого колена влево, а левого вперед; 4) смещение носка левой стопы назад, а правой внутрь; 5) отведение локтя вооруженной руки вправо (кнаружи); 6) разворот туловища грудью вперед; 7) чрезмерный прогиб в пояснице.
Описанные выше нормы боевой стойки обязательны в первые годы занятий фехтованием, в дальнейшем, с проявлением индивидуальных черт уже опытного бойца, боевая стойка может претерпевать некоторые изменения, зависящие от физических особенностей фехтовальщика. Кроме того, отклонения от норм боевой стойки во время боя могут зависеть и от тактических соображений и привычек фехтовальщика. Особенно разнообразны положения оружия: одни спортсмены держат оружие в верхней линии, сохраняя на некоторое время одну из номерных позиций (шестую, пятую, четвертую), другие — в нижней линии в позициях восьмой, втооой, седьмой. Большинство фехтовальщиков предпочитает постоянное неопределенное, так называемое «холостое» движение оружия или довольно частые перемены номерных позиций — игру оружием.
Фехтовальщики в бою могут также пользоваться небольшими наклонами туловища вперед и назад (к противнику или от противника), причем при наклонах вооруженная рука, как правило, не должна менять своего уровня в кисти. Фехтовальщик может перемещать туловище вперед и назад, не меняя его наклона и не переставляя ног, а лишь перенося центр тяжести тела то на правую, то на левую ногу. Наиболее употребительно перемещение туловища назад, которое вызывается реагированием на ложные движения противника и короткие атакующие действия. При всех описанных выше движениях тела и вооруженной руки левая рука обычно остается в одном и том же положении.
Положение «вольно» (рис. 64) существует для отдыха на занятиях. По команде «Вольно!» ноги выпрямляются, не меняя места, а руки свободно опускаются, причем левая поддерживает клинок за середину в горизонтальном положении. Из положения «вольно» боевая стойка принимается как обычно: ноги сгибаются, левая рука одновременно поднимается вверх, а правая выносит рапиру дугой вдоль груди вверх-вперед.
Сбор — это возвращение из боевой стойки в исходное положение после окончания боя, индивидуального урока или групповых занятий. Выполняется сбор вперед и назад на один счет: движение начинается с выпрямления ног и одновременного приставления левой ноги к правой (возвращение вперед) или правой к левой (возвращение назад). Вооруженная рука выпрямляется в сторону противника и поднимается до уровня плеча, параллельно полу, а левая опускается вниз в исходное положение, и, наконец, рука с оружием принимает положение, симметричное левой.
Возвращение из боевой стойки в строевую осуществляется на два счета: 1) с переносом тяжести тела на левую ногу правая нога толчком приставляется к левой, и одновременно руки опускаются вниз (принимается исходное положение); 2) с пол-оборотом направо рапира дугой вниз-назад перекладывается правой рукой в левую, затем левая нога приставляется к правой и правая рука спускается к бедру — принимается положение «смирно».
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
В фехтовальном бою фехтующим приходится почти все время маневрировать. Это происходит потому, что в различные моменты боя фехтовальщику выгодно находиться то ближе, то дальше от противника. Возникает борьба за выгодную для себя дистанцию, которая и выражается в передвижениях бойцов вперед и назад, реже — в стороны, т. е. в маневрировании.
Шаги являются главным приемом маневрирования. Они могут быть по форме движений простыми и скрестными и по направлению — вперед, назад, вправо, влево. Перемещения тела, как быстрые, так и медленные, в любом направлении должны осуществляться в горизонтальной плоскости плавно и легко, без раскачиваний и колебаний.
Шаг вперед (рис. 65, а, б, в, г, д, е) производится плавным толчком левой ноги вперед, в результате которого туловище фехтовальщика перемещается в сторону противника. Правая нога, сперва активно сгибаясь в колене, переходит в упор на основание пальцев, отрывается от пола и, разгибаясь в колене, выставляется по боевой линии вперед примерно на длину стопы с приземлением сначала на пятку, а потом на всю ступню. Левая нога немедленно переставляется вперед на такое же расстояние, и боевая стойка восстанавливается. Шаг вперед можно начинать и с левой ноги, переставляя ее вперед на некоторое расстояние или вплотную к правой, после чего правая нога выставляется вперед на соответствующее расстояние для сохранения боевой стойки. Цель такого шага — сократить дистанцию незаметно для противника.
В зависимости от тактического назначения шага вперед меняется и его выполнение. Для того чтобы незаметно приблизиться к противнику, шаг выполняется мягко, бесшумно, вкрадчиво и почти без отрыва ступни правой ноги от пола. Если же фехтовальщик намерен вызвать противника на контратаку или отступление, то шаг вперед нужно выполнять умышленно заметно, с утрированно приподнятой стопой правой ноги и шумной постановкой ее на пол.
Шаг назад (рис. 66, а, б, в, г, д) производится плавным толчком правой ноги назад посредством разгибания ее в колене, в результате которого туловище, не нарушая вертикального положения, перемещается назад. Левая стопа переставляется назад, касаясь дорожки сначала основаниями пальцев. Затем правая нога перемещается на такое же расстояние назад и стойка восстанавливается. Допустимо и другое выполнение шага назад, когда сначала назад переставляется правая нога и следом за ней левая перемещается на соответствующее расстояние. При первоначальном групповом обучении шаги вперед и назад выполняются под команду. Для выполнения шага вперед подается команда: «Вперед — шаг!», для выполнения шага назад — команда: «Назад — шаг!»
Возможные ошибки при выполнении простых шагов: 1) колебания туловища в вертикальном направлении, возникающие при разгибании ног во время шага; 2) раскачивание туловища вперед и назад; 3) волочение ноги по полу: при выполнении шага вперед—левой, а при выполнении шага назад — правой; 4) чрезмерно высокий отрыв ступней от пола; 5) смещение ступней носком внутрь или кнаружи от принятого положения, особенно носка правой ступни влево при шаге назад, отчего нарушается правильность боевой стойки.
Кроме простых шагов вперед и назад, в фехтовальном бою нередко применяются полушаги вперед и назад, которые также являются средством сокращения или увеличения дистанции. Полушаг вперед — выставление правой ноги вперед с небольшим продвижением тела и без подставления левой ноги — осуществляется с целью разведки, вызова контрдействия противника и т.д. Полушаг назад — оставление левой ноги назад с небольшим перемещением тела в том же направлении. В бою наиболее применим полушаг назад в сочетании с принятием защиты.
Шагами вправо и влево фехтовальщики пользуются редко. Обычно они применяются для ухода в стороны, в сочетании с принятием защиты или для отвлечения внимания противника. Шаг вправо выполняется переставлением вправо правой ноги, а затем левой, и шаг влево — переставлением левой ноги влево, затем правой в том же направлении и на то же расстояние.
Скрестный шаг вперед представляет собой два последовательных шага с левой и правой ног. Выполняется следующим образом: левая нога, толкнув тело вперед, проносится вперед мимо правой ноги, слева от нее, и ставится на пол немного впереди носка правой стопы, при этом носок левой ноги остается все время повернутым влево. Затем правая нога выставляется вперед на то же расстояние и происходит восстановление боевой стойки. Скрестный шаг вперед может применяться для сближения с противником, находящимся вне боевой дистанции. Скрестный шаг вперед не боевой прием, но им можно пользоваться как подготовительным упражнением при изучении атаки броском (стрелой).
При обучении скрестный шаг выполняется или в целом или по разделениям, в зависимости от общей подготовленности занимающихся. Скрестный шаг назад (рис. 67) выполняется последовательными шагами с правой и левой ног. Правая нога, толкнув тело назад, проносится мимо левой ноги и ставится на пол несколько сзади ее на основание пальцев, сохраняя носок обращенным вперед; затем левая нога отставляется назад на то же расстояние, что и правая, приземляясь на основание, пальцев с последующим переходом в опору на всю стопу. Ноги при этом остаются согнутыми, а тело, как в боевой стойке, почти вертикальным.
Скрестный шаг назад применяется для быстрого и глубокого отступления от противника, особенно в момент неготовности отразить его наступательные действия.
Ошибки при изучении скрестных шагов встречаются такие же» какие и при выполнении простых.
Скачки — быстрые перемещения тела вперед или назад, характеризующиеся фазой полета. Скачки применяются для быстрых и внезапных сближений с противником или для быстрых и глубоких отходов от него.
Скачок вперед применяется чаще всего в атаках с дальней дистанции, где он сочетается с последующим выпадом. Выполняется по схеме простого шага вперед, отличаясь от него лишь тем, что фехтовальщик вследствие резкого толчка левой ногой оказывается какое-то мгновенье в отрыве обеими ногами от пола. Правая нога приземляется первой на основание пальцев стопы или на весь след и сильным толчком вниз-назад выносится вперед на выпад, в то время как левая нога, стоя уже на полу, толкает тело вперед. Допустимо выполнение скачка вперед и изолированно, что применяется для быстрого и внезапного сближения с противником при разрешении какой-либо тактической задачи.
Скачок назад совершается с целью облегчить защиту» для ухода от атаки противника, для подготовки контратаки и т. д., Выполняется как по схеме скрестного шага назад, так и по схеме простого шага. В скачке назад, выполняемом по схеме скрестного шага, толчок происходит с обеих ног одновременно, в результате чего фехтовальщик оказывается летящим. Правая нога в момент полета обгоняет левую и приземляется первой на носок с последующим переходом на всю стопу, направление носка остается неизменным. Затем приземляется левая нога на основание пальцев, также с переходом в опору на всю стопу.
Скачок назад по схеме простого шага назад осуществляется посредством толчка в основном правой ногой, разгибающейся в колене, с последующим приземлением сперва на левую ногу или на обе ноги одновременно. Возможен и скачок назад в схеме простого шага, но с почти одновременным толчком обеими ногами и посадкой сразу на обе стопы.
Типичные ошибки при выполнении скачков: 1) толчок с одной ноги при скачке назад по схеме скрестного шага; 2) толчок вверх, особенно при скачке назад, в результате которого происходит недостаточное продвижение назад; 3) отклонение туловища назад с перемещением при посадке тяжести тела на левую ногу. Такая ошибка нередко вызывает падение фехтовальщика.