Страховка и помощь при занятиях гимнастикой.
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.
Под страховкой понимают готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.
В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, "проводку" занимающегося по траектории исполняемого упражнения.
Страховка и помощь имеют немаловажное значение особенно при выполнении рискованных движений.
Основные разновидности помощи: "Проводка" по движению; кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;Поддержка в статических положениях.
При осуществлении "проводки" преподаватель должен приложить усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.
Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.
Поддержка осуществляется, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях.
По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.
В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.
Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.
Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).
При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.
Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:
Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;
Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;
Знать индивидуальные особенности учеников.
Обучение приемам страховки и помощи
Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.
10. Этапы обучения двигательному действию.
знакомство с терминологическим названием упражнения;
изучение наглядных пособий;
демонстрация техники выполнения упражнения;
объяснение техники;
выполнение пробных попыток.
разучивание упражнения.
Уточнение представления об упражнении
Самоконтроль гимнаста впроцессе обучения.
Устранение ошибок в технике исполнения упражнений.
Закрепление и совершенствование двигательного навыка.
11. Методы обучения двигательным действиям.
метод целостного упражнения,который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению на относительно самостоятельные движения без существенного искажения его основной структуры. В этом случае можно облегчить условия выполнения упражнения путем оказания помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, упрощения исходного и конечного положения (например, подъем махом вперед из упора на руках легче выполнить, когда жерди находятся наклонно), использования тренажеров и дополнительных средств (поролоновых матов, комбинированных снарядов и т. п.).
Разновидностью метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений.Он заключается в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнений. Например, подводя-щим упражнением для обучения подъему махом вперед из упора на руках на брусьях может быть подъем махом вперед из упора на предплечьях. В то же время подъем махом вперед из упора на руках может служить подводящим упражнением для освоения подъема махом вперед на кольцах.
Вторым основным методом в обучении гимнастическим упражнениям является метод расчлененного разучивания,который предусматривает временное расчленение двигательного действия на составные части (относительно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соединением этих частей в целостное упражнение, что обеспечивает доступность обучения упражнению. Так, например, при обучении перевороту в сторону вначале можно обучить выходу в стойку на руках махом одной и толчком другой, затем переходу из стойки на руках в стойку ноги врозь, после этого соединить эти части и выполнить переворот в целом. Этим же методом широко пользуются при обучении гимнастическим упражнениям средней и повышенной трудности, а также при овладении гимнастическими соединениями и комбинациями.
При освоении некоторых упражнений, особенно опорных прыжков, используется разновидность метода расчлененного разучивания — метод решения частных двигательных задач.Он отличается от первого тем, что в этом случае подбирается серия учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. метод программированного обучения,для осуществления которого предварительно разрабатывается обучающая программа, в которой предусматривается проверка исходного состояния учащихся (готовность к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т. п.), серия учебных заданий, определение порядка перехода от одного задания к другому.
Метод стандартногоупражнения характеризуется многократным самостоятельным выполнением освоенного упражнения.
Метод переменного упражненияпредполагает создание изменяющихся условий, например выполнение освоенного элемента в соединении с ранее изученным, непривычное расположение снарядов и т. п.
Игровой и соревновательный методыподразумевают соперничество учеников между собой за достижение определенного результата. В этом случае полезными могут оказаться такие задания, как выполнение освоенного элемента на количество раз, на точность, на оценку.
12. Правила записи ОРУ.
Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи: обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания.
Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.
К правилам записи относится: порядок .записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи.
Запись общеразвиваюших упражнений.При записи отдельного движения надо указывать:
1. Исходное положение, из которого начинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и др.)
3. Направление (вправо, назад и т.п.).
4. Конечное положение (если необходимо).
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения.
Например, и.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам.
1. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх.
2. И.п.
Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают.
Например: и.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны.
1. С поворотом налево, правая сзади на носке, дугой книзу правую руку вперед.
2. Стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад.
Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».
Например: и.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед прогнувшись, руки в стороны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его.
Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».
Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи.
Например: Руки плавно вперед, кисти расслаблены.
Характеристика и классификация ОРУ. Требования к составлению комплекса ОРУ.
Общеразвивающие упражнения широко используются во всех видах гимнастики. Это координационно-несложные двигательные действия - упражнения, выполняемые с целью общей физической подготовки. Это упражнения без предметов, с предметами и отягощениями, с использованием гимнастического и тренажерного оборудования.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРУ
Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:
упражнения для рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц шеи;
упражнения для ног и тазового пояса;
упражнения для туловища;
упражнения для всего тела.
Конечно, следует отметить, что это деление условное и можно говорить лишь о преимущественном воздействии упражнений на соответствующие мышечные группы, так как при выполнении многих упражнений, предназначенных для одной части тела, участвует значительное число и других мышц. Кроме того, в зависимости от методической направленности все они могут быть связаны с развитием отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и др.), свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.), повышением функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов).
14. Поточное проведение ОРУ. Метод круговой тренировки.
Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:
во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;
во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.
в-четвертых, в комплекс должны подбираться такие упражнения, выполнение которых не затрудняло бы видение следующих упражнений (либо подобные упражнения могут использоваться в конце комплекса);
в-пятых, все упражнения в комплексе должны выполняться в одном темпе и ритме;
в-шестых, перед проведением комплекса занимающимся следует указать в какую сторону и с какой руки, ноги выполнять упражнение
Три варианта проведения поточным способом:
1. Выполнение упражнений с использованием показа следующего упражнения и одновременным повторением упражнения учениками за преподавателем.
2. При котором на 4-й или 8-ой четверке преподаватель подает команду: «1» - Следующее, «2» - упражнение, «3» - приседы, «4» - можно, на следующей четверке показывает упражнение с одновременным повторением занимающимися этих движений.
3. На первой и второй четверке преподаватель вместе с учениками выполняет 1 (2,3 и т.д.) упражнение; на третьей и четвертой четверке преподаватель делает замечания занимающимся. На пятой четверке преподаватель подает команду: «1» - Смотрим, «2» - следующее, «3» - упра, «4» - жнение; на шестой и седьмой четверке преподаватель показывает следующее упражнение, в это время занимающиеся продолжают выполнять предыдущее упражнение; и на восьмой четверке подается команда: «1» - Последний, «2» - (пауза), «3» - вправо, «4» - можно.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.
На одном рабочем месте (станции) могут выполняться упражнения:
· для развития координации движений,
· на другом — для развития равновесия на уменьшающейся площади опоры,
· на третьем — гибкости,
· на четвертом — мышечной силы,
· на пятом — быстроты двигательных действий,
· на шестом — выносливости к мышечной работе и др.