Классификация фехтования, фехтовальных действии и приемов
В Советском Союзе культивируются следующие виды спортивного фехтования: 1) классическое международное фехтование, 2) отечественное и 3) национальное (схема 1).
Классическое фехтование, подчиненное правилам, разработанным Международной федерацией фехтования (ФИЭ), выборным органом, руководящим всей международной фехтовальной спортивной жизнью, содержит в себе четыре вида фехтования: на рапирах, саблях и шпагах среди мужчин и только на рапирах среди женщин.
Особое место в международном спортивном фехтовании занимает фехтование на шпагах, входящее в современное пятиборье.
Правило, согласно которому бой в пятиборье ведется всего на один укол и благодаря этому с большим количеством противников, налагает на это фехтование особый отпечаток как в технике, так и особенно в тактике ведения боя и позволяет его считать разновидностью спортивного классического фехтования.
Отечественным видом фехтования в СССР является фехтование на штыках. Это фехтование нельзя считать международным спортом, так как оно не входит в программу соревнований по фехтованию на первенство мира, а стало быть, и в программу олимпийских игр. Фехтование на карабинах с эластичным штыком имеет утвержденные Союзом спортивных обществ и организаций СССР правила, согласно которым ежегодно проводятся соревнования на первенство Советского Союза. Национальные виды фехтования, как-то: хевсурское и нанайское не являются спортом в строгом смысле этого слова. Это скорее спортивные развлечения, приурочиваемые к каким-либо национальным празднествам. Здесь уже не имеется писаных правил. Все совершается по передаваемым устно из поколения в поколение традициям.
Кроме спортивных видов фехтования, имеется и не спортивное фехтование. К нему относятся показательное фехтование и сценическое. Показательным называется всякое фехтование, в котором фехтующие имеют ведущей задачей показать самый процесс фехтования, стараясь доставить этим интересное и красивое зрелище зрителям. Показательное фехтование находит место в спортивных праздничных показательных выступлениях, где оно может совершенно утратить характер единоборства и принимать гимнастизированные формы, как, например, в групповых выступлениях с фехтовальным оружием на парадах в честь Первого мая и Дня физкультурника на Красной площади в Москве, на стадионах и т. д.
Сценическое фехтование, или, как его иногда называют, историческое, имеет своей целью изобразить на сцене фехтование соответственно сюжету пьесы и исторической обстановке изображаемых событий.
* * *
Движения фехтовальщика во время спортивного боя являются выражением целенаправленной деятельности, подчиненной задаче победить противника и необходимости при этом оставаться в рамках правил ведения боя.
Деятельность фехтующего внешне состоит в основном из различных специализированных движений и фиксирования тоже специализированных различных положений. Эти фехтовальные движения и положения, как-то: боевая стойка, шаг вперед, удар по голове и т. д., имеющие свою определенную установленную технику, взятые обобщенно, т. е. в отвлечении от конкретного тактического мотива их применения, называются фехтовальными приемами. Кроме приемов, движения фехтующего могут включать в себя и не специализированные движения, например, выпрямление ног, опускание руки, хлестки оружием по оружию противника и т. д. Всякие движения фехтующего, специализированные или неспециализированные, применяемые, как единое смысловое целое, с задачей нанести в итоге удар-укол противнику, называются фехтовальным действием. Следовательно, один и тот же прием, в зависимости от замысла фехтующего, может стать воплощением совершенно различных действий: так, шаг вперед может выполняться с целями подготовки дистанции для своей атаки, лишения противника пространства в тылу, вызова контратаки, вытеснения противника за границы поля боя и т. д.
Действия и противодействия фехтующих могут составлять ряд непрерывно следующих одно за другим взаимодействий, не пресекаемых судьей, называемый фехтовальной фразой или схваткой. Фразы бывают односложными, содержащими в себе только действие и противодействие и развитыми, в которых взаимодействия не заканчиваются на противодействии, а развиваются далее, примеры: односложная фраза — один атакует, другой, защитившись, наносит ответный укол-удар. Развитая фраза — один атакует, другой, защитившись, пытается нанести укол-удар в ответе, атаковавший парирует попытку ответить и наносит укол-удар в контрответе.
Фразы могут завершаться не только нанесением укола-удара фиксируемого судьей, но и просто прекращением фехтующими на некоторое время активных действий без прекращения самого боя.
Все действия фехтующих делятся на подготавливающие успешность попытки поразить противника и на основные действия, т. е. движения, осуществляющие акты поражения и защиты. Основные действия (схема 2, параллель 1) по признаку боевой инициативы делятся на две главные группы: действия нападения и действия обороны и третью незначительную группу — смешанные действия, содержащие в себе одновременно элементы нападения и защиты (схема 2, параллель 2). Критерий боевой инициативы, выражающийся в начале решающего действия, имеет в фехтовании главенствующее значение, поскольку он лежит в основе тактики и фехтовального судейства.
Действия, классифицируемые по признакам боевой инициативы, в свою очередь группируются по характеру предварительного осмысливания (схема 2, параллель 3). Здесь возникают группы: 1) преднамеренных действий; 2) непреднамеренных активных действий экспромтом и 3) непреднамеренных защитных действий инстинктивного характера.
В свою очередь все действия, объединенные в группы по признаку инициативы и характера предварительного осмысливания классифицируются по критерию намерения на действия первого намерения и действия второго намерения (схема 2, параллель 4). Действия первого намерения — это акты, выполняющие ближайшую непосредственную задачу поразить противника или избежать получения укола-удара. Действия второго намерения умышленно вызывают развитие фразы в выгодном для применяющих их направлении. Действиями второго намерения могут быть как атаки, так и ответы и даже защиты (вызов ремиза).
Действия обороны по признаку их активности делятся на: активную оборону (защиты с ответом) и пассивную оборону (защиты без ответов и отступления без попыток поразить противника) (схема 2, параллель 2). Действия нападения — атаки по признаку момента их применения делятся на: основные, повторные, контратаки, ответные и встречные (схема 2, параллель 5). Защиты по этому же признаку делятся на конкретные, обобщающие и «взятие» клинка. Далее вступает в силу критерий технико-тактического порядка, который определяет действия по степени их технической сложности и делит их на простые и сложные (схема 2, параллель 6, и схема 3), группирующиеся уже по признаку их технического содержания, т. е. наличия в них тех или иных приемов.
Приемы делятся на две основные группы: положения и движения туловища и ног (схема 3, № 2, 4, 5, 10) и положения и движения оружием (схема 3, № 2, 3, 6, 8, 10). По признаку воплощения приемами тех или иных фехтовальных действий они распределяются на приемы: маневрирования, активного сближения, поражения противника и т. д. Здесь возникают и комплексы приемов одной или обеих групп, определяющие техническое содержание атак и защитных действий (схема 3, № 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15).
Движения оружием характеризуются по следующим признакам: пути движения оружием относительно его исходного положения (прямые, полукруговые, круговые удары и защиты); пути движения оружием, относительно оружия противника (удары или уколы — прямо, переводом, переносом; батманы и контрбатманы, захваты и контрзахваты); характеру прикосновения оружия к/оружию противника (отвод, отбив, подстановка, сухой батман, скользящий и т. д.); характеру прикосновения оружия к поверхности поражаемого пространства противника (удар сухой и режущий).