Современное фехтование за рубежом
В середине текущего столетия, т. е. к моменту выхода советских фехтовальщиков на международную арену, на XV Олимпийских играх в международном фехтовании сохранялось устойчивое, почти традиционное соотношение сил. На колющем оружии — рапирах и шпагах как в командных соревнованиях, так и в личных, безраздельно господствовали с переменным успехом французские и итальянские фехтовальщики. При этом итальянские фехтовальщики чаще имели преимущество в фехтовании на шпагах, а французские на рапирах.
В фехтовании на саблях в борьбе с итальянскими фехтовальщиками первенствовали венгерские мастера сабли. В командных финалах фехтования на шпагах нередко появлялись шведы (шпажисты из спортсменов современного пятиборья), оттесняя французских шпажистов. В финалах рапирных команд бывали египтяне, бельгийцы, немцы. В командную борьбу за призовые места в фехтовании на саблях часто включались французы, реже поляки и немцы. В женском фехтовании шла довольно ровная борьба между фехтовальщицами Венгрии, Италии, Франции, Германии, Голландии и Австрии.
Однако эта борьба в командных соревнованиях обычно заканчивалась победой венгерских фехтовальщиц, а личные соревнования женщин проходили с переменным успехом фехтовальщиц перечисленных стран.
Наибольшее развитие фехтование получило в европейских странах. Фехтовальщики этих стран, кроме участия в ежегодных первенствах мира и олимпийских играх, выступают в многочисленных традиционных международных командных встречах и личных турнирах.
Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Германии и Бельгии. Став международным, регламентированным правилами спортом в XIX столетии, современное фехтование находится еще под сильным влиянием исторически сложившихся в XVII в. итальянской школы и в XVIII в. французской, являющихся классикой фехтовального спорта. Несколько позже, уже в начале XX столетия, получила всеобщее признание и венгерская школа сабельного фехтования.
Понятие школы фехтования охватывает сумму определенных положений и требований в вопросах теории, техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки, а также конструкции оружия, сложившихся в процессе длительного и успешного культивирования данного вида спорта в законченную систему, строго отвечающую условиям своего времени, места и среды.
Однако широкое развитие фехтовального спорта, частые международные состязания постепенно разрушают чистоту школ и школьный патриотизм фехтовальщиков, приводят к тому, что фехтовальщики воспринимают технико-тактические положения разных фехтовальных школ и выбирают конструкцию фехтовального оружия, которая больше соответствует их вкусу, темпераменту и физическим качествам. Технико-тактические различия отдельных фехтовальных школ становятся все менее явными, все более неуловимыми.
Свободный выбор фехтовальщиками фехтовальной школы или отдельных элементов ее способствует развитию техники и тактики фехтования, методики обучения и тренировки в силу отсутствия при этом слепого преклонения перед непререкаемым авторитетом той или иной школы.
Существенным признаком начавшегося стирания искусственно еще кое-где сохраняемых границ фехтовальных школ является тот факт, что часть фехтовальщиков одной и той же страны придерживается разных школ для различных видов фехтования (рапира, сабля, шпага). Так, венгерская школа фехтования на саблях признана во всех странах, в том числе и в тех, которые имеют свои школы фехтования на других видах оружия. Французские саблисты, например, в подавляющем большинстве придерживаются венгерской школы сабельного фехтования. В то же время рапирное и шпажное фехтование в Венгрии находится под влиянием итальянской и французской школ.
Несмотря на идущий процесс смешения фехтовальных школ, на сегодня все же имеются некоторые различия между ними.
Французская школа фехтования на рапирах является во всех странах, культивирующих фехтовальный спорт, наиболее тонкой в техническом и в связи с этим наиболее сложной в тактическом отношениях. Французские фехтовальщики всегда были большими мастерами колющего оружия, уступая фехтовальщикам других стран в искусстве владения рубящим (сабля).
Техника, а вслед за ней и тактика фехтования в большой мере зависят от национальных школ фехтования и в немалой степени от конструктивных особенностей спортивного оружия, в частности от конструкции рукоятки. Здесь, однако, следует отметить, что введение с 1955 г. в практику официальных соревнований электрорапиры, оружия с утяжеленным и несколько хлестким клинком, ослабило различия во владении рапирой, связанные с устройством ее рукоятки.
Простая конструкция французской рапирной рукоятки и неприменение, в отличие от итальянцев, привязи рукоятки к кисти и лучезапястному суставу обусловливают менее плотное держание рапиры и обеспечивают большую свободу и тонкость управления движением рапиры при помощи пальцев. Такое держание рапиры развивает тонкие кинестетические и тактильные ощущения, возникающие при соприкосновении с оружием противника, ощущения, которые носят название «чувства железа».
Боевая стойка «французов» (подразумевая под этим всех приверженцев французской школы) отличается от итальянской нешироко расставленными ногами, почти вертикально и не вполне профильно поставленным корпусом, меньшей глубиной посадки, меньшей шириной стойки, меньшей профильностью корпуса, меньшим наклоном тела вперед. В связи с этим «французы» обладают большей легкостью и непринужденностью в маневрировании. Благодаря свободному и не глухому держанию рапиры «французы» легче «итальянцев» справляются с техническими затруднениями ближнего боя. Кроме того, боевые позиции «французов» менее устремлены вперед, а в защитных движениях они не избегают движения оружия на себя.
Тактическая характеристика современной французской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:
1) легкая и тонкая игра клинком, обманные движения и мягкое маневрирование;
2) мягкое вхождение в атаку в ожидании контрдействий («атака с открытыми глазами»);
3) стремление к сложным завязкам посредством ложных атак;
4) нечастые силовые воздействия на оружие противника;
5) большое разнообразие приемов защиты и нападения;
6) широкое использование «чувства оружия» для ориентации в схватках боя.
Итальянская школа фехтования на рапирах также имеет достаточное количество последователей в различных странах. Сложившись на почве дуэльного фехтования, эта школа носит на себе печать своего исторического прошлого (рис. 22). Существовавшие прежде приемы обезоруживания противника привели к особой конструкции рукоятки и способов ее держания.
Итальянская рапира имеет на рукоятке особую перекладину, обеспечивающую. плотное и мощное держание рапиры, которое усугубляется еще прочной привязью рукоятки к руке. Привязью достигается полная слитность рукоятки с кистью. Конструкция рукоятки, способ ее держания и привязывания помогают применять силовые воздействия на оружие противника. Этим объясняется частое употребление «итальянцами» захватов, завязываний, ударов (батманов) по оружию противника. Такое держание оружия не дает в полной мере использовать работу пальцев при владении рапирой и до известной степени препятствует развитию тонкого «чувства железа». Боевая стойка, принятая итальянской рапирной школой, отличается некоторой статичностью (застылостью). Она немного шире стойки «французов» и создает впечатление более плотного стояния. Туловище наклонено вперед. Рука угрожающе устремлена вперед.
Однако резкого отличия между боевыми стойками этих двух рапирных школ в настоящее время нет. Прикосновения к оружию противника в защитных и активных действиях на оружие у «итальянцев» более резкие и ударные.
Защиты характеризуются стремлением «ловить» оружие противника далеко от себя малыми смещениями гарды и в силу этого отчетливо выраженными выходами острия за контуры поражаемого пространства. Типично почти исключительное пользование для защиты нижних секторов второй защитой.
Тактическая характеристика итальянской школы фехтования на рапирах сводится к следующему:
1) стремление к заранее задуманным скоростным с самого начала атакам;
2) менее активная и менее разнообразная игра клинком;
3) склонность к применению силовых приемов: действительных батманов и захватов;
4) отсутствие стремления к сложным комбинационным завязкам;
5) избегание ближнего боя, в котором возникают технические затруднения.
Венгерская школа фехтования на саблях, завоевавшая к настоящему времени всеобщее признание, самая молодая из всех фехтовальных школ. Эта школа — передовое, прогрессивное явление в фехтовальном спорте. Авторитет ее велик, и на сегодня она признана лучшей сабельной школой в мире. Венгерские саблисты — бессменные победители первенств мира, олимпийских игр и других международных состязаний по фехтованию. Среди саблистов Италии и Франции идет процесс перехода на .венгерскую школу. Однако переход встречает затруднения в силу твердо укоренившихся старых технико-тактических положений. Возникнув на базе итальянской сабельной школы, венгерская школа впитала в себя все самое рациональное из этой школы, отбросив ее догматические наслоения, пойдя по линии естественности и свободы движений, по линии раскрепощения и динамичности.
Особенности сабельной венгерской школы:
1) глубокое овладение темпом, ритмом, характером движений и интенсивностью мышечных напряжений;
2) полная естественность и непринужденность боевой стойки, выражающаяся в ограниченном сгибе ног и узкой их расстановке, в далеко не профильном Положении корпуса по отношению к противнику, частом свободном опускании вооруженной руки вниз и почти полном выпрямлении ног в неострые моменты боя;
3) преимущественное применение, атак, начинающихся вкрадчивым сближением с непреднамеренным завершением;
4) легкое и вариативное, т. е. с нередким перехватыванием, держание оружия;
5) обобщение и сокращение числа защит в целях достижения наибольшей быстроты их выполнения (почти исключительное применение только третьей, четвертой и пятой защит);
6) широкое применение атак броском (флеш-атак);
7) ярко выраженный наступательный стиль боя;
8) тактическая игра, основанная на обыгрывании в чувстве дистанции, чередовании ударов в темп и ответных ударов.
Исключительно большое влияние оказало венгерское сабельное фехтование на польских саблистов. Это влияние усилилось благодаря работе венгерского тренера Кэвеи в Польской Народной Республике. Тем не менее польские фехтовальщики внесли в спортивную практику и теорию столько своего национального, что их фехтование приобрело особый облик, отличительными чертами которого является дальнейшее развитие естественности боевых положений и движений, крайняя подвижность и тактическая активность, основанная на быстроте передвижений.
В фехтовании на шпагах наиболее совершенной является итальянская школа. Имея общую направленность и черты, сходные со своим рапирным фехтованием, она оказывается наиболее отвечающей правилам и характеру боя на шпагах. Держа оружие и руку смело устремленными вперед и постоянно угрожая уколом, «итальянцы» не слишком увлекаются «охотой за рукой», т. е. попытками нанести укол непременно в руку противника. Итальянские шпажисты, являющиеся на сегодня сильнейшими в мире, отличаются от большинства своих противников богатым арсеналом боевых приемов и действий, присущих рапирному фехтованию. Они широко применяют атаки на отдаленные части тела противника, ответные уколы в туловище и атаки второго намерения. Все это вместе взятое придает бою итальянских шпажистов динамический, насыщенный острыми моментами характер.
Шведы, начавшие культивировать шпажное фехтование позже Франции и Италии, не обладающие традициями и большим опытом прошлого, внесли в шпажное фехтование своеобразие, не овладев, однако, общей фехтовальной культурой. Шведские шпажисты достигли большого командного успеха на XV Олимпийских играх, уступив лишь итальянцам. В дальнейшем их успехи резко снизились.
За последние годы резко повысилось мастерство венгерских шпажистов и особенно рапиристов, завоевавших на первенстве мира 1957 г. первое место. Рост мастерства в большой степени объясняется передовым характером всего венгерского фехтования, свободного от консервативно-патриотических тенденций классических школ. Критически принимая все ценное, что имеется в иностранных школах фехтования, венгерские спортсмены вносят в фехтование на колющем оружии прогрессивные идеи своего отечественного фехтования на саблях.
Таковы в общих чертах особенности существующих в настоящее время фехтовальных школ.